Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНКЛЮЗИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / PHYSICAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / INCLUSIVE COMPETENCIES / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Рыжкова Надежда Николаевна

Материал статьи раскрывает ряд проблем, связанных как с осуществлением профессиональной деятельности педагогическими работниками в области инклюзивного физического воспитания, так и с подготовкой будущих выпускников педагогических ссузов и вузов по двум направлениям: «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» к осуществлению ими физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций в инклюзивной форме. Выявленные трудности реализации инклюзии в процессе физического воспитания в общеобразовательных организациях авторами сгруппированы в соответствии задач, характеризующих различные виды профессиональной деятельности педагогического работника: педагогические, воспитательные, развивающие, научно-исследовательские, организационно-управленческие и методические. Характеризуя выявленный спектр проблем в области инклюзивного физического воспитания, авторы предлагают конкретные пути их решения еще на стадии подготовки будущих специалистов: во-первых, коррекция содержания учебных планов по направлениям подготовки с интеграцией «недостающих» дисциплин в их вариативную часть; во-вторых, подбор соответствующего инструментария (методик и технологий) организации образовательного процесса при изучении блока специальных дисциплин; в-третьих, разработка модели подготовки будущего учителя, способного к осуществлению физического воспитания в форме инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Рыжкова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION

The material of the article reveals a number of problems related to both the implementation of teacher’s professional activities in the field of inclusive physical education, and the training of future graduates of pedagogical colleges and institutions of higher education in two areas: «Physical Culture» and «Adaptive Physical Culture» for implementation by them physical education of students of secondary educational institutions in an inclusive form. The identified difficulties in the implementation of inclusion in the process of physical education in general educational organizations are grouped by the authors in accordance with the tasks characterizing various types of professional activity of a teacher: pedagogical, educational, developing, scientific and researching, organizational and managerial and methodological. Characterizing the identified spectrum of problems in the field of inclusive physical education, the authors propose definite ways to solve them even at the stage of training future specialists: firstly, the correction of the content of curricula in the areas of training with the integration of «missing» disciplines in their variable part; secondly, the selection of appropriate tools (techniques and technologies) for organizing the educational process when studying a block of special disciplines; thirdly, the development of a model for preparing a future teacher, capable of implementing physical education in the form of inclusion.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Педагогика

УДК: 37.013:376

кандидат педагогических наук Шеенко Евгений Иванович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); председатель ПЦК преподавателей физической культуры и методики физвоспитания, методист Рыжкова Надежда Николаевна

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Барнаульский государственный педагогический колледж» (г. Барнаул)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Материал статьи раскрывает ряд проблем, связанных как с осуществлением профессиональной деятельности педагогическими работниками в области инклюзивного физического воспитания, так и с подготовкой будущих выпускников педагогических ссузов и вузов по двум направлениям: «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» к осуществлению ими физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций в инклюзивной форме. Выявленные трудности реализации инклюзии в процессе физического воспитания в общеобразовательных организациях авторами сгруппированы в соответствии задач, характеризующих различные виды профессиональной деятельности педагогического работника: педагогические, воспитательные, развивающие, научно-исследовательские, организационно-управленческие и методические. Характеризуя выявленный спектр проблем в области инклюзивного физического воспитания, авторы предлагают конкретные пути их решения еще на стадии подготовки будущих специалистов: во-первых, коррекция содержания учебных планов по направлениям подготовки с интеграцией «недостающих» дисциплин в их вариативную часть; во-вторых, подбор соответствующего инструментария (методик и технологий) организации образовательного процесса при изучении блока специальных дисциплин; в-третьих, разработка модели подготовки будущего учителя, способного к осуществлению физического воспитания в форме инклюзии.

Ключевые слова: физическое воспитание, инклюзивное образование, адаптивная физическая культура, инклюзивные компетенции, педагогический работник.

Annotation. The material of the article reveals a number of problems related to both the implementation of teacher's professional activities in the field of inclusive physical education, and the training of future graduates of pedagogical colleges and institutions of higher education in two areas: «Physical Culture» and «Adaptive Physical Culture» for implementation by them physical education of students of secondary educational institutions in an inclusive form. The identified difficulties in the implementation of inclusion in the process of physical education in general educational organizations are grouped by the authors in accordance with the tasks characterizing various types of professional activity of a teacher: pedagogical, educational, developing, scientific and researching, organizational and managerial and methodological. Characterizing the identified spectrum of problems in the field of inclusive physical education, the authors propose definite ways to solve them even at the stage of training future specialists: firstly, the correction of the content of curricula in the areas of training with the integration of «missing» disciplines in their variable part; secondly, the selection of appropriate tools (techniques and technologies) for organizing the educational process when studying a block of special disciplines; thirdly, the development of a model for preparing a future teacher, capable of implementing physical education in the form of inclusion.

