Научная статья на тему 'Генеалогия детского изобразительного творчества'

Генеалогия детского изобразительного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТАДИИ ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодина С.В.

на современном этапе функционирования науки сосредотачивается внимание на решении проблемы развития творческой индивидуальности каждого ребёнка. Особое значение в этом процессе имеет развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста, определяющего возможность проявления и полноту раскрытия их творческого потенциала, присущего каждому. Практика показывает, что детское изобразительное творчество всё время находится в движении, оно постоянно меняется, так как меняется опыт ребёнка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях вычленяется самое ценное, и на его основе появляются новообразования, способствующие дальнейшему творческому росту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генеалогия детского изобразительного творчества»

С.В. Погодина

ГЕНЕАЛОГИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА GENEALOGY CHILD FINEART

Аннотация: на современном этапе функционирования науки сосредотачивается внимание на решении проблемы развития творческой индивидуальности каждого ребёнка. Особое значение в этом процессе имеет развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста, определяющего возможность проявления и полноту раскрытия их творческого потенциала, присущего каждому. Практика показывает, что детское изобразительное творчество всё время находится в движении, оно постоянно меняется, так как меняется опыт ребёнка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях вычленяется самое ценное, и на его основе появляются новообразования, способствующие дальнейшему творческому росту.

Ключевые слова: детское изобразительное творчество, закономерности творческого развития, стадии творческого становления.

Abstract: at the present stage of functioning of a science the attention on a solution of the problem of development of creative identity of each child concentrates. Special value in this process has development of graphic creativity of children of the preschool age defining possibility of manifestation and completeness of disclosure of their creative potential, inherent in everyone. Practice shows that children's graphic creativity all the time is in movement, it constantly changes, as experience of the child, his relation to world around and art changes. Each step in development of creativity is interfaced to that in the previous achievements the most valuable is isolated, and on its basis there are the new growths promoting further creative growth.

Keywords: children's graphic creativity, regularities of creative development, stages of creative formation.

Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить, что оно является не только одним из первых способов познания ребёнком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступным средством отражения им собственного отношения к этому миру, отображения своих впечатлений, эмоциональных состояний и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. В этой связи представляется важным и интересным проследить поэтапное формирование выразительного образа, создаваемого ребёнком, в ходе организации педагогического процесса, стимулирующего проявление творческой активности самих детей.

Прежде чем ребёнок приступает к освоению пространства листа, он должен быть психофизически готов к этому. Ему необходим не только опыт в зрительно-осязательных ощущениях, проявляющийся в способности выделять очертания предметов, их отдельные признаки, но и тактильно-двигательный опыт, обусловленный умением ребёнка сидеть, держать в руке предмет.

Всю подготовительную работу можно назвать «этапом сенсомоторной подготовки», который состоит из следующих стадий:

Первая стадия «зрительной рефлексии» заключается в том, что в этом период ребёнок оказывается способным реагировать на различные предметы и объекты, их цветовое оформление. На этой же стадии ребёнок учится выделять отдельные цвета, и, прежде всего, локальные. В ходе нашего исследования замечено: когда мы

© С.В. Погодина, 2012

целенаправленно обращаем внимание ребёнка на цвет предмета, силуэта, игрушки и т.д., он очень быстро начинает рефлексировать его и выделять отдельный цвет из множества других. Но эта способность развивается постепенно. Чем раньше ребёнок научится выделять цвета, тем быстрее он сможет давать характеристику окружающим его предметам, объектам, соответственно, будет повышаться уровень его познавательного развития.

Вторая стадия «удержания инструмента» характеризуется тем, что ребёнок пытается удержать карандаш, фломастер, кисточку. В этом случае целесообразно приобщать дошкольников к различным изобразительным инструментам. Чем раньше произойдёт «знакомство», тем быстрее наступит период изобразительных экспериментов, что обусловит развитие мелкой моторики рук, активизацию речи и мыслительных операций, а самое главное, у малыша появится возможность выражать свои чувства, эмоции с помощью художественных материалов.

