Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
54
УДК: 75:159.922.74 ББК: 85.1:88.85
Психологические науки
Влияние изобразительного искусства на развитие творческого мышления ребенка. Основные этапы становления детского творчества.
© Мациевская Ю.А., Кочетова М.
Ю.А. Мациевская - к.т.н., доцент кафедры дизайна, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: [email protected]
М. Кочетова - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: [email protected]
Адрес: ул. Радищева, 29, Курск, 305000, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
В статье ставится задача рассмотреть воздействие изобразительного искусства на творческое мышление ребенка. Изучение в данной области ведется довольно давно. Ученым, которые занимаются исследованием детского рисунка описывается влияние времени, различных исторических событий на творчество детей, а также ведется сравнение развития изобразительной деятельности детей и изобразительного искусства в целом.
Развить творческое мышление у ребенка - это одна из основных целей образовательного процесса на дошкольных, школьных и внеклассных занятиях. Определение детского творчества одной из первых дала известный советский педагог, учёный Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через мово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».
Ключевые слова: педагог, творческое мышление, изобразительное искусство, воображение, формирование личности.
Постановка проблемы: Подготовка студентов-дизайнеров направлена на формирование профессионала обладающего традиционными и инновационными методами творческой деятельности.
Формулировка цели статьи: Рассмотреть влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности ребенка в процессе формирования детского мышления.
Объект исследования: Составляющие психолого-педагогического творческого мышления.
Предмет исследования: Формирование художественно-творческой личности ребенка мирового изобразительного искусства.
Детское творчество изучается психологами с нескольких сторон: как эволюционирует с возрастом детский рисунок, анализируется психологический процесс рисования, связи умственного развития и рисования, а так же связи между личностью ребёнка и изобразительным искусством. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок и творчество в целом с псхологической точки значимости, ещё недостаточно изучен. С этим связано большое число различных теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков [3].
По мнению ряда ученых, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций организма ребенка. Рисование и творчество играет роль одного из механизмов, которое совершенствует организм и психику.
В начале жизни ребёнка важно развивать зрение и моторику, а также сен-сомоторную координацию. От хаотического восприятия пространства ребёнок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь [9]. И первые детские рисунки являются линейными. Изобразительное искусство помогает
формировать зрительные образы у ребенка, способствуя скорейшему овладению формами и моторными актами.
Творчество запрашивает взаимодействие различных функций и возможностей психики. Ученые отмечают, что рисунок для ребенка способствует согласованности межполушарного взаимодействия [2]. Так же не обойтись и без связи с мышлением. Ребенок понимает происходящее вокруг быстрее, чем если бы он собирал и копил ассоциации. Творчество дает возможность выразить его переживания, знания и радость, учитывая, что словарный запас не велик. Изобразительное искусство заставляет развиваться каждой функции, связывая их между собой, тем самым помогая ребенку расставить по порядку все, что он узнает и чувствует. Так ему гораздо проще усвоить представления о мире,которые со временем только усложняются [1].
У наблюдательных детей рисунки получаются убедительнее, даже не учитывая технические характеристики. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы и явления, но и старается выражать свои эмоции и свое отношение к данному занятию.
Прежде всего процесс создания рисунка у детей зависит от того, что он хочет изобразить, и всегда большую роль в этом процессе играют эстетические чувства. Стремясь передать это отношение, ребёнок некоторое время находится в поиске средства выражения, овладевая карандашом и красками [7].
Взрослым, которые пытаются помочь ребенку в его изобразительном искусстве, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. Рисуют дети по своему представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, но которые не до конца еще сформировались.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребёнок может смело воспроизводить самые разные события из его жизненной истории,
55
особенно если он увлекается прочитанной книгой или просмотром фильма. Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.
Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, виденные в жизни, а для мечтателя - образы сказок, образы воображения [5].
Ошибочно считать, что юным художникам не требуется никакая помощь от взрослого, хоть и рисуют дети с увлечением. Когда ребенок замечает, что его творчеством начинают интересоваться другие, это поощряет его к дальнейшей работе, а так же к совершенствованию своей техники.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. 56 Первая стадия доизобразительного
этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - это обычно случайные метки. Тогда ребенка не интересует изображение или творчество, его больше привлекает карандаш или другие художественные материалы. На этой стадии он просто получает удовольствие от самого процесса: движений рукой, линий, которые оставляет карандаш.
Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать но задержку его общего развития [4].
Стадия каракуль длится у каждого ребенка индивидуально, но всегда в это время ребёнок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - «круг».
Вторая стадия доизобразительного но периода - от 2-х но до 3-х лет. Она практически не отличается от первой стадии- каракули были и есть. Однако, на
№4 (13) 2018 этом этапе юный художник учится давать
www i-chr com
' названия своим рисункам: «Это - папа»
или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого
ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Сначала дети рисуют человека вообще, а потом уже конкретизируют персонажей. Растёт ребёнок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленького художника. В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции человеческой фигуры начинают устанавливаться одними из первых первыми [2].
Рисунки с изображением семьи или друзей в этом возрасте могут служить ценным материалом для диагностики но внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания. В автопортретах ребёнок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребёнка: у него отчётливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребёнок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.
Постепенно к подростковому возрасту рисование и творчество начинает исчерпывать свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребёнок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей лёгкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений [10].
Одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка.