Keywords: physical education, inclusive education, adaptive physical education, inclusive competencies, teacher.

Введение. Так сложилось, что современный реальный педагогический процесс в условиях общеобразовательной школы, как правило, характеризуется обучением детей «разных интеллектуальных, психических, физических и социальных особенностей» [1].

Но, как показывает литературный анализ и опыт собственной педагогической деятельности, на данный момент вопросы инклюзии в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с каждым днем становятся все более актуальными [2].

В условиях рассматриваемой проблемы, в связи с изменениями (дополнениями) в официальных документах, регламентирующих деятельность педагогического работника в условиях образовательного процесса в общеобразовательных организациях, сложилась ситуация, характеризующаяся специфическими требованиями к профессиональным качествам педагогического работника:

- уметь обеспечить «равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9];

- создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов <...>, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [9];

- создавать специальные условия «обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности» [7];

- анализировать опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении [6];

- знать основные педагогические принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ослабленным здоровьем [6];

- иметь практический опыт проведения диагностики физической подготовленности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп [6].

Реализация программных требований по дисциплине «Физическая культура» «с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9] требует от педагогического работника особых умений и навыков в отличие от специалистов в других предметных областях основной образовательной программы. Ранее нами уже отмечалось, что занятия физической культурой с учащимися в

инклюзивной форме, в отличие от реализации остальных дисциплин в общеобразовательной школе, требуют особого внимания [10].

Таким образом, в настоящее время оголенной является проблема подготовки специалистов, готовых к осуществлению физического воспитания в инклюзивной форме, учитывая не только интеллектуальные, психические и физические особенности обучающихся, но и качество их физической подготовленности, функционального состояния и уровня здоровья.

Изложение основного материала статьи. Анализ многочисленных источников по проблеме исследования позволяет «признать, что в сегодняшней ситуации все еще не уделяется должного внимания подготовке кадров, готовых работать в системе инклюзивного образования» [8]. То же проблему мы можем отнести к вопросу подготовки педагогических кадров в области физической культуры.

Действительно, проблема подготовки педагогических кадров, способных к организации физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций в инклюзивной форме исследована недостаточно, хотя в силу своей актуальности она, несомненно, требует глубокого научного познания. Наблюдения за деятельностью, как студентов-практикантов, так и собственно учителей физической культуры (в условиях педагогических практик), беседы с педагогическими работниками - слушателей курсов повышения квалификации и их анкетирование, анализ собственного педагогического опыта и опыта коллег свидетельствует о том, что педагогические работники испытывают значительные трудности в организации физического воспитания в инклюзивной форме. Необходима специальная теоретическая, практическая и методическая подготовка педагогических работников еще на стадии обучения в вузах и ссузах, компетентных в вопросах инклюзивного образования, владеющих инклюзивными компетенциями.

Так, в настоящее время подготовкой педагогических работников с правом преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях занимаются педагогические ссузы (специальность 49.02.01 Физическая культура и 49.02.02 Адаптивная физическая культура) и вузы (уровень бакалавриата: направление подготовки 49.03.01 Физическая культура и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)), имеющие специальные факультеты и отделения, а также учреждения, имеющие право на переподготовку специалистов в направлении «Физическая культура» на базе среднего специального и высшего образования.

Учитывая сложившуюся на практике ситуацию, характеризующуюся тем, что в условиях инклюзивной формы физического воспитания на уроке зачастую одновременно можно встретить обучающихся различных категорий (отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинской группам; с ограниченными возможностями здоровья; с ограниченными возможностями здоровья, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; инвалиды), а также беря во внимание результаты анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования в части содержания раздела «Характеристики профессиональной деятельности выпускников» [3-6], становится очевидным, что в большей степени готовыми к реализации инклюзии могут быть выпускники, владеющие соответствующими навыками методического обеспечения процесса адаптивного физического воспитания и физического воспитания с учащимися СМГ. К данной категории будущих специалистов можно отнести только выпускников ссузов и вузов по специальности «Адаптивная физическая культура». Однако и в этом направлении подготовки также есть недостатки в плане подготовки к реализации инклюзии: «к осуществлению профессиональной деятельности с учащимися, не имеющими отклонений в здоровье, эти студенты не являются компетентными в силу того, что учебным планом предусмотрена направленность собственно на реализацию АФК» [10]. В свою очередь, учебный план основной образовательной программы, реализуемой вузом или ссузом по специальности «Физическая культура» не предусматривает освоение компетенций, связанных с реализацией учебного процесса в группах обучающихся с ОВЗ, если только решение этого вопроса не предусмотрено вариативным компонентом учебного плана.

