Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Ирина Викторовна

В статье представлен исторический аспект развития системы подготовки специалистов адаптивной физической культуры в связи с социальными потребностями общества. Выделены этапы подготовки специалистов адаптивной физической культуры в Российской Федерации и за рубежом в течение 40 лет, а также рассмотрены периоды подготовки специалистов адаптивной физической культуры с учетом трансформации образования на современном этапе. Автор проанализировал и систематизировал этапы проведения теоретических и практических научных исследований в области адаптивной физической культуры в соответствии с социальным запросом общества в создании условий для образования детей и молодежи с особыми образовательными потребностями. Сделан акцент на необходимость дальнейшего проведения научно-исследовательской работы в области подготовки специалистов адаптивной физической культуры к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF FORMATION THE TRAINING OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS IN THE HISTORICAL ASPECT

The article presents the historical aspect of the formation the training system for adaptive physical culture specialists in connection with the social needs. The stages of training the adaptive physical culture specialists in the Russian Federation and abroad for 40 years are highlighted and the periods of training the adaptive physical culture specialists are considered taking into account the transformation of education at the present stage. The author analyzed and systematized the stages of theoretical and practical scientific research in the field of adaptive physical culture in accordance with the social needs in organizing conditions for the education of children and youth with special educational needs. The emphasis is made on the need for further research work in the field of training adaptive physical culture specialists for professional activity in the conditions of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

3. Kuindzhi N.N. Gendernyj podhod k obucheniju i vospitaniju detej v shkole: fizicheskie, gigienicheskie i social'nye aspekty [Gender approach to teaching and upbringing of children in school: physical, hygienic and social aspects]. Moscow: Pashkov dom, 2010. 77 p.

4. Ob utverzhdenii uchebnoj programmy doshkol'nogo obrazovanija: postanovlenie Min-va obrazovanija Resp. Belarus', 15 avg. 2019 g., № 138 [On approval of the preschool education curriculum]. URL: adu.by (Accessed 20.10.2019).

5. Runova M.A. Differencirovannye zanjatija po fizicheskoj kul'ture s det'mi 5-7 let: (s uchetom urovnja dvigat. aktivnos-ti): posobie dlja vospitatelej i instruktorov fizkul'tury [Differentiated physical culture lessons with children 5-7 years old: (taking into account the level of motor activity)]. Moscow: Prosveshhenie, 2005. 139 p.

6. Filippova S.O. Mir dvizhenij mal'chikov i devochek: metod. posobie dlja rukovoditelej fiz. vospitanija doshk. uchrezhdenij [The world of movements for boys and girls]. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2001. 89 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Г.Н. Казаручик, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальных педагогических дисциплин, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь, e-mail: kazaruchyk@tut.by, ORCID: 0000-0002-8299-7793.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

G.N. Kazaruchik, Ph. D. in Pedagogics Sciences, Department Chair of Special Pedagogical Disciplines , Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, the Republic of Belarus, e-mail: kazaruchyk@tut.by, ORCID: 0000-0002-8299-7793.

УДК 378.016:79 DOI: 10.52772/25420291_2021_3_34

Ирина Викторовна Клименко г. Луганск, ЛНР

Этапы становления подготовки специалистов адаптивной физической культуры в

историческом аспекте

В статье представлен исторический аспект развития системы подготовки специалистов адаптивной физической культуры в связи с социальными потребностями общества. Выделены этапы подготовки специалистов адаптивной физической культуры в Российской Федерации и за рубежом в течение 40 лет, а также рассмотрены периоды подготовки специалистов адаптивной физической культуры с учетом трансформации образования на современном этапе. Автор проанализировал и систематизировал этапы проведения теоретических и практических научных исследований в области адаптивной физической культуры в соответствии с социальным запросом общества в создании условий для образования детей и молодежи с особыми образовательными потребностями. Сделан акцент на необходимость дальнейшего проведения научно-исследовательской работы в области подготовки специалистов адаптивной физической культуры к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, организация процесса подготовки специалистов, инклюзивное образование, исторический аспект.

