Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ'

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Рыжкова Надежда Николаевна

Цель исследования: выявить затруднения практикующих учителей адаптивной физической культуры и на основе полученных результатов предложить пути совершенствования подготовки студентов по специальности «Адаптивная физическая культура», способных к осуществлению профессиональной деятельности в инклюзивных условиях. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 45 учителей разного квалификационного уровня, среди которых с высшим образованием - 71 % респондентов, 29 % - со средним специальным образованием. В качестве ведущего метода исследования был использован метод анкетирования на основе разработанного нами опросника, направленного на выявление затруднений и профессиональных проблем учителей. Для оценивания результатов опроса использовался метод ранжирования с последующей математико-статистической обработкой. Результаты. Анкетирование учителей адаптивной физической культуры показало, что в процессе физического воспитания обучающихся в инклюзивных условиях 24,1 % респондентов имеют высокий уровень затруднений; 39,2 % учителей испытывают средний уровень; с низким уровнем затруднений обнаружено 25,7 % респондентов, и только 11,0 % не испытывают каких-либо проблем. Выявлено, что ведущими являются следующие проблемы: достижение частной задачи всеми участниками образовательного процесса в рамках урока, реализуемого в инклюзивной форме; разработка адаптированных учебных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, а также других документов планирования (план-конспект занятия, тематический и поурочный планы) и др. Заключение. Выявлены проблемы и недостатки в подготовке профессиональных кадров по адаптивной физической культуре. Посредством анкетирования учителей получен ценный материал, позволивший дополнить перечень профессиональных компетенций программы подготовки специалистов среднего звена недостающими профессиональными компетенциями инклюзивного характера (ПКи). Включение данных компетенций в стандарт подготовки специалистов инклюзивного образования позволит совершенствовать процесс подготовки будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL DIFFICULTIES IN INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION

Aim. The paper aims to reveal difficulties in inclusive physical education and propose changes to the program of adaptive physical education for improving professional practice in inclusive conditions. Materials and methods. 45 teachers of different skills level participated in the study (71% of respondents possess higher education, 29% vocational secondary education). The questionnaire method was used as the main method of the study. A questionnaire was developed aimed at revealing difficulties and work-associated problems in inclusive physical education. The ranking method and statistical data processing were used to evaluate the results obtained. Results. A survey of adaptive physical education teachers demonstrated that 24.1% of respondents experienced significant difficulties; 39.2% of teachers experienced average difficulties; 25.7% of teachers estimated the experienced difficulties as low, and 11% of teachers did not experience any difficulties. The following difficulties were characterized as the most significant: completing a particular task by all participants of an inclusive lesson; developing inclusive training programs for students with health limitations, as well as developing other types of documents for inclusive education (detailed lesson plans, thematic and lesson-by-lesson plans), etc. Conclusion. The problems and disadvantages of professional training in physical education teachers were established. A questionnaire provided valuable scientific data, which allowed to enlarge the list of professional competencies with the professional competencies of inclusive nature. The use of these competencies will improve the whole system of education in future teachers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 377.8/37.042

