УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКОЙ ТЕТРАДИ
Махмутова Лилия Рафисовна
заведующий МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк», п. Октябрьский, Чердаклинского района, Ульяновской области
E-mail: [email protected]
Денисова Галина Леонидовна
старший воспитатель МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк», п. Октябрьский, Чердаклинского района, Ульяновской области
Соколова Наталья Леонидовна
воспитатель МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк», п. Октябрьский, Чердаклинского района, Ульяновской области
FORMATION OF PRECONDITIONS FOR FUNCTIONAL LITERACY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN USING A CHILDREN'S NOTEBOOK
Makhmutova Lilia Rafisovna
head of MDOU Oktyabrsky kindergarten "Vasilyek", Oktyabrsky village, Cherdaklinsky district, Ulyanovsk region
E-mail: [email protected]
Denisova Galina Leonidovna
senior educator of MDOU Oktyabrsky kindergarten "Vasilyek", Oktyabrsky village, Cherdaklinsky district, Ulyanovsk region
Sokolova Natalia Leonidovna
educator of MDOU Oktyabrsky kindergarten "Vasilyek", Oktyabrsky village, Cherdaklinsky district, Ulyanovsk region
Аннотация. В статье авторы представляют опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок функциональной грамотности в процессе работы по авторской парциальной образовательной программе «Мир культурных растений».
Abstract. In the article, the authors present the experience of working with older preschool children on the formation of functional literacy preconditions in the process of working on the author's partial educational program "The World of cultivated plants".
Ключевые слова, дошкольное образование, функциональная грамотность, мир растений, образовательная программа, детская тетрадь.
Keywords: preschool education, functional literacy, plant world, educational program, children' s notebook.
Функциональная грамотность понимается как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Функционально грамотный человек, по мнению А.А. Леонтьева, - это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Эта задача значима уже в дошкольном детстве, так как подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций в старшем дошкольном возрасте. Функционально грамотная личность - это человек самостоятельный, познающий, умеющий действовать в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, способствующих развитию детей, предоставление им возможности выбора на основе их интересов и потребностей [5].
Л.М. Захарова, Н.Ю. Майданкина в исследованиях отмечают, что структура функциональной грамотности в области естествознания в дошкольном возрасте включает совокупность компонентов, связанных с:
- пониманием - вопросы, практические задания по типу воспроизведения и «найди ошибку». Понимание, осмысление характеризуется уровнем задаваемых вопросов, направленных не только на констатацию, но и выделение причинно-следственных связей и взаимозависимостей.
- применением - самостоятельно в повседневных социально-бытовых ситуациях видеть возможность применения в конкретной ситуации. Применение характеризуется умением находить способы решения задач в бытовых ситуациях и условиях эксперимента.
- проявлением активной гражданской позиции - при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием [3, с. 116].
В наше время многие родители мало предоставляют самостоятельности своим детям. Оправдывая своей занятостью, предпочитают всё сделать за ребёнка сами, тем самым лишают его возможности делать самостоятельно. Венгер Л.А. считает, что взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Это плохо тем, что на уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается, как творческий и самостоятельный.
Наша позиция заключается в том, что в условиях дошкольного образования предпосылки формирования функциональной грамотности на примере знакомства с миром растений возможно формировать при активном взаимодействии с социумом: родителями, школой, другими учебными и социокультурными центрами. Социальным партнёром МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк» является Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (УлГАУ). В 2018-2021 гг. мы создали парциальную образовательную программу для детей дошкольного возраста «Мир культурных растений» по формированию основ естественнонаучных представлений в процессе приобщения к миру растений в рамках социального партнёрства. Важным условием реализации целевых ориентиров программы «Мир культурных растений» является взаимодействие с УлГАУ им. П.А. Столыпина и использование в образовательном процессе ДОО научной и материальной базы университета. Взаимодействие с Ульяновским ГАУ способствует созданию развивающей предметно-пространственной и информационной среды, особой образовательной ситуации, средств педагогической поддержки ребенка с целью освоения воспитанниками форм деятельности, первичных естественнонаучных представлений и образов, используемых в жизни [2, с. 332].
Цель программы «Мир культурных растений»: обеспечить педагогические условия для формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с учетом социальной ситуации развития в процессе взаимодействия педагогического коллектива ДОО с социальными партнерами [4, с. 59].
Содержание образовательной деятельности по формированию естественнонаучных представлений о мире растений у старших дошкольников строится по направлениям:
• Мир деревьев;
• Мир кустарников;
• Мир трав (дикорастущие и декоративные растения);
• Мир растительной клетки.
Для освоения программы «Мир культурных растений» нами используются разнообразные формы работы с детьми [1, с. 23]:
• игры, игровые упражнения (подвижные, музыкальные, дидактические игры и др.);
• чтение литературы, отгадывание загадок природоведческой направленности;
• просмотр фильмов, беседы и общение с детьми о мире растений, их разнообразии;
• рассматривание иллюстраций, наборов картин, презентаций о видах растений;
• наблюдения за сезонными изменениями в мире растений на прогулках и экскурсиях;
• занимательные персонажи Василиса и Василёк;
• проблемная ситуация;
• работа со схемами и кроссвордами;
• викторины и конкурсы;
• коллекционирование;
• детские проекты и исследования;
• детские опыты и экспериментирование;
• работа в детских тетрадях.
