ВЗАИМОСВЯЗЬ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
© Анохина Е.Ю.*
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск
В данном исследовании рассматривается проблема взаимосвязи изобразительной деятельности и детской художественной литературы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Эстетическое воспитание, эстетический образ, эстетическое отношение, эм-патия, эстетическое восприятие, изобразительная деятельность.
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества -одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание.
На современном этапе развития педагогики признание получили концепции дошкольного образования В.Т. Кудрявцева, В.А. Петровского, В.А. Разумного, несмотря на их различия, выделим общие положения - это ориентация на постижение ребенком мира с индивидуальными ценностями, образами, на развитие индивидуально-мотивированного отношения к окружающему, личностно-избирательной целенаправленности стиля поведения. Разрабатывая вопросы эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева и другие исследователи указывали на взаимосвязь искусства и образного слова в развитии эстетического восприятия и эстетических чувств детей. Объединяющим фактором всех видов искусства, отмечают они, является образ.
На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях. Ученые, разрабатывающие проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством искусства, (А.В. Антонова, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и др.) особенно под-
* Доцент кафедры Педагогики и методики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
черкивают роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания дошкольников. Художественная литература и изобразительная деятельность обладают огромными возможностями в эстетическом воспитании. Проблема их взаимосвязи имеет особую значимость и представляет богатый материал для изучения.
Однако, ряд конкретных вопросов взаимосвязи отдельных видов искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста остается недостаточно изученным. К ним, в частности, относится взаимосвязь художественной литературы с другими видами искусства в эстетическом воспитании детей.
Проблема данного исследования заключается в установлении взаимосвязи использования детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания детей 6-7 лет.
Решение данной проблемы связано с поиском наиболее актуальных средств выразительности в произведениях детской художественной литературы и изобразительной деятельности, выявлением их особенностей и влияния на эстетическое воспитание детей.
Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий использования детской художественной литературы на занятиях изобразительной деятельностью с целью эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования - эстетическое воспитание детей 6-7 лет в дошкольном учреждении.
Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передавать изобразительными средствами образы литературы (красоту природных явлений, характерные особенности героев произведений и др.).
Литературное произведение, являясь стержневым в предполагаемом процессе, взаимопереплетается с изобразительным творческим процессом, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.
В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся
видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка явлений действительности и произведений искусства.
Подбор произведений детской художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений в изобразительной деятельности ребенка-дошкольника является средством повышения эффективности эстетического воспитания и развития.
Организованная таким образом педагогическая деятельность включает следующие этапы взаимосвязи: работа с литературным текстом; выявление средств выразительности художественной литературы и осмысление их эстетической значимости; развитие и взаимосвязь художественно-речевой и изобразительной деятельности при восприятии и создании литературного образа; активизация художественно-творческих проявлений детей, нацеленных на использование образных средств выразительности литературы в развитии замысла собственного рисунка.
Цель и гипотеза исследования выявили необходимость решения следующих задач исследования:
- определить применительно к работе с детьми дошкольного возраста сущность и возможности взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности детей;
- охарактеризовать особенности передачи литературного образа в детском рисунке;
- разработать критерии оценки эстетической воспитанности детей средствами указанных направлений.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало дошкольное учреждение № 116 г. Орска, работа студии изобразительной деятельности дошкольного учреждения.
Этапы исследования: На первом этапе - поисково-теоретическом - определялась цель, предмет и общая гипотеза исследования, изучался и обобщался опыт работы учреждения в направлении художественно-эстетического развития воспитанников, изучалась и анализировалась литературоведческая, искусствоведческая, психолого-педагогическая и методическая литература. Разрабатывалась система диагностики, анкетирования, формулировались основные критерии оценки, подбиралась художественная литература.
На втором этапе проводилась основная экспериментальная работа по изучению возможности взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности в двух возрастных гр. (старшей и подготовительной). Разрабатывалась программа формирующего этапа эксперимента, проводились контрольные срезы, апробировались содержание и методы работы, уточнялись приемы основной работы.
На третьем этапе обобщался полученный опытно-экспериментальный материал, оформлялись основные выводы работы.
