УДК 159.9:343.83
DO110.33463/2072-8336.2020.3(52).111-117
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА НА ДОЛЖНОСТИ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Ю. С. Лисник
Для цитирования
Лисник, Ю. С. Теоретико-методологические основы проблемы психологического отбора на должности младших командиров образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / Ю. С. Лисник // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 3(52). - С. 111-117. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.3(52).111-117.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Исходя из анализа научных публикаций, руководящих нормативных источников и обзора методических материалов в статье раскрыта актуальность изучения проблемы психологического отбора на должности младших командиров образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний с целью разработки психологических критериев их отбора и выявления степени пригодности. Проведен сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к проблеме психологического отбора младших командиров, в том числе с раскрытием и выявлением содержания основных критериев, предъявляемых к личностям кандидатов. С учетом исследований профессионального отбора младших командиров по психологическим критериям обоснована программа по изуче-
© Лисник Ю. С., 2020
нию психологических факторов и закономерностей эффективности служебной деятельности заместителей командиров взводов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, с применением анкетирования и комплекса психодиагностических методик, ориентированных на изучение сфер жизнедеятельности.
Ключевые слова: ведомственные образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний, заместитель командира взвода, критерии отбора, личностные качества, психологический отбор, сержанты, уголовно-исполнительная система.
Армией командую я и сержанты.
Маршал Советского Союза Г К. Жуков
Совершенствование российской уголовно-исполнительной системы и
федерального законодательства определяет возрастание профессиональных требований не только к действующим, но и к будущим сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Перед образовательными организациями ФСИН России стоят задачи подготовки будущих руководителей и специалистов различных направлений деятельности пенитенциарной системы. Согласно приказу ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» одним из ведущих и системообразующих направлений подготовки кадрового потенциала является проведение индивидуально-воспитательной и коллективной работы с личным составом, которая состоит из комплексных «информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий», которые направлены на развитие у будущих сотрудников УИС определенной совокупности профессиональных качеств. Кроме того, одной из интегрированных задач воспитательной работы является создание «профессионально компетентных, обладающих организаторскими способностями, инициативных, высоконравственных работников УИС». Значительную роль в реализации данного направления деятельности играют младшие командиры, которые проживают и обучаются с курсантами, влияя на развитие их способностей и профессиональных качеств, формирование разумной и целесообразной инициативы, высокого уровня нравственности как в процессе службы, так и в быту. В связи с этим проведе-
ние исследования, направленного на выявление психологических критериев, предъявляемых к младшим командирам образовательных организаций ФСИН России, представляется весьма актуальным.
Вопрос о роли сержантов в подготовке личного состава и качественном психологическом отборе для замещения должностей младшего начальствующего состава в силовых структурах и ведомственных образовательных организациях ставился как зарубежными (N. Antanaitytе', KVabolytе', G. Valickas, 2007; E.K. Farina, 2019), так и отечественными (М. Г Деболь-ский, А. В. Кокурин, 2005; Б. Г Бовин, А. М. Раков, 2009; В. Н. Курганов, 2009; Д. С. Сизов, 2014; О. В. Евтихов, А. В. Жильцов, 2017; Л. В. Медведева, А. С. Евдокимов, А. С. Константинова, 2018) учеными.
В то же время исследования, позволяющие сформировать представление о теоретических предпосылках современных тенденций в сфере исследований личностных и профессиональных требований к лицам, занимающим должности младших командиров образовательных организаций ФСИН России (заместители командиров взводов), фактически отсутствуют.
Прежде всего следует внести некоторую ясность в понятийный аппарат. Термины «младший командир», «сержант», «унтер-офицер» и «заместитель командира» взвода рассматриваются как синонимы, поскольку в литературе [2, 12] они обозначают помощников офицеров и трактуются как собирательное название для младшего начальствующего состава. Несмотря на историческое изменение в названии, содержание и сущность их деятельности не изменились.