Irina Viktorovna Klimenko

Lugansk, LPR

The stages of formation the training of adaptive physical culture specialists

in the historical aspect

The article presents the historical aspect of the formation the training system for adaptive physical culture specialists in connection with the social needs. The stages of training the adaptive physical culture specialists in the Russian Federation and abroad for 40 years are highlighted and the periods of training the adaptive physical culture specialists are considered taking into account the transformation of education at the present stage. The author analyzed and systematized the stages of theoretical and practical scientific research in the field of adaptive physical culture in accordance with the social needs in organizing conditions for the education of children and youth with special educational needs. The emphasis is made on the need for further research work in the field of training adaptive physical culture specialists for professional activity in the conditions of inclusive education.

Keywords: adaptive physical culture, organization of the process of training specialists, inclusive education, historical aspect.

Адаптивная физическая культура (АФК) является мультидисциплинарным направлением, которое включает такие виды как физическая культура, специальная педагогика и специальные вопросы медицины. С помощью физических упражнений, социально-средовой и рекреативно необходимой деятельности лица с отклонениями в состоянии здоровья успешно адаптируются к различным видам деятельности.

В последние годы идет формирование новых знаний о методологии, целях, задачах, формах, средствах и методах АФК, ее основных компонентов с преодолением лечебных подходов и развитием адаптивного, социализирующего и тренировочного потенциала лиц с ОВЗ.

Это связано с рядом изменений в жизни общества, таких как:

- рост количества людей с ОВЗ во всем мире;

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021

- изменение подходов в решении вопросов социализации лиц с инвалидностью - от позиции «изоляции» и «дискриминации» к созданию условий для полноправного участия в жизни общества на основе «социально-правовой» модели инвалидности в условиях развития инклюзивного взаимодействия;

- до сих пор недостаточно разработана концепция организации обучения специалистов АФК в инклюзивном пространстве вуза.

Следствием таких изменений является трансформация социальной политики многих государств в реализации ценностей общества «равных возможностей» для молодежи с особыми потребностями в области образования.

Повышение качества жизни в результате социальной инклюзии лиц с ОВЗ требует развития в первую очередь образовательной среды, которая сможет обеспечить с одной стороны формирование профессиональных кадров, имеющих сформированные специальные компетенции с целью осуществления профессиональной деятельности. С другой стороны, необходима разработка новых адаптированных учебных программ для интеграции в общество молодежи с инвалидностью при подготовке конкурентоспособных сотрудников. Обучением преподавателей адаптивной физической культуры во всем мире занимаются в течение 40 лет. В Российской Федерации новая междисци-

плинарная область науки развивается чуть более 30 лет. Это многофункциональный и последовательно-развивающийся процесс, который требует решения таких задач как интеграция содержания обучения, формирование компетенций в педагогическом, социальном, медицинском, физкультурно-оздоровительном, спортивном направлениях.

Важно отметить, что период становления и совершенствования профессиональной готовности преподавателей АФК следует рассматривать через призму следующих направлений:

- трансформация общественного мнения от безразличия к заинтересованности в вопросах интеграции в социум детей и молодежи с особыми потребностями;

- осознание важности наличия подготовленных преподавателей в области АФК для работы в мультидисциплинарных реабилитационных командах, функционирование которых играет ключевую роль в адаптации, абилитации, реабилитации и социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- становление нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс трудоустройства.

Основные этапы становления организации подготовки специалистов адаптивной физической культуры в историческом аспекте представлены в таблице.

Таблица 1

Этапы становления процесса подготовки специалистов адаптивной физической культуры в зависимости от социальной и образовательной трансформации общества

(Клименко И.В., 2021)

Этапы Постановка проблемы в обществе Организация процесса подготовки специалистов адаптивной физической культуры Нормативно-правовая база подготовки специалистов адаптивной физической культуры

I этап: функционирование системы общего и специального образования (конец XIX - середина XX в.). Сегрегационная образовательная среда на основе «медицинской» модели инвалидности при организации процесса обучения детей и молодежи с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) и инвалидностью Подготовка врачей ЛФК; подготовка учителей физического воспитания Национальные законы о специальном и общем образовании

