УДК 378
ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ КАК ТЕОРИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В.Ш. Масленникова1
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1
Аннотация. В статье акцентируется внимание на важнейших направлениях реализации политики безопасности России с использованием комплексных идеологических средств противодействия терроризму и экстремизму. Раскрываются предпосылки необходимости изучения проблемы обеспечения безопасности личности в образовательной организации. Обосновывается значимость разработки теоретических аспектов реализации на практике выводов теоретического анализа и систематизации опыта деятельности образовательных организаций по обеспечению безопасности личности.
Ключевые слова: образование, безопасность, комплексная безопасность, педагогика безопасности, противодействие идеологии терроризма и экстремизма, антитеррористическая защищенность.
SECURITY PEDAGOGY AS A THEORY OF THE SECURITY OF THE INDIVIDUAL IN EDUCATIONAL ORGANIZATION
V. Maslennikova
Abstract. The article focuses on the most important areas of implementing security policy in Russia using a complex ideological means to counter terrorism and extremism. Describes the preconditions necessary to study the issue of security of individuals in educational organizations. Explains the importance of the development of theoretical aspects of implementation of the conclusions of the theoretical analysis and systematization of the experience of educational institutions to ensure the security of the individual.
Keywords: education, security, comprehensive security, education security, countering the ideology of terrorism and extremism, anti-terrorism security.
Раскрывая актуальность проблемы, необходимо отметить, что в начале двадцать первого века человечество вступает в эпоху сильнейших потрясений; многие страны захлестнули волны социального возмущения, сильнейшей агрессии, вызванных различными причинами. Это - возрастающая стратификация общества, с усилением различия степени благосостояния между богатыми и бедными; увеличение числа ассоциальных элементов общества и его криминализация; нарастание безработицы; постоянная напряженность в виду увеличивающихся миграционных потоков; некоторые субъекты которых и их многочисленные группы отличаются
экстремистской протестной активностью. Самым опасным для общества становится привыкание к таким проявлениям радикализма, а репортажи СМИ, освещающие эти проявления, способствуют возникновению обыденности и равнодушия. В то же время, очевидно, что протестная активность, обусловливая рост радикализации общества, набирает обороты, трансформируется в более жестокие античеловеческие формы.
Как известно, целью фундаментальной науки является понимание явления, раскрытие его сущности и построение теории. Какое явление представляется для всего общества и государства наиболее проблемным в настоящее время?
Сейчас противодействие деятельности и идеологии конкретного правительства не ограничивается локальными конфликтами, бунтами и выступлениями оппозиционных группировок; оно усиливается и расширяется в виде проявлений экстремизма и террористических актов. Орудием мирового покорения выступает человеконенавистнейший террор, подпитанный экстремистскими концепциями. Их цель - радикально изменить мировой порядок, разрушить государственные системы существующих стран мира. Только такие методы, по их мнению, могут вести к изменению мира, к торжеству «высшей справедливости» путем крайне агрессивных способов достижения этих целей.
Соответственно, обеспечение безопасности становится приоритетной деятельностью социальных институтов государства, а становление и развитие педагогики безопасности - новым направлением в
педагогической теории в настоящее время. Сегодня, на основе действующего законодательства государством принимается целый ряд документов, способствующих предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма [1]. Большое внимание обращается на поддержание в состоянии постоянной готовности и эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и обеспечение безопасности граждан.
Согласно концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации - антитеррористическая
защищенность потенциальных и критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей считается важнейшим направлением деятельности по обеспечению безопасности общества и государства.
Особое внимание обращается на организацию противодействия распространению идеологии терроризма и активизацию работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий среди молодежи и всего населения. Во исполнение этих документов многие государственные институты разработали свои подзаконные акты. В частности, предложены меры по обеспечению комплексной безопасности для выполнения всеми образовательными организациями [2-4]. На основании этих документов можно выделить важнейшие направления и составную часть антитеррористической политики России, а также комплексные идеологические средства противодействия терроризму.
Однако, на наш взгляд, основные концептуальные документы недостаточно отражают необходимость предупреждения и профилактики террористической и
экстремистской деятельности и носят преимущественно оборонительный характер. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что деятельность образовательных организаций по организации противодействия идеологии терроризма и терроризма, как и всех социальных институтов, нуждается в переоценке.
Нет сомнения, что необходимо внесение изменений в содержание образования в части ФГОС, образовательных программ и планов с учётом существующих вызовов и угроз терроризма; расширение нормативно-правовой базы, относящейся к противодействию терроризму в сфере образования, так как она иногда сводится к мерам по предупреждению
терроризма в образовательных организациях, в большинстве случаев, только как в хозяйствующих субъектах. А главное, педагогической науке и практике необходимо разрабатывать методологию и современные формы и методы формирования антирадикальных идеологий.
Уровень эффективности деятельности образовательной организации по обеспечению комплексной безопасности и
антитеррористической защищенности зависит от степени взаимодействия образовательных организаций с государственными органами, службами и организациями различного уровня. В то же время, интегративная деятельность всех заинтересованных государственных органов, служб и организаций на всех уровнях должна осуществляться в рамках определенной методологической парадигмы, на основе единых подходов и методов организации безопасности личности в образовательной организации, на основе методологической базы фундаментальной науки, а именно её нового направления - педагогики безопасности.
Педагогика безопасности как новое направление в теории педагогики обусловливает создание единой научной концепции развития научной области безопасности
жизнедеятельности.
