Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS AND DISABLED CHILDREN / INCLUSIVE EDUCATION MODEL / PHYSICAL EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДЫ / МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев В.В., Парфенова Л.А., Фоминых А.В., Коновалов И.Е., Болтиков Ю.В.

Цель исследования - разработка и апробация инновационной модели инклюзивного физического воспитания в условиях общеобразовательной организации. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Абазы, Республика Хакасия. На основании результатов Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» была представлена рассматриваемая модель, где общеобразовательная организация на правах финалиста вошла в состав Ассоциации инклюзивных школ России. Реализация инновационной модели образовательного процесса осуществляется с инклюзией детей 5 нозологических групп. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты исследования по апробированию экспериментальной модели инклюзивного образования по физическому воспитанию свидетельствуют об эффективности применяемых форм, которые содержат в себе направления: физическая культура в инклюзивных классах; адаптивная физическая культура (АФК) в специальных (коррекционных) классах; физическая реабилитация средствами АФК детей-инвалидов; адаптивная рекреация (иппотерапия, оздоровительное плавание, ближний туризм). Модель представляет организованную систему инклюзивного образования по обеспечению основного процесса обучения, коррекции, компенсации отклонений и двигательных нарушений, развитию различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся. По окончании исследования был сформирован показатель компетенции самостоятельного развития, обучающийся способен определить из накопленного объема направления для физического, личного и социального развития. Сформирован показатель жизненной компетенции в форме увеличения контактов в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев В.В., Парфенова Л.А., Фоминых А.В., Коновалов И.Е., Болтиков Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive physical education process model in general educational organization

Objective of the study was to develop and test by experiment an innovative model of inclusive physical education in a general education school. Methodology and structure of research. The experiment was conducted at the premises of MBGEI "Secondary School No. 50" in Abaza town, Republic of Khakassia. Based on the results of the All-Russian contest "The Best Inclusive School of Russia", the model under study was presented, where the general education institution, as a finalist, became part of the Association of Inclusive Schools of Russia. The implementation of the innovative educational model was carried out with the inclusion of children of 5 nosological groups. Research results and conclusions. The results of testing of the experimental inclusive physical education model indicated the effectiveness of the applied forms, which contain the following directions: physical education in inclusive classes; adaptive physical education in special (correctional) classes; physical rehabilitation of disabled children by means of adaptive physical education; adaptive recreation (hippotherapy, recreational swimming, short-distance tourism). The model represents an organized system of inclusive education aimed to ensure the basic learning process, correction, compensation for deviations and motor impairments, the development of various forms of alternative education, comprehensive support for all students. At the end of the experiment, we got an indicator of self-development competence: when a student is able to determine the directions of own physical, personal and social development. We also found an indicator of life competence in the form of increased number of social contacts. The innovative model of inclusive physical education is a specific feature of this discipline, aimed at the physical sphere and socio-psychological aspects of man’s development.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

модель инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию в условиях общеобразовательной организации

УДК/UDC 376:37.037/. 043(075.8)

Поступила в редакцию 21.01.2020 г.

Информация для связи с автором: andreev2010-62@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Андреев1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Фоминых1 Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов2 Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков2

1 Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан

2 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION PROCESS MODEL IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

PhD, Associate Professor V.V. Andreev1 PhD, Associate Professor L.A. Parfenova2 PhD, Associate Professor A.V. Fominykh1 Dr.Hab., Associate Professor I.E. Konovalov2 PhD, Professor Yu.V. Boltikov2

