Научная статья на тему 'ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА" ("ВЕДЕДО"): ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ'

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА" ("ВЕДЕДО"): ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM "FUN DAY FOR PRESCHOOLER" / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / THE FORMATION OF THE PREREQUISITES OF LITERACY / WARNING LETTER-BY-LETTER READING / INNOVATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренблит Станислав Соломонович, Арушанова Алла Генриховна

Цель исследования - научное обоснование и разработка технологии развития предпосылок грамотности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Применяемые методы: теоретический анализ, моделирование преобразующего процесса, наблюдение. Разработаны инновационные УМК, обеспечивающие формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности; на их основе разработаны сценарии мультфильмов, знакомящих дошкольников с буквами. Обоснована стратегия предупреждения побуквенного чтения у детей. Показано влияние технологии на развитие интереса к чтению и лингвокреативной активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренблит Станислав Соломонович, Арушанова Алла Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM "FUN DAY FOR PRESCHOOLER " ("VEDEDO"): TRADITION AND INNOVATION IN THE TEACHING OF READING

The aim of the study was scientific substantiation and development of technology for the development of prerequisite literacy in preschool children in accordance with the requirements of the standard of preschool education. Methods used: theoretical analysis, modeling transformative process, observation. The authors have created learning sets to develop sound analytical-synthetic activity. We developed scenarios for cartoons that introduce children to letters. It is shown the effect of these materials on children’s interest in reading and development language creative activities.

Текст научной работы на тему «ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА" ("ВЕДЕДО"): ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВеДеДо»): ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ _ЧТЕНИЮ

Коренблит Станислав Соломонович

композитор, научный руководитель Парциальной образовательной программы «ВеДеДо»

г. Москва

Арушанова Алла Генриховна

кандидат пед. наук, старший научный сотрудник Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО

г. Москва

PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM «FUN DAY FOR PRESCHOOLER « («Vededo»): TRADITION AND INNOVATION IN THE TEACHING OF READING

Korenblit Stanislav, composer, supervisor Partial educational program «Vededo», Moscow

Arushanova Alla, candidate of PED. Sciences, senior researcher, The Institute for the study of childhood, family and upbringing RAO, Moscow АННОТАЦИЯ

Цель исследования - научное обоснование и разработка технологии развития предпосылок грамотности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Применяемые методы: теоретический анализ, моделирование преобразующего процесса, наблюдение. Разработаны инновационные УМК, обеспечивающие формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности; на их основе разработаны сценарии мультфильмов, знакомящих дошкольников с буквами. Обоснована стратегия предупреждения побуквенного чтения у детей. Показано влияние технологии на развитие интереса к чтению и лингвокреативной активности ABSTRACT

The aim of the study was scientific substantiation and development of technology for the development of prerequisite literacy in preschool children in accordance with the requirements of the standard of preschool education. Methods used: theoretical analysis, modeling transformative process, observation. The authors have created learning sets to develop sound analytical-synthetic activity. We developed scenarios for cartoons that introduce children to letters. It is shown the effect of these materials on children's interest in reading and development language creative activities.

Ключевые слова: Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; формирование предпосылок грамотности; предупреждение побуквенного чтения; инновационная технология.

Keywords: Partial educational program «Fun day for preschooler»; Federal state educational standard of preschool education; the formation of the prerequisites of literacy; warning letter-by-letter reading; innovative technology.

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

Проблема обучения дошкольников чтению разрабатывается в отечественной методике развития речи практически с того времени, как начали создаваться детские сады по системе Ф. Фребеля и М. Монтес-сори (В. Т. Кудрявцев [14]). В существующих сегодня технологиях первоначального чтения отражены несовпадающие представления о механизме чтения, сути обучения как организованного процесса, его целях и методах на дошкольной ступени образования. О механизмах преемственности между детским садом и начальной школой. О роли родителей как субъектов современного образовательного процесса.

Традиционная для дошкольного образования проблема начального обучения чтению приобретает новое звучание в свете требований Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2].

В чем новизна проблемы? В соответствии с Законом дошкольное образование получило статус ступени

общего образования. Тем самым создается основа для более гармоничного установления преемственности в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но одновременно возникает проблема потери дошкольным возрастом своей уникальности, превращения школы для малышей в маленькую школу, о чем ранее предупреждал Л. С. Выготский [5], и о чем с тревогой пишет современный специалист по дошкольному детству Е. Е. Кравцова [13].