Отсюда можно сделать вывод, что решить сложившуюся проблему подготовки специалистов, способных к организации физического воспитания в инклюзивной форме возможно путем интеграции в учебные планы соответствующих направлений подготовки в рамках вариативного компонента.

Соответствующая корректировка учебных планов, несомненно, приведет к всесторонней, более качественной подготовке выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.

При таком подходе будущие специалисты смогут грамотно подходить к разработке документов планирования (начиная от технологической карты урока и заканчивая рабочей программой дисциплины) и соответственно последующей организации физического воспитания со всеми категориями обучающихся в рамках одного конкретного урока [10].

Зная отличительные особенности содержания основных образовательных программ по двум рассматриваемым направлениям подготовки «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» вне зависимости от уровня подготовки эмпирическим путем нами были определены трудности, с которыми сталкиваются педагогические работники в профессиональной деятельности и эти же трудности должны стать проблемными полями подготовки будущих специалистов в области инклюзивного физического воспитания. Вскрытые нами проблемы были сгруппированы в соответствии профессиональных задач, характеризующих различные виды деятельности педагогического работника:

а) педагогическая деятельность:

- осуществлять образовательный процесс, характеризующийся одновременной работой в условиях урочного занятия обучающихся разных категорий: обучающиеся основной, подготовительной и специальной медицинской групп, обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды;

- создавать такие условия и ситуации, которые бы обеспечивали усвоение обучающимися всех обозначенных выше категорий двигательных действий, с целью обеспечения комфортных бытовых и профессиональных видов деятельности;

- формировать способность к познанию и укреплению физических кондиций с целью физического самосовершенствования и становления жизненной позиции с учетом физического развития обучающихся, психического состояния и ценностных ориентаций;

б) воспитательная деятельность:

- воспитывать у занимающихся всех категорий вне зависимости от их физического развития, психического состояния и ценностных ориентаций самостоятельную физкультурную активность, устойчивую

потребность в самостоятельном использовании всего многообразия ценностей физической культуры (двигательная активность, закаливание, рациональный сон и питание и пр.) и уже на основе этой платформы формировать у них способность вести полноценную и активную самостоятельную жизнь;

- обеспечивать воспитание личностных качеств занимающихся (решительности, смелости, доброжелательности, взаимовыручки, взаимоподдержки и пр.) в условиях включающего обучения;

в) развивающая деятельность: воспитывать физические качества и связанные с ними двигательные способности у обучающихся всех категорий вне зависимости от их физического развития, психического состояния с учетом не только сенситивных периодов, но и характера, этиологии и патогенеза заболевания;

г) реабилитационная (восстановительная) и компенсаторно-профилактическая деятельность: проводить комплекс мероприятий, как по предупреждению собственно заболеваний для обучающихся основной и подготовительной групп, так и прогрессирования основного заболевания организма и заболеваний, обусловленных основной причиной, ограничивающей возможности здоровья для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ или ОВЗ;

д) научно-исследовательская деятельность:

- организовывать и осуществлять научные исследования эффективности различных методических приемов, методик проведения урочных занятий, технологий формирования физической культуры личности обучающихся и пр.;

- осуществлять научный анализ, систематический мониторинг результатов профессиональной деятельности и проводить апробацию результатов научных исследований;

е) организационно-управленческая и методическая деятельность:

- организовывать и проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в условиях инклюзии;

- программирование учебно-воспитательного процесса, организуемого в условиях инклюзии (разработка рабочей программы по физической культуре для всех категорий занимающихся, составление учебно-тематического и календарно-тематического планов, подготовка технологической карты урока с подробным описание деятельности учителя и деятельности учащихся);

- организовывать сценарий урока таким образом и претворять его на практике, чтобы максимально комфортно обеспечивать каждому занимающемуся вне зависимости от принадлежности к группе здоровья или от степени ограничения возможности здоровья достаточный объем двигательной активности в сочетании с обеспечением охраны жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.

Заканчивая характеристику предложенного спектра проблем, сгруппированных в соответствии задач, характеризующих различные виды профессиональной деятельности учителя физической культуры, стоит обратить внимание при формировании у будущих выпускников инклюзивных компетенций на:

- подбор соответствующих методик и технологий организации образовательного процесса при изучении блока специальных дисциплин;

- квалификацию собственно профессорско-преподавательского состава, осуществляющего подготовку будущих специалистов в области инклюзии в физическом воспитании;

- разработку модели подготовки будущего учителя, способного к осуществлению физического воспитания в общеобразовательной организации в форме инклюзии;

- подключение к образовательному процессу при подготовке будущих выпускников специалистов-практиков, имеющих опыт педагогической деятельности, как с отдельно взятой категорией обучающихся, так и имеющим опыт физического воспитания в инклюзивной форме.