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить,
на основе имеющихся данных, традиционными способами [6]. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать но способы решения), кри-тичность(способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируется от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном» мыслительном процессе). «Творческий процесс в изобразительной деятельности предполагает создание детьми художественно-выразительных образов доступными им изобразительными средствами. Процесс изображения предметов детьми при рисовании, лепке, аппликации зависит не только от овладения ими изобразительного умения, но и от формирования системных знаний» [8, 76]. Это высказывание Т.Л. Денисовой раскрывает суть методов и приёмов, используемых на занятиях по развитию художественно-творческой деятельности но у дошкольников но по программе «Дет-
ство». «Всё взаимосвязано» Художественно-творческая деятельность, а это лепка, аппликация, рисование, конструирование, музыкально-театрализованная деятельность тесно связана но с художественной литературой, с экологическим и социально-нравственным воспитанием [2].
Знакомство с различными жанрами искусства происходит в процессе художественно-творческой деятельности, а также во время знакомства детей с художественной литературой и наблюдениями за природой, т.е. в результате экологического воспитания [6].
На становление творческой личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми, среди прочих факторов, оказывает влияние Изобразительное искусство оказывает сильное влияние. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Считается, что всё дело в «умении рисовать», но важнее - правильное отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные, а следовательно, и творческие способности ребёнка.
57
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М., 1999
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева - М., 2000 г.
3. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3-5 лет в изобразительной деятельности / Т.Н.Доронова - С-Пб.:Детство-Пресс, 2007 г.
4. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П. Ершова, Е.А.Захарова и др. - М.: Просвещение, 1991 г.
5. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись / Н.А. Курочкина. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007
6. Курочкина Н.А. О портретной живописи. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.
7. Методика обучения изобразительной деятельности и конструктированию / Под. Ред.Т.С. Комаровой - М. , 1991 г.
8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. - С-Пб: из-во КАРО, 2010 г.
9. Степанов С. Тайна детского рисунка / С. Степанов // Няня, - 1997. - №9. -С.18-20.
10. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва, 2000. - С. 470-484.
58
THE INFLUENCE OF ART ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF THE CHILD. THE MAIN STAGES OF THE FORMATION
OF CHILDREN'S CREATIVITY.
© Yulia A. Macievskaya, M. Kochetova
Macievskaya Yulia A. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Design Department, Kursk State University (KSU). E-mail: [email protected]
Kochetova M. - student, Kursk State University (KSU). E-mail: [email protected]
Address: st. Radishcheva, 29, Kursk, 305000, Russian Federation.
Abstract
The article poses the problem of examining the impact of art on the creative thinking of a child. Studies in this field have been conducted for quite some time. Scientists who study children's drawings describe the influence of time, various historical events on children's creativity, and also compare the development of the visual activity of children and the visual arts in general.
Developing creative thinking in a child is one of the main goals of the educational process in preschool, school and out-of-class activities. The definition of children's creativity was one of 59
the first to be given by a famous Soviet teacher, scientist E.A. Flurina: "We understand children's fine art as a child's conscious reflection of the surrounding reality in drawing, modeling, construction. Reflection, which is built on the work of imagination, on the display of his observations, as well as the impressions he received through the word, picture, and other art forms. does not passively copy the environment, but recycles it in connection with the accumulated experience and attitude to the image".
Keywords: teacher, creative thinking, visual arts, imagination, personality formation.
REFERENCE
1. Grigor'yeva G.G. Izobrazitel'naya deyatel'nost' doshkol'nikov / G.G. Grigor'yeva. -M., 1999
2. Grigor'yeva G.G. Razvitiye doshkol'nika v izobrazitel'noy deyatel'nosti / G.G. Grigor'yeva -M., 2000 g.
3. Doronova T.N. Razvitiye detey ot 3-5 let v izobrazitel'noy deyatel'nosti / T.N.Doronova -S-Pb.:Detstvo-Press, 2007 g.
4. Iskusstvo v zhizni detey: Opyt khu-dozhestvennykh zanyatiy s mladshimi
shkol'nikami / A.P. Yershova, Ye.A.Zakharova i dr. - M.: Prosveshcheniye, 1991 g.
5. Kurochkina N.A. Deti i peyzazhnaya zhivopis' / N.A. Kurochkina. — SPb.: DETSTVO-PRESS, 2007
6. Kurochkina N.A. O portretnoy zhivopisi.
— SPb.: DETSTVO- PRESS, 2006.
7. Metodika obucheniya izobrazitel'noy deyatel'nosti i konstruktirovaniyu / Pod. Red. T.S. Komarovoy - M. , 1991 g.
8. Nikitina A.V. Netraditsionnyye tekhniki risovaniya v detskom sadu / A.V. Nikitina. - S-Pb: iz-vo KARO, 2010 g.
9. Stepanov S. Tayna detskogo risunka / S. Stepanov // Nyanya, - 1997. - №9. - S.18-20.
10. Flerina, Ye. A. Esteticheskoye vospitani-ye doshkol'nika. Khudozhestvennoye slovo dlya detey doshkol'nogo vozrasta [Tekst] / Ye. A. Fle-rina // Khrestomatiya po teorii i metodike raz-vitiya rechi detey doshkol'nogo vozrasta : ucheb. posobiye / sost.: M. M. Alekseyeva, V. I. Yashina.
- Moskva, 2000. - S. 470-484.