На данной стадии необходимо создать условия, при которых ребёнок сможет осуществлять орудийные действия с карандашом (кисточкой). Наиболее доступен малышам помазок для бритья в качестве изобразительного инструмента. Это обусловлено тем, что хватательный рефлекс, которым малыш активно пользуется в процессе обследования всех окружающих его предметов, объектов, позволяет ему совершать первые рисовальные движения.

Как правило, все манипуляции с карандашом и кисточкой имеют познавательный характер. Для малыша важно «испробовать» все возможные варианты действия с тем или иным приспособлением для рисования (постучать, засунуть в рот, размахивать, бить по столу и многое другое). Пока эти «испытания» не перестанут быть интересными для ребёнка, он не перейдёт к изучению их изобразительных возможностей. В этот период, даже если малыш случайно оставил след на бумаге, он может не придать этому большого значения, поскольку у него в данный момент наличествуют иные потребности, не связанные с получением изображения.

Третья стадия «пачкания».В этот период ребёнок знакомится с краской и кисточкой как первыми средствами, позволяющими оставить след на поверхности. Как показывает наша практика, взрослые крайне редко предоставляют детям раннего возраста кисточку, опасаясь, что ребёнок не сможет использовать её по прямому назначению. Такая позиция является ошибочной, педагогически неверной. Поскольку кисточка позволяет провести не только линию или поставить точку, но и получить большое фактурное пятно, которое по своей образности более интересно ребёнку. Тем более, что с кисточкой связан и другой материал - краски, дающие возможность малышу отразить своё эмоциональное состояние. Характер мазков, цвет, композиционное расположение каракулей - всё это помогает определить особенности формирования изобразительно-выразительных образов в рисунке.

На стадии «пачкания» орудийные действия с кисточкой не направлены на получение какого-либо рисунка. Сначала малыш изучает строение кисточки, совершая те же манипуляции, что и при изучении карандаша. Когда взрослый предлагает опустить кисточку в стакан с водой или баночку с краской, малыша привлекает сам процесс работы с этим инструментом. Ему интересно, что с помощью кисточки краска вынимается из банки, стекает, капает на бумагу, стол, одежду. Это приводит малыша в восторг. Однако нужно отметить, что такие «исследовательские» манипуляции способствует изучению свойств материалов, необходимых для более сложных изобразительных операций. Первоначально ребёнок старается доставать как можно больше краски из банки и просто размазывать её по любой поверхности, которая попадается ему под руку. И только на последующем этапе его привлекают следы от краски, нанесённые кисточкой.

Второй этап «элементарного рисунка»; у которого первая стадия «экспериментирования» заключается в том, что в этот период ребёнок ставит

определённые опыты с изобразительными материалами. После того, как он научился удерживать карандаш или кисточку и интерес к пачканию стал снижаться, малыш начинает обращать внимание на следы, оставляемые на поверхности. Поверхностью для первых «рисунков» может выступать как лист бумаги, так и стол, книга, стена, собственная одежда, части тела и т.д. Причём в качестве выразительных средств малыш использует не только точки, но и различные по характеру линии (ломаные, прямые, дугообразные и т.д.).

Наши многочисленные наблюдения показали, что чаще всего ребёнок во время рисования совершает круговые движения, направленные на получение замкнутой фигуры, похожей на круг. А также выполняет размашистые, отрывистые челночные движения, которые приводят к появлению элементарной штриховки (если работа осуществляется карандашом) или «пучка» длинных и коротких мазков, создающих иллюзию растянутого по вертикали зигзага (если рисование проводилсь с помощью красок). Любые изображения получаются произвольно, они хаотичны, бессистемны.

