Научная статья на тему 'Аксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов'

Аксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СТУДЕНТ-ИНВАЛИД / DISABLED STUDENT / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Ю. В., Налобина А. Н.

Инклюзивное физическое воспитание ориентировано на лиц со стойкими ограничениями в состоянии здоровья, т. е инвалидностью, и для будущего преподавателя физической культуры очень важно владеть полной информацией о жизненной «бытийности» этого контингента. Целью физического воспитания студентов вузов, равно как и имеющих ограничения возможностей здоровья, является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Это связано с различными возможностями физического состояния, включающего общее развитие, морфофункциональные и психические данные каждого студента-инвалида, исходя из его врожденной или приобретенной патологии. Это возможно лишь при углублении понимания вышеперечисленных аспектов в будущей профессиональной деятельности специалистов этой области. Актуальность инклюзивного физического образования не вызывает сомнений, поскольку к моменту завершения учебы будущий преподаватель должен четко представлять проблемы данного контингента, уметь осознанно использовать собственный опыт в применении современных технологий для результативной деятельности. Проведенное авторами предварительное анкетирование студентов 1-4 курса СибГУФКа, обучающихся по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», позволило выявить интерес к будущей профессии, значимость инклюзивного физического воспитания, сложности в освоении учебного материала. Полученные результаты дают объективную информацию о необходимости расширения как теоретических, так и практических разделов в освоении инклюзивного физического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Ю. В., Налобина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECTS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Inclusive physical education is for people with persistence in health limitations, that is a disability and it is very important for the future teacher of physical culture to have full information about the life mundanity of this target group. The goal of physical education of university students, including those with disabilities, is the formation of the person's physical culture as well as the ability to use various means of physical culture, sports and tourism for psychophysical preparation and self-training for future professional activity. This is due to various possibilities of the physical state, including the general development, morphofunctional and mental data of each disabled student, based on their congenital or acquired pathology and is possible only if the understanding of the above aspects is deepened in the future specialists professional activity. The urgency of inclusive physical education is undoubtful because by the completion of study the future teacher should clearly understand the problems of this target group as well as be able to consciously bring their own experience to use modern technologies for efficient work. The preliminary questionnaire survey carried out among the 1st -4th year students of Siberian state University of physical culture and sports majoring in «Physical culture for people with disabilities» made it possible to identify the interest for the future profession, the importance of inclusive physical education and difficulties in coping with the teaching material. The obtained results provide objective information about the need to increase both the theoretical and practical sections in inclusive physical education.

Текст научной работы на тему «Аксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов»

G. N. Pshenichnikova1, E. A. Pozdeeva2, Y. V. Korichko3, A. A. Selezneva4

Omsk, Russia114, Nizhnevartovsk, Russia3

ESTABLISHMENT OF RIBBON ROUTIN TERMINOLOGY IN THE DEVELOPING FIELD OF RHYTHMIC GYMNASTICS

Abstract. Modern rhythmic gymnastics is an interconnected tandem of art and sport.

Complex combinations of gymnastic, acrobatic, dance, smooth and flowing routines which involve different tools in combination with a variety of musical accompaniment constitute the basis of modern rhythmic gymnastics. Thanks to the interrelation between gymnastics and ballet, the movement coordination and expressiveness as well as plasticity, sense of rhythm, gracefulness and artistry are developed. The article provides terminology related to ribbon routines in the process of development and formation of rhythmic gymnastics. The authors present the discrepancies between the description and application of the terms in the early years of rhythmic gymnastics and in the competition rules at present. Requirements for gymnastic terminology concerning ribbon routines and the rules for their use have been formulated. Examples are given of the difference in descriptions of the same routines in the competition rules of this sport since its emergence and through the evolutionary process.

Key words: ribbon routines; element terms; snakes; spirals; classification of elements.

About the authors: Galina Nikolaevna Pshenichnikova1, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Gymnastics and Performance Direction; Elena Aleksandrovna Pozdeeva2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Gymnastics and Directing; Yulia Valentinovna, Korichko3, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory of Physical Training; Anastasia Alexandrovna Selezneva4, graduate student at the Department of Gymnastics and Directing.

