Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ'

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Ольга Эдуардовна, Вишнякова Юлия Юрьевна, Шелехов Алексей Анатольевич, Аксенов Андрей Владимирович

В статье представлены результаты экспериментального обоснования методики проведения итоговой аттестации обучающихся по программам высшего образования в сфере адаптивной физической культуры по направлению подготовки Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) с учетом требований профессионального стандарта «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту». Экспериментально подтверждена возможность применения разработанных оценочных средств при проведении процедуры итоговой аттестации выпускников для определения сформированности профессиональных компетенций для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Ольга Эдуардовна, Вишнякова Юлия Юрьевна, Шелехов Алексей Анатольевич, Аксенов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF THE NATIONAL QUALIFICATION SYSTEM

The article presents the results of the experimental substantiation of the methodology for the final certification of students in higher education programs in the field of adaptive physical culture in the direction of training «Physical culture of persons with disabilities in health (adaptive physical culture)», taking into account the requirements of the professional standard «Instructor-methodologist in adaptive physical culture and adaptive sports». The possibility of using the developed assessment tools during the final certification of graduates to determine the formation of professional competencies for the further implementation of the professional activities of graduates has been experimentally confirmed.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ»

УДК 378

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ

Ольга Эдуардовна Евсеева, доктор педагогических наук, профессор, директор института, Юлия Юрьевна Вишнякова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Алексей Анатольевич Шелехов, кандидат педагогических наук, декан, Андрей Владимирович Аксенов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального обоснования методики проведения итоговой аттестации обучающихся по программам высшего образования в сфере адаптивной физической культуры по направлению подготовки Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) с учетом требований профессионального стандарта «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту». Экспериментально подтверждена возможность применения разработанных оценочных средств при проведении процедуры итоговой аттестации выпускников для определения сформированности профессиональных компетенций для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности выпускников.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, итоговая аттестация, оценочные средства, профессиональные компетенции, профессиональные стандарты, трудовые функции, знания, умения, трудовые действия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p82-86

DIAGNOSTICS OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF THE NATIONAL QUALIFICATION SYSTEM

Olga Eduardovna Evseeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Director of Institute of adaptive physical education, Yuliya Yuryevna Vishnyakova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Aleksey Anatolievich Shelekhov, the candidate of pedagogical sciences, Dean of the Faculty of Educational Technologies of Adaptive Physical Education, Andrey Vladimirovich Aksenov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport

and Health, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of the experimental substantiation of the methodology for the final certification of students in higher education programs in the field of adaptive physical culture in the direction of training «Physical culture of persons with disabilities in health (adaptive physical culture)», taking into account the requirements of the professional standard «Instructor-methodologist in adaptive physical culture and adaptive sports». The possibility of using the developed assessment tools during the final certification of graduates to determine the formation of professional competencies for the further implementation of the professional activities of graduates has been experimentally confirmed.

Keywords: adaptive physical education, final certification, assessment tools, professional competencies, professional standards, labor functions, knowledge, skills, labor actions.

В соответствии с приказом Минспорта России от «14» декабря 2017 г. № 1078 «Об утверждении Тематического плана проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2018-2020 годы» профес-

сорско-преподавательским составом НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург выполнена научно-исследовательская работа на тему: «Диагностика качества профессионального образования в области физической культуры и спорта с учетом требований Национальной системы квалификации».

В рамках подготовки к участию в процедуре итоговой аттестации среди обучающихся по направлениям подготовки 49.03.02 Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - бакалавриат и 49.04.02 Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - магистратура была осуществлена проверка сформированности профессиональных компетенций по разработанным оценочным средствам с учетом требований профессионального стандарта (ПС) 05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» к обобщенным трудовым функциям (ОТФ), трудовым функциям (ТФ) (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (ФГОС ВО 3++) [1] в результате освоения основной образовательной программы бакалавриата, у выпускников должны быть сформированы 8 универсальных (УК), 15 общепрофессиональных (ОПК) и 4 профессиональных компетенции.

