Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьев И.Е.

Вопросы, связанные с подготовкой специалистов по адаптивной физической культуре (далее - АФК), несмотря на то, что в значительной степени рассматриваются отечественными учеными на протяжении уже более десяти лет, и на современном этапе становления российского высшего профессионального образования, остаются достаточно дискуссионными, а, следовательно, актуальными и требующими внимания. Противоречия между важностью и значимостью подготовки компетентных специалистов в области АФК, их включения в профессиональную трудовую деятельность согласно направлению и профилю подготовки, с одной стороны, и низкими показателями качества образования выпускников вузов, включающего в себя такие важные компоненты как уровень приобретенных знаний, уровень освоения и владения профессиональными двигательными навыками или компетенциями, уровень психологической готовности, с другой стороны, актуализирует значимость поиска новых путей решения проблемы обеспечения российского общества высококлассными специалистами сферы АФК за счет повышения качества образовательного процесса студентов. Данная публикация посвящена определению важнейших компонентов структуры профессиональной подготовленности выпускников, факторов, определяющих их желание или нежелание к выбору профессии, связанной с работой с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ). В своей статье автор на основе анализа и обобщения научной литературы, опроса специалистов в области АФК и адаптивного спорта (далее - АС) характеризует содержательные компоненты структуры, определяющей качества образования выпускников по направлению 49.03.02 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, а также факторы, обеспечивающие нестабильность их трудоустройства по приобретенной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьев И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE MODERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The issues related to the training of specialists in adaptive physical culture (hereinafter referred to as AFC), despite the fact that they have been largely considered by domestic scientists for more than ten years, and at the present stage of the formation of Russian higher professional education, remain quite controversial, and, consequently, relevant and requiring attention. Contradictions between the importance and significance of the training of competent specialists in the field of AFC, their inclusion in professional work according to the direction and profile of training, on the one hand, and low quality indicators of university graduates' education, which includes such important components as the level of acquired knowledge, the level of mastering and possession of professional motor skills or competencies, the level of psychological readiness, on the other hand, actualizes the importance of finding new ways to solve the problem of providing Russian society with high-quality specialists in the field of AFC by improving the quality of the educational process of students. This publication is devoted to the definition of the most important components of the structure of professional readiness of graduates, factors determining their desire or unwillingness to choose a profession related to working with people with disabilities and persons with disabilities (hereinafter - HIA). In his article, the author, based on the analysis and generalization of scientific literature, a survey of specialists in the field of AFC and adaptive sports (hereinafter - AS), characterizes the content components of the structure that determines the quality of education of graduates in the direction 49.03.02 physical culture for people with disabilities in health, as well as factors that ensure the instability of their employment in the acquired specialty.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

5. Пригода Г.С. Современные требования, предъявляемые к подготовке пловцов спринтеров кролистов/ Г.С. Пригода // Учёные записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 388-392.

REFERENCES

1. Gogotova, V.L., Komeeva, I.T. and Polyakov S.D. (2009), "Medico-biological bases of selection in sports swimming (literary review)", Therapeutic physical culture and sports medicine, No. 10 (70). pp. 25-36.

2. Prigoda, G.S. (2022), "Scientific and theoretical approaches to improving the system of training sprinters of rabbits on the basis of individualization of the training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (213), pp. 452-455.

3. Nesterov A.A. and Egorova, L.I. (2007), "Pedagogical principle of individualization in the system of sports of higher achievements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (26, pp. 5256.

4. Solomatin, V.R.( 2011), "Bioenergetic criteria of special performance and evaluation of the prospects of high-class swimmers", Actual problems of training qualified swimmers: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference, Moscow, pp. 145-148.

5. Prigoda G.S. (2022), "Modern requirements for the training of swimmers freestyle sprinters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (211), pp. 389-392.

Контактная информация: prigoda123@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2023

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Игорь Евгеньевич Прокофьев, аспирант, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Аннотация