DOI: 10.14529/hsm21s107

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ

Е.И. Шеенко1, Н.Н. Рыжкова2

1 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Барнаул, Россия,

2Барнаульский государственный педагогический колледж, г. Барнаул, Россия

Цель исследования: выявить затруднения практикующих учителей адаптивной физической культуры и на основе полученных результатов предложить пути совершенствования подготовки студентов по специальности «Адаптивная физическая культура», способных к осуществлению профессиональной деятельности в инклюзивных условиях. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 45 учителей разного квалификационного уровня, среди которых с высшим образованием - 71 % респондентов, 29 % - со средним специальным образованием. В качестве ведущего метода исследования был использован метод анкетирования на основе разработанного нами опросника, направленного на выявление затруднений и профессиональных проблем учителей. Для оценивания результатов опроса использовался метод ранжирования с последующей математико-статистической обработкой. Результаты. Анкетирование учителей адаптивной физической культуры показало, что в процессе физического воспитания обучающихся в инклюзивных условиях 24,1 % респондентов имеют высокий уровень затруднений; 39,2 % учителей испытывают средний уровень; с низким уровнем затруднений обнаружено 25,7 % респондентов, и только 11,0 % не испытывают каких-либо проблем. Выявлено, что ведущими являются следующие проблемы: достижение частной задачи всеми участниками образовательного процесса в рамках урока, реализуемого в инклюзивной форме; разработка адаптированных учебных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, а также других документов планирования (план-конспект занятия, тематический и поурочный планы) и др. Заключение. Выявлены проблемы и недостатки в подготовке профессиональных кадров по адаптивной физической культуре. Посредством анкетирования учителей получен ценный материал, позволивший дополнить перечень профессиональных компетенций программы подготовки специалистов среднего звена недостающими профессиональными компетенциями инклюзивного характера (ПКи). Включение данных компетенций в стандарт подготовки специалистов инклюзивного образования позволит совершенствовать процесс подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, инклюзивное образование, инклюзивные компетенции, учитель физической культуры, физическое воспитание в инклюзивных условиях, адаптивная физическая культура.

Введение. В процессе знакомства с отечественным и зарубежным опытом по изучению затруднений педагогов при осуществлении ими инклюзивной практики нами была определена проблема исследования, заключающаяся в необходимости уточнения методов, методик и средств «развития и повышения профессиональной компетентности специалистов, реализующих инклюзивную практику» [5, 12] в области физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Решая данную проблему, необходимо определить ориентиры в достижении масштабной задачи по подготовке будущего учителя по адаптивному физическому воспитанию.

Предварительный анализ литературы по вопросам изучения профессиональных затруднений педагогов в осуществлении ими инклюзивного образования показал не настолько обширный опыт исследователей и «скудный» инструментарий для подобного рода исследований. Так, в разное время изучением трудностей педагогов, связанных с их инклюзивной практикой, и разработкой соответствующих средств оценивания занимались такие специалисты, как E. Winter (2006), изучавший качество подготовки молодых учителей к инклюзии [14], C. Forlin и D.J. Chambers (2011), которые изучали способности молодых преподавателей к обеспечению образова-

тельного процесса «индивидуальными программами, поддержкой и инструкциями для учащихся с конкретными потребностями» [11]; И.А. Романовская и И.Н. Хафизуллина (2014), проводившие «анализ развития инклюзивной компетентности учителей в процессе повышения квалификации» [8]; С.А. Черкасова, А.В. Лобанова (2014), которые изучали «готовность будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в системе инклюзивного образования» [10]; С.В. Алехина (2016), анализировавшая психологические барьеры педагогов по вопросам определения их «неготовности к работе с «особыми» детьми» [1]; Е.Н. Российская с соавт. (2016), определившие «наиболее актуальные вопросы повышения квалификации специалистов, задействованных в решении широкого круга вопросов инклюзивного образования» [7] и др.

Однако изучению затруднений учителей в вопросах организации физического воспитания в инклюзивных условиях посвящено весьма незначительное количество работ. Среди зарубежных источников информативна работа А. К1аута, К. Яо&опоуа, в которой предложена методика изучения проблем взаимодействия педагога с учащимися в условиях организации физического воспитания в инклюзивной форме [13].

Среди отечественных источников в данном направлении следует отметить работы следующих специалистов: В.П. Соломина, Т.В. Емельяновой, Ю.М. Александрова, Е.В. Кетриш, О.Э. Евсеевой с соавт. [3, 4, 6, 9]. Однако если данные источники и содержат сведения о проблемах организации физического воспитания в инклюзивной форме, а их содержание акцентирует внимание на кадровой проблеме - нехватке педагогов, способных к физическому воспитанию в инклюзивных условиях, то в них отсутствуют конкретные предложения по модернизации системы подготовки специалистов и не дается анализ трудностей, с которыми сталкиваются учителя в условиях инклюзивной практики.

Таким образом, избегая необоснованных ошибок и нерациональной траты времени в поиске соответствующих путей перестроения образовательного процесса со студентами специальности «Адаптивная физическая культура» (АФК), мы предложили пропедевтические мероприятия в качестве выявления затруднений и проблем, с которыми сталкиваются педагоги-практики при осуществлении

ими физического воспитания в инклюзивных условиях.