Дошкольное образование в нашей стране носит массовый характер, но оно не является общедоступным и обязательным. В этой ситуации включение в программу детского сада требования обучения чтению означало бы усугубление проблем, связанных с широким разбросом индивидуальных различий в речевом развитии старших дошкольников. По данным В. К. За-гвоздкина [8], разница между биологическим и психологическим возрастом у детей шести - семи лет, не обусловленная условиями воспитания, достигает трех лет. Как учителю начальной школы работать с таким контингентом детей?

В соответствии с ФГОС ДО субъектами, отвечающими за образование детей, наряду с педагогами и другими специалистами выступают родители (законные

представители). Но готовы ли они учить детей чтению? Как? В каком объеме? По каким учебникам? По какой методике? Как эту методику осваивать?

Исследования (Л. Е. Журова, Н. В. Дурова, Н. С. Варенцова, Г. А. Тумакова и др. [4; 6; 7; 15]) показывают, что дошкольники интересуются чтением до и безо всякого обучения, готовы осваивать грамоту, хотя и в специфических для них видах и формах деятельности. Но обученные по этой высокоэффективной технологии дети, приходя читающими в начальную школу, оказываются в сложной ситуации. Их знания не востребованы. Их порой начинают учить читать по складам. Учить названия букв, которые они и так знают. Учителя нередко хуже слышат звуки в слове, хуже справляются со звуковым анализом слова, чем их подопечные. Нарушение тонкой технологии формирования механизма чтения на основе звукового анализа родителями и отдельными учителями, не владеющими данной технологией, приводит к формированию побуквенного чтения (ребенок не может слить в один слог две буквы, которые он называет как в алфавите: БЭ, ЭМ и т.п.), а также к ошибкам на письме (ребенок пишет, как слышит: вада вместо вода, вйот вместо вьёт и т. п.).

Шестилеток учат чтению в широкой сети детских кружков, групп при школе, на дополнительных платных занятиях в детском саду. Это стихийный процесс, в котором отражается крайняя заинтересованность в освоении дошкольником чтения, которую проявляют все: воспитатели, школа, родители, сами дети. Решение проблемы массового обучения дошкольников грамоте в современной социальной ситуации актуально в практическом плане и нуждается в проработке ряда теоретических вопросов.

Прежде всего, это вопрос о том, что такое вообще обучение грамоте на ступени дошкольного возраста. Что такое обучение?

На протяжении последних 60 - 70 лет понятие обучение многократно меняло свое содержание. Диапазон значений - от организованного в стенах образовательного учреждения целенаправленного формирования системы знаний, умений, навыков в условиях учебной деятельности, становление предпосылок которой происходит с трехлетнего возраста, до стихийного саморазвития в повседневной жизни при взаимодействии с развивающей предметной средой в русле свободного воспитания.

Л. С. Выготский [5] призывал учить грамоте дошкольников с пятилетнего возраста, но под этим обучением он понимал свободное освоение ребенком чтения в игре как естественного продолжения общего речевого развития. Это обучение должно осуществляться по программе самого ребенка, вне учебной деятельности, носить непроизвольный характер.

В школе Л. С. Выготского принято широкое понимание обучения как процесса взаимодействия с идеальной формой (Д. Б. Эльконин [17], Е. О. Смирнова [16]). Как спонтанейного процесса (А. В. Запорожец [9]), при котором развитие осуществляется в результате возникновения и разрешения многообразных противоречий в совместной деятельности и общении ребенка и взрослого, детей со сверстниками. Как процесс саморазвития, в котором дошкольник проявляет себя как свободная творческая языковая личность (А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова [3; 11; 12]).

В этом контексте проблема обучения дошкольника чтению может быть представлена как одна из задач общего речевого развития, естественный этап в освоении семантики и звуковой материи слова, коммуникативной функции языка, его креативных потенций. Этап спонтанейного развития языковой личности. Такое понимание полностью согласуется с положениями ФГОС ДО, в котором поставлена задача формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Выступая как субъект образовательного процесса, дошкольник сам определяет ход и степень освоения чтения в условиях разнообразных видов деятельности и общения, в обогащенной культурно-образовательной среде.

В парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» (С. С. Коренблит [10]) разработана система учебно-методических комплектов, в которых аналитико-синтетическая лингвокре-ативная активность детей стимулируется через специально созданные песни с веселым завлекательным сюжетом, иллюстрации к песням и многообразные формы обогащения культурно-образовательной, предметной среды, вовлекающие детей во взаимодействие с предметами, игрушками и партнерами (музыка С. С. Коренблита, стихи М. Г. Слуцкого, художник М. А. Иванова). В разнообразные игры со звучащим словом, словесное творчество.