Теоретико-методическими основаниями исследования явились научные труды в области педагогики, психологии, искусствоведения, литературоведения: по проблемам искусства и его роли в формировании личности Ю.Б. Бо-рева, Л.С. Выготского, Б.М. Лихачева, и др.; по вопросам теоретико -методологического обоснования проблем эстетического воспитания и художественного развития А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, В.Л. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Фле-риной и др.; по вопросам возможностей взаимодействия словесных и пластических искусств А.Я. Зися, М.С. Кагана, и др.; по вопросам воздействия художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, О.С. Ушаковой, по вопросам изучения и совершенствования детской речи М.М. Кольцова, С.Е. Крючкова, В.К. Лотарева, В.К. Фе-доренко, Л.В. Щербы и др.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Русский писатель В.Г. Белинский рекомендовал воспитывать у детей эстетическое чувство с самых ранних лет, сравнивая развитие чувства изящного с одним из первейших элементов человечности. Формирование личности В.Г. Белинский рассматривал как сложный и многогранный процесс, в котором значительная роль отводится эстетическому воспитанию. Задачи эстетического воспитания, по Белинскому, состоят в том, чтобы развивать способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в природе, в произведениях искусства. В целях эстетического воспитания В.Г. Белинский считал необходимым использовать все виды искусства, особое значение, придавая детской литературе.
Огромный вклад в теорию эстетического воспитания внес К.Д. Ушин-ский. Он писал: «Дитя ... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Первые ассоциации общественных отношений, эстетических чувств включаются в действенный опыт школьников через образно-эмоциональный строй художественных произведений в сопоставлении с личным, жизненным опытом и способствуют ценностному ориентированию как в жизни, так и в искусстве. Эффективным средством эстетического воспитания Ушин-ский называл рисование и произведения народного и литературного творчества [7].
Ученица и последовательница К.Д. Ушинского - Е.Н. Водовозова, внеся огромный вклад в теорию дошкольного воспитания, как и Ушинский, считала народные сказки эффективным средством эстетического воспитания
детей. В ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей » ею представлена целая серия народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста. Выделяя значение сказки в эстетическом воспитании, Е.Н. Водовозова отмечала, что сказка опирается на детские знания и наблюдения, развивает богатую детскую фантазию, способствует обогащению детской речи, помогает в живых выразительных образах усвоить красоту речевых оборотов и народных выражений. Отечественный исследователь проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста Е.А. Флерина, рассматривает рисование как сознательное отражение ребенком окружающей действительности, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.
Опираясь на основные положения русской классической педагогики, оригинальную теорию дошкольного воспитания создала Е.И. Тихеева. Эстетическое воспитание она считала одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка-дошкольника. Как и большинство теоретиков дошкольной педагогики, она связывала задачи эстетического воспитания с умственными и нравственными. Необходимость развития вкуса детей дошкольного возраста она считала вполне обоснованным. Основными средствами эстетического воспитания детей она считала лучшие образцы искусства, в частности, художественное слово: выразительно прочитанный рассказ; сказку; стихотворение; а также картины и книжные иллюстрации.
Данные положения тесно перекликаются с научными взглядами В. Б. Косминской о возможности воспитания умственной активности и эстетических предпочтений у ребёнка в процессе чтения детской литературы и занятий изобразительной деятельностью. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать [3].
На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н.П. Сакулина. Она также отмечает необходимость организации целенаправленной предварительной работы, проводимой перед занятиями (и в ходе их) по изобразительной деятельности. При этом немаловажным являются следующие моменты: наблюдение предметов и явлений природы и окружающей действительности; чтение сказок, рассказов, стихов, прибауток, загадок и беседы воспитателя с детьми о прочитанном. Данную предварительную работу, направленную на совершенствование процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности, совсем необязательно проводить специально. Ее можно осуществлять в других видах деятельности одновременно с решением основных
задач. Если на занятиях по развитию речи или во время досуга воспитатель читает сказку, то в беседе он может своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма или внешнего вида героев, которые детям нужно будет отразить в рисунке. Автор указывает, что при организации предварительной работы, воспитателю следует помнить, что эти произведения должны быть высокохудожественными, эмоционально насыщенными, разнообразными по использованию средств художественной выразительности, доступными для понимания детей дошкольного возраста [6].