1 Katanov State University of Khakassia, Abakan

2 Volga region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Аннотация

Цель исследования - разработка и апробация инновационной модели инклюзивного физического воспитания в условиях общеобразовательной организации.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Абазы, Республика Хакасия. На основании результатов Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» была представлена рассматриваемая модель, где общеобразовательная организация на правах финалиста вошла в состав Ассоциации инклюзивных школ России. Реализация инновационной модели образовательного процесса осуществляется с инклюзией детей 5 нозологических групп. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты исследования по апробированию экспериментальной модели инклюзивного образования по физическому воспитанию свидетельствуют об эффективности применяемых форм, которые содержат в себе направления: физическая культура в инклюзивных классах; адаптивная физическая культура (АФК) в специальных (коррекционных) классах; физическая реабилитация средствами АФК детей-инвалидов; адаптивная рекреация (иппотерапия, оздоровительное плавание, ближний туризм). Модель представляет организованную систему инклюзивного образования по обеспечению основного процесса обучения, коррекции, компенсации отклонений и двигательных нарушений, развитию различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся. По окончании исследования был сформирован показатель компетенции самостоятельного развития, обучающийся способен определить из накопленного объема направления для физического, личного и социального развития. Сформирован показатель жизненной компетенции в форме увеличения контактов в социальной сфере.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, модель инклюзивного образования, физическое воспитание.

Annotation

Objective of the study was to develop and test by experiment an innovative model of inclusive physical education in a general education school. Methodology and structure of research. The experiment was conducted at the premises of MBGEI "Secondary School No. 50" in Abaza town, Republic of Khakassia. Based on the results of the All-Russian contest "The Best Inclusive School of Russia", the model under study was presented, where the general education institution, as a finalist, became part of the Association of Inclusive Schools of Russia. The implementation of the innovative educational model was carried out with the inclusion of children of 5 nosological groups. Research results and conclusions. The results of testing of the experimental inclusive physical education model indicated the effectiveness of the applied forms, which contain the following directions: physical education in inclusive classes; adaptive physical education in special (correctional) classes; physical rehabilitation of disabled children by means of adaptive physical education; adaptive recreation (hippotherapy, recreational swimming, short-distance tourism). The model represents an organized system of inclusive education aimed to ensure the basic learning process, correction, compensation for deviations and motor impairments, the development of various forms of alternative education, comprehensive support for all students. At the end of the experiment, we got an indicator of self-development competence: when a student is able to determine the directions of own physical, personal and social development. We also found an indicator of life competence in the form of increased number of social contacts.

The innovative model of inclusive physical education is a specific feature of this discipline, aimed at the physical sphere and socio-psychological aspects of man's development.

Keywords: children with health limitations and disabled children, inclusive education model, physical education.

Введение. Отечественный инклюзивный образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями содержит в себе модели и формы инновационной направленности, что обуславливает поиск, разработку

и внедрение в систему школьного физического воспитания инклюзивных спортивных технологий и новых форм физкультурной работы, подбор соответствующих методов обучения и воспитания [3, 4].

№ 4 • 2020 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

Реализуемые в рамках учебного плана обязательные занятия по физической культуре не способствуют в полной мере решению проблемы коррекционного воздействия на двигательную сферу и непрерывной физической реабилитации [1, 2].

Цель исследования - разработка и апробация инновационной модели инклюзивного физического воспитания в условиях общеобразовательной организации.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 50» г Абазы, Республика Хакасия. На основании результатов Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» была представлена рассматриваемая модель, где общеобразовательная организация на правах финалиста вошла в состав Ассоциации инклюзивных школ России. В реализации инновационной модели образовательного процесса приняли участие дети 5 нозологических групп.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная модель имеет динамический характер, что выражается в возможности разработки специальных адаптационных приемов к условиям конкретной общеобразовательной организации. Созданная образовательная среда содержит в себе следующие основные компоненты инклюзивного образовательного процесса: мотивация, возможность и способность родителей или законных представителей обучающегося с ОВЗ включения в инклюзивный образовательный процесс; возможность обеспечить сопровождение разного уровня для обучения и развития ребенка в общеобразовательном учреждении; оказание специальной комплексной поддержки педагогам, участвующим в реализации внедрения инклюзивного образования.

В рамках организованного инклюзивного образовательного процесса обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью посещают занятия по предмету «Физическая культура» как вместе с нормально развивающимися сверстниками, так и в индивидуальной форме в условиях массовой общеобразовательной школы.