Place of employment: Siberian State University of Physical Culture and Sports12'4, Nizhnevartovsk State University3.

Пшеничникова Г.H., Поздеева Е.А., Коричко Ю.В., Селезнева А.А. Становление терминов упражнений с лентой в процессе развития художественной гимнастики // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 115-119.

Pshenichnikova G.N., Pozdeeva Е.А.,Korichko Y.V., Selezneva А.А. Establishment of ribbon routin terminology in the developing field of rhythmic gymnastics // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 115-119.

УДК 378:796.071.4 Ю. В. Семенова, А. Н. Налобина

г. Омск, Россия

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Инклюзивное физическое воспитание ориентировано на лиц со стойкими ограничениями в состоянии здоровья, т. е инвалидностью, и для будущего преподавателя физической культуры очень важно владеть полной информацией о жизненной «бытийности» этого контингента. Целью физического воспитания студентов вузов, равно как и имеющих ограничения возможностей здоровья, является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Это связано с различными возможностями физического состояния, включающего общее развитие, морфофункциональные и психические данные каждого студента-инвалида, исходя из его врожденной или приобретенной патологии. Это возможно лишь при углублении понимания вышеперечисленных аспектов в будущей профессиональной деятельности специалистов этой области.

Актуальность инклюзивного физического образования не вызывает сомнений, поскольку к моменту завершения учебы будущий преподаватель должен четко представлять проблемы данного контингента, уметь осознанно использовать собственный опыт в применении современных технологий для результативной деятельности.

Проведенное авторами предварительное анкетирование студентов 1-4 курса СибГУФКа, обучающихся по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», позволило выявить интерес к будущей профессии, значимость инклюзивного физического воспитания, сложности в освоении учебного материала.

Полученные результаты дают объективную информацию о необходимости расширения как теоретических, так и практических разделов в освоении инклюзивного физического образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование; студент-инвалид; преподаватель; физическая культура; профессиональная деятельность.

Сведения об авторах: Юлия Валерьевна Семенова1, аспирант кафедры физического воспитания и спорта, старший преподаватель физического воспитания и спорта; Анна Николаевна Налобина2, доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры.

Место работы: Омский государственный технический университет1; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта2.

Контактная информация: 1-2644050, г. Омск, пр-т Мира, д. 11, e-mail: semenova-jv2014@ya.ru.

Гуманизация физкультурного образования в последние годы характеризуется углублением предметного содержания. Это связано с расширением «узкотехнологического понимания профессиональной деятельности в сфере антропных (центрированных на развитие личности) образовательных технологий» (Дмитриев 2008). По мнению автора, осознание содержания образовательных дисциплин для будущих специалистов в сфере физической культуры возможно лишь при достаточном практическом опыте, включающем какие-либо «рычаги» творчества и способствующем инновационной деятельности. При этом развитие профессионального сознания соответствует трем основаниям «бытия человека» (сознание, деятельность, личность). Только в этом случае можно представить целостную модель любого профессионализма, поскольку, первое - всегда возникает и существует в сообществе; второе - профессиональная деятельность сознательна; и третье - личность профессионала является носителем деятельностной позиции, что в сумме составляет единство педагогической деятельности.

В инклюзивном физическом образовании представленная выше позиция ученого является наиболее значимой, так как для работы с этой категорией занимающихся (стойкое отклонение в состоянии здоровья) преподаватель физической культуры должен владеть двумя рефлексивными подструктурами: «Я - анализирующее» и «Я - анализируемое». Это связано с тем, что преподаватель в своей педагогической деятельности должен четко представлять проблемы данного контингента. Во второй подструктуре он должен «осуществить диалог с собственным сознанием и поразмыслить над собственным опытом», позволяющим изыскивать новые способы и методы практических действий в профессиональной деятельности.