Выводы. Конкретными путями решения выявленных проблем профессиональной деятельности учителей физической культуры в организации физического воспитания обучающихся в инклюзивной форме должны стать следующие действия, которые необходимо принять еще на стадии подготовки будущих специалистов:

- во-первых, коррекция содержания учебных планов по направлениям подготовки с интеграцией «недостающих» дисциплин в их вариативную часть;

- во-вторых, подбор соответствующего инструментария (методик и технологий) организации образовательного процесса при изучении блока специальных дисциплин;

- в-третьих, разработка модели подготовки будущего учителя, способного к осуществлению физического воспитания в форме инклюзии;

- в-четвертых, своевременное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, задействованного в подготовке будущих специалистов, а также привлечение к образовательному процессу в вузе (ссузе) специалистов-практиков, имеющих опыт педагогической деятельности в инклюзивной форме.

Литература:

1. Быстрова Н.Н. Особенности подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования / дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 1999. - 233 с.

2. Кузава И.Б. Особенности подготовки педагогических кадров в условиях инклюзивного образования // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. № 11(24). - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 112-116.

3. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F734605881/49.03.01.Fizicheskaya.kultura.pdf (Дата обращения: 10.01.2020).

4. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 №1355 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://kpk.kss45.ru/attachments/article/443/ФГОС%20среднего%20профессионального%20образования%20по% 20специальности%2049.02Ш%20Физическая%20культура.pdf (дата обращения: 11.01.2020).

5. Приказ Минобрнауки Росси от 12 марта 2015 г. №203 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

(уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/490302.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

6. Приказ от 13 августа 2014 г. №994 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70732848/ (дата обращения: 06.01.2020).

7. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 11.01.2020).

8. Ташина Т.М., Семено А.А. Подготовка специалистов к работе в инклюзивном образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №2(34), 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/44 (дата обращения: 11.01.2020).

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. - № 303. - 31.12.2012.

10. Шеенко Е.И. К проблеме подготовки выпускников по специальности «Адаптивная физическая культура», ориентированных к осуществлению инклюзивной формы физического воспитания в школе // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3: [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28815 (дата обращения: 06.01.2020).

Педагогика

УДК: 374.73

кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Каблукова Инна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); магистрант Осокина Анастасия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

Аннотация. В статье раскрыта сущность феномена «методическая компетентность педагогов-воспитателей», выделены и охарактеризованы структурные компоненты методической компетентности, дана ее поуровневая характеристика с опорой на всесторонний анализ научной психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований и нормативно-правовых документов - профессиональный стандарт педагога, единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, методическая компетентность, компоненты и уровни сформированности методической компетентности педагога-воспитателя.

Annotation. The article reveals the essence of the phenomenon «methodological competence of the teachers-tutors», the structural components of methodological competence, its level characteristic are identified and described based on a comprehensive analysis of scientific psycho-pedagogical literature, dissertation researches and normative legal documents - the professional standard of the teacher, a single qualification directory of positions of managers, specialists and employees, a section «qualification characteristics of positions of educational workers» and the federal state educational standard of pre-school education.

Keywords: competency approach, methodical competence, components and levels of formation of methodical competence of teacher-tutor.

Введение. Система профессионального образования и обучения выстроена по вектору развития и формирования профессиональных компетенций / компетентностей как у будущих специалистов, так и действующих работников данной системы. Результатом реализации идей компетентностно-ориентированного подхода в образовательной практике является специалист способный применять профессиональные знания и умения при решении типовых и нетиповых ситуаций и задач, возникающих в профессиональной деятельности. Заявленный результат отражен в компетенциях / компетентностях как ключевых категориях компетентностного подхода.

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы исследованию компетентностного подхода и его фундаментальных основ (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,

A.К. Маркова, В.В. Сериков, А.И. Субетто, А.В. Хуторской, Б. Оскарссон, Дж. Равен, Р. Уайт, Г. Халаж,

B. Хутмахер и др.). Анализ образовательной теории и практики позволил прийти к выводу о том, что на современном этапе развития дошкольного образования качественно изменились требования к выполняемым профессиональным функциям педагогами-воспитателями, что обусловило необходимость раскрытия содержательного и структурного аспекта методической компетентности (МК) как одной из базовых в профессиональной деятельности данного специалиста.

Изложение основного материала статьи. С целью раскрытия сущности и структуры МК педагогов-воспитателей необходимо обратиться к пониманию сущности понятия педагогическая компетентность с позиций различных методологических подходов.

Так В.И. Байденко под профессиональной компетентностью понимает готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.