Т.к. в п. 6.8. раздела VI. Требования к структуре программы бакалавриата ФГОС ВО 3++ в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» включены защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты; подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, то проверить уровень сформи-рованности 8-ми компетенций от общего числа компетенций, из которых 3 - универсальных, 4 - общепрофессиональных и 1 профессиональную можно в рамках защиты выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты. Проверка сформированности профессиональных компетенций по разработанным оценочным средствам 5-ти универсальных (УК), 11 общепрофессиональных (ОПК) и 3 профессиональные (ПК) проводилась при подготовке к участию в процедуре итоговой аттестации в форме онлайн-тестирования.

Профессорско-преподавательским составом Института АФК НГУ им. П.Ф, Лес-гафта, Санкт-Петербург были разработаны оценочные средства для экспериментального применения в рамках онлайн-тестирования выпускников направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - бакалавриат.

Оценочное средство для проведения итоговой аттестации было сформировано по следующей структуре:

• 1 часть (10 тестовых заданий) - проверка уровня сформированности индикаторов достижения универсальных компетенций (УК);

• 2 часть (10 тестовых заданий) - проверка уровня сформированности индикаторов достижения общепрофессиональных компетенций (ОПК);

• 3 часть (10 тестовых заданий) - проверка уровня сформированности индикаторов достижения профессиональных компетенций (ПК).

Общее количество тестовых заданий в оценочном средстве составило 30 тестовых заданий. В таблице 1 представлен пример формирования тестового задания оценочного средства в зависимости от проверяемой компетенции и трудовой функции профессионального стандарта 05.004 Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту.

За каждым тестовым заданием закрепляется индикатор(ы) достижения компетенции (УК, ОПК или ПК) и требования к выполнению определенной трудовой функции (трудового действия, необходимые умения, необходимые знания).

Таблица 1 - Пример формирования оценочного средства для пределения сформированно-сти профессиональных компетенций_

№ вопроса Формулировка тестового задания Компетенции Трудовая функция

1 Задание на установление соответствия Установите соответствие между физическим качеством (колонка А) и методами его развития (колонка Б). ОПК-10 С/01.6

Колонка А Физическое качество Колонка Б Методы развития физического качества

скоростные качества (быстрота) А) равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой методы.

выносливость Б) повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы;

гибкость В) методы максимальных усилий, повторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетиче-ских усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции

мышечная сила Г) динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения и комбинированные упражнения

Разработанные оценочные средства при проведении процедуры итоговой аттестации выпускников позволили проверить у обучающихся уровень сформированности профессиональных компетенций ФГОС ВО 3++ и их соответствие требованиям обобщенных трудовых функций, трудовых функций и индикаторов их достижения (трудового действия, необходимые умения, необходимые знания) профессионального стандарта 05.004 Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту (утвержденного Приказом Минтруда России от 02 апреля 2019 года №197н) [2].

В таблице 2 представлен перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций, на проверку которых были направлены разработанные оценочные средства при проведении процедуры итоговой аттестации выпускников.

Таблица 2 - Перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций ПС 05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»_

Обобщенная трудовая функция Трудовая функция

А. Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. А/01.5 Формирование групп для занятий адаптивной физической культурой с учетом типичных нарушений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

А/02.5 Проведение с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья занятий по программам адаптивного физического воспитания и индивидуальным планам физической реабилитации;

А/03.5 Проведение воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья;

А/04.5 Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья технике безопасности и предупреждению травматизма, проведение разъяснительной антидопинговой работы;

В. Организационно-методическое обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности с применением средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В/01.6 Планирование спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта;

В/02.6 Методическое сопровождение спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта;

В/03.6 Проведение мониторинга и анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта;

В/04.6 Управление процессами методического обеспечения реабилитационной (восстановительной) деятельности с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С. Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре со спортсменами спор- С/01.6 Проведение занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды;

тивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта (далее -спортивной сборной команды). С/02.6 Сопровождение спортсменов спортивной сборной команды во время специального тренировочного и соревновательного процессов;

С/03.6 Предупреждение травматизма и использования допинга среди спортсменов спортивной сборной команды;

При разработке оценочных средств для определения сформированное™ профессиональных компетенций выпускников бакалавриата соблюдался принцип соответствия формируемых профессиональных компетенций и индикаторов их достижения (знания, умения и опыт) с требованиями к реализации в профессиональной деятельности обобщенных трудовых функций, трудовых функций (трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний) ПС 05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту».