С целью повышения качества освоения детьми содержания программы и организации индивидуального подхода к ребенку педагогами разработана детская тетрадь «Мир культурных растений» для детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь включает все направления парциальной программы по формированию естественнонаучных представлений о растениях: Мир деревьев, Мир кустарников, Мир трав, Мир растительной клетки.
Цель детской тетради: формирование предпосылок функциональной грамотности на примере знакомства с миром растений, развитие
познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, различных видов памяти, внимания, развитие наблюдательности, воображения, самостоятельности. Тетрадь представляет систему специально разработанных заданий, которые можно использовать как для совместной образовательной деятельности взрослого и ребёнка, так и для самостоятельной деятельности детей. Пособие поможет также родителям при организации свободного времени дошкольника.
Рассмотрим некоторые задания детской тетради из раздела «Мир деревьев», где представлены такие деревья как сосна, клён, яблоня, апельсиновое дерево. Дети находят и называют сходства и различия, отгадывают загадки природоведческой направленности, определяют, как можно использовать деревья, с какого дерева плоды, зарисовывают их. Заучивают пословицы, дают им пояснения. Отвечают на вопросы.
- Какое строение у сосны?
- Как отличить сосну от хвойных деревьев?
- Как вырастает новое дерево?
В тетради дети самостоятельно делают зарисовки растений, отмечают их характерные признаки и особенности.
В разделе «Мир кустарников» представлены следующие кустарники: боярышник, смородина, калина, малина и барбарис. В заданиях дети не просто отгадывают загадку, но и находят отгадку среди картинок. Составляют небольшие рассказы об удивительных свойствах, пользе того или иного кустарника. Если ребёнок умеет писать, то он может записать, что можно приготовить из плодов боярышника (кисель, настойку, варенье и т. д.). Отгадав загадку про смородину, дети уточняют, что она бывает белая, красная, чёрная. Плоды смородины разные на вкус. Называют, что влияет на цвет ягод, зарисовывают, что можно приготовить из смородины. Отмечают, какие есть витамины в тех или иных плодах.
Составлен кроссворд на тему: «Мир деревьев и кустарников». В ходе отгадывания дети закрепляют полученные знания о деревьях и кустарниках. Например:
- Какой кустарник называют «конфетным деревом»? (барбарис)
- У этого плода очень крупные клетки и их можно увидеть без микроскопа? (апельсин)
- У этой ягоды плод костянка? (малина)
Самостоятельно в тетради дети делают зарисовки кустарников, отмечают их характерные признаки и особенности. На основе содержания тетради воспитатель организует общение с детьми по теме «Мир кустарников».
В разделе «Мир трав» представлены такие цветы, как тюльпаны и астры. Здесь дошкольники учатся обозначать, соотносить, сравнивать, составлять и зарисовывать. В одном из заданий ребёнок составляет свой букет из астр, зарисовывает в тетради. Уточняют, чем отличаются комнатные и садовые растения, из каких частей состоит цветок.
В разделе «Мир растительной клетки» представлены кроссворды на тему: «Строение растительной клетки», «Мир растительной клетки».
В ходе их разгадывания дети демонстрируют свои знания о мире растительной клетки. А именно: все растения состоят из клеток, растительные клетки очень малы и их можно рассмотреть только с помощью микроскопа. Закрепляют строение растительной клетки: клетка имеет оболочку, цитоплазму, пластиды, ядро, вакуоль. У каждого растения клетка разной формы, размера, окраски. Разнообразие окраски растений зависит от цвета пластид.
В тетради по теме «Мир растительной клетки» детям предлагают сконструировать модель растительной клетки с помощью различных средств (ткань, пластилин, бумага, пластик). Затем воспитатель организует конкурс на тему «Модель растительной клетки», где воспитанники представляют свою модель на детской научной конференции в дошкольной организации.
Работа в тетрадях способствует развитию познавательной активности детей, расширению представления детей о многообразии растительного мира
(деревьев, кустарников, трав), обогащению знаний о растительной клетке. Способствует развитию коммуникативных навыков, умственных способностей детей, которые проявляются в умении сравнивать, анализировать, классифицировать, делать верные умозаключения.
В результате диагностики, проведённой в начале и в конце учебного года (в сентябре 2020 года и в мае 2021 года), мы отмечаем положительную динамику в формировании у детей предпосылок функциональной грамотности в области мира растений. Это поможет дошкольникам в дальнейшем приобретать знания, творчески мыслить, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Дети смогут применять приобретённые знания на практике. Умения и навыки, полученные детьми в играх и специально организованной деятельности, пригодятся им в дальнейшей жизни. Самостоятельно добытые знания - самые ценные и прочные [3, с. 114]. Таким образом, решается одна из самых важных задач современного образования: формирование функционально грамотных людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бледай В.В. Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 6. - С. 23-26.
2. Денисова Г.Л., Соколова Н.Л. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с миром растений // Современное дошкольное и начальное образование: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н. Ульянова», 2021. -С. 332-336.
3. Захарова Л.М. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста (на примере естествознания) / Л.М. Захарова, Н.Ю.Майданкина // Нижегородское образование. - 2021. - № 1. - С. 114-120.
4. Майданкина Н.Ю. Ресурсы познавательно-исследовательской деятельности в формировании естественнонаучных представлений дошкольников с учетом социальной ситуации развития / Н.Ю. Майданкина, Л.М. Захарова, В.Ф. Пороткина // Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. - С. 57-60.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). - URL: https://fgos.ru.