Вопросы, связанные с подготовкой специалистов по адаптивной физической культуре (далее - АФК), несмотря на то, что в значительной степени рассматриваются отечественными учеными на протяжении уже более десяти лет, и на современном этапе становления российского высшего профессионального образования, остаются достаточно дискуссионными, а, следовательно, актуальными и требующими внимания. Противоречия между важностью и значимостью подготовки компетентных специалистов в области АФК, их включения в профессиональную трудовую деятельность согласно направлению и профилю подготовки, с одной стороны, и низкими показателями качества образования выпускников вузов, включающего в себя такие важные компоненты как уровень приобретенных знаний, уровень освоения и владения профессиональными двигательными навыками или компетенциями, уровень психологической готовности, с другой стороны, актуализирует значимость поиска новых путей решения проблемы обеспечения российского общества высококлассными специалистами сферы АФК за счет повышения качества образовательного процесса студентов. Данная публикация посвящена определению важнейших компонентов структуры профессиональной подготовленности выпускников, факторов, определяющих их желание или нежелание к выбору профессии, связанной с работой с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ). В своей статье автор на основе анализа и обобщения научной литературы, опроса специалистов в области АФК и адаптивного спорта (далее - АС) характеризует содержательные компоненты структуры, определяющей качества образования выпускников по направлению 49.03.02 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, а также факторы, обеспечивающие нестабильность их трудоустройства по приобретенной специальности.

Ключевые слова: адаптивная физическая культуры, специалисты, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, высшее образование, выпускники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p381-384

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE MODERN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Igor Evgenievich Prokofiev, the poat-graduate student, senior teacher, Yelets State University

named after IA. Bunin

Abstract

The issues related to the training of specialists in adaptive physical culture (hereinafter referred to as AFC), despite the fact that they have been largely considered by domestic scientists for more than ten years, and at the present stage of the formation of Russian higher professional education, remain quite controversial, and, consequently, relevant and requiring attention. Contradictions between the importance and significance of the training of competent specialists in the field of AFC, their inclusion in professional work according to the direction and profile of training, on the one hand, and low quality indicators of university graduates' education, which includes such important components as the level of acquired knowledge, the level of mastering and possession of professional motor skills or competencies, the level of psychological readiness, on the other hand, actualizes the importance of finding new ways to solve the problem of providing Russian society with high-quality specialists in the field of AFC by improving the quality of the educational process of students. This publication is devoted to the definition of the most important components of the structure of professional readiness of graduates, factors determining their desire or unwillingness to choose a profession related to working with people with disabilities and persons with disabilities (hereinafter - HIA). In his article, the author, based on the analysis and generalization of scientific literature, a survey of specialists in the field of AFC and adaptive sports (hereinafter - AS), characterizes the content components of the structure that determines the quality of education of graduates in the direction 49.03.02 physical culture for people with disabilities in health, as well as factors that ensure the instability of their employment in the acquired specialty.

Keywords: adaptive physical culture, specialists, adaptive physical education, adaptive sports, higher education, graduates.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы адаптивного физического воспитания (далее - АФВ) и АС, в том числе, проблемы содержательного компонента организации и повышения эффективности образовательного процесса будущих специалистов по АФК, считаются в настоящее время одними из наиболее актуальных и малоизученных для отечественной науки, в том числе, и из-за недолговременного существования в вузах соответствующей специальности или направления подготовки. Актуальность проведения научных изысканий в данной области научно-теоретического и научно-практического познания обусловлена востребованностью специалистов по АФК, необходимостью повышения качества их подготовки, а также необходимостью решения стратегических задач развития ФК и спорта в РФ, нашедших свое отражение в важнейшем документе правительства, определяющем дальнейшие векторы развития ФК и спорта в стране на период до 2030 г. Где в качестве важнейших целевых показателей числятся показатели увеличения систематически занимающихся людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с 19,4 до 30% [2]. В свою очередь, с решением данной задачи за счет активизации работы с инвалидами и людьми с ОВЗ средствами АФК и АС, имеющей огромное социальное значение, связываются перспективы достижения главной национальной цели - вовлечение в регулярные занятия ФК и спортом 70% граждан.

Таким образом, дальнейшее повышение доступности занятий физической культурой и спортом для лиц с ОВЗ и инвалидов остается одной из важных задач и требует повышенного внимания к увеличению доли дипломированных выпускников, отвечающих требованию высококвалифицированного специалиста в области АФК, а приоритетным в данном случае становится, прежде всего, качество образования будущих специалистов в

области АФК и АС.

