Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста'

Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ГРАФИКА / GRAPHICS / РИСУНОК / ТЕХНИКА РИСУНКА / DRAWING / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ART MATERIALS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECT / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / CREATIVE ENVIRONMENT / GRAPHIC TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быковская Мария Александровна, Семёнова Мария Александровна

В статье говорится о психолого-педагогическом сопровождении в обучении изобразительному искусству детей дошкольного возраста. Отмечается актуальность выполнения графического рисунка детьми дошкольного возраста и необходимость целенаправленного формирования графических навыков. Изобразительная деятельность рассматривается как сложный процесс, являющийся стимулом развития восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-двигательной координации. Автором анализируются такие понятия, как графика, техника рисунка, двигательный навык, творческая среда. Приводятся практические рекомендации в обучении детей графике, основанные на психологических особенностях детей дошкольного возраста, в частности, с учётом специфики восприятия и особенностей процесса подражания. Автором представлены рекомендации по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, направленной на формирование эстетического сознания детей и стимулирование изобразительной деятельности. В статье рассматриваются приёмы, побуждающие детей к творческо-изобразительной деятельности, в частности, личный пример педагога, создание эмоциональной атмосферы, реализация проектной деятельности, организация участия в конкурсах. В своём исследовании автор опирается на труды известных российских и зарубежных педагогов и психологов, исследователей детского изобразительного творчества. Автор считает, что психологи, педагоги, исследователи детского изобразительного творчества сходятся во мнении, что обучение графике детей дошкольного возраста не только доступно в силу их возрастных особенностей, но является несомненно полезным и важным видом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быковская Мария Александровна, Семёнова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical aspect of training the schedule of children of preschool age

The article says there is a psychoeducational accompaniment in teaching preschool children fine art. It mentions the relevance of drawing a graphic picture by preschoolers and necessity of purposeful formation of graphic skills. Graphic activity is considered to be a complicated process which acts as an incentive for development of perception, attention, memory, thinking, and visual-motor coordination. Such notions as graphics, a drawing technique, a motor skill, a creative environment are analyzed by the author. The article provides practical recommendations on teaching children graphics, based on psychological features of preschoolers, particularly taking into account specifics of perception and peculiarities of an imitation process. The author has presented recommendations on developing an atmosphere in a preschool institution conducive to formation of children's aesthetic consciousness and stimulation of a graphic activity. Some methods which impel children to a creative activity are examined in the article: a pedagogue's personal example, creating an emotional atmosphere, realization of a project activity, taking part in competitions. The author relies on works of famous Russian and foreign pedagogues, psychologists, and children's fine art researchers. The author thinks that psychologists, pedagogues, and children's fine art researchers agree that not only is teaching preschool children graphics accessible because of their age-specifics, but also it is an undoubtedly useful and important kind of activity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN217.pdf Статья опубликована 20.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Быковская М.А., Семёнова М.А. Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 75.03

Быковская Мария Александровна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Россия, Москва1

Институт культуры и искусств Аспирант E-mail: [email protected]

Семёнова Мария Александровна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Россия, Москва

Институт культуры и искусств АНО ВО «Российский новый университет», Россия, Москва Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье говорится о психолого-педагогическом сопровождении в обучении изобразительному искусству детей дошкольного возраста. Отмечается актуальность выполнения графического рисунка детьми дошкольного возраста и необходимость целенаправленного формирования графических навыков. Изобразительная деятельность рассматривается как сложный процесс, являющийся стимулом развития восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-двигательной координации. Автором анализируются такие понятия, как графика, техника рисунка, двигательный навык, творческая среда.

Приводятся практические рекомендации в обучении детей графике, основанные на психологических особенностях детей дошкольного возраста, в частности, с учётом специфики восприятия и особенностей процесса подражания. Автором представлены рекомендации по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, направленной на формирование эстетического сознания детей и стимулирование изобразительной деятельности. В статье рассматриваются приёмы, побуждающие детей к творческо-изобразительной деятельности, в частности, личный пример педагога, создание эмоциональной атмосферы, реализация проектной деятельности, организация участия в конкурсах. В своём исследовании автор опирается на труды известных российских и зарубежных педагогов и психологов, исследователей детского изобразительного творчества. Автор считает, что психологи, педагоги, исследователи детского изобразительного творчества сходятся во мнении, что обучение графике детей дошкольного возраста не только доступно в силу их возрастных особенностей, но является несомненно полезным и важным видом деятельности.