В качестве предварительных выводов добавим, что на основе опыта эм-патического взаимодействия с окружающим миром, накопленного в дошкольном детстве, младшие школьники в процессе общения с искусством (изобразительное искусство, музыка, литература) приобретают опыт эстетических, эмпатических переживаний, который порождает особое эмоциональное отношение к окружающей действительности, выражающееся в способности сопереживать героям, событиям, фактам художественного произведения, эстетически отзываться на явления природы, человеческие поступки. Как показали исследования Т.П. Гавриловой и Р.М. Любимой, эмпатия в младшем школьном возрасте проявляется в художественно-эстетической форме. На основе «механизма перенесения», открытого психологами в системе механизмов художественного восприятия, расширяются границы эстетических переживаний ребенком окружающего мира [2, 4].
Анализ теоретических источников позволил нам определить сущность и возможности взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности в эстетическом воспитании детей 6-7 лет. Нами были раскрыты особенности передачи выразительности литературного произведения средствами изображения.
Выявлены психолого-педагогические условия осуществления взаимосвязи литературного произведения и процесса изобразительного творчества: конкретные образы литературы, как правило, должны опираться на непосредственные наблюдения детей, тогда они представляют собой зримую картину мира; активизация чувственного образа, сформировавшегося у ребенка в процессе непосредственного восприятия предмета или объекта средствами художественной литературы; глубокая проработка образов объектов и действий в литературе, построенная на эмоциональном переживании; использование произведений детской художественной литературы разных жанров с учетом требований к отбору произведений и возможность передачи образов этих произведений в детском творчестве; овладение детьми средствами изобразительной выразительности рисунка.
На формирующем этапе исследования работа педагога была направлена на установление взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительной деятельности. Установление взаимосвязи проходило в нескольких последовательных этапах: работа с художественным текстом; вы-
деление образов объектов и действий литературного произведения, построенных на эмоциональном переживании и переданных при помощи художественного слова; активизации чувственных образов, сформировавшихся у детей в процессе непосредственного восприятия предметов или объектов; выявление средств выразительности художественной литературы; определение средств выразительности изобразительной деятельности; взаимосвязи художественно-речевой и изобразительной деятельности. В основу определения содержания деятельности был взят принцип тематизма. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система занятий, основанных на взаимосвязи художественной литературы и изобразительной деятельности детей и проверенная в опытно-экспериментальной работе с детьми позволяет существенно повысить эффективность эстетического воспитания дошкольников. Материалы исследования используются в работе с детьми в дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования, а также в подготовке педагогов и повышении их квалификации.
Таким образом, опытно-экспериментальным путем в работе с детьми дошкольного возраста по взаимосвязи литературы и изобразительной деятельности детей подтверждено теоретическое положение о том, что механизмом интеграции является образ (в данном случае литературный и изобразительный) одного вида искусства, передаваемый в другом виде искусства средствами выразительности рисунка. Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса методов и соответствием научного обоснования объекту и предмету исследования; результатами анализов материалов изучения состояния практики и опытно-экспериментальной работы; возросшим уровнем эстетической реакции и уровнем творческих проявлений в речевой и изобразительной деятельности у детей старшего возраста и подготовительной группы.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Современное слово, 1983. - 480 с.
2. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. -М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
3. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Ха-лезова. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
4. Любимая Р.М. Взаимосвязь эстетического и нравственного в воспитании и формировании общественной активности младшего школьника: дисс. ... к.п.н.: 13.00.01 / Р.М. Любимая. - К., 1983.
5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
6. Саккулина Н.П. Рисование и лепка в детском саду / Н.П. Сакулина. -М.: Просвещение, 1985. - 189 с.
7. Ушинский К.Д. Собр. сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: АПН, 1950. -Т. 9. Человек как предмет воспитания. - 628 с.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
© Беляева Ю.В.*
МКДОУ № 12 Порошинский детский сад, Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
В статье раскрываются понятия «коррекция», «коррекционно-разви-вающая работа», описываются фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии относительно коррекционно-развивающей работы, в качестве методологической основы излагаются принципы коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова коррекция, коррекционно-развивающая работа, принципы коррекционно-развивающей работы.
В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которое учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности.
В словаре иностранных слов понятие «коррекция» определяется как производное от латинского слова «соггейю» - исправление. В «Словаре-справочнике по коррекционной педагогике и специальной психологии» дается следующие определение: «Коррекция - система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии» [1].
Сам термин «коррекция развития» как определенная форма психолого-педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития детей. В данной области этот термин означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В дальнейшем по мере развития прикладной возрастной психологии произошла своеобраз-
* Учитель-логопед.