УДК 373.21 ГРНТИ14.07
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Майданкина Наталья Юрьевна
к.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им.
И.Н.Ульянова Россия, г. Ульяновск Верещагина Наталья Николаевна заведующий Абдюшева Наиля Ханяфиевна заместитель заведующего Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоспасский детский сад №6 Россия, р.п. Новоспасское
Аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты проблемы грамотности населения; педагогические подходы к формированию предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства. Проведен сравнительный анализ стандарта дошкольного образования с точки зрения решения задач формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников. Представлена модель и механизм формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО с учетом социальной ситуации развития. Определены критерии сформированности предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста, как важнейшего составляющего компонента функциональной грамотности.
Ключевые слова: образовательный стандарт дошкольного образования, подходы, условия, предпосылки функциональной грамотности
APPROACHES ТО THE PROBLEM OF FORMING PREREQUISITES FOR FUNCTIONAL LITERACY AT THE STAGE OF PRESCHOOL CHILDHOOD
Maidankina Natalya Yurievna
Ph.D, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool, Primary Education and Methods of Teaching General Educational Disciplines Ulyanovsk State Pedagogical University named after V.I. I.N. Ulyanova
Russia, Ulyanovsk
Vereshchagina Natalia Nikolaevna manager
Abdyusheva Nailya Khanyafievna
deputy head Municipal preschool educational institution Novospassky kindergarten №6 Russia, Novospasskoye
Abstract: the article deals with the historical aspects of the problem of literacy of the population; pedagogical approaches to the formation of the prerequisites for functional literacy at
309
the stage of preschool childhood. A comparative analysis of the standard of pre-school education in terms of solving problems of forming prerequisites for the functional literacy of preschoolers. A model and a mechanism for the formation of prerequisites for functional literacy at the stage of pre-school childhood in the process of specific types of children's activity as a cross-cutting mechanisms for the development of the personality in the implementation of the implementation of GEFs are presented to the social development situation. The criteria for the formation of prerequisites for the communicative literacy of preschool children, as the most important component of the component of functional literacy.
Keywords: educational standard of preschool education, approaches, conditions, prerequisites for functional literacy.
Сегодня в условиях обострения геополитических, социально-экономических, правовых, демократических и поликультурных вызовов особое внимание к проблеме повышения грамотности населения обусловлено усиливающейся потребностью определить стратегии опережающего и высокотехнологического развития гражданского общества и государства; а также разработать модели, механизмы и технологии достижения актуального уровня образованности и воспитанности граждан.
Обращение к анализу исследований в области общего образования выявляет у российских школьников достижение высоких результатов в области предметных знаний (математика, физика, химия), но вместе с тем — и трудности в применении знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям.
Историческая ретроспектива понятия «грамотный» в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона показывает, что это человек умеющий читать и писать на каком-либо языке; «в более точном смысле это толкование применяется к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей «полуграмотных», т. е. умеющих только читать» [3].
«Грамотный» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля это человек, который умеет читать и писать; при этом умеющего только читать, называли скудограмотным, малограмотным или полуграмотным [5].
Исследователи С. А. Тангян, П. И. Фролова, А. В. Хуторской, Г.Л. Ильин, О. Е. Лебедев, Б.С. Гершунский, В.П. Чудинов, С. А. Тангян др. отмечают, что проблема формирования функциональной грамотности населения имеет образовательный, социальный и культурно-исторический аспекты; в целом, является составной частью образования и культуры; частью общественно-экономической формации. Решение задачи по формированию функциональной грамотности в исследованиях рассматривается в формате непрерывного образования, на основе интеграции образовательных областей и направлений; компетентностного и деятельностного подходов.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей функциональной грамотности является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Анализ исследований в системе дошкольного образования позволяет констатировать, что дошкольный возраст это период становления основ базовой культуры личности ребенка-дошкольника — познавательной, межнациональной, социальной, нравственной, правовой, экологической и др. (Л.М.Захарова, С.А.Козлова, Т.С.Комарова, Л.В.Коломийченко, И.А.Лыкова, Н.Ю. Майданкина и др.); этап становления здоровьесберегающей, учебно-познавательной и личностно-социальной компетентности (А.Г.Гогоберидзе); период, характеризующийся формированием первоначальных широких навыков и умений взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, овладением способностью в решении социальных и бытовых ситуаций действовать самостоятельно,
проявляя ответственность, инициативу, целеустремленность, готовностью реализовывать адекватные возрасту цели и задачи в детской деятельности, в том числе в самостоятельной познавательно-исследовательской[1;6]. Эти подходы обосновывают потребность в разработке подходов в формировании предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства.
