Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хромцова М.В.

В статье рассматривается проблема организации изобразительной деятельности в детских садах. Описано, как развивается изобразительная деятельность у дошкольников, уделено внимание становлению детского рисунка. Представлено влияние изобразительной деятельности на развитие дошкольника.The problem of the organization of graphic activity in kindergartens. Describes how to develop a graphic activity in preschool children, attention is paid to the formation of children's drawings. The influence of graphic activity on the development of the preschool child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хромцова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Таким образом, проблема актуальна из-за стремительной скорости развития компьютерных систем и связанных с ними технологий, что в свою очередь приводит к появлению новых типов угроз информации, которые необходимо научиться предотвращать для обеспечения информационной безопасности.

Использованные источники:

1.Боброва И.И. Информационная безопасность облачных технологий /В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 80-84

2.Chernova E.V., Bobrova I.I., Movchan I.N., Trofimov E.G., Zerkina N.N., Chusavitina G.N. Тeachers training for prevention of pupils deviant behavior in ICT/ В сборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) 2016. С. 294-297

УДК 373.24

Хромцова М.В. студент 5 курса кафедра педагогики и психологии детства Северный (Арктический) Федеральный Университет им. Ломоносова Высшая школа психологии и педагогического образования

Россия, г. Архангельск ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В статье рассматривается проблема организации изобразительной деятельности в детских садах. Описано, как развивается изобразительная деятельность у дошкольников, уделено внимание становлению детского рисунка. Представлено влияние изобразительной деятельности на развитие дошкольника.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, детский рисунок, развитие личности, восприятие, мышление.

The problem of the organization of graphic activity in kindergartens. Describes how to develop a graphic activity in preschool children, attention is paid to the formation of children's drawings. The influence of graphic activity on the development of the preschool child.

Keywords: a graphic activity, children's drawing, the development of personality, perception, thinking.

Остановимся на определении понятия «изобразительная деятельность».

В ходе анализа литературы было выявлено две точки зрения о том, что такое изобразительная деятельность.

Ряд ученых, психологов и педагогов (Урунтаева Г.А., Петров Н.Е., Анохина Е.Ю., Смирнова Е.О.) считают, что изобразительная деятельность -это рисование. И в своих работах они используют понятия "изобразительная деятельность" и "рисование" как синонимы.

Другой позиции придерживаются Косминская В.Б., Васильева Е.И., Григорьева Г.Г., Сафроненко Е.В., Леонтьева Ж.А. и Казакова Т.Г. Они считают, что к изобразительной деятельности относятся продуктивные виды деятельности.

Косминская В.Б. считает, что изобразительная деятельность - это художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме [5].

Сафроненко Е.В. дает такое определение этому понятию. Изобразительная деятельность - одна из эффективных форм художественного освоения окружающей действительности, в процессе которой изображаются предметы и явления [2].

В учебном пособии Косминской В.Б., Васильевой Е.И. и Казаковой Р.Г. представлены следующие виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование [5].

Сафроненко В.Е. и Леонтьева Ж.А. в своих статьях выделяют три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация [2,3].

Мы будет придерживаться первой позиции, где изобразительная деятельность понимается как рисование.

Рассмотрим развитие изобразительной деятельности дошкольника и её особенности, а также этапы становления детского рисунка.

По её мнению Урунтаевой Г.А., зарождение изобразительной деятельности начинается еще в раннем возрасте. Малышу становится интересно, что карандаш оставляет след, поэтому ребенок начинает активно использовать его, оставляя каракули. Но ребенок пока "рисует" не ради результата, а ради самого процесса [6].

Следующим этапом развития детского рисунка, по мнению Урунтаевой Г.А., является тот момент, когда ребенок в своих каракулях начинает узнавать предметы окружающего мира.

Новый этап, как считает Урунтаева Г.А., связан с развитием знаковой функции сознания. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования.

В рисунке отражается опыт, полученный ребенком из собственных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого. Рисунок, хотя и узнаваем, часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его

подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причину схематизма, как считает Урунтаева Г.А., следует искать в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника. Ему важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные [6].

Л.С. Выготский описывает 4 стадии развития изобразительной деятельности в детском возрасте (по данным Г. Кершенштейнера) и данную стадию, описанную Урунтаевой Г.А., он называет стадией "схемы". На этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо чело-веческой фигуры. Ребенок на этой стадии рисует не с натуры, а по памяти [4].

По мнению Урунтаевой Г.А., с помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью [6].

Речь позволяет дошкольнику преодолеть ограниченные возможности изобразительных материалов. Ребенок дает персонажам характеристики, которые трудно отразить на бумаге (например, нравственные качества). Опираясь на речь, ребенок преодолевает несовершенство собственной ручной умелости: неумение показать пропорции, перспективу, динамику события.

Появление замысла связано с тем, что речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать.

Как считает Урунтаева Г.А., замыслы младших дошкольников очень неустойчивы. Внешние раздражители, возникшие трудности (не получается, капнула краска) заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели [6].

Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его.

Урунтаева Г.А. в своей книге также приводит наиболее часто изображаемые предметы дошкольниками. Дети третьего года жизни рисуют дорожки, ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерево, солнце). После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. В содержание рисунков теперь входят сюжеты

любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах [6].

Урунтаева Г.А. выделяет главные средства выразительности, используемые дошкольниками. Это линия и цвет. Хороших, добрых героев дети изображают красивыми, тщательно прорисовывая, а плохих, злых -некрасивыми, нарочито небрежно. Красивым для детей выступает то, что дает приятные зрительные впечатления: цветы, орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д. Некрасивое - это неприятное, страшное, пугающее в реальной жизни и в сказках [6].