Цель исследования: выявить затруднения учителей в процессе физического воспитания, реализуемого в инклюзивных условиях общеобразовательной организации, и на основе полученных результатов предложить пути совершенствования подготовки студентов по специальности «Адаптивная физическая культура».

Материалы и методы. Исследование было осуществлено в условиях курсов повышения квалификации учителей на базе двух образовательных организаций г. Барнаула (Алтайский край): Барнаульского государственного педагогического колледжа (БГПК) и Института дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета (ИДО АлтГПУ). В исследовании приняли участие 45 учителей разного квалификационного уровня, среди которых с высшим образованием - 71 % респондентов, 29 % - со средним специальным образованием. В качестве ведущего метода исследования был использован метод анкетирования на основе разработанного нами опросника, направленного на выявление затруднений и профессиональных проблем учителей. При разработке авторского опросника нами за основу был взят опросник Л.Н. Горбуновой, И.П. Цвелюх «Самоанализ затруднений деятельности педагога» [2]. Для удобства оценивания результатов опроса нами условно проранжированы затруднения на четыре уровня: высокий, средний, низкий, а также отсутствие затруднений. При оценивании результатов опроса использовался метод ранжирования с последующей математико-статистической обработкой.

Результаты. Результаты опроса учителей АФК нами были оформлены в виде таблицы. Обращая внимание на результаты итоговых подсчетов, стоит отметить тот факт, что около 1/4 респондентов (24,1 %) имеют высокий уровень затруднений при осуществлении физического воспитания в инклюзивных условиях. 39,2 % педагогов испытывают средний уровень затруднений в одновременной работе с обучающимися, имеющими «неодинаковый потенциал» (термин предложен Е. Ке8а1аШ, 8. Уауугупеп е!а1. (2013) [13]). Низким уровнем затруднений характеризуются 25,7 % респондентов, и только 1/10 часть опрошенных (11,0 %) не испытывает каких-либо проблем в инклюзивной организации физического воспитания обучающихся.

Нитап. БроЛ. Мелете 2021, vol. 21, по. Б1, рр. 45-52

Результаты выявленных затруднений педагогов при осуществлении ими физического воспитания в инклюзивных условиях (n = 45) Results of a survey about difficulties that teachers face in inclusive physical education (n = 45)

№ Стороны деятельности педагога Aspects of pedagogical activity Уровни затруднений Difficulty level

высокий high средний average низкий low отсутствие no difficulties

1 Информационная осведомленность об инклюзивном образовании: знание нормативных документов, регламентирующих деятельность педагогов в условиях инклюзии / Awareness about inclusive education and the documents regulating teachers' activity in inclusive conditions 17,8 57,8 22,2 2,2

2 Планирование (тематическое, поурочное) физического воспитания в условиях инклюзии / Planning (thematic, lesson-by-lesson) in inclusive physical education 37,8 40,0 17,8 4,4

3 Разработка адаптированных учебных программ по физической культуре для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп / Developing inclusive training programs for students with health limitations 31,1 35,6 22,2 11,1

4 Разработка конспекта урока (занятия), проводимого в инклюзивной форме / Developing a detailed inclusive lesson plan 35,6 28,9 24,4 11,1

5 Разработка дидактического материала для самостоятельной работы обучающихся с неодинаковым потенциалом на уроке / Developing didactic materials for independent in-class work of students with different skills 17,8 35,6 35,6 11,1

6 Реализация адаптированных средств (игры, упражнения и пр.) на уроке для детей с разными учебными возможностями и потребностями / Implementing adapted tools (games, exercises, etc.) in the classroom for children with different learning potential and needs 31,1 48,9 15,6 4,4

7 Подбор и разработка содержания домашних заданий для детей с разными учебными возможностями и потребностями / Selecting and developing homework content for children with different learning potential and needs 6,7 26,7 40,0 26,7

8 Подбор и адаптация средств для оценки динамики физической подготовленности обучающихся с учетом их особенностей и возможностей / Selecting and adapting tools for assessing the dynamics of physical fitness in students with respect to their characteristics and potential 11,1 31,1 40,0 17,8