II этап: разработка специальных инструментов защиты прав людей с инвалидностью; развитие интеграционных образовательных процессов в отношении детей и молодежи с ОВЗ и инвалидностью (1959-1980-е гг.) Предпосылки к совершенствованию национальных систем специального и общего образования на основе «медицинской» и «реабилитационной» модели инвалидности; начало формирования принципиально новой образовательной парадигмы, ориентированной на интеграцию детей и молодежи с ОВЗ и инвалидностью в социум Организация кафедр по подготовке специалистов адаптивной физической культуры в странах Европы, США, Канаде и др. Международные законодательные акты, принятые по инициативе ООН: «Декларация ООН о правах инвалидов» (1975); «Конвенция о борьбе с дискриминацией в сфере образования» (1960); AAHPER в 1973 г. опубликовала руководство по Программе профессиональной подготовки специалистов АФК, основанные на компетенциях (57

Этапы Постановка проблемы в обществе Организация процесса подготовки специалистов адаптивной физической культуры Нормативно-правовая база подготовки специалистов адаптивной физической культуры

компетенций); Международная федерация адаптированной физической активности (ШАРА)

III этап: создание условий равного доступа к образованию детей и молодежи с ОВЗ и инвалидностью как неотъемлемой части общества (90-ые годы-начало 21 века) Создание интегративной образовательной среды на основе «реабилитационной» модели инвалидности при организации процесса обучения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидностью Организация кафедр по подготовке специалистов адаптивной физической культуры в Российской Федерации Международная декларация об образовании для всех (1990); Саламанкская декларация, закрепившая принципы инклюзивного обучения (1994); Указ Президента Российской Федерации № 802 от 27.06.1992 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02, 49.04.02 (3+)

IV этап: развитие образовательной инклюзии детей и молодежи с ОВЗ и инвалидностью (2012 - по н. в.) Процесс инклюзии детей и молодежи с ОВЗ и инвалидностью в общество на основе «социальной» модели инвалидности предполагает преобразования образовательного пространства с устранением «барьеров» (ментальных, физических, институциональных и т.д.) Работа более 80 образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в области адаптивной физической культуры; создание условий для обучения в вузах АФК молодежи с ОВЗ и инвалидностью на принципах инклюзии Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» РФ (2012); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012); Инчхонская декларация «Образование - 2030» (2015); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02, 49.04.02 (3++; 3+++); Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»

За последние годы было проведено достаточное количество научных исследований, которые посвящены различным вопросам подготовки специалистов адаптивной физической культуры в вузах.

Следует выделить несколько этапов проведения научных теоретических и практических исследований в области АФК и организации подготовки педагогов.

В России с 1838 года готовили преподавателей физического воспитания и лечебной физической культуры, а также было создано первое в Европе Врачебно-гимнастическое общество [1, С. 12].

Один из этапов развития научных исследований зарубежных ученых в области физического воспитания лиц с ОВЗ относится к 60-80-м годам. В середине 1960-х появились первые адаптированные программы для обучения лиц с инвалидностью [13, С. 112-113].

В этот период была основана Международная федерация адаптированной физической активности (ШАРА), направленная на развитие новой профессии - преподавателя адаптивного физического воспитания, целью которой являлось расширение доступа лиц с ОВЗ к активному образу жизни, адаптивному спорту, адаптивной рекреации, реабилитации, аби-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021

литации. Научные исследования проводились в трех направлениях - подготовка специалистов для работы в учреждениях общего и специального образования, реабилитационных центрах сферы социальных услуг и адаптивном спорте.

В дальнейшем научные исследования касались основных направлений развития адаптивной физической культуры за рубежом: организация обучения с учетом индивидуальных потребностей студентов, в том числе с особыми образовательными потребностями (Brown, Welsh, Hill, & Cipko, 2008); формирование новых навыков у учащихся, чья инвалидность значительно влияет на их способность участвовать в общеобразовательной программе на уроках физкультуры (Sherrill, 2010); разработка адаптированных программ для подготовки преподавателей, которые готовы обучать студентов с особыми потребностями (S.R. Hodge, J. Ammah, K. Casebolt, & M. O'Sullivan, 2004); специальная подготовка учителей физической культуры для работы с детьми с особыми потребностями в образовательных учреждениях (Hutzler, 2011); адаптация программ учебных практик по физическому воспитанию студентов с ОВЗ (Hancock & Smith, 2010; Jin & Yun, 2010; Kelly,