1 127238, Дмитровское шоссе, д. 34, корп. 2

Мир Науки

Ключевые слова: изобразительное искусство; графика; рисунок; техника рисунка; художественные материалы; психолого-педагогический аспект; обучение; творческая среда

Изобразительное искусство обладает благотворным влиянием на сознание и чувства человека, отражая при этом окружающий мир в художественных образах, преобразуя события, явления, эмоции в зримые формы, наполняя эстетическим содержанием окружающую действительность. Особенно ярко выражено это влияние на детей, в силу психологической открытости и готовности воспринимать прекрасное и усваивать художественный опыт. Исследователи детского художественного творчества А.В. Бакушинский, Л.А. Буровкина, Т.Н. Доронова, Е.И. Игнатьев, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, М.А. Семёнова, Е.А. Флёрина, Е.С. Лыкова и др. утверждают, что познание окружающего мира, окружающей действительности средствами изобразительного искусства наиболее полно позволяют подойти к вопросу всестороннего гармоничного развития личности дошкольника. Особенности детского восприятия через образы и естественное стремление отразить эти образы в своих рисунках открывают универсальный путь развития и воспитания средствами изобразительного искусства.

Л.А. Буровкина очень точно отмечает, что цель современного образования состоит в следующем: «Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способность к преобразовательной продуктивной деятельности и жизнетворчеству» [1, с. 22].

В дошкольном возрасте детей приобщают к искусству живописи и графики. «Изображение предметного мира, явлений окружающей жизни, разнообразных свойств и особенностей натуры передаётся в живописи посредством цветов и цветовых оттенков» [8, с. 202]. Если в живописи решающую роль играет цвет, колорит, то в графике, напротив, яркими средствами выражения считаются линии, штрихи и выразительная форма. Исследования ученых Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др. показывают, что деятельность ребенка в сфере графики приобретает художественно-творческий характер постепенно, по мере накопления впечатлений, образов и представлений, а также по мере овладения способами изображения. Выполненный в линиях или в цвете образ постепенно становится выразительнее, точнее, глубже. «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста является актуальной проблемой воспитания и обучения» [10, с. 24].

Дети дошкольного возраста много рисуют. Как показывает исследование, проводимое на базе ГБОУ школа №1028 г. Москва, наиболее доступным материалом служат простые и цветные карандаши, фломастеры, мягкие материалы. Опросы и наблюдения показывают, что в домашних условиях дети не часто используют краски для свободной художественной деятельности, также и в дошкольном образовательном учреждении краски используются в основном на занятиях непосредственно-образовательной деятельности, а в свободное время лишь изредка. По этой причине именно выполнение графического рисунка является наиболее актуальным для обучения изобразительному искусству. Графические изображения дети выполняют гораздо чаще, совершенствуясь в создании графических образов. Однако, только самостоятельной деятельности в этой сфере недостаточно для полноценного развития. Большинство исследователей сходятся во мнении, что дети нуждаются в целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении обучения их технике рисования.

С психологической точки зрения концепция развития и обучения Л.С. Выготского доказывает, что движущая сила развития у человека - это обучение, а также известный сегодня многим феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в

умственном развитии ребёнка. Как известно, изобразительная деятельность опирается на развитие различных психических процессов, таких как восприятие, внимание, мышление, воображение, зрительно-двигательную координацию. Это сложный процесс, являющийся мощнейшим стимулом для всестороннего психического развития ребенка. Считая необходимым процесс целенаправленного обучения рисованию, педагоги и исследователи в процессе экспериментальной деятельности выявляли цели, задачи, приёмы и техники данного вида деятельности.

Так, представители реалистического направления в изобразительном искусстве П.П. Чистяков, И.И. Крамской, Э. Делакруа придавали большое значение обучению технике рисунка. П.П. Чистяков подчеркивал значение техники для выражения замысла. «Техника, по его образному выражению, - язык художника, без которого невозможно передать в рисунке свои мечтания, переживания, красоту. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения, грубовато-неумелое изображение, даже при хорошем замысле, большой недостаток» [12, с. 403].