В процессе рисования малыш не соотносит каракули с каким-либо образом. Ему, прежде всего, интересен «эксперимент» с материалами. Именно на этой стадии малыш знакомится с таким значимым изобразительным свойством, как смешение цвета. Конечно, сначала эти «цветовые эксперименты» приводят к тому, что, многократно накладывая различные цвета друг на друга, в итоге он получает тёмное пятно. Но в этом тоже есть определённый смысл и закономерность. Первый цвет, выбираемый малышом, подсознательно отражает его цветовые предпочтения, соотносимые с внутренним эмоциональным состоянием и эстетической оценкой окружающей действительности. Далее он начинает преобразовывать «реальность», внося другие цвета и наблюдая за изменениями. Поставив такого рода эксперименты «юный художник», завершает свою деятельность тем, что закрывает весь рисунок тёмной (чёрной) краской. При наблюдении за реакцией детей в процессе рисования мы заметили, что в данном случае чёрный цвет выступает как сигнал того, что ребёнок насытился цветовой информацией и ему необходимо обобщить весь полученный опыт, поэтому он берёт чёрный цвет, символизирующий покой, завершение.

Иногда встречаются дети, изначально работающие только чёрным цветом. В этом случае нужно подмечать характер пятен, их композиционное расположение, а также присутствие или отсутствие других цветов. Если ребёнок длительное время рисует только чёрным цветом, необходимо помочь ему выйти из состояния некого «цветового замыкания». Преобразования цвета на основе смешения помогают изменить внутренний эмоциональный настрой, так как все внешние проявления переходят во внутренний план и наоборот. Эксперименты с материалами и инструментами приводят к тому, что ребёнок всё чаше начинает обращать внимание на сами пятна и каракули, которые остаются на поверхности листа (стола). И в этот момент появляется в рисунке ребёнка новая стадия.

Втораястадия «преобразования каракулей и возникающего чувства цвета и формы» является продолжением предыдущей,когда ребёнок рисует каракули, он не видит связи между нарисованным и воспринимаемыми предметами. В этот момент очень важно направлять малыша, показывая ему, как преобразуются каракули в образ. Именно бесформенное пятно рождает форму, простую и сложную, реалистичную и стилизованную. Благодаря превращению формы происходит познание ребёнком признаков и характерных особенностей предметов, объектов окружающего мира. Отсутствие активной позиции взрослого на этой стадии косвенно приводит к снижению интереса детей продолжать самостоятельные эксперименты с материалами и инструментами. Поэтому без взрослого доработка пятна до образа может произойти гораздо позже. Чтобы избежать примитива образов, создаваемых детьми, необходимо показывать возможности пятна, его изобразительный потенциал, начиная с раннего возраста, который в развитии дошкольников является сензитивным для закладки основ

изобразительной грамоты. Именно в этот период дети очень чувствительны к цвету, форме, они способны выделять их в собственных изображениях и в окружающей обстановке. Это обусловлено их «родовым опытом», который трансформируется в сенсорный благодаря активизации различных рецепторов в ходе экспериментирования. Только в этом случае вектор творческого развития приведёт ребёнка к свободному самовыражению.

Сначала преобразование цветовых пятен воспринимается малышом как игра, и он фиксирует каждый этап перевоплощения изолированно. Конечный результат представляет для него интерес скорее познавательный, чем изобразительный. Иногда дорисованные бесформенные пятна отражают неизвестный ребёнку образ, т.е. тот предмет, объект или явление, которое ему ещё пока не знакомо.

На данной стадии важно расширять пассивный словарь ребёнка понятиями, которыми пользуются в изобразительном искусстве. Как показывает наша практика, когда мы проговариваем понятия, то постепенно дети начинают соотносить их с совершаемыми действиями, вследствие чего у них формируется понятийный аппарат. Так постепенно ребёнок сам начинает обозначать рисовальные движения и получающиеся образы. Это приводит к переходу на новую стадию.

Третья стадия «изобразительного рассказа и проявляющегося чувства ритма» характеризуется тем, что в детских рисунках появляется некая динамика, ритм пятен и форм. Очень часто на этой стадии ребёнок, рисуя, эмоционально сопровождает свои действия звуками, отдельными словами. При этом, как правило, изображения условны, символичны, орнаментальны, в них отсутствует любой реализм. Сами дети в процессе рисования не только дают название своим каракулям, но и совершают различные действия с выделяемыми образами. Дошкольник способен составить целый рассказ о том, что рисует. И в этом рассказе присутствует сюжет, который тем или иным образом развивается с помощью меняющегося ритма пятен и форм.