В связи с этим во многих вузах страны выделяются дополнительные бюджетные места для подготовки специалистов в области АФК, что обусловлено не только интересом к вопросам АФК со стороны государства, но и значимостью проблем современного общества, связанных с катастрофической динамикой увеличения количества людей, имеющихся отклонения в состоянии здоровья, а также необходимостью незамедлительного поиска путей их решения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как показывает практика современные выпускники вузов направления подготовки физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья либо недостаточно компетентны, либо не связывают свою последующую трудовую деятельности со сферой АФК и АС, в том числе, и из-за отсутствия мотивации и психологической готовности работать с вышеупомянутой категорией граждан. При этом можно отметить, что указанные нами компоненты, определяющие выбор выпускников не в сторону работы в сфере АФВ, во многом взаимообусловлены и взаимосвязаны (рисунок 1). Так, к примеру, отсутствие должного уровня компетентности как в образовательном, так и в двигательном аспектах в большинстве своем становится решающим в выборе профессии в другой области трудовой деятельности, нежели в АФК и АС, так как отрицательно сказывается на уровне психологической и мотивационной подготовленности выпускника. В свою очередь, низкий уровень мотива-ционной и психологической составляющей готовности выпускника к работе с инвалидами и гражданами с ОВЗ в значительной степени оказывают отрицательное влияние на интерес обучающихся к приобретению необходимых специальных знаний и умений, необходимых для трудоустройства в сфере АФК и АС. Да и отсутствие должного уровня мотивации в значительной степени ограничивает психологическую готовность выпускника, специалиста сферы АФВ к будущей профессиональной деятельности. Тем самым, существующий дисбаланс между уровнями вышеперечисленных компонентов во многом становится своего рода препятствием вовлечения дипломированных специалистов в области АФВ в профессиональную трудовую деятельность.

В связи с этим приоритетным становится, прежде всего, качество образования будущих специалистов в области АФК, подразумевающее не только владение фундаментальными знаниями, но и формирование двигательных компетенций, а также психологическую готовность выпускников к работе с лицами, имеющими инвалид-

Резюмируя данное положение, можно определить важнейшие компоненты содержания структуры подготовленности выпускника направления подготовки 49.03.02, включающей в себя:

- образовательный компонент, характеризующийся значительным объемом фундаментальных знаний, необходимых для качественного осуществления трудовой деятельности в области АФК и АС;

- двигательный компонент, включающий уровень профессионально-ориентированной двигательной подготовленности, определяющий особенности практических умений организации занятий и навыков качественного применения специфических для АФК и АС средств;

- психологический компонент, подразумевающий высокую степень психологической готовности и мотивированности работы в данной специальности. Структура подготовленности выпускников направления подготовки АФВ представлена на рисунке 2.

Рисунок 1 - Схема взаимозависимости компонентов, определяющих выбор будущей профессии выпускников направления подготовки АФВ

ность или различного рода заболевания [1].

Структура подготовленности выпускника-специалиста по АФВ

образовательный уровень (объем знаний)

психологическии уровень (готовность и мотивация)

уровень профессиональной двигательной компетентности (объем и качество умений и навыков)

Рисунок 2 - Содержание структуры подготовленности выпускников направления подготовки АФВ

Учитывая, что в большинстве своем средства, используемые в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ, а также формы, методы, технологии их применения значительно разнятся с общепринятыми, применяемыми при работе со здоровыми людьми, то и качество физкультурного образования, тренировочного и соревновательного процессов вышеупомянутых категорий граждан, относящихся к различным носологическим группам, во многом будут определяться уровнем двигательной компетентности, которым будут обладать потенциальные педагоги, тренеры, специалисты в области АФК и АС.

Таким образом, можно констатировать, что при подготовке специалистов по адаптивному физическому воспитанию одним из главных и наиважнейших становится формирование профессиональных двигательных компетенций и умений специфичных для АС и адаптивной двигательной активности, отражающих, прежде всего, технику выполнения специалистом упражнений, которые в АФК и спорте инвалидов отличаются от общепринятых для здоровых людей [1].

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что проблематика подготовки кадров по АФК остается востребованной и актуальной на сегодняшний день. При этом решение потребности общества в подготовке специалистов, компетентных в области АФВ и АС, кроется на наш взгляд в повышении качества образования, где важнейшую роль для выпускника должны играть не только уровень полученных знаний, но и уровень психологической готовности, и еще в большей степени уровень профессионально-ориентированной двигательной подготовленности. Важным условием подготовки компетентного специалиста по АФК является сбалансированный в совокупности высокий уровень всех указанных нами компонентов структуры подготовленности выпускника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никерин, А.П. Профессиональные двигательные умения будущих специалистов по адаптивной физической культуре на современном этапе модернизации образования : дис. ... канд. пед. наук / Никерин Александр Павлович. - Санкт-Петербург, 2011. - 140 с.

2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081 -р // Консуль-тантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения: 22.03.2021)..

REFERENCES

1. Nikerin, A.P. (2011), Professional motor skills of future specialists in adaptive physical culture at the present stage of modernization of education, dissertation, St. Petersburg.

2. Government of the Russian Federation (2020), "On Approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Order of the of 24.11.2020 No. 3081-r, available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (accessed: 22.03.2021).

Контактная информация: igor.prokofev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.