2011); разработка образовательных стандартов адаптивной физической культуры (Dauenhaver,

2012); диагностика уровня подготовки учителей физической культуры к работе со студентами с ОВЗ (Combs, Steven, & Wipple, 2010; Kelly, 2006); разработка методик обучения студентов с ОВЗ по программам физического воспитания (Rathvon, 2008); изучение эффективных практик в области физического воспитания студентов с ОВЗ (Lytle, Lavay, & Rizzo, 2010; Jin & Yun, 2010; Rathvon, 2008); изучение проблем, связанных с включением студентов с ОВЗ в процесс физического воспитания (Lieberman, 2010) [8; 9; 10; 11; 12].

Еще один этап исследовательской деятельности относится к работам российских ученых в области адаптивной физической культуры за период 1994-2010 гг. Профессором С.Е. Евсеевым была создана первая в Российской Федерации кафедра «Теория и методика адаптивной физической культуры». С 1999 года на базе вуза уже был создан факультет, а затем в 2010 году факультет был преобразован в Институт адаптивной физической культуры. Сегодня в Российской Федерации подготовку специалистов в области адаптивной физической культуры проводят более чем в 80 образовательных организациях разного уровня. С.П. Евсеевым, О.Э. Евсеевой, М.В. Томиловой, А.А. Шелеховым, Е.Б. Ладыгиной,

Л.В. Шапковой, О.Э. Аксеновой, В.Ф. Балашовой, Ю.А. Бахаревым, В.В. Горелик, Н.Л. Литош, Г.Н. Поповым, А.Н. Прокопьевой, О.Ю. Похорук, Н.А. Строговой и др. изучена методологическая, теоретическая и методическая база подготовки

бакалавров, специалистов, магистрантов в условиях традиционной системы образования; разработаны и внедрены в практику три поколения Государственных образовательных стандартов по направлению 49.03.02,49.04.02 [1; 2; 4; 7]. В практику введены новые должности тренера и инструктора по АФК. С 2000 года свои научные исследования специалисты публикуют в научном журнале «Адаптивная физическая культура».

С последовательным введением в действие Государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» уже третьего поколения к выпускникам предъявляются высокие требования в профессиональной деятельности. Специалисты адаптивной физической культуры готовы успешно решать профессиональные задачи в области педагогической, научно-исследовательской, реабилитационной, коррекционной и организационно - управленческой деятельности.

Начало нового этапа научных исследований в области адаптивной физической культуры связано с ратификацией Российской Федерацией «Конвенции о правах инвалидов» и принятием Федерального закона «об образовании в Российской Федерации» в 2012 году. Изменение образовательной парадигмы с акцентом на реализацию идей инклюзии обусловило ряд направлений научно-исследовательской деятельности: изучение аспектов подготовки педагогов к инклюзии (Е.В. Кетриш, 2018); подготовка специалистов адаптивной физической культуры в условиях инклюзивного образования (И.В. Клименко, 2020); методы и формы повышения квалификации специалистов в области АФК (В.В. Томилова, 2014) разработка диагностических критериев профессиональной подготовленности специалистов адаптивной физической культуры из числа студентов с ОВЗ (И.В. Клименко, 2013, 2019, 2020; Н.В. Логачев, С.В. Шмелёва, 2018; и др) [3; 4; 5; 6; 7].

Главный вектор представленной стратегии направлен на изменение образа жизни людей с ОВЗ и инвалидностью через образование. Важным является признание того, что благодаря образованию достигаются не только цели личностного роста, но и создаются условия для формирования профессиональной мобильности специалиста в области работы с лицами с особыми потребностями. Приоритетным является развитие инклюзивного образования в достижении цели подготовки специалистов, которые обладают компетенциями для работы с детьми и людьми с ОВЗ и инвалидностью.

Комплексное решение вопросов подготовки специалистов АФК в условиях трансформации образования с учетом принципов инклюзии требует дальнейшего изучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Горелик, В.В. История адаптивной физической культуры : учеб. пособие / В.В. Горелик, В.А. Рева. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 111 с. - Текст : непосредственный.