Для малыша в этот период важно не сходство изображаемого с реальными объектами, а сам процесс игры с получившимися образами. В такой игре дети оказываются способными использовать самые элементарные выразительные средства, позволяющие передать общие очертания предмета или объекта. Считать, что это происходит сознательно, было бы заблуждением, но данный факт свидетельствует о наличии у детей интуитивного подхода, который наиболее активно проявляется в раннем и младшем возрасте. Задача педагога заключается в том, чтобы закрепить попытки малыша изобразить определённое движение. Это можно осуществить в том случае, если совместно с ребёнком комментировать его действия, конкретизируя детали и ставя акцент на способах достижения выразительности.

На этой стадии немаловажно направлять детей на отражение признаков, характерных для предметов, объектов. Это необходимо делать для того, чтобы «изобразительный рассказ» представлял собой определённую композицию, где есть узнаваемые герои. Если же не организовывать дошкольников и ненавязчиво не направлять их действия, то в скором времени такая игра может стать неинтересной. Она всегда будет одинаково завершаться «зарисовыванием» всего ранее изображенного.

Четвёртаястадия ««выделения образа». Сначала ребёнок старается отразить самые яркие для него признаки. Если он рисует кошку, то чаще всего к бесформенному пятну он пририсовывает длинные торчащие в разные стороны полоски, обозначая тем самым усы. Целостного образа в результате рисования малыш пока не получает. О том, что хотел изобразить «юный художник», можно только догадываться по отдельным моментам, которые не всегда явственно и чётко видны взрослому. Только после уточняющей беседы с ребёнком можно установить содержание рисунка. Такая особенность, с одной стороны, характерна для этого возрастного периода, и ещё раз доказывает, что сначала в развитии детского рисунка присутствует символизм и

определённая стилизация, обусловленная незначительным познавательным и изобразительным опытом. И это не является отклонением в творческом становлении, а как раз, наоборот, на этой стадии дошкольник учится выделять существенные, яркие черты воспринимаемого явления и переносить их в образ. Тем самым развивается способность анализировать, синтезировать и обобщать, что немаловажно для его дальнейшего развития. С другой стороны, если не направлять ребёнка, показывая ему другие способы передачи характера образа, позволяющие добиться целостности, то такой «схематизм» будет долгое время присутствовать в рисунках, что впоследствии приведёт к примитивизму рисования в целом.

Третий этап - это этап творческого рисунка, когда дети начинают не только создавать образы, напоминающие реальные предметы, но стремятся придавать им индивидуальность и оригинальность. Данный этап состоит из нескольких стадий.

Перваястадия «самости» заключается в том, что ребёнок накопил определённое количество зрительных образов, приобрёл отдельные изобразительные навыки и поэтому у него появляется потребность самому выразить отношение ко всему, что он воспринял, понял, запомнил. Наступает период синтеза, возникающего на основе предыдущего этапа анализа.

Если на предыдущих стадиях дети легко соглашаются дорисовать совместно с педагогом свои каракули, то на этой стадии они в большинстве своём отказываются от совместного творчества: «..я сам...». Поэтому очень важно организовывать педагогический процесс так, чтобы после достаточно длительного периода накопления первого опыта в области рисования, дошкольник имел возможность проявить самостоятельность при выполнении работы. Новообразованием на этой стадии можно считать способность детей останавливаться в тот момент, когда работу, по их мнению, можно считать законченной, а не зарисовывать тёмной краской весь лист бумаги, как это было на более ранних стадиях.

Период, когда ребёнок самостоятельно пытается интерпретировать собственный опыт в ходе практической деятельности, завершается тем, что «юный художник» начинает осознавать нехватку определённых знаний и умений в области рисования, поэтому он обращается за помощью к педагогу. В одних случаях такая ситуация сопряжена с появляющейся апатией к рисованию. В других - она приводит к подражанию взрослому или проявлении безынициативности, желанию действовать только по инструкции.