Педагогический коллектив дошкольной организации № 6 р.п. Новоспасское Ульяновской области в рамках инновационной деятельности разрабатывает проблему формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: создать организационно-управленческие и педагогические условия для формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного возраста в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи исследования:
- разработать модель и механизм формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО с учетом социальной ситуации развития;
- разработать технологию формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и социальной ситуации развития;
- осуществить оценку сформированности предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, а также и оценку способности применять дошкольниками полученные знания в повседневных бытовых ситуациях;
- осуществить подготовку и повышение квалификации педагогических кадров ДОО по проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО;
- выявить предпосылки и организовать многоуровневую образовательную развивающую среду, ориентированную на формирование предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС
ДО.
Нами разработана модель формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО с учетом социальной ситуации развития.
Модель формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО с учетом социальной ситуации развития (табл.№ 1)_
Элементы модели Сущность и содержание элементов модели
Цель создание организационно-управленческих и педагогических условий для формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного возраста в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО.
Объект процесс формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного возраста в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмах развития личности в условиях реализации ФГОС ДО;
Предмет организационно-управленческие и педагогические условия формирования функциональной грамотности и глобальной компетентности на этапе дошкольного возраста в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО
Научные подходы и принципы системный
программно-целевой
деятельностный
региональный, учитывающий социальную ситуацию развития
взаимодействие с родителями воспитанников
Проекты системные проекты (Чудесные валенки; Масштабирование педагогического опыта, Научная лаборатория ДОО, Экспериментальный центр в группе, Цифровая ДОО и пр.)
сквозные проекты (создание, развитие и поддержка педагогов в НМС; освоение новых цифровых ресурсов (Сферум, Япс1ех))
Условия создание многоуровневого образовательного пространства: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, институт развития образования (ИРО), муниципальное образование Новоспасский район (МО)
создание системы научно-методического сопровождения (НМС) педагога в ДОО, как относительно самостоятельного субъекта модели непрерывного совершенствования профессиональных компетенций
организация взаимодействия с родителями воспитанников
организация взаимодействия с социальными партнерами (производственными предприятиями и базами)
поиск и отбор содержания, отражающего цели и задачи исследования
Педагогический инструментарий описание и апробация диагностического инструментария
разработка и внедрение технологии формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства в процессе специфических видов детской деятельности как сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
проектирование и описание развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
разработка процедуры оценки сформированности предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
На основе анализа приоритетной образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» и интеграции 00 стандарта мы предприняли попытку определить критерии сформированности предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста, как важнейшего составляющего функциональной грамотности (таблица № 2)
Таблица 2. Критерии и уровневые показатели сформированности предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников на примере знакомства с явлениями и объектами окружающего (социального и природного) мира_
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Показатели: система представлений об элементарных нормах и правилах общения и поведения в обществе; проявление эмоционально-положительного отношения к действующим нормам и правилам общения и поведения в обществе взрослых и сверстников; готовность и способность применять нормы и правила общения и поведения в стандартных социально-бытовых ситуациях, как в совместной деятельности со сверстниками, так и самостоятельно.
В соответствии с возрастом свободно владеет системой представлений об элементарных нормах и правилах общения и поведения в обществе; проявление эмоционально-положительного отношения к действующим нормам и правилам общения и поведения в обществе взрослых и сверстников; готовность и способность применять нормы и правила общения и поведения в стандартных социально-бытовых ситуациях, как в совместной деятельности со сверстниками, так и самостоятельно. На достаточном уровне владеет системой представлений об элементарных нормах и правилах общения и поведения в обществе; проявление эмоционально-положительного отношения к действующим нормам и правилам общения и поведения в обществе взрослых и сверстников; готовность и способность применять нормы и правила общения и поведения в стандартных социально-бытовых ситуациях, как в совместной деятельности со сверстниками, так и самостоятельно. Недостаточно владеет системой представлений об элементарных нормах и правилах общения и поведения в обществе; проявление эмоционально-положительного отношения к действующим нормам и правилам общения и поведения в обществе взрослых и сверстников; готовность и способность применять нормы и правила общения и поведения в стандартных социально-бытовых ситуациях, как в совместной деятельности со сверстниками, так и самостоятельно .