2. Евсеев, С.П. Стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре / С.П. Евсеев, О.А. Аксенова, С.С. Юдина. - Текст : непосредственный // Евразийский форум. - 2009. - № 1 (1). - С. 182-191.

3. Кетриш, Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография / Е.В Кетриш.

- Екатеринбург : Рос. Гос. проф.-пед. ун-т, 2018. - 120 с. - Текст : непосредственный.

4. Клименко, И.В. Формирование инклюзивного мышления у бакалавров адаптивной физической культуры / И.В. Клименко. - Текст : непосредственный // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. - 2020. - № 2 (49). - С. 79-83.

5. Колесов, А.Ю. Модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре / А.Ю. Колесов. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 264-266.

6. Логачев, Н.В. Критерии и показатели профессиональной подготовленности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентноспособных специалистов по адаптивной физической культуре /

H.В. Логачев, С.В. Шмелёва. - Текст : непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. -2018. - T. 10. - № 6/2. - С. 97-101.

7. Томилова, М.В. Содержание и методы повышения квалификации специалистов по адаптивной физической культуре : дис. .. .канд. пед. наук : 13.00.08/ Томилова Марина Владимировна. - Калининград, 2014. - 193 с. - Текст : непосредственный.

8. Dauenhaver, B.D. Applying response to intervention in physical education / B.D. Dauenhaver. - Text : direct // Journal for Physical and Sport Educators. - 2012. - № 25 (5). - P. 21-25.

9. Hancock, D. Inclusive physical education? A study of the management of national curriculum physical education and unplanned outcomes in England / D. Hancock, A. Smith. - Text : direct // British Journal of Sociology of Education. - 2010.

- № 3 (3). - P. 291-305.

10. Hutzler, Y.S. Evidence-based practice and research: A challenge to the development of adapted physical activity / Y.S. Hutzler. - Text : direct // Adapted Physical Activity Quarterly. - 2011. - № 28. - P. 189-209.

11. Kelly, L.E. Connecting the GPE and APE curricula for students with mild and moderate disabilities / L.E. Kelly. - Text : direct // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2011. - № 82 (9). - P. 34-40.

12. Lytle, R. What is a highly qualified adapted physical education teacher? / R. Lytle, L. Lavay, T. Rizzo. - Text : direct // Journal of Physical Education, Recreation & Dance. - 2010. - № 81 (2). - P. 40-56.

13. Winnick, J.P. History of Adapted Physical Education: Priorities in Professional Preparation / J.P. Winnick. - Text : direct // Adapted Physical Activity Quarterly. - 1986. - № 3 (2). - P. 112-117.

REFERENCES

I. Gorelik V.V., Reva V.A. Istorija adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: ucheb. posobie [History of adaptive physical culture]. Tol'jatti: Izd-vo TGU, 2012. 111 p.

2. Evseev S.P., Aksenova O.A., Judina S.S. Standart tret'ego pokolenija po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture [The third generation standard for adaptive physical education]. Evrazijskijforum [Eurasian Forum], 2009, no. 1 (1), pp. 182-191.

3. Ketrish E.V. Gotovnost' pedagoga k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija: monografija [Teacher readiness to work in inclusive education]. Ekaterinburg: Ros. Gos. prof.-ped. un-t, 2018. 120 p.

4. Klimenko I.V. Formirovanie inkljuzivnogo myshlenija u bakalavrov adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Formation of inclusive thinking among bachelors of adaptive physical culture]. Vestnik LNU imeni Tarasa Shevchenko [Bulletin of LNU named after Taras Shevchenko], 2020, no. 2 (49), pp. 79-83.

5. Kolesov A.Ju. Model' formirovanija professional'noj mobil'nosti bakalavra po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture [Model of formation of professional mobility of a bachelor in adaptive physical culture]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, education], 2018, no. 3 (70), pp. 264-266.

6. Logachev N.V., Shmeljova S.V. Kriterii i pokazateli professional'noj podgotovlennosti lic s invalidnost'ju i ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja kak konkurentnosposobnyh specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture [Criteria and indicators of professional preparedness of disabled persons as competitive specialists in adaptive physical culture]. Is-toricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and socio-educational thought], 2018, vol. 10, no. 6/2, pp. 97-101.