9 Формирование у детей с разными учебными возможностями способности к целеполаганию / Forming goal setting abilities in children with different learning potential 15,6 46,7 31,1 6,7

10 Обучение самоконтролю (самочуствие, дозирование нагрузки, учет противопоказаний к физическим нагрузкам в процессе занятий) / Self-control training (well-being, load adjustment, awareness about contraindications to physical activity) 31,1 35,6 22,2 11,1

11 Обучение детей с разными учебными возможностями осуществлять оценку, самооценку своих действий и результатов обучения / Teaching children with different learning potential to evaluate, self-evaluate their actions and learning outcomes 28,9 42,2 15,6 13,3

12 Ведение контроля итоговых и промежуточных результатов освоения программы всеми обучающимися в классе / Monitoring the final and intermediate results of skills acquisition by all students in the class 24,4 51,1 17,8 6,7

13 Достижение частной задачи всеми участниками образовательного процесса в рамках отдельно взятого занятия, реализуемого в инклюзивной форме / Completing a particular task by all participants of an inclusive lesson 40,0 51,1 8,9 0,0

14 Затруднения психологического характера (сопереживание, сочувствие, боязнь навредить, излишняя опека и пр.) / Psychological difficulties (empathy, fear of doing harm, excessive care, etc.) 8,9 17,8 46,7 26,7

£ 24,1 39,2 25,7 11,0

Подвергая детальному анализу самооценку респондентов, мы определили, что не по всем позициям учителя испытывают какие-либо затруднения, но некоторые стороны деятельности характеризуются явно высоким уровнем трудностей.

Оценивая свои действия в условиях инклюзии, учителя меньше всего испытывают затруднения психологического характера: они не испытывают какого-либо дискомфорта в общении с разноплановым контингентом обучающихся, указывают на отсутствие излишней опеки обучающихся с ОВЗ и пр. Очевидно умение учителей психологически быстро адаптироваться к детям с разными учебными возможностями.

По результатам самооценки затруднений по вопросам информационной осведомленности об инклюзивном образовании высокий уровень затруднений отмечен у 17,8 % специалистов, средний уровень знаний и оперирования содержанием нормативных документов характерен для 57,8 % учителей. И только 2,2 % учителей не испытывают каких-либо затруднений, достаточно хорошо ориентируясь в нормативных актах.

Следующий аспект педагогической деятельности, который вызывает значительные затруднения в осуществлении физического воспитания, - «Планирование (тематическое, поурочное) физического воспитания в условиях инклюзии», где 37,8 % и 40 % учителей отметили высокий и средний уровень затруднений соответственно.

С разработкой адаптированных учебных программ по физической культуре для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп (см. п. 3 табл. 1) не справляются треть опрошенных специалистов (31,1 %), другая треть специалистов (35,6 %) испытывают затруднения в средней степени.

Разработка конспекта урока, проводимого в инклюзивных условиях (см. п. 4 табл. 1), вызывает для 64,5 % немалые сложности. Подробная характеристика испытываемых учителями трудностей, связанных с планированием сценария урока физической культуры, говорит о том, что более 2/3 специалистов не справляются с этой сложной задачей.

Не вдаваясь в подробности анализа следующих аспектов педагогической деятельности, отметим, что более 60 % учителей АФК нуждаются в методической помощи в следующих вопросах: «Реализация адаптирован-

ных средств (подвижных и спортивных игр, игровых заданий и пр.) в условиях одного урока для детей с разными учебными возможностями и потребностями», «Обучение детей самоконтролю (физическому, функциональному и пр.)», «Обучение занимающихся с разными учебными возможностями самооценке своих действий и результатов обучения», «Ведение контроля итоговых и промежуточных результатов освоения программы всеми обучающимися одной учебной группы (класса)» (см. табл. 1, п. 6, 10, 11, 12 соответственно).

Из предложенных нами четырнадцати аспектов педагогической деятельности педагоги особое внимание акцентируют на такой проблеме, как «решение (достижение) частной задачи всеми участниками образовательного процесса в рамках отдельно взятого урока физической культуры, реализуемого в инклюзивной форме». 91,1 % учителей сталкиваются с серьезными трудностями в такой организации урока, когда бы обучающиеся вне зависимости от физических и функциональных особенностей и возможностей достигали поставленных частных условий урока, не говоря уже о выполнении основополагающих цели и задач отдельно взятого занятия.

