Научная статья на тему 'Методы и формы индивидуально-воспитательной работы в военных учебных заведениях'

Методы и формы индивидуально-воспитательной работы в военных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / КУРСАНТ / ДИСЦИПЛИНА / РАЗВИТИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / МЕТОДЫ / КАЧЕСТВО / EDUCATION / TRAINING / FORMATION / CADET / DISCIPLINE / DEVELOPMENT / BEHAVIOR / STUDENTS / MILITARY MAN / METHODS / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябцев Алексей Андреевич

Цель. Исследование, формирование и развитие у курсантов нормального морально-психологического состояния в коллективе, развитие чувства товарищества и сплоченности с целью успешного освоения ими учебных программ. Методы. Теоретико-методологический анализ литературных источников, использование авторских методик, контрольных экспериментов, обработка полученных результатов. Результат. Воспитание и обучение молодых специалистов осуществляется в сложных активно эволюционирующих условиях, которое влечет за собой постепенное возрастание моральной и физической нагрузки на обучающихся (курсантов). В этих условиях, успешное выполнение стоящих перед преподавателем (командиром) задач, обязывает осуществить усиление и контроль за воспитательным процессом обучающихся, тем самым повышая дисциплину в подразделении. Ведь повышение дисциплины развивает способность у обучающихся осознано и качественно, несмотря на внешние и внутренние препятствия, выполнять необходимые требования деятельности, следовать ее целям, задачам и доводить дело до конца. Следовательно, возрастает эффективность усвоения переданной от преподавателя обучающемуся информации. Выводы. В системе обучения сегодня важнейшее место занимает индивидуально-воспитательная работа. Она должна проводиться непосредственно в подразделениях (ротах) командирами и заместителями командиров рот (подразделений) по воспитательной работе, тем самым повышая уровень знаний и способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябцев Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and Forms of Individual Educational Work in Military Schools

The aim of the article is to study, form and develop the cadets’ normal moral and psychological condition in collective, to develop the fellowship and cohesion with the aim of successful implementation the academic program. Methods. Theoretical and methodological analysis of literary sources, the use of author's methods, control experiments, processing of the obtained results. Result. The upbringing and training of young specialists is carried out in difficult actively evolving conditions, which entails a gradual increase in the moral and physical burden on students (cadets). Under these conditions, the successful fulfillment of the tasks facing the teacher (commander), makes it necessary to strengthen and control the educational process of students, thereby increasing discipline in the unit. After all, an increase in discipline develops the ability of the students consciously and efficiently, despite external and internal obstacles, to fulfill the necessary requirements of the activity, follow its goals, objectives and bring the matter to the end. Consequently, the efficiency of mastering the transmitted information from the teacher to the student increases. Conclusion. The above, it is not by chance that in the educational system today, the most important place is occupied by individual educational work. It should be conducted directly in units (companies) by commanders and deputy commanders of companies (units) for educational work, thereby increasing the level of knowledge and abilities of students.

Текст научной работы на тему «Методы и формы индивидуально-воспитательной работы в военных учебных заведениях»

С. 37-39. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

teaching internet technologies to the students of pedagogical universities. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. M. Gertsena [Proceedings of A. M. Herzen Russian state pedagogical university]. 2008. Iss. 51. Pp. 234-240. (In Russian)

2. Mirnova M. N. Competence-based approach to the training of modern teachers of biology. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheni-ya kvalifikacii kadrov [Scientific support of the system of advanced training]. 2013. No. 3-4 (1617). Pp. 95-100. (In Russian)

3. Nikitina L. A. Problem of methodical preparation of the future primary school teacher in the conditions of transition to new educational standards. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and pedagogical review]. 2015. No. 1 (7). Pp. 73-80. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Разаханова Венера Пирмагомедовна,

кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 11.02.2019 г.

http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=1 0755 (дата обращения: 01.02.2019).

Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagog-icheskoe obrazovanie № 121 ot 22 fevralya 2018 g. [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation "On approval of the Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education No. 121 of February 22, 2018].

5. Tsareva S. E. Methodical training in the system of vocational training of primary school teachers. International journal of experimental education. 2016. No. 12. Pp. 37-39. [Electronic resource]. Mode of access. http:// www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10755 (accessed: 01.02.2019). (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Venera P. Razakhanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of biology, Ecology and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 11.02.2019

References

1. Kuznetsova L. M. Methodical system of 4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372

DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-67-71

Методы и формы индивидуально-воспитательной работы

в военных учебных заведениях

@ 2019 Рябцев А. А.

Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Исследование, формирование и развитие у курсантов нормального морально-психологического состояния в коллективе, развитие чувства товарищества и сплоченности с целью успешного освоения ими учебных программ. Методы. Теоретико-методологический анализ литературных источников, использование авторских методик, контрольных экспериментов, обработка полученных результатов. Результат. Воспитание и обучение молодых специалистов осуществляется в сложных

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

активно эволюционирующих условиях, которое влечет за собой постепенное возрастание моральной и физической нагрузки на обучающихся (курсантов). В этих условиях, успешное выполнение стоящих перед преподавателем (командиром) задач, обязывает осуществить усиление и контроль за воспитательным процессом обучающихся, тем самым повышая дисциплину в подразделении. Ведь повышение дисциплины развивает способность у обучающихся осознано и качественно, несмотря на внешние и внутренние препятствия, выполнять необходимые требования деятельности, следовать ее целям, задачам и доводить дело до конца. Следовательно, возрастает эффективность усвоения переданной от преподавателя обучающемуся информации. Выводы. В системе обучения сегодня важнейшее место занимает индивидуально-воспитательная работа. Она должна проводиться непосредственно в подразделениях (ротах) командирами и заместителями командиров рот (подразделений) по воспитательной работе, тем самым повышая уровень знаний и способностей обучающихся.

Ключевые слова: воспитание, обучение, формирование, курсант, дисциплина, развитие, поведение, учащиеся, военнослужащий, методы, качество.

Формат цитирования: Рябцев А. А. Методы и формы индивидуально-воспитательной работы в военных учебных заведениях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 67-71. DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-6771

Methods and Forms of Individual Educational Work

in Military Schools

@ 2019 Aleksey A. Ryabtsev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to study, form and develop the cadets' normal moral and psychological condition in collective, to develop the fellowship and cohesion with the aim of successful implementation the academic program. Methods. Theoretical and methodological analysis of literary sources, the use of author's methods, control experiments, processing of the obtained results. Result. The upbringing and training of young specialists is carried out in difficult actively evolving conditions, which entails a gradual increase in the moral and physical burden on students (cadets). Under these conditions, the successful fulfillment of the tasks facing the teacher (commander), makes it necessary to strengthen and control the educational process of students, thereby increasing discipline in the unit. After all, an increase in discipline develops the ability of the students consciously and efficiently, despite external and internal obstacles, to fulfill the necessary requirements of the activity, follow its goals, objectives and bring the matter to the end. Consequently, the efficiency of mastering the transmitted information from the teacher to the student increases. Conclusion. The above, it is not by chance that in the educational system today, the most important place is occupied by individual educational work. It should be conducted directly in units (companies) by commanders and deputy commanders of companies (units) for educational work, thereby increasing the level of knowledge and abilities of students.

Keywords: education, training, formation, cadet, discipline, development, behavior, students, military man, methods, quality.

For citation: Ryabtsev A. A. Methods and Forms of Individual Educational Work in Military Schools. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Pedagogical and Psychological Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 67-71. DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-67-71

Введение

Становление и развитие личности курсантов в учебных заведениях - тяжелый и многогранный процесс, осуществление которого определено рядом факторов: личные морально-деловые качества каждого курсанта, общественно-социальная среда

(коллектив), воспитание, обучение и бытовые условия.

Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод о том, что в некоторых учебных заведениях нет четкой системы изучения и проведения индивидуально-воспитательной работы с курсантами.

В некоторой степени утрачен предыдущий накопленный опыт изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, что ведет к серьезным проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения. В некоторых случаях не в полном объеме оцениваются состояние морально-деловых качеств военнослужащих, обстановка и психологический климат воинских коллективов.

Индивидуальная воспитательная работа включает в себя эффективные методы и формы работы с подчиненными, с учетом использования накопленного практического опыта и научных рекомендаций.

Цель исследования - развитие и формирование морально-психологического состояния в коллективе обучающихся с помощью различных методов, для более эффективного освоения ими учебных программ.

Методы - анализ различных литературных источников, использование авторских методик, а также обработка полученных результатов.