7. Tomilova M.V. Soderzhanie i metody povyshenija kvalifikacii specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture: dis. kand. ped. nauk [Content and methods of advanced training of specialists in adaptive physical culture. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Kaliningrad, 2014. 193 p.

8. Dauenhaver B.D. Applying response to intervention in physical education. Journal for Physical and Sport Educators, 2012, no. 25 (5), pp. 21-25.

9. Hancock D., Smith A. Inclusive physical education? A study of the management of national curriculum physical education and unplanned outcomes in England. British Journal of Sociology of Education, 2010, no. 3 (3), pp. 291-305.

10. Hutzler Y.S. Evidence-based practice and research: A challenge to the development of adapted physical activity. Adapted Physical Activity Quarterly, 2011, no. 28, pp. 189-209.

11. Kelly L.E. Connecting the GPE and APE curricula for students with mild and moderate disabilities. Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 2011, no. 82 (9), pp. 34-40.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-U291

12. Lytle R., Lavay L., Rizzo T. What is a highly qualified adapted physical education teacher? Journal of Physical Education, Recreation & Dance, 2010, no. 81 (2), pp. 40-56.

13. Winnick J.P. History of Adapted Physical Education: Priorities in Professional Preparation. Adapted Physical Activity Quarterly, 1986, no. 3 (2), pp. 112-117.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.В. Клименко, кандидат медицинских наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и физической реабилитации, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск, e-mail: trainrehab@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6539-1995.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.V. Klimenko, Ph. D. in Medical Sciences, Associate Professor, Department of Adaptive Physical Culture and Physical Rehabilitation, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, e-mail: trainrehab@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6539-1995.

УДК 378.1 Б01: 10.52772/25420291_2021_3_39

Светлана Аркадьевна Котова, Ирина Альбертовна Липатова

г. Санкт-Петербург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы и виды сотрудничества университета с районной системой образования как фактор повышения качества образовательной практики

Статья посвящена проблеме развития интеграционных процессов в образовании и внутрисистемного партнерства. Описываются формы и виды партнерства образовательных организаций с высшим учебным заведением. В качестве примера приведен опыт развития сотрудничества Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена с районной системой управления образования. Рассмотрены преимущества получаемые партнерами от расширения форм и содержания взаимодействия. Описана расширенная современная модель наставничества вуза над районной системой управления образованием, показаны ожидаемые результаты повышения качества образовательной практики в учреждениях района.

Ключевые слова: система образования, внутрисистемная интеграция, интегрирование образовательных процессов, сотрудничество, социальное партнерство.

Svetlana Arkadevna Kotova, Irina Albertovna Lipatova

St. Petersburg

Forms and types of the University cooperation with the district education system as a factor of improving the educational practice quality

The article is devoted to the problem of the development of integration processes in education and within the system partnership. The forms and types of partnership of educational organizations with a higher educational institution are described. As an example, the experience of developing cooperation between the Herzen State Pedagogical University and the district education management system is given. The advantages obtained by partners from the expansion of the forms and the content of the interaction are considered. The extended modern model of mentoring of the university over the district education management system is described, the expected results of improving the educational practice quality in the district institutions are shown.

Keywords: education system, intra-system integration, integration of educational processes, cooperation, social partnership.

"Один из основных признаков профессиональной непригодности -отсутствие навыков и опыта социального партнерства".

Из новых Законов Мерфи

В современных условиях постиндустриаль- личных образовательных организаций, внутриси-ного цифрового общества происходит усложнение стемных элементов с целью принятия более эф-профессиональных задач, их решение требует все фективных управленческих решений. Характери-более комплексных усилий в ответ на расширяю- зуя этот процесс, В.Н. Скворцов пишет: «Поэтому щийся диапазон вызовов. Данные задачи развития в самом общем смысле под интеграцией в образо-усиливают потребность в интеграционных про- вании можно понимать процессы объединения, цессах как внутри системы образования, так и ин- синтеза или кооперации, происходящие или осу-теграции с другими социальными институтами ществляемые в образовании относительно объек-общества [6]. Сегодня процесс интеграции заклю- тов различной природы. Тогда можно говорить об чается в объединении, органичном слиянии раз- интегрированных образовательных процессах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.