История отбора на должность младшего командира зародилась еще в Средние века как различного рода служение королю в обмен на земельный участок. При этом военная служба в качестве солдата была наиболее распространенной. По мнению A. L. Pool (1993), в Средние века термин «сержант» (serviens) имел различные коннотации. Так, в узком смысле его использовали для обозначения простого солдата, а в широком - арендатора в сержантерии, то есть того, кто владеет землей в качестве дара за особую службу [16]. Учеными также указывается, что «самым распространенным является поиск слуги или сержанта для выполнения обязанностей солдата в королевской армии» [17, с. 285].
К XIV в. образ сержанта как будущего младшего командира приобретает индивидуальные личностные черты, которые рассматриваются при отборе. J. H. Benton (1909) указывает, что от кандидатов в сержанты требовалось наличие таких личностных качеств, как осторожность, мудрость, сдержанность, почтительность и справедливость [14]. XV веком датируется возникновение армейского звания «сержант» (Франция. Германия, Англия) [12]. Таким образом, анализ исследований показывает, что уже к концу XV в. были заложены истоки отбора младших командиров. Изначально отбор осуществлял король, а ценз, который применялся к кандидатам, различался в зависимости оттребуемой государю формы службы.
Зарубежные исследователи N. An-tanaityt^, K. Vabolyt^, G. Valickas (2007) отмечают, что критерии психологического отбора на должность сержанта определяются в первую очередь их должностными обязанностями и, сле-
довательно,психологическими характеристиками, необходимыми для реализации соответствующего направления деятельности. В связи с этим в целях проведения предварительной оценки личностных характеристик кандидатов на должности был разработан ситуационный тест отбора сержантов. Он содержит 11 проблемных ситуаций (заданий), наиболее часто возникающих в деятельности сержантов. Задания теста необходимо решить за определенное время. На основе такого ситуационного теста авторы выделили пять психологических критериев отбора сержантов, а именно: целеустремленность, лидерство, военная дисциплина, межличностные компетенции и исполнительность [13].
E. K. Farina, L. A. Thompson, J. J. Knapik, S. M. Pasiakos, J. P. McClunga, H. R. Liebermana (2019) предложили проводить отбор солдат и сержантов по физическим показателям, демографическим, физиологическим и психологическим факторам. Физические показатели отражают общий уровень физической подготовки, объективно зафиксированный в результатах стандартных физических упражнений на силу, ловкость и выносливость. В демографические параметры включены возраст, образование, семейное положение и наличие детей. Физиологические факторы определяются уровнем гормонов субъекта, к которым относятся, в числе прочих, адреналин и но-радреналин. К психологическим факторам ученые относят устойчивость к стрессу, общий уровень способностей, интеллекта и «grit» - личностно-субъ-ективное качество, которое объединяет в себе стойкость интересов во времени и настойчивость при достижении целей [15].
Подготовку младших командиров в армии изучал русский исследователь Е. Б. Каныгин (2012). Согласно данным его исследований, до середины XIX в. младший командный состав в армии и на флоте формировался по профессионально-сословному признаку [7]. Однако после 1867 г. при полках и батальонах учреждаются учебные команды для подготовки младшего командного состава (унтер-офицеров) [10], критерием отбора в которые были такие качества, как высокая нравственность, способности к службе, грамотность и стойкий характер [6]. Таким образом, к концу XIX в. сформировалась определенная системность в методиках подготовки младших командиров, частью которой был отбор с учетом личностных качеств, способностей и характера.
Пенитенциарные психологи М. П Де-больский, А. В. Кокурин (2005) указывают на необходимость составления развернутой психологической характеристики абитуриентов, которая может в дальнейшем использоваться при укомплектовании по психологическому признаку учебных групп курсантов. Кроме того, в дальнейшем такая характеристика может использоваться в отборе и при назначении младших командиров. Основным критерием, определяющим, каким образом должен проводиться отбор, является так называемая психологическая модель личности выпускника, характерная для всех образовательных организаций ФСИН России, вне зависимости от специальности. Знание такой модели личности выпускника определяет перечень тех профессионально значимых качеств и тех критериев, по которым их можно оценивать [3].