Система образования в современной России переживает серьезные изменения, в результате которых трансформируются учреждения всех ступеней образования: от дошкольного до высшего. Социально-экономические преобразования в обществе способствуют появлению и

внедрению в практику идей интегрированного обучения, поскольку накоплена масса убедительных аргументов в пользу такого принципа организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Социологи, дефекто-логи, физиологи, педагоги рассматривают проблемы и перспективы, различия и сходства, возможности и барьеры, существующие в реальном опыте освоения российской системой образования разных форм интегрированного обучения - от мейстриминга и социальной интеграции до образовательной, профессиональной интеграции и инклюзии (Шевцова, Парфенова 2014).

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения - социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. При этом интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая их взаимодополняемыми (Лошако-ва; Ярская-Смирнова 2002).

Модернизация современного высшего образования объективно выявляет необходимость обогащения мировоззренческой, культурной сферы личности, укрепления аксиологических и культурологических оснований профессионального образования будущих специалистов.

Концепция инклюзивного образования предполагает создание в образовательном учреждении условий для всех учащихся в соответствии с потребностями всех и каждого и обеспечение обществом возможностей для наиболее полной реализации потребностей. Включение в общеобразовательный процесс не ограничивается только психолого-педагогиче-ским сопровождением и выбором образовательной траектории, а заключается в реализации главного принципа инклюзивного образования - создании континиума медико-психоло-

го-педагогических услуг и такой образовательной среды, которая будет наименее ограничивающей и наиболее включающей (Тимохина 2014).

Методологические основы системы и процесса адаптивной физической реабилитации и социализации инвалидов в общем виде должны учитывать аспекты: мотивационный (личностный и общественно-государственный); социально-экономический; нормативно-правовой; организационный: наличие государственной структуры вертикальных и горизонтальных связей; мониторинго-информационный: сведения о динамике физического состояния студентов; научно-методический и технический; возможности реализации имеющегося у каждого потенциала; информационного обеспечения преподавателей, имеющих специальную подготовку в области адаптивной физической культуры, и врача-реабилитолога (Дмитриев 2003).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. и Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 г. утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности для этой категории обучаемых.

Студент-инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Принимая во внимание вышесказанное, перед системой образования стоит достаточно сложная задача. Она заключается в формировании и развитии мобильной и самостоятельно реализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни и являющейся конкурентоспособной на рынке труда (Семенова, Сафонова 2016).

Физическое воспитание студентов вузов, равно как и имеющих ограничения здоровья, направлено на формирование физической культуры личности. Помимо этого - способности использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности для этой категории студентов.

Это связано с различными возможностями физического состояния, включающего об-

щее развитие, морфофункциональные и психические данные каждого студента-инвалида, исходя из его врожденной или приобретенной патологии.

В конце 90-х гг. XX в. в условиях государственного и социального реформирования Россия также начала разрабатывать отечественную модель инклюзивного образования и создавать систему обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. Кроме того, в систему инклюзивного образования входят учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования, и их главной задачей является созданеи условий для реализации обучения.

По мнению И.В. Манжелей (2011), педагогический потенциал локальной физкультур-но-спортивной среды образовательного учреждения определяется комплексом имеющихся «в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности». Из множества причин низкой двигательной активности наиболее ярко выделяются отсутствие личной убежденности в необходимости занятий физическими упражнениями, низкий уровень физкультурной грамотности, нестабильность мотивации, интересов и потребностей студентов в освоении ценностей физической культуры.

Государственным образовательным стандартом по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» предусмотрено, что деятельность специалиста должна проводиться в области антропологии. В ней он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации.

Отличительной чертой работы специалистов адаптивной физической культуры является ее интегрирующий характер, т. к. она содержит такие области знаний, как физическая культура, медицина, педагогика общая и коррекционная, а также большое количество учебных и научных дисциплин.

В то же время истинное познание, по мнению В.К. Бальсевича (1988), возможно только при освоении всех уровней знаний, и первый из них - философское осмысление. Очевидно, что формируется адаптивная физическая культура на основе и содержании физической культуры, поскольку арсенал ее средств и форм многообразен, чтобы стимулировать

работу любой системы организма. При этом появляется возможность развивать и совершенствовать физические качества и способности, которые возможны при имеющейся патологии.