К понятию техники в искусстве относят совокупность навыков, способов, приёмов исполнения художественного произведения, а также развитие глазомера и координации руки, согласованность их действий. Этот аспект является немаловажным фактором всестороннего развития ребенка, ведь данные умения относятся не только к освоению техники рисования, а также имеют универсальный характер, готовят базу для подготовки к школе.

Подтверждает это и американский педагог Либерти Тэдд, заметивший, что овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения, но и для формирования общей ручной умелости, необходимой для многих видов деятельности. «В своей системе развития рисовальных движений руки он рекомендует опираться не на прорисовку геометрических форм, а на рисование элементов природы, что одновременно развивает координацию, плавность движений, глазомер, наблюдательность и эстетические чувства» [5, с. 9].

Интересно отметить, что педагоги, придерживавшиеся теории свободного воспитания и отрицавшие необходимость целенаправленного обучения приёмам рисования, например, Е.А. Флёрина, в процессе опытной работы изменили своё мнение, убедившись на практике в неспособности большинства овладеть техникой рисования самостоятельно и в необходимости развития движений руки ребенка.

Действительно, на практике можно наблюдать, что дети, не имевшие опыта целенаправленно обучения графическим навыкам, к возрасту 5 - 6 лет обладают слабыми умениями изобразительной деятельности, слабо развитой зрительно-двигательной координацией, мелкой моторикой низкого уровня. Тогда как их сверстники, регулярно посещающие образовательные учреждения, уверенно владеют набором технических навыков, необходимых для создания выразительных образов, таких как проведение линий, штриховка, создание задуманной формы и др. Такие дети не только уверенно используют накопленные умения для создания знакомых форм, но и экспериментируют с их сочетаниями, создавая новые объекты и композиции. Уверенно овладевают школьными навыками, требующими развитой мелкой моторики.

Благодаря глубоким исследованиям в области детского изобразительного творчества, были созданы методики и техники обучения детей умениям и навыкам изобразительной деятельности. Ярким примером служит система, разработанная Т.С. Комаровой, которая разделяет технические навыки и умения на 3 группы:

• навыки и умения владения инструментом;

• навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке;

Мир Науки

• навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Также Тамара Семёновна разработала последовательность отработки компонентов техники рисунка.

О важности установления последовательности овладения детьми техникой рисования для эффективности овладения ими навыками и умениями говорит в своих работах Е.И. Игнатьев, подробно характеризуя этапы развития форм изобразительной деятельности, начиная с описания первых штрихов ребенка преддошкольного возраста. Е.И. Игнатьев считает, «что значительную важность имеет подготовительный период, предшествующий непосредственно изобразительной деятельности, в течение которого должно произойти знакомство ребенка с изобразительными материалами и их свойствами. Отсутствие такого периода снижает интерес детей к изодеятельности» [3, с. 21].

Практика подтверждает и обратную сторону данной закономерности. Так, дети, посещавшие дошкольное образовательное учреждение с младшего дошкольного возраста, постепенно знакомились с различными художественными материалами, их свойствами, возможностями использования, сочетания, имели их в постоянном доступе для самостоятельной творческой деятельности. К старшему дошкольному возрасту они демонстрируют не только высокий интерес к изобразительной деятельности, но и умение использовать те или иные художественные материалы в соответствии с замыслом. Например, используют смешанную технику, сочетают акварельный фон и графические узоры гелевыми ручками; масляную пастель и акварель для создания ярких сюжетных картин; графику, выполненную простыми или цветными карандашами, дополняют элементами, нарисованными фломастером, ручкой; выполняют аппликацию, дополняя её росписью гуашевыми или акриловыми красками (рисунок 1). «Цвет является и наиболее свойственным проявлением уровня сформированности основ в изобразительной грамоте в изобразительной деятельности детей» [6, с. 179].