Однако в профессиональных стандартах подготовки будущих учителей физической культуры и адаптивной ее формы в перечне профессиональных компетенций нет ни намека на готовность к осуществлению педагогической деятельности в инклюзивных условиях. Как показывает опыт, курсы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки не дают желаемого результата вследствие малого срока обучения и дефицита практических занятий в рамках данных форм подготовки специалистов. Исходя из этого, совершенствование системы подготовки будущих специалистов будет заключаться в соответствующих корректировках образовательных программ, учебных планов, в том числе и рабочих программ специальных дисциплин. Важно наметить ориентиры подготовки будущего учителя к осуществлению им физического воспитания в инклюзивных условиях. Другими словами, необходим перечень специальных профессиональных компетенций, так называемых инклюзивных компетенций, которые позволят формировать необходимые «универсальные» способности у будущих учителей.

Нитап. БроЛ. Мелете 2021, то!. 21, по. Б1, рр. 45-52

Итак, на основе теоретического анализа специальной литературы и анкетирования учителей-практиков нами был получен ценный материал, позволивший дополнить перечень профессиональных компетенций программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) недостающими профессиональными компетенциями инклюзивного характера (ПКи):

• ПКи1 - осуществлять программирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в условиях инклюзивной среды;

• ПКи2 - проводить учебные занятия по физической культуре для всех категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, в условиях инклюзивной среды;

• ПКи3 - осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучающихся с неодинаковым потенциалом в процессе инклюзивного физического воспитания;

• ПКи4 - адаптировать учебно-воспитательный процесс по физической культуре с учетом потенциала, способностей, интересов и социокультурной принадлежности обучающихся.

Мы понимаем, что предлагаемые дополнения в ППССЗ в качестве дополнительных компетенций носят частный и дискуссионный характер, но экспериментальные данные по модернизации подготовки будущих учителей АФК в условиях педагогического колледжа с учетом потребности общеобразовательных организаций в специалистах, способных к осуществлению физического воспитания в инклюзивных условиях, уже на констатирующем этапе дают положительные результаты.

Выводы

1. Обнаружены проблемы и недостатки в подготовке профессиональных кадров по адаптивной физической культуре, заключающиеся в разрыве между научными исследованиями и практикой, возникающем вследствие неумения студентами на практике использовать знания, полученные ими в результате обучения.

2. Выявлены основные затруднения учителей адаптивной физической культуры по ряду аспектов профессиональной деятельности в условиях инклюзии: достижение частной задачи всеми участниками образовательного процесса в рамках отдельно взятого урока физической культуры, реализуемого в инклюзивной форме; разработка адаптиро-

ванных учебных программ по физической культуре для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп, а также других документов планирования (план-конспект занятия, тематический и поурочный планы) и др.

3. Дополнен перечень профессиональных компетенций ППССЗ недостающими профессиональными компетенциями инклюзивного характера (ПКи). Включение данных компетенций в стандарт подготовки специалистов инклюзивного образования позволит совершенствовать процесс подготовки будущих учителей адаптивной физической культуры.

Литература

1. Алехина, С.В. К вопросу психологической готовности учителя к включающему образованию / С. В. Алехина // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Ти-мохина. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. -С. 16-20.

2. Горбунова, Л.Н. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: науч.-метод. пособие / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх. - М. : АПКиППРО, 2006.

3. Евсеева, О.Э. Инклюзивные занятия спортом / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. -2017. - №1 (69). - С. 1-6.

4. Емельянова, Т.В. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования / Т. В. Емельянова, Ю.М. Александров // Вектор Науки ТГУ. -2013. - № 3. - С. 420-423.

5. Емельянова, И.Д. Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов инклюзивного дошкольного образования / Т.В. Емельянова, О.А. Подольская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. -№ 2. - https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN219. pdf (дата обращения: 10.03.2020).

6. Кетриш, Е.В. О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры / Е.В. Кетриш // Сибир. пед. журнал. - 2015. -№ 3. - С. 121-125.