Кроме того, интересен и тот факт, что деятельность будущих специалистов направлена на ту категорию населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а иногда и навсегда. В связи с этим будущий преподаватель физической культуры сможет эффективно выполнять свои обязанности соответственно квалификационной характеристике только в том случае, если он овладеет большим кругом умений, среди которых, помимо знаний санитарного просвещения, «гигиеническое воспитание различных слоев населения, где необходимо использование средств физической культуры в жизнедеятельности занимающихся». Одним из направлений деятельности должно стать укрепление и сохранение их здоровья. При этом значительная роль отводится достижению «посильного» уровня физической активности, самообслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества жизни и повышения качества профессиональной работы специалиста.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья физическое состояние организма в какой-то мере отражает социальную адаптацию, поэтому двигательная активность, как биологический и социальный фактор воздействия на организм инвалида, является основой его возможного, по мере здоровья и сил, дальнейшего развития.

Целью данного фрагмента нашего исследования явилось определение отношения будущих специалистов адаптивной физической культуры к инклюзивному образованию. Для исследования мы использовали метод анкетирования, которое было проведено со студентами 1-4 курса СибГУФКа, обучающимися по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Всего опрошено 54 человека, из которых 15 юношей и 39 девушек. Распределение опрошенных студентов по курсам представлено примерно в равном соотношении: первокурсников и студентов второго курса 13, третьего - 15, четвертого - 13. Проведенное анкетирование выявило следующее. На первое место по вопросу об интересе в выбранной профессии респонденты ставят возможность приносить пользу людям: 23% юношей и 77% девушек первого курса; 31% юношей и 61% девушек второго курса;

20% юношей и 60% девушек третьего; 15% юношей и 69% девушек четвертого курса.

Пугает ответственность за подопечных в выбранной профессии 8% юношей и 38% девушек первого курса, однако к четвертому курсу этот страх присутствует только у 23% девушек. На сложные условия работы обратили внимание 8% юношей и 15% девушек второго курса, а уровень материальной обеспеченности волнует 15% юношей и 38% девушек первого курса с сохранением той же тенденции ко второму курсу и увеличением до 20% юношей и 67% у девушек к третьему курсу. К четвертому курсу наблюдается снижение тревоги в вопросе материального благополучия у девушек до 31%, у юношей, наоборот, страх возрастает до 31%. С термином «Инклюзивное воспитание» знакомы 8% юношей и 31% девушек первого курса, а к четвертому курсу количество положительных ответов вырастает до 23% у юношей и до 69% у девушек.

При этом интерес представлял вопрос о значимости качеств у специалиста адаптивной физической культуры в будущей профессии. Результаты анкетирования показали, что преподавателю адаптивной физической культуры, прежде всего, должна быть присуща психологическая устойчивость (так считают 15% юношей и 54% девушек первого курса, причем к четвертому курсу с этим мнением согласились 23% юношей и 69% девушек), а затем - добросовестность и эмоциональная стабильность.

Отношение к учебе выглядело следующим образом. Больше всего студентов привлекают практические занятия: 15% юношей и 38% девушек первого курса, а к четвертому курсу этот интерес вырастает до 31% у юношей и 69% у девушек. Немаловажная роль при этом, как считают студенты, отводится квалифицированным преподавателям. Это отмечают 8% юношей первого курса и 23% юношей четвертого курса, а также 61% девушек первого курса и 69% девушек четвертого курса.

Наибольшие затруднения в учебном процессе испытывают опрошенные в продолжительности занятий. Об этом говорят 15% юношей и 54% девушек первого курса, ко второму курсу эти показатели сохраняются, а к четвертому снижаются у девушек до 47%. Неинтересный учебный материал вызывает сложности лишь у 13% юношей и девушек третьего курса, 8% юношей четвертого курса. Проблемы, связанные со сложными предметами, возникают у 38% девушек второго курса, 20% девушек третьего курса, 8% девушек четвертого курса.