На основе этой технологии разрабатываются сценарии мультипликационных фильмов, в которые заложен механизм предупреждения побуквенного чтения. Он состоит в прямом соотнесении образа написанной буквы с передаваемым ею звуком, минуя этап называния буквы (БЭ, ВЭ и т.п.). В моделировании структуры слова не на карточках, как поэтапное формирование умственного действия, но в процессе печатания разноцветных букв как сенсорную способность, на подсознательном уровне. И именно мультипликация позволяет продемонстрировать ребенку смысл чтения - не просто соотнесение буквы и звука в слове, но получение интересной информации об окружающем, открытие завлекательной истории, получение порции юмора и радости.

Наблюдения в условиях образовательного процесса показывают положительное влияние песен ВеДеДо и взаимосвязанных с ними игр и других видов деятельности детей на развитие интереса к чтению и линг-вокреативной активности.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-Ф3.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

3. Арушанова А. Г., Коренблит С. С., Рычагова Е. С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводи-дактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»» (ВеДеДо») / Науч. ред. К. Я. Сигал. - М.: Флинта, 2015.

4. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 - 7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 1935.

6. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

7. Журова Л. Е., Тумакова Г. А. Родной язык// Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Под-дьякова и В. Н. Аванесовой. - 2-е изд. - М., 1981. - С. 22 - 28.

8. Загвоздкин В. К. Готовность к школе как объект образовательной политики // Практика управления ДОУ. - 2011. - № 0. (Пилотный номер.) - С. 8 - 10.

9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1986.

10. Коренблит С. С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. - М.: Обруч 2015.

11. Коренблит С. С. Экология русского языка. Син-

тез слова и музыки / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015.

12. Коренблит С.С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» (В»еДеДо») / Науч. ред. Е. А. Ямбург. -Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015.

13. Кравцова Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2 - С. 32 - 38.

14. Кудрявцев В. Т. «Предшкольное образование»: необходимость или...? // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2 - С. 18 - 31.

15. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школа - Пресс, 1998.

16. Смирнова Е. О. Детская психология. - 3-е изд., перераб. - СПб: Питер, 2009.

17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

ОЦЕНКА СТРУКТУРНОЙ СВЯЗНОСТИ СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Круковская Татьяна Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики Омского государственного университета путей сообщения

г. Омск

ASSESSMENT OF STRUCTURAL CONNECTIVITY OF A SYSTEM OF ANALYTICAL TOOLS AND WAYS OF ACTION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

Krukovskaya Tatyana Yuryevna, Ph.D., A.P. of High Mathematics Chair, State University of Transport Connection, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается частный метод когнитивного анализа, основанный на исследовании q-связ-ности симплициальных комплексов. Представлено применение метода по отношению к системе аналитических средств и спосо-бов действий студентов с целью обоснования их структурной связности и це-лост-ности.

ABSTRACT

The article discusses a particular method of cognitive analysis, based on the study of q-connectivity of simplified complexes. It presents the application of the method in relation to the system of analytical tools and ways of action of stu-dents to justify their structural connectivity and integrity.

Ключевые слова: знания; способы действий; структурная связность аналитических средств; симпли-циальный комплекс; структурный вектор.

Keywords: knowledge; methods of action; the structural connectivity of the analytical tools; simplified complex; structural vector.

В современной ситуации профессионального образования наблюдается тенденция поиска технологий обучения студентов, отвечающих запросам постклассической парадигмы образования. Изменения, происходящие в об-ществе, оказывают влияние одновременно на все уровни жизни и бытия че-ловека, в том числе на систему профессионального образования.

Система образования является открытой системой, поведение и состоя-ние которой зависят от факторов внешней среды, а сохранение в больших пропорциях взаимодействий этих факторов ее устойчивости

обеспечивает переход на уровень содержательного развития структурно-функциональных характеристик.

Исходя из этого, стратегия организованного обучения студентов может быть направлена на управление педагогическими процессами преобразова-ний знаний, способов учебных действий, операций через функционирование целостных проявлений мыслительной деятельности студентов во вполне определенной ситуации обучения.

Управление процессом организованного обучения, переход к знаниям и практическим умениям, выбор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.