Результаты исследования

Индивидуально-воспитательная работа - важнейший компонент информационно-воспитательной работы. Она помогает:

- выявить мотивы поведения учащихся, отношение каждого из них к своим обязанностям, товарищам, к себе;

- изучать и анализировать морально-психологическое состояние курсантов, прогнозировать перспективы его развития;

- своевременно прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими, выявлять неформальных лидеров и проводить работу с ними;

- знать обстановку в семьях курсантов, правильно выбирать наиболее эффективные методы, формы и средства воздействия на каждого, в целях формирования у них чувства личной ответственности за добросовестное выполнение своих обязанностей. Концепция индивидуального воздействия на курсантов выдвигает следующие требования, которых следует придерживаться при работе с обучающимися:

1) целиком и в полной мере изучать каждого курсанта, его персональные качества и личные особенности, предвидеть развитие личности военнослужащего;

2) планировать программы индивидуальной работы с каждым курсантом;

3) постепенно воздействовать на каждого учащегося в целях обучения и развития у него профессионально-значимых личностных качеств;

Производить индивидуально-

воспитательную работу следует постепенно, последовательно, повсеместно и целенаправленно. Наряду с тем, в индивидуально-воспитательной работе используются следующие методы:

1. Наблюдение - это постоянная и целенаправленная оценка поведения, деятельности и отношений к действительности изучаемой личности. Выражается в наличии конкретной цели, постоянном сборе и фиксации полученных результатов. Все данные фиксируются и накапливаются с целью подробного и углубленного изучения каждого из обучающихся.

2. Индивидуальная беседа - может проводиться как непосредственно с отдельными курсантами, так и с командирами отделений, старшинами групп. Цель такой беседы позволяет выявить так называемых изгоев, определить реальное положение дел в коллективе.

Как показывает практика именно метод индивидуальной беседы наиболее эффективен при первоначальном изучении закрытого коллектива. При подготовке к индивидуальной беседе следует обратить внимание на ее планирование и содержание, также она должна иметь четкую и ясную цель. Проведение беседы должно осуществляться в удобное время в помещении без лишних раздражителей в непринужденной обстановке. Вид беседы должен проходить в форме активного диалога, преследуя познавательную и воспитательную цели.

Индивидуальную беседу не следует начинать спонтанно, лучше о проведении беседы сообщить курсанту заранее, это психологически подготовит его к откровенному разговору. По результатам беседы следует наметить пути дальнейшей работы с курсантом, вопросы, которые необходимо уточнить или проверить. Результаты следует заносить в специальные карты индивидуально-воспитательной работы. Ни в коем случае не следует допускать широкий круг лиц к результатам индивидуальных бесед.

3. Изучение документов - предполагает получение нужных сведений с помощью тщательного изучения документов, отражающих ход и результаты учебно-воспитательной работы. Это позволяет ру-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL Vol. 13. No. 1. 2019

ководителю четко проанализировать за определенный период состояние учебы, морально-психологического состояния и выявить тенденции к их корректировке.

4. Метод тестирования и анкетирования - этот метод полагается на выявление и изучение личностных психологических качеств и индивидуальных особенностей курсантов с помощью использования разных анкет и тестов. Данные, полученные в ходе анкетирования, в дальнейшем активно используются при проведении индивидуально-воспитательной работы.

5. Метод обобщения независимых характеристик - этот метод характеризуется сбором информации от сокурсников, непосредственных руководителей и начальников с дальнейшим обобщением и учетом полученных данных.

6. Метод самоотчета - один из эффективных методов изучения индивидуальных особенностей курсанта. Суть метода заключается в том, что курсант сам рассказывает о себе, о своем отношении к учебе, коллективу, общественной, личной жизни, поступкам (на собрании курсантов, подведении итогов и т. п.). При этом следует наблюдать и анализировать высказанные мысли.

Эффективность применения методов воспитательной работы зависит от правильности выбранной формы индивидуально-воспитательной работы. Отсюда следует выделить наиболее эффективные формы индивидуальной воспитательной работы:

- индивидуальные беседы с курсантами как одна из основных форм индивидуальной работы;

- индивидуальные задания и поручения;

- требовательность и контроль за состоянием обучения и поведением курсантов со стороны командиров;

- вовлечение в индивидуально-воспитательную работу старшинского состава, неформальных лидеров микрогрупп. Используя эту форму, следует помнить, что данная категория не должна иметь доступа к картам индивидуально-воспитательной работы.