Есть и такие студенты, кто не сталкивается ни с какими трудностями: 8% девушек первого курса, 23% девушек третьего и четвертого курса, 8% юношей с первого по четвертый курс.

Таким образом, вопросы инклюзивного физического воспитания студентов являются актуальными в современной концепции гуманизации образования. Это связано с возрастающей конкурентоспособностью специалистов на рынке труда, тем более для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидов.

Особенно важна в сложившейся ситуации профессиональная подготовка будущих преподавателей физической культуры для работы с этим контингентом.

Полученные результаты предварительного анкетирования студентов адаптивной физической культуры по отношению к инклюзии физического воспитания подтверждают необходимость формирования готовности к ней у будущих преподавателей физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Бальсевич В. К. 1988. Физическая культура для всех и каждого. Москва: Физкультура и спорт.

Дмитриев С. В. 2008. Проектио-техиологическое моделирование двигательных действий - дидактические основы // Восток - Россия - Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: Материалы Международного симпозиума в рамках Красноярского городского форума (г. Красноярск, 17-18 октября 2008 г.). Красноярск, 163-166.

Дмитриев В. С. 2003. Адаптивная физическая реабилитация: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва.

Лошакова И. И.. Ярская-Смирнова Е. Р. 2002. Интеграция в условиях диффренциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей, 15-21.

Манжелей И. В.. Ставер О. С. 2011. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6, 58-61.

Семенова Ю. В., Сафонова Ж. Б. 2016. Инклюзивное физическое воспитание и распространенность патологии сту-дентов-инвалидов // Кудринская J1.A. (отв. ред.). Омские социально-гуманитарные чтения - 2016: Материалы IX Международной научно-практической конференции (19-21 апреля 2016 г., Омск). Омск: ОмГТУ, 459^163.

Тимохина Т. В. 2014. Инклюзивно-ориентированное образование // Перспективы науки и образования 5(11), 62-64.

Швецова Т. В.. Парфёнова Я. А. 2014. Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-спортивными средствами // Теория и практика физической культуры 12, 70-73.

REFERENCES

Balsevich V. К. Fizicheskaya kul'tura dlya vsekh i kazhdogo [Physical culture for each and every one], Moscow: Fizkultura i sport., 1988. (In Russian).

Dmitriev S. V. In: Vostok - Rossiya - Zapad. Sovremennye processy razvitiya fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. Sostoya-nie i perspektivy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni: Materialy Mezhdunarodnogo simpoziuma v ramkah Krasnoyarskogo gorodskogo fomma (g.Krasnoyarsk, 17-18 oktyabrya 2008 g.) [East - Russia - West. Modern processes in the development of physical culture, sports and tourism. Condition and prospects for the formation of a healthy lifestyle: Proceedings of the International Symposium within Krasnoyarsk City Forum (Krasnoyarsk, 17-18 October 2008)]. Krasnoyarsk, 2008. P. 163-166. (In Russian).

Dmitriev V. S. Adaptivnaya fizicheskaya reabilitaciya [Adaptive physical rehabilitation: An author's abstract of the thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences], Moscow, 2003. (In Russian).

Loshakova I. I.. Yarskaia-Smirnova E. R In: Social'no-psihologicheskie problemy obrazovaniya netipichnyh detej [Social and psychological problems of atypical children education], 2002. P. 15-21. (In Russian).

Manzheley I.V., Staver O.S. In: Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical education: education, training]. No. 6 (2011): 58-61. (In Russian).

Semenova Y. V. Safonova J. В In: Omskie social'no-gumanitamye chteniya - 2016: Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (19-21 aprelya 2016 g., Omsk) [Omsk social and humanitarian readings - 2016: Proceedings of 9th International scientific and practical conference (19-21 April 2016)]. Omsk: OmGTU, 2016. P. 458-461. (In Russian).

Timokhina Т. B. In: Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of Science and Education], No. 5(11) (2014): 62-64. (In Russian).

Shevtsova Т. В.. Parfenova L. A. In: Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], No.12 (2014): 70-73. (In Russian).