1. Кирилл, 6 лет «Зима в лесу», масляная пастель и акварель

2. Варя, 6 лет «Совушка», акварель и гелевые ручки

3. Даша, 6 лет «Кот в сапогах», акварель и гелевые ручки

Рисунок 1. Рисунки детей ГБОУШкола №1028 г. Москва (составлено автором статьи)

Следует отметить, что непосредственно изобразительной деятельности предшествует процесс восприятия изображаемого объекта, чувственное знакомство с ним. Исследователями, в частности, Комаровой Т.С. отмечается, что этот процесс более эффективен в случае, если он специально организован и направлен, что особенно важно с учётом возрастных особенностей детского восприятия. Комарова Т.С. рекомендует при обследовании сначала обратить внимание на объект целиком, затем проанализировать форму его основной части. Потом остальных частей, определить их величину и расположение по отношению к основной части, в заключении закрепить целостный образ объекта [4, с. 81]. Обследование предмета, выделение

его форм, линий контура способствует обеспечению контроля за зрительно-двигательными операциями, выполняемыми ребенком уже в процессе изобразительных действий.

Упомянув восприятие как необходимый элемент изобразительной деятельности, следует отметить важность среды, окружающей ребенка: богатство её содержания, наполненность, эстетическую составляющую. Многие педагоги и исследователи детского изобразительного творчества акцентируют внимание на необходимость создавать такую среду, которая побуждала бы к художественно-творческой деятельности, служила пищей для ума и сердца. «Понятие творческой среды состоит из совокупности педагогических условий обучения и воспитания ребенка, его творческой личности и художественной индивидуальности» [11, с. 31], - пишет художник-педагог М.А. Семёнова, рекомендуя включать в педагогический процесс выставки, беседы, мастер-классы, просмотр дидактических пособий, компакт-дисков, презентаций. Накапливая опыт впечатлений, эмоций, образов, технических приёмов, дети увереннее чувствуют себя в изобразительной деятельности, охотнее берутся за рисование.

Несомненно, важно не только грамотно создать развивающую среду для детей, но и увлечь детей изобразительно-творческой деятельностью.

«Важнейшим побудителем к рисованию является пример взрослых», - говорит Е.И. Игнатьев [3, с. 12]. Ребенок подражает движениям рук взрослого. Вообще, развитие движений в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. Развитая рука и зрительный контроль позволяют более точно передавать контур предметов. Для формирования двигательных навыков Е.И. Игнатьев предлагает специальные упражнения - «рисование в воздухе» [3, с. 29]. Такое упражнение подготавливает руку и глаз к реальному изобразительному движению. Также важен такой приём, как показ способов и приёмов изображения взрослым.

С таким мнением соглашается Н.П. Сакулина, отмечая, что: «...воспитатель должен показывать, рисуя. Дети следят глазами за движением руки и за возникшей в результате этого движения линией, формой и образом предмета» [7]. Так, благодаря психолого-педагогическому сопровождению изобразительной деятельности, изучению различных техник и приёмов, ребёнок постепенно приобретает навык управления движениями своей руки, подготавливается к грамотному восприятию изобразительного искусства.

Способ усвоения двигательного навыка в рисовании путём подражания подтверждается и психологами. Так, А.В. Запорожец характеризует процесс подражания как сложный и многофазный психический процесс, заключающийся в усвоении новых форм поведения или использования известных форм в новых условиях путём приведения в соответствие собственных движений с движениями имитирующего лица. По мнению психолога, важна также словесная инструкция, даваемая педагогом в процессе деятельности. Именно воздействие на различные каналы восприятия помогает достичь наиболее полного эффекта: зрением воспринимается показ, слухом - словесная инструкция, тактильно воспринимаются производимые движения. Часто можно наблюдать, как дети в дальнейшей свободной деятельности озвучивают свой процесс рисования, воспроизводя полученные инструкции, а также «обучают» сверстников, подражая педагогу в его действиях и словах. «Вместе с тем, не являясь игрой по своей специфической сущности, искусство, конечно, имеет игровой аспект, который обуславливает психологическую подготовку к творческой деятельности» [9].