Вопросом психологического отбора в системе ФСИН России занимались
Б. П. Бовин, А. М. Раков (2009). Они выделяли два подхода к критериям профессионального психологического отбора сотрудников УИС. В частности, согласно первому подходу отбор кандидатов в УИС проводится по минимуму требований (то есть отбор только при наличии крайне неблагоприятных индивидуальных характеристиках личности), согласно второму подходу - по максимуму требований, то есть выявление кандидатов, наиболее соответствующих требованиям к профессионально важным качествам. Исследователи отмечали «необходимость переориентации психологического отбора на личностные факторы» [1, с. 104], что, в свою очередь, смогло бы объединить оба подхода. При этом особенно отмечалось, что необходимо разностороннее изучение личности кандидата, не только основывающееся на психодиагностических методиках, но и учитывающее заключение психолога. Такое заключение должно отражать уровень психологической пригодности в цифрах от 1 (рекомендован в первую очередь) до 4 (не рекомендован) [1].
Изучением критериев психологического отбора младших командиров пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ Росссии) занимался В. Н. Курганов (2009). В качестве критерия отбора, по его мнению, может использоваться определенная совокупность психологических свойств личности, а именно: социальная эргичность (коммуникабельность, лидерство, со-циабельность), предметная пластичность (способность в переключении мышления и видов деятельности), общительность (взаимопомощь, контактность, социальная адаптация), норма-
тивность в поведении (сознательное соблюдение требований и законов), практичность (деловая направленность действий на решение жизненных ситуаций), вера в себя, интерналь-ность (склонность считать, что успех прежде всего зависит от собственных действий), военно-профессиональная мотивация [8].
Востребованность выявления критериев психологического отбора младших командиров подтверждается и в исследовании Д. С. Сизова (2014), который замечает, что кандидаты, претендующие на сержантскую должность, проходят отбор по одним и тем же требованиям и критериям, которые предъявляются ко всем абитуриентам [12]. Вместе с тем, как отмечает Д. С. Сизов, в круг обязанностей сержанта входит подготовка курсантов к несению службы (внутренней и караульной), привитие навыков поведения и контроль выполнения профессиональных обязанностей, возникающих на протяжении всего периода обучения [12]. Таким образом, можно утверждать, что специализированный психологический отбор на должность младшего командира, позволяющий в дальнейшем справляться с дополнительными требованиями, отсутствует. Кроме того О. В. Евтихов, А. В. Жильцов (2017) отмечают, что назначенные младшие командиры учебных групп часто не имеют организационно-управленческой подготовки, поэтому в психологическом отборе для них в наибольшей степени существенным являются лидерские задатки, обеспечивающиеся личностными качествами, свойствами и активностью [5].
Изучением критериев отбора на должность младшего начальствующего состава вуза МЧС России и их дальнейшей подготовки занимался
А. С. Евдокимов (2018). В качестве критериев были выделены: исполнение поручений руководства, личные проявления (адаптивность, независимость поведения, коммуникативность и т. д.) и перечень определенных умений (планирование собственной работы,проявление психологической устойчивости, принятие самостоятельных решений и т. д.) [4]. Было также отмечено, что процедуры отбора и методики их осуществления зависят от требований, предъявляемых к кандидатам на должность младшего начальствующего состава. Так, значимым показателем будет являться объем учебной и служебной нагрузки, который влияет на уровень работоспособности, стрессоустойчи-вости и целеустремленности [9].
