Бавсун Ирина Геннадьевна Шевченко Никита Константинович
Организация подготовки младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций
системы МВД России
Рассматривается вопрос качественной подготовки младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций системы МВД России, обосновывается ее актуальность, выявляются проблемы ее организации. Авторы предлагают свое видение системы и процесса подготовки младшего начальствующего состава учебных групп, включающих в себя организационные мероприятия и обучение сержантского состава, т.е. профессионально-управленческую подготовку, которая может стать первой ступенью единой многоуровневой комплексной системы подготовки руководящих кадров органов внутренних дел.
Ключевые слова: органы внутренних дел, подготовка кадров, руководящий состав, резерв, профессионально-управленческая подготовка.
Organization of training of junior commanding staff of educational groups of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article draws attention to the question of the need for quality training of junior commanding staff of educational groups of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, substantiates its relevance and identifies problems of its organization. The authors offer their own vision of the system and the process of training junior commanding staff of training groups, including organizational measures and training for sergeants, professional and managerial training, which can be the first step of a single multi-level integrated system of training of senior officials of the internal affairs bodies.
Key words: internal affairs bodies, training, management, reserve, professional and managerial training.
Специфика управленческой деятельности зависит от сферы управления, характера решаемых задач, особенностей объекта управления и многих других факторов. В связи с этим управление в образовательных организациях системы МВД России, находящихся на пересечении сферы образования и сферы внутренних дел, имеет существенные особенности. Примером может служить структурное построение образовательной организации, важным элементом которого является учебная группа, состоящая из курсантов -сотрудников из числа рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, в установленном порядке зачисленных на обучение1. Должности младшего на-
1 См., например: Об утверждении Устава федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 26 мая 2015 г. № 631. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
чальствующего состава замещают курсанты, осуществляющие руководство учебными группами (командиры групп и их заместители), от деятельности которых во многом зависит эффективность работы группы, качество подготовки обучающихся и, как следствие, достижение целей образовательной организации.
К сожалению, нередко возникают ситуации, когда «младшие командиры» не справляются со своими обязанностями или, столкнувшись со сложностями, возникающими в процессе управления учебной группой, теряют мотивацию. «Проблема заключается в том, что в большинстве случаев курсанты, назначенные на сержантские должности, не имеют соответствующей организационно-управленческой и психологической подготовки, не обладают достаточно развитыми лидерскими качествами, что не позволяет им занять лидерское положение в группе» [1, с. 34].
Очевидно, что качественное осуществление управленческой деятельности на любом уров-
135
не системы управления зависит не только от объективности отбора на руководящие должности на основе личных и профессиональных качеств кандидатов, но и от надлежащей теоретической и практической подготовки резерва. При этом младший начальствующий состав учебных групп требует особого внимания, так как эти курсанты, имея положительную характеристику и выраженные лидерские качества, не обучались управленческой деятельности и не имеют опыта руководящей работы, но должны осуществлять функции руководства группами на высоком уровне. Поэтому перед руководством курсов стоит сложная задача развития управленческих компетенций у наиболее перспективных в этом направлении курсантов в короткие сроки.
На настоящий момент не существует единой, комплексной, утвержденной Департаментом государственной службы и кадров МВД России системы и методики подготовки младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации. Такая система должна охватывать весь период обучения, начиная с момента зачисления в образовательную организацию и заканчивая оценкой фактической управленческой деятельности командиров групп (их заместителей) на момент их выпуска. Подходы к подготовке сержантского состава в каждой образовательной организации индивидуальны и во многом зависят от профессионализма осуществляющих ее курсовых офицеров и психологов, а также от осознания руководством образовательной организации значимости такой подготовки. Каждая образовательная организация, более того, каждый руководитель курса самостоятельно решает эту сложную задачу. Поиск эффективных методов работы по подготовке сержантов осуществляется на местах, зачастую «методом проб и ошибок», фактически экспериментальным путем. Отсутствие четких и последовательных схем действий по подготовке сержантов, а также порой отсутствие опыта и текучесть кадров курсовых офицеров не позволяют обеспечить целостность, системность и стабильность подготовки. Причем такое положение вещей характерно не только для системы МВД России, но и для образовательных организаций других силовых структур [2, с. 156].
