УДК 37
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В.Ш. Масленникова
Аннотация: Исследование проблемы формирования личности безопасного типа в системе образования; предупреждения приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи осуществляется в настоящее время без определенного теоретического и практического осмысления, что выдвигает задачу разработки концепции в число наиболее актуальных направлений исследований в современной педагогике и психологии. В статье определяется необходимость разработки концепции формирования личности безопасного типа в системе образования, ибо в условиях нарастания социальной напряженности, подрастающее поколение оказывается самой незащищённой в культурно-психологическом отношении категорией населения, находящейся в своеобразном ценностном вакууме.
Ключевые слова: образование, воспитание, концепция, личность безопасного типа, противодействие идеологии экстремизма и терроризма
THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT
THE CONCEPTION OF FORMATION PERSONALITY
IN A SECURE WAY IN THE SYSTEM OF EDUCATION
V. Maslennikova
Abstract: Research of a problem of formation of the identity of safe type in an education system; preventions of commitment to extreme extreme views of the studying youth it is carried out without a certain theoretical and practical judgment now that puts forward a problem of development of the concept in number of the most actual directions of researches in modern pedagogics and psychology. In article need of development of the concept of formation of the identity of safe type for an education system because in the conditions of increase of social tension, the younger generation appears the most unprotected category of the population in the cultural and psychological relation which is in a peculiar valuable vacuum is defined.
Keywords: education, education, concept, identity of safe type, counteraction of ideology of extremism and terrorism
Новые вызовы времени обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы - разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования. Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для самой себя, окружающей среды обитания; ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.
Личность безопасного типа - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.
Для личности безопасного типа характерны: поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого,
понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Для формирования личности безопасного типа нужно вооружать людей подлинно научными знаниями, в том числе и о человеке как космопланетарном явлении; навыками положительного взаимодействия и
саморазвития, психотренинга и
биоэнергетического целительства,
самореализации индивидуальных возможностей безопасного существования для себя и других людей.
В условиях нарастания социальной напряженности, снижения идеологической составляющей в воспитательном процессе, которое привело к утрате нравственных ценностей, подрастающее поколение оказывается самой незащищённой в культурно-
психологическом отношении категорией населения, находящейся в своеобразном ценностном вакууме. Часть молодёжи оказалась дезорганизованной, подверженной влиянию идеологии экстремизма, разрушающей традиционные ценности многонациональных культур и религий народов России.
В последнее время мы стали свидетелями активного вовлечения молодёжи в различные экстремистские и террористические течения, и обучающиеся - не исключение из их числа (например, показательный случай с Карауловой, студенткой МГУ). Именно в этой среде целесообразно активизировать все формы деятельности по формированию толерантности, пониманию национально-культурных,
конфессиональных особенностей. Необходимо сформировать личность молодого человека с устойчивой гражданской позицией, способного противостоять идеологии терроризма, ксенофобии и различным экстремистским тенденциям [3]. Поэтому необходимо усиление роли образования как социального института, в профилактике идеологии экстремизма и терроризма в целом.
В этой связи особое значение приобретает способность образовательного пространства сформировать условия для воспитания «духовно-нравственного иммунитета» у учащейся молодежи, исключающего
«заражение» (по терминологии психологов) вирусами псевдотеорий. Назрела необходимость совершенствования правовой основы общегосударственной системы противодействия терроризму с учётом роли образовательных организаций в реализации системы профилактических мер в сфере комплексной безопасности в рамках действующего законодательства РФ [1].
Очевидно, что роль образовательных организаций в противодействии идеологии экстремизма и терроризма нуждается в переоценке; необходимо вырабатывать новые формы и методы воспитания с учётом существующих вызовов и угроз.
Исследование проблемы превентивной деятельности по предупреждению
приверженности к крайним экстремистским взглядам учащейся молодежи осуществляется без определенного теоретического и практического осмысления, что выдвигает ее в число наиболее актуальных задач современной социальной психологии и социальной педагогики. Анализ нормативно-правовой базы, относящейся к противодействию терроризму в сфере образования, показывает её зауженность, сводящуюся к мерам по предупреждению угроз
терроризма в образовательных организациях только как хозяйствующих субъектах [5]. Это обусловлено тем, что превентивная деятельность является не только средством предупреждения экстремистских проявлений, но и сложным психолого-педагогическим процессом,
имеющим определнную структуру.
При этом сложно отыскать подходы, обеспечивающие реализацию в образовательно-воспитательных программах задач,
определённых в документах, составляющих педагогическую, психологическую,
экономическую и правовую основы системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.
Необходимость создания единого подхода и систематизации работы по комплексному исполнению норм Федеральных законов о противодействии терроризму, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, экономического, психологического характера, пожарной безопасности и гражданской обороне, с учетом специфики деятельности образовательных организаций обуславливает создание и разработку концепции формирования личности безопасного типа в системе образования.
Обеспечение данной концепции
подразумевает взаимодействие образовательных организаций с большим числом государственных органов, служб и организаций различного уровня. В связи с этим необходимо сформировать единые подходы и методы к организации безопасности; интегрировать деятельность всех заинтересованных
государственных органов, служб и организаций на всех уровнях.
«Комплексная безопасность» в широком смысле слова включает в себя не только организацию защиты населения, в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм; недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство, внутренние противоречия личности учащегося в процессе развития.