Y. V. Semenova, A. N. Nalobina

Omsk, Russia

AXIOLOGICAL ASPECTS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Abstract. Inclusive physical education is for people with persistence in health limitations, that is a disability and it is very important for the future teacher of physical culture to have full information about the life mundanity of this target group. The goal of physical education of university students, including those with disabilities, is the formation of the person's physical culture as well as the ability to use various means of physical culture, sports and tourism for psychophysical preparation and self-training for future professional activity. This is due to various possibilities of the physical state, including the general development, morphofunctional and mental data of each disabled student,

based on their congenital or acquired pathology and is possible only if the understanding of the above aspects is deepened in the future specialists professional activity.

The urgency of inclusive physical education is undoubtful because by the completion of study the future teacher should clearly understand the problems of this target group as well as be able to consciously bring their own experience to use modern technologies for efficient work.

The preliminary questionnaire survey carried out among the 1st -4th year students of Siberian state University of physical culture and sports majoring in «Physical culture for people with disabilities» made it possible to identify the interest for the future profession, the importance of inclusive physical education and difficulties in coping with the teaching material. The obtained results provide objective information about the need to increase both the theoretical and practical sections in inclusive physical education.

Key words: inclusive education; disabled student; teacher; physical culture; professional activity

About the authors: Yuliya Valeryevna Semenova1, postgraduate student at the Department of Physical Education and Sports of Omsk State Technical University; Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sports; Anna Nikolaevna Nalobina2, Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education.

Place of employment: Omck State Technical University1, Siberian State University of Physical Culture and Sport2.

Семенова Ю.В., Налобина A.H. Аксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 119-124.

Semenova Y.V., Nalobina A.N. Axiological aspects of inclusive physical education of students // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 119-124.

УДК 797.212.7 О. Л. Трещева, А. Г. Карпеев

Омск, Россия

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРИИ ЭТАПОВ КУБКА МИРА FIN A/AIRWAVE: «ЗА» И «ПРОТИВ» (НА ПРИМЕРЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КАТИНКИ ХОССУ, МНОГОКРАТНОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ, ЧЕМПИОНКИ И РЕКОРДСМЕНКИ МИРА)

Аннотация. Статья посвящена исследованию соревновательной практики элитной мировой спортсменки, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира в комплексном плавании Катанки Хоссу (Венгрия), которая с 2012 по 2016 гг. выигрывала общий зачет Кубка мира, установила 15 мировых рекордов, являлась неоднократной победительницей Чемпионатов Европы и Мира, максимально реа-лизовывала свой потенциал в главных соревнованиях годичных макроциклов. Количество соревнований оказывает влияние на стабильность достижений и продолжительность удержания спортсменом состояния спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода, что стимулирует прирост достижений. Прирост спортивных результатов в течение макроцикла подготовки статистически значимо связан с общим количеством стартов, что указывает на важность количественных характеристик соревновательной практики для обеспечения необходимого темпа спортивного совершенствования. Исследования показали, что объем соревновательной практики венгерской спортсменки растет из года в год, за исключением последнего олимпийского года в четырехлетнем макроцикле, изменяются парциальные объемы проплываемых на соревнованиях дистанций разными способами, что обусловило изменение раскладки на дистанции 200 и 400 м комплексным плаванием и позволило установить мировые рекорды в 2015 и 2016 гг. Новые правила проведения серии этапов Кубка мира FINA/Airwave предполагают оганичение соревновательной практики ведущих пловцов мира. В статье раскрываются положительные и отрицательные стороны таких изменений по мнению авторов.

Ключевые слова: новые правила; этапы Кубка мира FINA/Airwave; соревновательная практика; комплексное плавание; Катанка Хоссу; олимпийская чемпионка; чемпионка; рекордсменка мира; количество соревнований; количество стартов; соревновательный объем; 2012-2016 гг.

Сведения об авторах: Ольга Львовна Трещева1, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта; Анатолий Георгиевич Карпеев2, доктор педагогических наук, профессор кафедры естественных наук.

Место работы: Омский государственный университет путей сообщения1; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.