Учитывая актуальность такой подготовки, некоторые образовательные организации са-
мостоятельно решают эту проблему. Так, на основе практики психологического обеспечения учебной и служебной деятельности курсантов Сибирского юридического института МВД России разработана и апробирована программа профессионально-управленческой подготовки командиров учебных групп, направленная на повышение их лидерского потенциала, включающая теоретическую и практическую подготовку [1, с. 34]. Но структура профессионально-управленческой компетентности командиров групп, кроме психологического направления, включает в себя еще и когнитивное и функционально-деятельност-ное направления [3, с. 20]. Поэтому работа с данной категорией курсантов должна быть направлена не только на развитие их лидерских качеств, но и на освоение ими теории и практики управления в органах внутренних дел и проводиться во всех образовательных организациях, входящих в эту систему2.
Работа по подготовке младших командиров начинается еще во время абитуриентских сборов, в течение которых происходит предварительное определение наиболее перспективных кандидатов для дальнейшей подготовки на должности младшего начальствующего состава учебных групп. Для этого курсовые офицеры всесторонне, полно и объективно изучают информацию об абитуриентах, анализируют их деятельность до поступления в образовательную организацию на предмет наличия опыта пребывания в военизированных организациях (служба в армии, учеба в кадетском корпусе и т.д.), с помощью младшего начальствующего состава старших курсов, осуществляющего руководство группами абитуриентов, изучают поведение кандидатов в процессе прохождения вступительных испытаний. Таким образом решается сложная задача выявления перспективных, обладающих лидерским потенциалом и ориентированных на достижение целей образовательной организации абитуриентов, способных в будущем эффективно управлять учебной группой.
Процесс подготовки младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций системы МВД России предполагает несколько этапов.
2 В рамках проводимого исследования в Омской акаде-
мии МВД России было опрошено 25 курсовых офицеров и 87 командиров учебных групп и их заместителей. 95% офицеров и 91% сержантского состава высказали мнение о необходимости формирования комплексной системы подготовки младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций МВД России.
136
Первый этап - курс молодого бойца, на котором происходит определение кандидатов3 на должности командиров учебных групп и их заместителей из числа наиболее перспективных курсантов, обладающих лидерскими качествами. Важное значение в этот период имеет проведение практических занятий по физической и строевой подготовке под руководством кандидатов на должность командиров групп совместно с курсовыми офицерами для анализа воздействия кандидатов на личный состав, а также выявления неформальных лидеров. Для обеспечения постепенного вхождения исполняющих обязанности командиров в должность и их успешной профессиональной адаптации необходимо на начальном этапе использовать младший начальствующий состав старших курсов для непосредственного руководства учебными группами с постепенной передачей функций руководства командирам-новичкам.
Второй этап подготовки командиров, в течение которого происходит освоение отобранными кандидатами программы профессионально-управленческой подготовки, охватывает весь первый курс обучения в образовательной организации до момента вступления в должность (в начале второго курса). Кандидаты на должности командиров групп и отделений изучают теорию управления и нормативные правовые основы управления в органах внутренних дел, а также вырабатывают базовые умения и навыки управленческой деятельности в процессе руководства группой. По окончании данного этапа проводится комплексная оценка их деятельности, на основе которой кандидаты аттестуются на должности младшего начальствующего состава. При этом учитываются результаты освоения программы профессионально-управленческой подготовки, оцениваемые посредством промежуточной и итоговой аттестаций обучающихся по ней курсантов.
Третий этап подготовки, охватывающий 25 курс обучения в образовательной организации, имеет целью постоянное повышение уровня управленческой компетентности сержантского состава, развитие практических навыков управленческой деятельности в процессе организации работы учебной группы.
3 Статус «кандидата на должность» сохраняется достаточно долго. Так, в Омской академии МВД России момент вступления в должности младшего начальствующего состава учебных групп наступает через 13 месяцев после зачисления на учебу (традиционно это мероприятие проводится 5 октября в День работников уголовного розыска России). Столь длительный срок дает возможность оценить деятельность курсантов, исполняющих обязанности командиров групп (их заместителей), а также позволяет им пройти необходимую профессионально-управленческую подготовку.