Вторая стадия «расширения художественно-изобразительного опыта». На этой стадии накопленные знания, умения конкретизируются и углубляются по нескольким направлениям. Во-первых, расширяется познавательная сфера. Дети рассматривают различные предметы, объекты, явления с точки зрения их структуры, образного выражения в искусстве. Во-вторых, закрепляется и совершенствуется техническая сфера в области основ изобразительной грамоты. Дети знакомятся не только с новыми выразительными средствами, техниками и приёмами рисования, но и изучают новые способы передачи объектов окружающего мира. В-третьих, развивается эмоциональная сфера. Дошкольники учатся изобразительными средствами выражать собственные мысли, чувства, эмоции, передавать своё отношение к создаваемому образу, отражать его характер.

Данная стадия представляет собой некое усложнение, которое строится поэтапно. Сначала происходит разделение прежнего опыта на составляющие, затем на основе укрепления ассоциативных связей в отношении всего воспринимаемого и представляемого, формирование сложного образа, подкреплённого новыми знаниями и умениями. Важно в этой ситуации не сводить имеющиеся приобретения в области рисования до примитивизма, а, наоборот, на их базе формировать новые связи, показывая ребёнку различные варианты раскрытия одной темы, разные способы передачи образа. Важным условием успешного развития дошкольников в этот период

является детальная проработка отдельных элементов рисунка. В совокупности воздействуя на различные рецепторы, можно обеспечить усвоение законов и правил изобразительного искусства, необходимых для построения самых разных по структуре образов: реалистичных, абстрактных и стилизованных.

Третьястадия «свободного рисунка». На этой стадии дети создают различные по характеру и структуре образы, стремятся к созданию неповторимого, оригинального рисунка. Принцип вариативности выступает в данном случае творческим стимулом для детей. В своём исследовании мы доказали, что когда на занятии детям предоставляется один образец, то они сознательно или подсознательно копируют его. Чем больше вариантов, тем интереснее и разнообразнее получаются работы. Эскизы делаются для того, чтобы дети могли расширить свои представления о способах изображения знакомых предметов, объектов, явлений, и на основе увиденного придумать свой вариант.

Когда ребёнок осознаёт свою изобразительную свободу, он всё своё внимание, активность направляет на содержание работы, стремясь отобразить сложные темы. Если же обучение было репродуктивным, то к старшему дошкольному возрасту появляется примитивизм в рисунках, характерной особенностью которого является цветовое и композиционное однообразие, стереотипность образов. На стадии свободного рисунка роль педагога состоит в том, чтобы направлять детей, по необходимости давать советы, но не предлагать готовые варианты. Любой вопрос необходимо рассматривать с разных сторон, а решение принять должен сам ребёнок. В процессе приобретения опыта и умения использовать его в рисовании у ребёнка появляется возможность вносить новые элементы, осознанно экспериментировать с техниками и материалами, тем самым формируется потребность придумать нечто такое, чего раньше он не создавал.

Четвёртаястадия «фантазирования». Не все дети переходят на стадию фантазирования. Она характерна только для детей, имеющих природную одарённость. Каждый ребёнок, который достигает стадии фантазирования, проявляет себя как самостоятельная творческая личность, имеющая свой индивидуальный художественный стиль, свой взгляд на образ, способы его реализации. Стадия фантазирования не является обязательной для всех детей, поэтому её характерные особенности требуют дополнительного исследования.

Общий анализ творческого развития детей дошкольного возраста позволил нам выделить общие и специфичные черты развития образа. При этом суть творчества не ограничивается изобретением чего-то совершенно нового и ценного для общества, самое главное - это то, чтобы результаты творчества были ценными для самих детей. Характер творческого развития детей зависит не только от имеющейся у них «родового опыта», но и от педагогического воздействия квалифицированных специалистов, которые помогают реализовать дошкольникам их творческий потенциал, стимулируя их собственные эстетические потребности.

Литература

1. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика. 1981. - 139с.

2. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. -71 с.

3. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.