Л. В. Теория и практика воспитательной работы (краткий курс лекций). Новосибирск, Ч. 1., 2006. С. 73-77.

Следует помнить о необходимости составления плана индивидуально-воспитательной работы как минимум раз в месяц. В соответствии с ним организуется постоянное изучение курсантов с дальнейшими выводами о состоянии учебной и воинской дисциплины в группах, а также о морально-психологическом состоянии коллектива. Необходимость эта вызвана формированием здоровой обстановки в коллективе и грамотным руководством подчиненными (курсантами).

Создание атмосферы доверия и уважения, знание запросов и интересов каждого курсанта способствуют совершенствованию его знаний, тем самым повышая уровень обучения. Так же при проведении индивидуально-воспитательной работы следует учитывать возраст курсантов, так как среди них могут быть как юноши с еще не устоявшимся мировоззрением, так и уже сформировавшиеся личности. Не следует упускать из поля зрения и различия в их семейном положении. Исходя из этого, следует разъяснять, что по окончанию учебного заведения бывшие курсанты придут в войска в качестве офицеров и будут руководить подчиненным личным составом. А это в свою очередь обязывает их постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, навыки и умения, быть образцом в выполнении воинского долга.

Вывод

Отсюда следует что, индивидуальная воспитательная работа - это постоянное психологическое и педагогическое воздействие на сознание курсанта, совершаемое командирами (заместителями командиров подразделения по воспитательной работе) в ротах. Целью воздействия является формирование и развитие у курсантов адекватного морально-психологического состояния в коллективе, разностороннего совершенствования, формирование и развитие чувства товарищества и сплоченности для успешного освоения учебных программ и формирования морально-боевых качеств.

ных Силах Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Н. И. Резника. М., 2005. С.13-17.

Литература

1. Авдеев В. В., Чернов С. А., Глемба 2. Воспитательная работа в Вооружен-

3. Памятка молодому офицеру: как провести индивидуальную беседу. М.: Вое-низдат, 1986. С. 89-94.

4. Стрежнев В. В. Индивидуальный

1. Avdeev V. V., Chernov S. A., Glemba L. V. Teoriya i praktika vospitatel'noj raboty (kratkij kurs lekcij) [Theory and practice of educational work (short course of lectures)]. Novosibirsk, P. 1., 2006. Pp. 73-77.

2. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie [Educational work in the Armed Forces of the Russian Federation: study guide]. Ed. by N. I. Resnick. Moscow, 2005. Pp. 13-17.

3. Pamyatka molodomu oficeru: kak provesti individual'nuyu besedu [Memo to the young officer: how to conduct an individual

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Рябцев Алексей Андреевич, аспирант, кафедра информационно-

коммуникационных технологий, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия: email: [email protected]

Принята в печать 14.02.2019 г.

5. Теория и практика воспитания военнослужащих: учебное пособие / под ред. Н. И. Резника. М., 2002. С. 12-21.

conversation]. Moscow, Voenizdat Publ., 1986. Pp. 89-94.

4. Strezhnev V. V. Individual'nyj podhod v vospitanii voinov [Individual approach in the education of soldiers]. Moscow, Voenizdat Publ., 1978. Pp. 54-63.

5. Teoriya i praktika vospitaniya voen-nosluzhashchih: uchebnoe posobie [Theory and practice of education of military personnel: a textbook]. Ed. by N. I. Resnick. Moscow, 2002. Pp.12-21.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Aleksey A. Ryabtsev, postgraduate, chair of Information and Communication Technologies (ICT), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 14.02.2019

подход в воспитании воинов. М. : Воениз-дат,1978. С. 54-63.

References

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 811.161.1: 378.14 DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-71-76

Особенности формирования иноязычной дискурсивной компетенции в процессе внеаудиторной работы

@ 2019 Сатретдинова А. Х., Пенская З. П.

Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия; e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования иноязычной дискурсивной компетенции студентов медицинского вуза в процессе внеаудиторной работы. Методы: статистический, сплошной выборки, анкетирование. Результат. Предложен опыт организации и проведения внеаудиторных занятий (студенческих научных конференций и проектов), направленных на совершенствование речевых навыков. В результате проведенного исследования было выявлено, что внеаудиторные мероприятия повышают интерес обучающихся к русскому языку и способствуют гармонизации отношений между студентами в группе. Вывод. С целью формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.