Таким образом, процесс подготовки младшего начальствующего состава учебных групп включает в себя как организационные мероприятия, так и собственно обучение, т.е. профессионально-управленческую подготовку, которая состоит из теоретической и практической частей. При этом обучение большей частью заключается в последовательном получении в течение первого курса профессиональных знаний и развитии профессиональных навыков у наиболее перспективных в плане подготовки на должности младшего начальствующего состава курсантов, в результате чего система должна получить грамотных, способных эффективно и в полной мере выполнять свои должностные обязанности сержантов. В последующем, начиная со второго и заканчивая выпускным курсом (уже после освоения базовой части программы подготовки младшего начальствующего состава), происходит совершенствование управленческих навыков в процессе повседневной деятельности по руководству учебной группой, а также передача опыта работы сержантским составом старших курсов младшим курсам (например, в форме занятий-диспутов, круглых столов, консультаций с участием курсовых офицеров, психологов отдела морально-психологического обеспечения, преподавателей и т.д.).
Содержание программы подготовки младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций системы МВД России должно определяться, прежде всего, направлениями деятельности: работа с личным составом (предполагает знание правовых, организационных и психологических аспектов кадровой работы, особенно в части предупреждения нарушений служебной дисциплины и Типового кодекса этики и служебного поведения4); обеспечение учебного процесса (организация самостоятельной подготовки, осуществление контроля за успеваемостью курсантов группы, оказание помощи отстающим); организация служебной деятельности группы (необходимы знание порядка принятия и исполнения управленческих решений, владение навыками в этой сфере; умение организовать участие группы в несении патрульно-постовой службы, а также в комплексных учениях территориальных органов внутренних дел) и др.
Управленческая деятельность младшего начальствующего состава в образовательной организации системы МВД России разнообразна и значительна по объему. Дополнение
4 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 дек. 2010 г. (протокол № 21). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
137
учебной нагрузки ответственной служебной деятельностью требует от командира высокой работоспособности, стрессоустойчивости и целеустремленности; младший командир должен осознавать важность своей роли связующего звена между рядовыми курсантами и офицерским составом и стремиться к максимально качественному выполнению возложенных на него задач [4, с. 123]. Поэтому программа подготовки должна включать в себя не только приобретение командирами теоретических знаний в области управления и развитие навыков управленческой деятельности, но и формирование необходимых для этой деятельности качеств. «Руководитель, который является лидером для подчиненных сотрудников, пользуется уважением и авторитетом, выступает для них образцом поведения и профессиональных ценностей, способен эффективно влиять на социально-психологическую атмосферу в коллективе и формировать желательные профессиональные и морально-этические нормы поведения сотрудников» [5, с. 3].
Такая система подготовки позволит преодолеть сложности, сопряженные с управленческой деятельностью сержантского состава образовательной организации системы МВД России5. Во-первых, у назначаемых командиров групп и командиров отделений отсутствует опыт управленческой деятельности (по мнению 81% командиров первого курса, наибольшую сложность у них вызывает именно этот фактор). Во-вторых, конкретный перечень прав и обязанностей должностей младшего начальствующего состава курсов образовательных организаций нормативно не определен, в отличие, например, от Вооруженных Сил Российской Федерации, где они утверждены общевоинскими уставами6 и подробно прописаны (в таких условиях происходит некое «размывание» границ компетенции, что влечет неуверенность командиров групп в своих действиях и негативно сказывается на процессе управления группами). В-третьих, командиры учебных групп и отделений назначаются непосредственно из числа курсантов учебной группы;
5 В результате опроса было выявлено, что на 1 курсе у командиров групп и их заместителей наибольшую сложность представляет отсутствие опыта управленческой деятельности (на это указали 81% опрошенных), на 2 курсе -необходимость нести ответственность за подчиненных (75%), на 3 курсе - необходимость всегда быть образцом поведения для своих подчиненных (60%), а на 4 курсе -умение сочетать статус руководителя с товарищескими отношениями в группе (60%).