7. Подготовка специалистов-консультантов по развитию инклюзивного образования в регионе / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина, Т.Г. Зубарева, Н.А. Полякова // Дефектологическая наука - практике: материалы

I Всероссийского съезда дефектологов. -2016. - С. 237-244.

8. Романовская, И.А. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации / И.А. Романовская, И.Н. Хафизуллина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. -http://science-education. ги/ги/агНс1еМем>?1ё= 14333 (дата обращения: 03.04.2020).

9. Соломин, В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В. П. Соломин // Адаптивная физ. культура. - 2010. - № 4. - С. 15-17.

10. Черкасова, С.А. Опыт формирования готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования / С.А. Черкасова, А.В. Лобанова // Междунар. науч. журнал «Мир науки, культуры, образования». - 2014. - № 2 (45). - С. 173-176.

11. Forlin, C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns / C. Forlin, D.J. Chambers // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. -February, 2011. - Vol. 39, no. 1. - Р. 17-32. DOI: 10.1080/1359866X. 2010.540850

12. Kesalahti, E. Learning from Our Neighbours: Inclusive Education in the Makin / E. Kesalahti, S. Vayyrynen and others. - Rovaniemi: University of Printing Centre, 2013. - 102 p.

13. Klavina, A. The Effect of Peer Tutoring in Physical Education for Middle School Students with Severe Disabilities / A. Klavina, K. Rodio-nova // European Journal of Adapted Physical Activity. - 2015. - Vol. 8, no. 2. - Р. 3-17. DOI: 10.5507/euj. 2015.005

14. Winter, E.C. Preparing new teachers for inclusive schools and classrooms /E.C. Winter // Support for Learning. - 2006. - Vol. 21 (2). -Р. 85-91.

Шеенко Евгений Иванович, кандидат педагогических наук, доцент отделения физической культуры и спорта, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Пол-зунова. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46. E-mail: ekaterinakli44owa@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0590-8782.

Рыжкова Надежда Николаевна, председатель ПЦК преподавателей физической культуры и методики физвоспитания, методист, Барнаульский государственный педагогический колледж. 656010, г. Барнаул, ул. 80 Гвардейской Дивизии, 41, корп. 3. E-mail: kazakovanadia1@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7753-1545.

Поступила в редакцию 29 октября 2020 г.

DOI: 10.14529/hsm21s107

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL DIFFICULTIES IN INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION

E.I. Sheenko1, ekaterinakli44owa@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0590-8782, N.N. Ryzhkova2, kazakovanadia1@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7753-1545

1Altai State Technical University named after I.I. Polzunov, Barnaul, Russian Federation, 2Barnaul State Teacher's Training College, Barnaul, Russian Federation

Aim. The paper aims to reveal difficulties in inclusive physical education and propose changes to the program of adaptive physical education for improving professional practice in inclusive conditions. Materials and methods. 45 teachers of different skills level participated in the study (71% of respondents possess higher education, 29% vocational secondary education). The questionnaire method was used as the main method of the study. A questionnaire was developed aimed at revealing difficulties and work-associated problems in inclusive physical education. The ranking method and statistical data processing were used to evaluate the results

Human. Sport. Medicine 2021, vol. 21, no. S1, pp. 45-52

obtained. Results. A survey of adaptive physical education teachers demonstrated that 24.1% of respondents experienced significant difficulties; 39.2% of teachers experienced average difficulties; 25.7% of teachers estimated the experienced difficulties as low, and 11% of teachers did not experience any difficulties. The following difficulties were characterized as the most significant: completing a particular task by all participants of an inclusive lesson; developing inclusive training programs for students with health limitations, as well as developing other types of documents for inclusive education (detailed lesson plans, thematic and lesson-by-lesson plans), etc. Conclusion. The problems and disadvantages of professional training in physical education teachers were established. A questionnaire provided valuable scientific data, which allowed to enlarge the list of professional competencies with the professional competencies of inclusive nature. The use of these competencies will improve the whole system of education in future teachers.

Keywords: professional activity, inclusive education, inclusive competencies, physical education teacher, inclusive physical education, adaptive physical education.