Методология концепции формирования личности безопасного типа основывается на фундаментальных идеях универсализма как способности целостного рассмотрения явлений социальной действительности, многомерности и многофакторности анализа социальной жизни,
аксиологичности и ценностно-смысловой обусловленности взаимодействия личности, социума и культуры.
Она должна опираться на концептуальные философские и педагогические положения:
- фундаментальные идеи толерантности (В.В. Розанов, B.C. Соловьёв, П.П. Флоренский и др.);
-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Лурия, А.В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.);
- личностно-ориентированного подхода (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов);
- системного подхода к анализу личностной активности (К.А.Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- рефлексивно-гуманистического подхода к развитию человека (Е.З. Кречмер, С. Ю. Степанов и др.).
Теоретическая основа разрабатываемой концепции определяется фундаментальными исследованиями в области психологии и педагогики: психологические концепции обоснования природы агрессии (А. Бандура, К. Лоренц, Б.Ф. Скиннер, Д.В. Уотсон, З.Фрейд, Э. Фромм и др.) и трансформации ее в аксиологии интолерантности (А. Асмолов, Э.Бенвенист, И.Галтунг, В.А. Лекторский, Л. Хьюсмен и др.); теории психолого-педагогических особенностей проявления экстремистских установок личности в молодежном возрасте (И.П. Башкатов, В.Г. Деев, И.С. Кон, Р.С. Немов, К.К. Платонов, А. Файн, Д. Фельдштейн и др.); теории по педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.Г. Казакова, Г.К. Селевко, В.М. Чижиков, Н.Е. Щуркова, Н.Н. Ярошенко и др.).
При этом формирование личности безопасного типа рассматривается как совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными
структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, для обеспечения его безопасного
функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. Это также умение правильно оценивать влияние внешних и внутренних угроз; способность и необходимость оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих
факторов можно говорить о функционировании действенной системы личностной безопасности.
Фиксируемые в последнее время многочисленные факты опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания, травматизм,
правонарушения, наркомания придают вопросам обеспечения безопасной, здоровой
образовательной среды и формированию культуры безопасности среди учащихся и сотрудников образовательных организаций особую важность.
В ряде исследований проблемы достаточно четко просматриваются основные направления обеспечения безопасности личности в образовательных организаций:
-организационные и технические аспекты безопасности образовательной среды;
- подготовка педагогических кадров к противодействию идеологии экстремизма и терроризма;
-обучение как информационная основа безопасности;
-воспитательная деятельность в
профилактике идеологии экстремизма;
- наполнение традиционных форм работы новым содержанием.
В исследованиях выделяются три основных составляющих комплексной безопасности образовательной организации, которые надо учитывать в процессе формирования личности безопасного типа:
- безопасность внешней среды образовательной организации (охрана образовательных объектов; выполнение требований пропускного режима; меры по обеспечению защиты государственной тайны; информационная безопасность; антитеррористическая безопасность);
- безопасность внутренней среды образовательной организации (разработки и реализации целостной образовательно-воспитательной системы; обеспечение энергетической и пожарной безопасности, надежное функционирование энергообеспечения; предупреждение аварийных ситуаций при электро-, водо- и газоснабжении);
- личная безопасность участников образовательного процесса (профилактическая работа по предупреждению правонарушений; профилактика асоциальных явлений, идеологии экстремизма и терроризма, коррупции; система мер по обеспечению психологической безопасности).
Согласно концепции в образовательных организациях все компоненты образовательного пространства - социальный, инфраструктурный
и личностно-субъектный должны быть обеспечены содержанием, обуславливающим формирование личности безопасного типа. При этом предполагается, что только комплексный подход, тесное межведомственное
взаимодействие государственных и
общественных структур и учет региональных условий жизни могут обеспечить безопасность учащихся в образовательных организациях, устойчивую по отношению к любым кризисным явлениям в новых реалиях жизни.
Совокупность требований общества к формированию личности безопасного типа в
контексте повышения эффективности противодействия идеологии экстремизма составляет особый и мало изученный пласт методологии, теории и практики образования и воспитания. Это многоликое и многообразное социальное явление нуждается во всестороннем анализе, в котором, кроме собственно социологических прикладных исследований, должен быть представлен интегративной методологией, обусловливающей эффективность формирования личности безопасного типа в образовательной системе.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». - «Российская газета» от 19 мая 2009г.
2. Коджаспирова Г.М. Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности образовательной среды // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., 2008. - С. 20-24.
3. Мухаметзянова Ф.Ш. Профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов среди молодежи в профессиональной образовательной организации /Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Полиэтнический аспект этнокультурного
образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан: Материалы I научно-практической конференции 27 марта 2015 г. В 2-х ч. /Сост. А.Р. Камалеева. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - 1 ч. - С. 5-11. - 300 экз.
4. Щеглов М.Ю. Безопасность в образовательных учреждениях: пути системных решений. - Вестник НЦ БЖД. - 2009. - № 1. - С. 31.
5. Фарберов В.Я. О концепции комплексной безопасности образовательных учреждений. -Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» (http://ipb.mos.ru/ttb). - 2014. - № 4(56). - С. 5.
Сведения об авторе:
Масленникова Валерия Шамильевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования», e-mail: maslennikova_valeriya@ mail.ru
Data about the author:
V. Maslennikova (Kazan, Russia), doctor of education, professor at the Institute of Problems of National and Ungraded School of Russian Academy of Education, e-mail: maslennikova_valeriya@ mail.ru