6 См.: Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 нояб. 2007 г. № 1495 (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
их деятельность осуществляется среди ровесников, с которыми зачастую устанавливаются товарищеские отношения (в связи с этим проблема осуществления управленческого воздействия при сохранении хороших отношений, умение сочетать статус руководителя с ролью друга становится одним из наиболее сложных аспектов руководства учебной группой).
Нельзя недооценивать значение деятельности младшего начальствующего состава учебных групп. Это важный элемент в системе управления образовательной организацией, от слаженности действий командиров учебных групп и их заместителей во многом зависит результат всей системы, успешное решение основной кадровой задачи - обеспечения органов Министерства внутренних дел Российской Федерации высококвалифицированными специалистами.
Поэтому деятельность данного звена системы управления образовательной организации должна быть эффективной, что достигается посредством приобретения определенных знаний и умений в сфере управленческой деятельности, а также получения опыта ее осуществления. В связи с этим необходима разработка системы подготовки младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций системы МВД России, базовым элементом которой должна стать программа профессионально-управленческой подготовки, обеспечивающая всестороннее обучение и способствующая развитию способностей курсантов рационально осуществлять управленческую деятельность в учебной группе.
Такая подготовка может стать первоначальной базовой ступенью в единой многоуровневой комплексной системе подготовки руководящих кадров органов внутренних дел. Она поможет подготовить к управленческой деятельности наиболее перспективных, обладающих лидерским потенциалом и ориентированных на достижение целей образовательной организации курсантов, способных эффективно управлять учебной группой. Именно данная категория обучающихся имеет возможность заложить основы своего управленческого профессионализма еще в период обучения, поскольку «по определению профессионализм проявляется в достижении работником устойчиво высоких результатов в самостоятельной профессиональной деятельности» [6, с. 129]. Эти сотрудники, получив знания и опыт управленческой деятельности в должностях младшего начальствующего состава учебных групп образовательных организаций МВД России, имеют большой потенциал и хорошие перспективы для дальнейшего продвижения в роли руководителей органов и подразделений системы МВД России разного уровня.
138
1. Евтихов О. В. Содержание и методологическое обоснование программы формирования лидерского потенциала командиров учебных групп ВУЗа МВД России // Ростов. науч. журн. 2017. № 7.
2. Медведева Л.В., Евдокимов А. С. Особенности подготовки сержантского состава в ВУЗе МЧС России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15.
3. Евтихов О. В. Структура профессионально-управленческой компетентности командиров учебных групп образовательных организаций МВД России и основные направления ее формирования // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2018. № 4.
4. Медведева Л.В., Евдокимов А.С., Константинова А. С. Модель командира младшего начальствующего состава ВУЗа МЧС России // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та гос. противопожарной службы МЧС России. 2018. № 3.
5. Евтихов О. В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4.
6. Евтихов О.В., Караваев А.Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетенции курсантов в ВУЗе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1.
1. Evtihov O.V. Content and methodological substantiation of the program of formation of leadership potential of the commanders of educational groups of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Rostov scientific journal. 2017. № 7.
2. Medvedev L.V., Evdokimov A.S. Features of training of sergeants in the university EMERCOM of Russia // Fundamental and applied research in the modern world. 2016. № 15.
3. Evtihov O. V. The structure of professional and managerial competence of the commanders of educational groups of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the main directions of its formation // Questions of psychology of extreme situations. 2018. № 4.
4. Medvedev L.V., Evdokimov A.S., Konstan-tinova A.S. Model of the commander of the junior commanding staff of the university EMERCOM of Russia // Bull. of St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia. 2018. № 3.
5. Evtihov O.V. Socio-psychological model of leadership development potential leader // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2012. № 4.
6. EvtikhovO.V., KaravayevA.F. Formationofthe foundations of professionalism and professional competence of cadets in the university of law enforcement agencies as a pedagogical problem // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2014. № 1.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Бавсун Ирина Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России; e-mail: [email protected];
Шевченко Никита Константинович, заместитель командира взвода факультета подготовки сотрудников полиции Омской академии МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
I.G. Bavsun, Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Administrative Law and Administrative Activities of Bodies of Internal Affairs of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
N.K. Shevchenko, Deputy platoon commander of the Police Training Faculty of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
139