Выготский Л.С. следующую ступень, после стадии «схемы», называет ступенью возникающего чувства формы и линии. В ребенке постепенно пробуждается потребность не только перечислить конкретные признаки описываемого предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. На этой второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность.

Следующие две ступени, которые называет Выготский Л.С., ступень правдоподобного изображения и ступень пластического изображения встречаются только в конце младшего школьного возраста и в подростковом возрасте [4].

Далее рассмотрим возможность развития личности дошкольника посредством изобразительной деятельности.

Как считает Косминская В.Б., изобразительная деятельность способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка [5].

Развитие детской изобразительной деятельности, по мнению Григорьевой Г.Г., теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок стремится жить одной жизнью со взрослыми. Ребенок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И изобразительная деятельность, наряду с игрой, отвечает этим потребностям ребенка и дает возможности для их удовлетворения [1].

Творческий характер изобразительной деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований периода дошкольного возраста - воображения, творчества, что также свидетельствует о развитии личности ребенка.

По мнению Косминской В.Б., в процессе изобразительной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности [5].

Григорьева Г.Г. считает, что без развитого восприятия невозможна изобразительная деятельность. Действие восприятия - одно из основных,

реализующих изобразительную деятельность. Ведь для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. В изобразительной деятельности и формируется действие восприятия [1].

Также в дошкольном возрасте благодаря изобразительной деятельности развивается представление о сенсорных эталонах цвета, форм, об отношениях предметов по величине; пространственных отношениях; способах обследования предметов путем сравнения их свойств с сенсорными эталонами. У детей постепенно развивается аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные отношения частей в предмете по величине).

С развитием изобразительной деятельности развивается и восприятие. Оно становится более полным, точным, аналитическим и обобщенным.

Григорьева Г.Г. также говорит и о том, что в изобразительной деятельности развивается и художественное восприятие - это сенсорно-эстетическая реакция. Только такая сенсорно-эстетическая реакция, способность увидеть за внешней формой внутреннее содержание, эмоционально откликнуться на него может быть первоначальным толчком, основой создания выразительного образа [1].

Как считает Косминская В.Б., в дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, возможен и более высокий уровень развития мышления - наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Изобразительная деятельность дает возможности для развития этого вида мышления. Под грамотным руководством взрослого и при создании определенных условий уже у дошкольника возможно развитие наглядно-образного мышления [5].

Косминская В.Б. также отмечает, что изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Эта деятельность дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, ведь благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений.

По мнению Косминской В.Б., занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе [5].

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что к пониманию, что такое изобразительная деятельность, существует два подхода. Согласно первому, изобразительная деятельность - это рисование, а второму - это такие продуктивные виды деятельности как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Изобразительная деятельность активно развивается в дошкольном возрасте. Ребенок начинает рисовать, подражая взрослому, а затем рисует ради самого процесса рисования, а после - ради продукта (рисунка).

Дети третьего года жизни учатся изображать линии, в начале дошкольного возраста всё чаще появляется изображение человека, но пока это изображение схематично, так называемые головоноги. В этом возрасте ребенок стремится передать только существенные признаки предметов, поэтому все изображения схематичны и часто далеки от изображаемого предмета. До пяти лет ребенок изображает те предметы, которым его научили взрослые. А после пяти лет дошкольник преодолевает эти шаблоны, рисует то, что его окружает, сюжеты фильмов и сказок.

Младшие дошкольники не удерживают замысел, могут начать рисовать одно, затем передумать и уже изображать совершенно другое. Старшие дошкольники уже начинают удерживать замысел на протяжении всей работы по изображению предмета или явления.

Основные средства выразительности, которые используют дошкольники, это линия и цвет. С их помощью ребенок показывает своё отношение к изображаемому.

Изобразительная деятельность - это художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Изобразительная деятельность способствует развитию всех сфер личности ребенка, среди них мотивационно-потребностная.

Творческий характер изобразительной деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований периода дошкольного возраста - воображения, творчества, что также свидетельствует о развитии личности ребенка. Также посредством изобразительной деятельности развивается у дошкольника восприятие и художественное восприятие.

В дошкольном возрасте благодаря изобразительной деятельности развивается представление о сенсорных эталонах цвета, форм, об отношениях предметов по величине; пространственных отношениях; способах обследования предметов путем сравнения их свойств с сенсорными эталонами.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Эта деятельность дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Необходимо также отметить, что изобразительная деятельность способствует развитию зрительной памяти. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.

Использованные источники:

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М., 1999. - 344 с.

2.Е.В. Сафроненко. Экспериментальное исследование развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Вестник ТПГУ. - 2011, №10. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-razvitiya-sposobnostey-k-izobrazitelnoy-deyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

3.Леонтьева Ж. А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 46-48. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/96/4246/

4.Л.С. Выготский "Воображение и творчество в детском возрасте". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=5278

5.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1997.-255с.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

УДК 378

Шайбакова И. Э. студент

3 курс, факультет «Экономический» Научный руководитель: Сагадеева Э.Ф. ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет»

Россия, г. Уфа

ВХОДНЫЕ И ВЫХОДНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена анализу процесса обучения с помощью методов исследования операций, изучению входных и выходных переменных систем образования.

Ключевые слова: образование, система образования, входные системы образования, выходные системы образования.

This article is devoted to analysis of the learning process using methods of operations research, study of input and output variables of education systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.