Каждая концепция начинается с анализа исследуемого явления, с актуальных предпосылок возникновения проблемы исследования. Каковы предпосылки
необходимости изучения проблемы обеспечения комплексной безопасности личности в образовательной организации? Во-первых, требуются теоретическое обобщение и систематизация большого объема практического педагогического опыта, который необходимо осмыслить, проанализировать и обобщить. Это позволит выявить средства и механизмы формирования опыта безопасной
жизнедеятельности. Во-вторых, требуется высокий уровень компетентности педагогов, осуществляющих обучение безопасности жизнедеятельности, способствующий развитию у обучающихся представлений о ценности жизни.
С учетом выше обозначенных предпосылок автором была разработана Концепция комплексного обеспечения безопасности личности в образовательной организации [5]. При разработке концепции были выделены три основных составляющих комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательной организации:
- безопасность внешней среды образовательной организации (охрана
образовательных объектов; выполнение требований пропускного режима; меры по обеспечению защиты государственной тайны; информационная безопасность;
антитеррористическая безопасность);
- безопасность внутренней среды образовательной организации (разработка и реализация целостной образовательно-воспитательной системы; обеспечение энергетической и пожарной безопасности; надежное функционирование энергообеспечения; предупреждение аварийных ситуаций при электро- водо- и газоснабжении и других объектов жизнедеятельности);
- личная безопасность участников образовательного процесса (профилактическая работа по предупреждению правонарушений; профилактика асоциальных явлений, экстремизма и терроризма, коррупции; система мер по обеспечению психологической безопасности).
Кроме того, необходимо было выявить и обосновать определение новых понятий, связанных с проблемой безопасности и сопряженных с понятиями педагогической науки. В педагогический оборот нами введены такие понятия как: личность безопасного типа, социально-ориентированная безопасная личность, комплексная безопасность личности, обеспечение комплексной безопасности личности в образовательной организации.
При этом обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности рассматривается как
«совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными
структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, для обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях» [5].
В нашем случае целью реализации Концепции комплексного обеспечения безопасности личности в образовательных организациях является формирование социально-ориентированной безопасной личности. В концепции комплексной безопасности личности в образовательных организациях все компоненты образовательного пространства - социально-педагогический (безопасность внутренней среды); инфраструктурный (безопасность внешней среды) и личностно-субъектный (личная безопасность) должны быть обеспечены содержанием, обусловливающим комплексную безопасность личности обучаемого.
Имеет смысл выделить три фундаментальные линии педагогической интеграции в процессе обеспечения комплексной безопасности личности в образовательных организациях: 1) интеграцию личности с внешним миром; 2) интеграцию личности с другими людьми; 3) интеграцию личности с самой собой.
Интегративный подход, выполняя системообразующую функцию, объединил следующие методологические подходы: аксиологический, ситуационный, личностно-деятельностный, социокультурный, социально-психологический и медико-биологический, которые являются методологической базой разработки Концепции обеспечения комплексной безопасности в образовательной организации. На основе этих подходов должна осуществляться деятельность по обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций.
На уровне обеспечения комплексной безопасности личности в образовательной организации как социального феномена объективно действует ряд принципов: преемственности поколений, опоры на культуру и культурный стереотип, демократизации образования и воспитания, реальности современного образования, незавершимости образования и воспитания, добровольности, соответствия, целесообразности, допустимости и гуманности, социальной адекватности, превентивной деятельности, социального закаливания, превентивности, предосторожности.
В концепции предлагаются основные механизмы обеспечения комплексной безопасности (и антитеррористической защищенности) образовательной организации по социально-педагогическому, воспитательному компоненту, по таким разделам как: информационно-просветительская работа;
противодействие идеологии экстремизма и терроризма; воспитание у молодежи чувства патриотизма; формирование российской идентичности.
Основные механизмы обеспечения комплексной безопасности образовательной организации по личностно - субъектному компоненту отражены в следующих направлениях: гармонизация межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений; воспитание культуры толерантности личности; формирование механизмов поддержки и реабилитации учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основные механизмы обеспечения комплексной безопасности (и
антитеррористической защищенности)
образовательной организации по
инфраструктурному компоненту включают в себя содержание антитеррористической
защищенности объектов (территорий).
В целях контроля эффективности обеспечения комплексной безопасности личности в образовательной организации необходимо разработать пакет диагностического
инструментария для проведения экспертизы по трем компонентам, входящим в мониторинг -социальному, инфраструктурному и личностно-субъектному. В качестве ожидаемого результата
реализации концепции разработана модель социально-ориентированного выпускника
образовательного учреждения, отвечающего определенным критериям готовности к принятию активной социальной роли взрослого человека, способного принимать на себя значительную социальную ответственность; имеющего направленность на социальную и гражданскую позицию активного взаимодействия с людьми; проявляющего самообладание в критических ситуациях.
Литература:
1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Утвержден Президентом РФ 5 октября 2009 г. - Режим доступа: http://www. soschildien.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html
2. Фарберов В.Я. О концепции комплексной безопасности образовательных учреждений / В.Я. Фарберов / Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» (http://ipb.mos.ru/ttb). - 2014. - №9 4(56).
3. Щеглов М.Ю. Безопасность в образовательных учреждениях: пути системных решений / М.Ю. Щеглов // Вестник НЦ БЖД - 2009. - № 1. - С. 31.
4. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография / Ф.Ш.
Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, С.Ю. Грузкова, А.Н. Грязнов, А.Р. Камалеева, ЕЮ. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Т.М. Трегубова, Н.М. Угарова, С.В. Хусаинова, Е.А. Чеверикина, Г.А. Шайхутдинова, Л.А. Шибанкова, В.С. Щербаков; под редакцией член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Данис», 2016. - 268 с.
5. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты разработки концепции формирования личности безопасного типа в системе образования / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. -2016. - № 2. - С. 228-232.
Сведения об авторе:
Масленникова Валерия Шамильевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Maslennikova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor, FEDERAL state scientific institution "Institute of pedagogics, psychology and social issues", e-mail: [email protected]