Считаем, что формирование предпосылок функциональной грамотности необходимо осуществлять в процессе организации ОД с учетом социальной ситуации развития и реализуемой авторской парциальной образовательной программы «Люблю тебя мой край, родной» (авторская программы МДОУ № 6 р.п. Новоспасское). В рамках данной программы нами разработаны игровые задания и упражнения. Тематика заданий, упражнений и детских проектов основывается на содержании парциальной программы «Люблю тебя, мой край родной»:
Работа по реализации темы инновационной деятельности и задач образовательной программы «Люблю тебя, мой край родной»: потребовала разработки практических заданий для детей. Отбор содержания заданий по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников предполагает учет сформированности у дошкольников представлений об объектах окружающего мира; сформированность исследовательских умений, связанных с организацией поиска, приобретения, осмысления новой информации; опыт безопасного поведения и жизнедеятельности; ценностное отношение к окружающему миру.
Характеристика заданий и упражнений, ориентированных на формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников
- анализ информации, представленной в нескольких текстах (о чем эта ситуация);
- осмысление содержания представленных текстов для получения достоверной информации (в чем суть ситуации);
- применение разнообразных способов общения со сверстниками (как лучше разрешить ситуацию);
- предложения и подходы к решению задания и/или упражнения (собственное решение ситуации в реальных условиях).
Пример задания, ориентированного на формирование предпосылок коммуникативной грамотности.
Задание № 1. Бестужевская корова.
Петя приехал к бабушке в деревню. Бабушка угостила его вкусным молоком. Петя спросил: «Откуда у тебя молоко?». Бабушка сказала, что молоко от коровы бестужевской породы, которую разводят в Новоспасском районе.
- Почему эту породу называют бестужевской?
- Где живут коровы?
- Что они едят?
- Как за ними ухаживают?
- А что ещё можно сделать из молока?
- За что ценится бестужевская порода?
Какие полезные вещества содержит молоко, как они влияют на детей и взрослых?
Расскажи о породе — бестужеская корова — в группе так, чтобы детям было интересно.
Чем ты можешь помочь бабушке, которая ухаживает за своей коровкой?
Таким образом, в отношении дошкольного возраста можно говорить о«формировании предпосылок функциональной грамотности». Структура функциональной грамотности в дошкольном возрасте включает совокупность компонентов, связанных с пониманием, применением, проявлением активной позиции. Считаем, что в качестве эффективных подходов к формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников рассматривается конструирование многоуровневого научно-образовательного пространства, учитывающего социокультурную ситуацию, реализация образовательных программ и практико-ориентированного инструментария, отражающего интерактивные формы и задания для организации совместной и самостоятельной детской деятельности.
В целом, формирование предпосылок функциональной грамотности в свете решения задач стратегического развития страны является перспективой в деятельности науки и дошкольной практики.
Список литературы:
1. Байкова, Т.В., Захарова, Л.М., Майданкина, Н.Ю. Формирование у дошкольников естественнонаучной картины мира//Инновационная деятельность в дошкольных образовательных организациях: Материалы научно-методического семинара, посвященного 25-летнему сотрудничеству преподавателей кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н.Ульянова с региональными инновационными площадками/Под ред. Л.М.Захаровой. - Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. -с. 17-20.
2. Басюк, B.C. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты /В.С.Басюк, Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. -2019.-Т.1.-№4.()61.-С.13-33.
3. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь: в 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами [Электронный ресурс] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - Режим доступа:http://enc-dic.coin/brokgause/Grainotnost-95447.html
4. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - М., 1978. - Т. 1.-390 с.
6. Захарова, Л.М., Майдаикииа Н.Ю. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста (на примере естествознания)/Л.М.Захарова, Н.Ю. Майданкина //Нижегородское образование.2021.№ 1.С.114-120.
7. Тангян, С. А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 3-17.
8. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
♦