Модель содержит в себе организованную систему инклюзивного образования по обеспечению основного процесса обучения, коррекции и компенсации отклонений и двигательных нарушений, физической реабилитации средствами лечебной физической культуры (ЛФК); развитию различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся. Реализация инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию осуществляется в трех вариантах (см. рисунок):

1. У детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в сопровождении ЗПР, обучающихся в инклюзивных классах, физкультурные занятия недельного цикла (уроки физической культуры - 3 ч, секционные занятия - 6 ч) реализуются по стандартной программе на основе индивидуально-дифференцированного подхода при определении физических нагрузок, подбором методов и средств, с учетом физического и психического состояния. Дети-инвалиды, обучающиеся в общеобразовательных классах (ДЦП с сохранным интеллектом) подлежат физической реабилитации средствами ЛФК по индивидуальным программам с учетом формы ДЦП из расчета 3 ч в неделю.

2. У детей, обучающихся в специальных классах, физкультурные занятия недельного цикла реализуются по направлениям: уроки адаптивной физической культуры на основании адаптированных программ - 3 ч; занятия ЛФК - 1 ч; ритмическая гимнастика для коррекции координационных способностей - 1 ч; секционные занятия - 6 ч. Дети-инвалиды, обучающиеся в указанных классах (ДЦП и другие с интеллектом на уровне ЗПР и УО), подлежат физической реабилитации средствами ЛФК по индивидуальным программам на основании формы ДЦП из расчета 3 ч.

Схема модели инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

3. У детей-инвалидов, по ряду причин не оформленных в специальные образовательные организации постоянного пребывания, обучающихся по индивидуальным программам, процесс физкультурных занятий недельного цикла реализуется индивидуально в форме ЛФК из расчета 3 ч в неделю и методическими рекомендациями родителям для выполнения домашнего двигательного режима.

Выводы. Специфическая особенность инновационной модели инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию заключается винтегративнойнаправленности накор-рекцию физических нарушений и социально-психологическое развитие участников образовательных отношений. Оказывая комплексное воздействие на двигательную и эмоциональную сферу на основе подбора адаптированных средств и методов, инклюзивный физкультурно-образовательный процесс положительно может влиять на развитие и совершенствование интеллекта, духовное начало.

Литература

Андреев В.В. Комплексная коррекция двигательных расстройств у детей младшего школьного возраста с ДЦП в условиях средней общеобразовательной школы / В.В. Андреев // Адаптивная физическая культура. -2016. - № 2. - С. 31-33. Коновалов И.Е. Особенности формирования готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении / И.Е. Коновалов, Д.И. Осенкова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 13. - С. 14-17. Парфенова Л.А. Инклюзивно-адаптивные виды двигательной деятельности как средство психофизического совершенствования молодежи с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Парфенова, И.Е. Коновалов, Е.В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 181-187. Парфенова Л.А. Межпредметный подход в физическом воспитании школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Л.Д. Назаренко, И.Н. Тимошина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 53-59.

References

Andreev V.V. Kompleksnaya korrektsiya dvigatelnyih rasstroystv u detey mladshego shkolnogo vozrasta s DTsP v usloviyah sredney obscheobrazovatelnoy shkolyi [Comprehensive correction of motor disorders in primary school children with cerebral palsy at secondary school]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura.2016. # 2. pp. 31-33. Konovalov I.E., Osenkova D.I. Osobennosti formirovaniya gotovnosti lyudey s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya k obucheniyu v vyisshem uchebnom zavedenii [Features of training people with disabilities for studies at higher educational institution]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. no. 13. pp. 14-17. Parfenova L.A., I.E. Konovalov, E.V. Makarova Inklyuzivno-adaptivnyie vidyi dvigatelnoy deyatelnosti kak sredstvo psihofizicheskogo sovershenstvovaniya molodezhi s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya [Inclusive-adaptive types of motor activity for psychophysical improvement of young people with disabilities]. Problemyi sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 52-6. pp. 181-187.

Parfenova L.A., Nazarenko L.D., Timoshina I.N., Mezhpredmetny podkhod v fizicheskom vospitanii shkolnikov, imeyuschikh otkloneniya v sostoyanii zdorovya [Intersubject approach in physical education of schoolchildren with health deviations]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2013, no. 1, pp. 53-59.

1.

2.

3.

4.

62

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2020 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.