Итак, процесс обучения детей графике должен иметь психолого-педагогическое сопровождение, быть целенаправленным, включать в себя создание развивающей среды и различные техники и приёмы, повышающие эффективность обучения: целенаправленное восприятие, или обследование объекта, показ и словесное объяснение педагога, непосредственно детская деятельность на занятиях и в свободное время. Не стоит забывать, что

Мир Науки

наибольшая часть всех видов деятельности детей именно дошкольного возраста будет проводиться в игровой форме, с привлечением сказочных персонажей и сюжетов, с использованием эмоционально-ярких ситуаций, сюрпризных моментов. В современной практике приветствуется организация проектной деятельности по различным тематикам. Художественно-изобразительная деятельность является неотъемлемой частью любой проектной деятельности дошкольников на разных этапах ее осуществления: рисование схем, плакатов, образов, впечатлений, процессов. Увлечённость детей общей темой стимулирует изобразительную деятельность и создаёт эффект погружения в процесс.

Психологи, педагоги, исследователи детского изобразительного творчества сходятся во мнении, что обучение графике детей дошкольного возраста не только доступно в силу их возрастных особенностей, но является несомненно полезным и важным видом деятельности. Овладение техническими средствами графики служит базой для дальнейшего общего развития ребенка, в частности для развития восприятия, внимания, зрительно-двигательных функций, мелкой моторики, так необходимых для формирования школьных навыков. Художественная сторона знакомства с искусством графики позволяет с раннего возраста закладывать в детях способности к эстетическому восприятию мира, к продуктивной созидательной деятельности, к развитию творческой активности личности ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буровкина Л.А. Основы декоративно-прикладного искусства: монография. - М.: МГПУ, 2016. 204 с.

2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.

3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: «Учпедгиз», 1961.

4. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. М.: «Просвещение», 1991.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. М. : «Педагогика», 1990.

6. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. -2015. - №4 (141). - С. 177-181

7. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982.

8. Семенова М.А. Цветообраз как структура и синтезирующая категория акварельной живописи и других видов искусств // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения российской академии образования «институт художественного образования» - 2010. - №2. С. 202-212. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2010.htm (0,6 п. л.).

9. Семенова М.А. Об индивидуально-творческом содействии становлению педагога-художника // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Июль 2012, ART - 1826. - СПб., 2012 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1826.htm. - (0,5 п.л.).

10. Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью. Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 9/09 - М.: ООО «Баласс», 2009 - С. 24-28. (0,6 п.л.).

11. Семенова М.А. Художественный образ в искусстве акварельной живописи: монография Автор: М.А. Семенова. - М.: МГПУ, 2016. - 172 с.: с ил.

12. Художественное творчество в детском саду. - Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1974.

Мир Науки

Bykovskaja Mariya Aleksandrovna

Institute of culture and arts of Moscow city university, Russia Moscow

E-mail: [email protected]

Semenova Mariya Aleksandrovna

Institute of culture and arts of Moscow city university, Russia, Moscow

Russian new university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Psychological-pedagogical aspect of training the schedule of children of preschool age

Abstract. The article says there is a psychoeducational accompaniment in teaching preschool children fine art. It mentions the relevance of drawing a graphic picture by preschoolers and necessity of purposeful formation of graphic skills. Graphic activity is considered to be a complicated process which acts as an incentive for development of perception, attention, memory, thinking, and visualmotor coordination. Such notions as graphics, a drawing technique, a motor skill, a creative environment are analyzed by the author.

The article provides practical recommendations on teaching children graphics, based on psychological features of preschoolers, particularly taking into account specifics of perception and peculiarities of an imitation process. The author has presented recommendations on developing an atmosphere in a preschool institution conducive to formation of children's aesthetic consciousness and stimulation of a graphic activity. Some methods which impel children to a creative activity are examined in the article: a pedagogue's personal example, creating an emotional atmosphere, realization of a project activity, taking part in competitions. The author relies on works of famous Russian and foreign pedagogues, psychologists, and children's fine art researchers. The author thinks that psychologists, pedagogues, and children's fine art researchers agree that not only is teaching preschool children graphics accessible because of their age-specifics, but also it is an undoubtedly useful and important kind of activity.

Keywords: fine arts; graphics; drawing; graphic techniques; art materials; psychological-pedagogical aspect; learning; creative environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.