References

1. Alekhina S.V., Bukharenkova O.Yu., Telina I.A., Timokhina T.V. [To the Question of the Teacher's Psychological Readiness for Inclusive Education]. Inklyuzivnoye obrazovaniye: teoriya i praktika: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Inclusive Education. Theory and Practice. Collection of Materials of the International Scientific-Practical Conference], 2016, pp. 16-20. (in Russ.)

2. Gorbunova L.N., Tsvelyukh I.P. Podderzhka professional'nykh initsiativpedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii: nauch.-metod. posobiye [Support of Teacher's Professional Initiatives in the Process of Professional Development]. Moscow, 2006.

3. Evseyeva O.E., Evseyev S.P., Aksenov A.V. [Inclusive Sports Activities]. Adaptivnaya fizi-cheskaya kul'tura [Adaptive Physical Culture], 2017, no. 1 (69), pp. 1-6. (in Russ.)

4. Emel'yanova T.V., Aleksandrov Yu.M. [Theoretical Aspects of the Readiness of Specialists in Physical Culture and Sport to Work in Inclusive Education]. Vektor Nauki TGU [Vector of Science TSU], 2013, no. 3, pp. 420-423. (in Russ.)

5. Emel'yanova I.D., Emel'yanova T.V., Podol'skaya O.A. [Technology of Modeling Professional Competence of Teachers of Inclusive Preschool Education]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2019, no. 2. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/49PSMN219.pdf (accessed 10.03.2020).

6. Ketrish E.V. [On the Problem of Inclusive Education in the Sphere of Physical Culture]. Sibir-skiypedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2015, no. 3, pp. 121-125. (in Russ.)

7. Rossiyskaya E.N., Garanina L.A., Zubareva T.G., Polyakova N.A. [Training of Specialist-Consultants for the Development of Inclusive Education in the Region]. Defektologicheskaya nauka -praktike materialy I Vserossiyskogo s"yezda defektologov [Defectological Science - Practice Materials of the I All-Russian Congress of Defectologists], 2016, pp. 237-244. (in Russ.)

8. Romanovskaya I.A., Khafizullina I.N. [Development of Inclusive Competence of a Teacher in the Process of Professional Development]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=14333 (accessed 03.04.2020).

9. Solomin V.P. [Application by Specialists in Physical Culture of Humanitarian Technologies in Conditions of Inclusive Education]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Culture], 2010, no. 4, pp. 15-17. (in Russ.)

10. Cherkasova S.A., Lobanova A.V. [Experience of Formation of Readiness of Students-Psychologists to Work in the System of Inclusive Education]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal "Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya" [International Scientific Journal. World of Science, Culture, Education], 2014, no. 2 (45), pp. 173-176. (in Russ.)

11. Forlin C., Chambers D.J. Teacher Preparation for Inclusive Education: Increasing Knowledge but Raising Concerns. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 2011, vol. 39, no. 1, pp. 17-32. DOI: 10.1080/1359866X.2010.540850

12. Kesalahti E., Vayyrynen S. et al. Learning from Our Neighbours: Inclusive Education in the Makin. Rovaniemi: University of Printing Centre, 2013. 102 p.

13. Klavina A., Rodionova K. The Effect of Peer Tutoring in Physical Education for Middle School Students with Severe Disabilities. European Journal of Adapted Physical Activity, 2015, vol. 8, no. 2, pp. 3-17. DOI: 10.5507/euj.2015.005

14. Winter E.C. Preparing New Teachers for Inclusive Schools and Classrooms. Support for Learning, 2006, vol. 21 (2), pp. 85-91. DOI: 10.1111/j.1467-9604.2006.00409.x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 29 October 2020

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Шеенко, Е.И. Анализ затруднений педагогов в процессе физического воспитания обучающихся в инклюзивных условиях / Е.И. Шеенко, Н.Н. Рыжкова // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № Б1. -С. 45-52. БО!: 10.14529/Ь8ш2Ы07

Sheenko E.I., Ryzhkova N.N. Analysis of Pedagogical Difficulties in Inclusive Physical Education. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. S1, pp. 45-52. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm21s107

Human. Sport. Medicine 2021, vol. 21, no. S1, pp. 45-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.