Анализ опубликованных научных исследований показал, что, несмотря на востребованность выявления психологических критериев отбора на должность младшего командира в ведомственных образовательных организациях и силовых структурах, исследований по данной тематике крайне мало. В то же время проводилось изучение личностных качеств, которыми должен обладать младший начальствующий состав высших военных учебных заведений МВД России, МЧС России и органов ФСБ России. Преимущественно в процессе психологического отбора и изучения личностных особенностей кандидатов используются психодиагностические методики, проводимые психологом, и методы аудиовизуальной оценки, используемые вышестоящим руководством факультета или курса.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок становления психологического отбора позволяет констатировать, что поиск критериев
психологического отбора был и остается актуальным в настоящее время, так как и в зарубежных, и в отечественных публикациях отсутствуют исследования, посвященные анализу данной проблемы для образовательных организаций ФСИН России. Кроме того, отсутствует эмпирически обоснованный инструментарий для проведения психодиагностики по выявлению значимых личностных качеств курсантов, претендующих на замещение должности младшего командира. В связи с этим считаем необходимым в качестве перспективного направления провести эмпирическое исследование, направленное на изучение психологических факторов и закономерностей эффективности служебной деятельности заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России с целью разработки психологических критериев их отбора. Проведение исследования планируется в ряде ведомственных образовательных организаций, в частности в Академии ФСИН России, Вологодском институте права и экономики ФСИН России, Псковском филиале Академии ФСИН России. В комплексе психологических методик будут использованы анкетирование и личностные опросники, направленные на эмоционально-волевую, аффективно-коммуникативную, организационную и мотивационную сферу кандидатов, претендующих на должность младшего командира учебной группы курсантов. Это означает, что программа психодиагностического исследования должна быть ориентирована на изучение индивидуальных качеств, которые необходимы руководителю малого курсантского коллектива - заместителю командира взвода. В связи с этим подбор психологиче-
ских методик в программу исследования должен учитывать достаточную стандартизацию, высокую надежность, критериальную валидность и репрезентативность методик, а при интерпретации результатов основываться на объективизме и рациональности выводов.
Библиографический список
1. Бовин Б. Г, Раков А. М. Профессиональный психологический отбор в уголовно-исполнительной системе России и его эффективность // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 104-114.
2. Государственность России : словарь-справочник. Кн. 1. А-Г / редкол.
B. Д. Банасюкевич и др. М., 1996. 324 с.
3. Дебольский М. Г., Кокурин А. В. Пути совершенствования деятельности групп психологического обеспечения образовательных учреждений ФСИН России // Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и пути его совершенствования. М. : Изд-во Моск. ин-та права, 2005. URL : https://mgppu.ru/ people/65/499.
4. Евдокимов А. С. Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2018. 29 с.
5. Евтихов О. В., Жильцов А. В. Профессионально-управленческая компетентность и проблема лидерства младших командиров учебных групп образовательных организаций МВД России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 4(29).
C. 87-92.
6. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления : в 2 т. М. : ОЛМА-Пресс, 2002. Т. 2. 415 с.
7. Каныгин Е. Б. История подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии XVIII - начала XX века // Мир образования - образование в мире. 2012. № 4(48). С. 47-52.
8. Курганов В. Н. Психологическое обоснование методов оценки профессиональной пригодности кандидатов на должности младших командиров пограничных органов ФСБ России : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.
9. Медведева Л. В., Евдокимов А. С., Константинова А. С. Модель командира младшего начальствующего состава вуза МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2018. № 3. С. 119-124.
10. Панченко А. М. Благодаря его... инициативе, работы... двинулись с замечательною плодотворностью. Деятельность генерал-адъютанта Г. И. Черткова как помощника председателя главного комитета по устройству и образованию войск // Военно-исторический журнал. 2018. № 10. С. 63-71.
11. Сизов Д. С. Проблема профессиональной подготовки сержантов военных вузов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-пе-
дагогического университета. 2014. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-professionalnoy-podgotovki-serzhantov-voennyh-vuzov (дата обращения: 13.05.2020).
12. Советская военная энциклопедия. Радиоконтроль — Тачанка. Т. 7. / Н. В. Огарков и др. М. : Воениздат, 1979. 693 с.
13. Antanaitytе', N., Vabo^', K. & Valickas, G. 2007, 'Serzantu situacinio atrankos testo kurimas', Psichologija, vol. 35, pp. 79-95.
14. Benton, J. H. 1909, The lawyer's official oath and office, Boston.
15. Farina, E. K., Thompson, L. A., Knapik, J. J., Pasiakos, S. M., McClunga J. P. & Lieberman, H. R. 2019, 'Physical performance, demographic, psychological, and physiological predictors of success in the U.S. Army Special Forces Assessment and Selection course', Physiology & Behavior, vol. 210, doi:10.1016/j. physbeh.2019.112647.
16. Pool, A. L. 1993, From Domesday Book to Magna Carte, 1087-1216, Oxford.
17. Pollock, F. & Maitland, F. W. 1898, The History of English Law before the Time of Edward I, vol. 1, Cambridge.