В таблице 3 представлен пример соответствия индикаторов сформированности общепрофессиональной компетенции ОПК-4 и показателей возможности выполнения обобщенной трудовой функции - С. Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта (далее - спортивной сборной команды) ПС 05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» [2].

Таблица 3 - Пример соответствия индикаторов формируемых профессиональных компетенций (ОПК-4) с требованиями к выполнению обобщенной трудовой функции ПС 05.004 Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Наименование компетенции Индикаторы достижения компетенции Требования к ТФ ТФ ОТФ

ОПК-4. Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния занимающихся, с учетом нозологических форм заболеваний занимающихся Имеет опыт: контроля за состоянием различных функциональных систем жизнеобеспечения организма человека в зависимости от вида деятельности, возраста и пола; Трудовое действие: разработка плана проведения занятий по адаптивной физической культуре по программам и методикам подготовки спортсменов спортивной сборной команды. Проведение занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды. Организация групповых и индивидуальных занятий о адаптивной физической культуре со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации по виду адаптивного спорта

Знания: особенности оценивания процесса и результатов учебно-тренировочного процесса в избранном виде адаптивного спорта. необходимое знание: методы и методики врачебно-педагогического контроля на тренировочных занятиях.

Умения: подобрать контрольные упражнения для оценки параметров физической, технической подготовленности занимающихся и обучающихся; Необходимое умение: вести отчетную документацию по результатам проведения занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды.

В проведении процедуры итоговой аттестации выпускников с применением разработанных оценочных средств приняли участие 43 обучающихся 4 курса очной формы обучения по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - бакалавриат с 6 направленно-стей (профилей):

- Адаптивное физическое воспитание;

- Лечебная физическая культура;

- Физическая реабилитация;

- Адаптивный спорт;

- Гидрореабилитация;

- Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений.

В рамках защиты выпускных квалификационных работ удалось проверить уровень сформированности 8-ми компетенций от общего числа компетенций: 3 - универсальных, 4 - общепрофессиональных и 1 профессиональную.

Уровень представленных к защите выпускных квалификационных работ высокий, о чем свидетельствует средний балл - 4,8. На оценку «отлично» защитили работу 35 студентов (81,4%). На оценку «хорошо» - 8 студентов (18,6%).

В результате анализа ответов 35 студентов набрали баллы в диапазоне от 80 до 91 балла, соответствующее оценке «отлично», 8 студентов набрали баллы в диапазоне от 68 до 72 баллов, соответствующее оценке «хорошо», что свидетельствует об отличном и хорошем уровнях сформированности компетенций и трудовых функций обобщенной функции - А. Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Представленные данные свидетельствуют об однородности разработанных оценочных средств и возможности их дальнейшего применения для проверки сформирован-ности профессиональных компетенций по разработанным оценочным средствам с учетом требований профессионального стандарта (ПС) 05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» к обобщенным трудовым функциям (ОТФ), трудовым функциям (ТФ) (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания).

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриат) : приказ Минобрнау-ки России от 12 марта 2015г. № 203 // ГАРАНТ.РУ : [информационно-правовой портал]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70829522/ (дата обращения: 02.02.2021).

2. Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 апреля 2019 года № 197н // ГАРАНТ : [информационно-правовой портал]. - URL: https://base.garant.ru/72234046/ (дата обращения: 02.02.2021).

REFERENCES

1. Ministry of Education and Science of Russia (2015), On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 49.03.02 Physical culture for persons with disabilities in health (adaptive physical culture) (bachelor's level), order of the dated March 12, 2015. No. 203, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70829522/ (date of access: 02.02.2021).

2. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2019), On the approval of the professional standard "Instructor-methodologist in adaptive physical culture and adaptive sports, order of the No. 197n dated April 02, 2019, available at: https: //base.garant. ru / 72234046 / (date of access: 02.02.2021).

Контактная информация: afk_lesgaft@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

УДК 796.038

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ

СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ В ТЕЛЕФОНАХ

Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.