УДК 373.2
Е.В. Новикова, Т.Б. Хорошева, г. Глазов
Педагогические условия формирования детского изобразительного
творчества
В статье обоснована актуальность проблемы детского изобразительного творчества, раскрываются педагогические условия изобразительного творчества детей дошкольного возраста, а также проблемы, которые существуют в данной области.
Творчество, ФГОС дошкольного образования, формирование, педагогические условия.
E.V. Novikova, T.B. Horosheva, Glazov
Conditions of formation of children's fine art
In the article the urgency of the problem of children's fine art, revealed pedagogical conditions of visual creativity of children of preschool age, as well as the problems that exist in this area.
Keywords: Creativity, GEFpre-school education, formation, pedagogical conditions.
ФГОС дошкольного образования (17 октября 2013 г. № 1155) выделяет область художественно-эстетическое развитие, которая предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в разных видах деятельности, в том числе, изобразительной.
Творчество рассматривается сегодня как создание человеком (ребенком) нового, значимого только для конкретного лица продукта [1, 2]. По мнению ученых, именно субъективность детского творчества является его отличительной чертой. Создание нового путем рисования, лепки, вырезывания составляет результат творческой деятельности дошкольника. Общечеловеческой новизны и ценности этот продукт творчества не имеет. Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, отражает свои знания и свое отношение к нему. При этом творчество проявляется не только тогда, когда ребенок сам придумывает, что он будет изображать, но и тогда, когда тема задается педагогом, но ребенок имеет, хоть и небольшую, но возможность самостоятельного выбора: композиции рисунка, количества предметов, их величину, цвет, используемые изобразительные материалы. Например: декоративное рисование по замыслу «Украсим жилище» [5].
На столе лежат листы бумаги разной формы: прямоугольник, полоса, квадрат. Воспитатель предлагает выбрать предмет, который ребенок будете украшать, и подобрать форму заготовки, напоминает о сочетании цветов и элементов. Дети выбирают нужный формат заготовки и располагают узор в квадрате, прямоугольнике и полосе.
Ребенок изображает лишь то, что затронуло его душу, заинтересовало, о чем он уже достаточно много знает. И тогда у него возникает замысел, который формируется постепенно, в процессе целенаправленной деятельности и под руководством взрослого. Например, в течение месяца дети говорили о современной одежде, ходили на экскурсию в ателье, а затем, создают (рисуют) «Журнал мод» - осенний сезон [5].
Одним из главных условий развития творчества является наличие интереса к изобразительно деятельности, который возникает на основе ведущего вида деятельности - игры. Н.П. Сакулина [3] указывает на важность игрового отношения к предметам. Все занятие необходимо проводить в игровой форме, усвоение изображения происходит через игру. Многие авторы [1, 3, 4.] предлагают использовать игровые сюрпризные моменты - в гости приходят игрушки, для которых создается изображение.
При организации изобразительной деятельности следует использовать игровые мотивы. Ряд авторов указывают на то, что наиболее сильным в дошкольном детстве является мотив, который основан на потребности ребенка кого-либо порадовать или кому-нибудь помочь. Чаще этим персонажем является игрушка. Мотив, действующий в старшем дошкольном возрасте - стремление сделать по-своему, как ни у кого другого или мотив самоутверждения (самораскрытия, самоактуализации).
Необходимо обеспечить также правильное восприятие предметов. В процессе восприятия предметов уточняются представления о форме, цвете, конструкции, определяется его художественные достоинства. С этой целью проводятся наблюдения, рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсии, обследование предметов, т.е. обогащается сенсорный опыт ребенка. В этом отношении хорошей базой являются различные игры, сказки, специальные упражнения - словесное описание предмета, придумывание окончаний к сказкам, сочинение рассказов, дорисовка геометрических фигур и т.п. упражнения.
Важным условием, способствующим развитию изобразительного творчества, на наш взгляд, является формирование исполнительских навыков детей, знакомство их с изобразительными материалами, закрепление способов действия с ними, развитие формообразующих движений.
Использование произведений искусства в работе с дошкольниками так же способствует развитию творчества детей. Детей учат «читать» чужой рисунок, т.е. понимать книжную иллюстрацию, репродукцию, а для этого детей учат понимать те выразительно-изобразительные средства, которые использует художник для передачи своего замысла.
Важна заинтересованность воспитателя в том, чтобы дети творили. Для этого он должен владеть системой знания о творчестве как о процессе, быть эмоциональным, знать методы, приемы, условия, обеспечивающие возможность ребенка свободно творить.
Наличие материальной базы не менее важно, т.к. для реализации замысла, ребенку необходимы разнообразные инструменты, материалы, которые позволяют это сделать. Так же большое значение имеет наличие изобразительного уголка в группе, где ведется работа по знакомству детей с произведениями искусства. В уголке могут быть сосредоточены книги, иллюстрации, альбомы, изобразительные материалы, предметы декоративно-прикладного искусства. Воспитатель должен косвенно руководить самостоятельной деятельностью детей. Дети могут заниматься, сидя за столом или за мольбертом, вставать, подходить к игрушке, к окну, могут сопровождать рисунок речью. Ответы детей могут быть неполными, отвечать они могут, не поднимая руки, не вставая.
Особое внимание следует обратить на то, что детские работы должны «жить» в детском саду. Дети должны видеть, что их работы кому-то нужны: работы украшают интерьер группы, зала, используются в играх, дарятся.
Например, рисование с натуры натюрморта «Сервируем стол для гостей» [5]. В конце работы воспитатель предлагает украсить групповую комнату красивыми натюрмортами и полюбоваться ими.
Следовательно, мы считаем, что педагоги должны создавать условия для развития детского изобразительного творчества, так как в этой области все еще существуют проблемы:
• непонимание педагогами сущности детского изобразительного творчества и выразительного образа как его результата. Если обратиться к процессу рисования, то рисунок ребенка не всегда можно назвать выразительным образом;
• недостаточный учет своеобразия психического развития ребенка, таких особенностей, которые стимулируют, направляют и активизируют творческий процесс;
• недооценка игры как ведущего вида деятельности, неумение реализовывать формы взаимопроникновения игры и обучения в соответствии с возрастными особенностями детей;
• игнорирование индивидуально-дифференцированного подхода в процессе создания детьми выразительного образа;
• фокусирование внимания воспитателей на обучающих занятиях, недопонимание особенностей реализации принципа взаимосвязи обучающих и творческих задач;
• недооценка эмоционально-ценностных технологий, ориентированных на интересы и потребности самого ребенка;
• ориентация на исполнительский компонент результата изобразительной деятельности без учета его целостности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М. : Мнемозина, 1995.
2. Новикова, Е.В. Курс лекций «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»: учеб. пособие для студентов / Е.В. Новикова. - Глазов, 2011.
3. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. - М. : Просвещение, 1965.
4. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной - М. : Педагогика, 1982.
5. Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством удмуртов : учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Б. Хорошевой ; Глаз. пед. ин-т. - Глазов, 2012.