УДК 316.7; 378
ЛОГАЧЕВ Никита Вячеславович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
ШМЕЛЁВА Светлана Васильевна
Московский государственный университет
технологий и управления
им. К.Г. Разумовского
г. Москва, Россия
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре. Авторы обосновывают актуальность исследования, раскрывают сущность конкурентоспособности как способности инвалидов конкурировать на рынке труда наравне со специалистами, не имеющими ограниченные возможности здоровья. На основании теоретического анализа и личного опыта педагогической деятельности авторы разрабатывают критерии и показатели уровня подготовленности студентов-инвалидов как будущих специалистов по адаптивной физической культуре. В качестве основных критериев авторы рассматривают уровни теоретической, практической и личностной готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности. По мнению авторов, каждый критерий включает в себя ряд частных критериев, отражающих те знания, умения, навыки, профессионально важные качества их личности и способы их реализации, которые составляют содержание общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых инструкторам-методистам и тренерам-преподавателям по адаптивной физической культуре для успешного выполнения своих трудовых функций. Результаты исследования могут служить основой для разработки диагностического инструментария педагогического мониторинга уровня профессиональной подготовленности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре.
Ключевые слова: студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, конкурентоспособность, специалист по адаптивной физической культуре, профессиональная подготовка, теоретическая готовность, практическая готовность, личностная готовность, уровень профессиональной подготовленности, критерии подготовленности, способы оценки уровня подготовленности
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-00-00
Nikita V. LOGACHEV Kuban State University Krasnodar, Russia
Svetlana V. SHMELYEVA Moscow State University of Technology and Management named after KG Razumovsky
Moscow, Russia [email protected]
CRITERIA AND INDICATORS OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF PERSONS WITH DISABILITIES AND RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES AS COMPETITIVE SPECIALISTS
The article is devoted to the actual problem of training people with disabilities and disabilities as competitive specialists in adaptive physical culture. The authors substantiate the relevance of the study; reveal the essence of competitiveness as the ability of persons with disabilities to compete in the labor market on a par with specialists who do not have limited health opportunities. Based on the theoretical analysis and personal experience of pedagogical activity, the authors develop criteria and indicators for the level of preparedness of students with disabilities as future specialists in adaptive physical culture. As the main criteria, the authors consider the levels of theoretical, practical and personal readiness of students to implement future professional activities. According to the authors, each criterion includes a number of individual criteria that reflect the knowledge, skills, skills, professionally important qualities of their personality and the ways of their implementation, which constitute the content of general cultural, professional and professional competencies required by trainers-methodologists and trainers-teachers adaptive physical culture to successfully perform their work functions. The results of the study can serve as a basis for the development of diagnostic tools for pedagogical monitoring of the level of professional preparedness of persons with disabilities and disabilities as competitive specialists in adaptive physical culture.
Key words: students with disabilities and disabilities, competitiveness, specialist in adaptive physical education, training, theoretical readiness, practical readiness, personal readiness, level of professional preparedness, criteria of preparedness, ways to assess level of preparedness
Для цитирования: Логачев Н.В., Шмелёва С.В. For citation: Logachev N.V., Shmelyeva S.V. Criteria Критерии и показатели профессиональной под- and indicators of professional preparedness of per-
готовленности лиц с инвалидностью и ограни- sons with disabilities and restricted health opportu-
ченными возможностями здоровья как конку- nities as competitive specialists. Historical and So-
рентоспособных специалистов по адаптивной cial-Educational Idea. 2018. Vol. 10. No.6 - 2. физической культуре. Историческая и социаль- PP. 00-00
но-образовательная мысль. 2018. Том. 10. doi:10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-00-00. (in
№ 6 - 2. с. 00-00. Russ) doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-00-00.
В настоящее время актуализируется проблема профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Система инклюзивного образования в России только начинает складываться, однако практика показывает, что студенты с инвалидностью и ОВЗ обучаются совместно с обычными студентами в обычных вузах, что становится причиной развития огромного количества проблем, от решения которых зависит эффективность реализации государственной социальной политики в области обеспечения прав инвалидов на доступное и качественное профессиональное образование.
Целостная научная проблема включает в себя ряд частных научных задач, отражающих необходимость исследования педагогических условий профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как специалистов определенного профиля. Наше исследование посвящено вопросу профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре (АФК).
Понятие «конкурентоспособность» традиционно связывается с рыночной экономикой и со способностью специалиста конкурировать на рынке труда. В самом широком смысле конкурентоспособность означает комплексную характеристику личности, отражающую ее способность быть успешной и эффективной при максимальной реализации личностного потенциала. Структуру конкурентоспособности как характеристики личности разные авторы рассматривают по-разному. С.А. Хазова, исследуя конкурентоспособность специалиста по физической культуре и спорту, связывает ее с качеством его профессиональной подготовки [9; 10].
В связи с этим конкурентоспособный специалист по АФК имеет качественную профессиональную подготовку, обеспечивающую соответствие его личности как субъекта профессиональной деятельности разным требованиям: требованиям квалификационных характеристик, требованиям к выпускнику вузов, зафиксированным в ФГОС, требованиям профессии, требованиям конкретного учреждения, где реализуются его профессиональные функции. Вместе с тем в работах В.И. Байденко [1], В.М. Гребенниковой [5], Л.М. Митиной [8] и других исследователей подчеркивается, что конкурентоспособность предполагает наличие у специалиста определенных внепрофессиональных качеств личности, отличающих его от других профессионально подготовленных конкурентов.
На основании результатов теоретического анализа можно говорить о том, что профессиональная подготовка лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по АФК может быть представлена как процесс формирования у них профессиональных компетенций и таких качеств личности, которые обеспечивают их способность конкурировать на рынке труда наравне со специалистами, не имеющими инвалидность и (или) ОВЗ, успешно преодолевать барьеры, препятствующие их эффективному профессиональному развитию и профессиональной карьере.
На основании анализа научной и научно-методической литературы, систематизации научно обоснованных и эмпирически подтвержденных сведений о требованиях, предъявляемых к специалистам по АФК, была разработана система оценки профессиональной подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по АФК.
Система критериев и показателей подготовленности конкурентоспособного специалиста, готового к взаимодействию с лицами, имеющими инвалидность и (или) ограниченные возможности здоровья, в настоящее время не разработана. Существуют разные мнения по этому поводу. Так, в исследованиях И.В. Князевой, посвященных профессио-
нальной подготовке специалистов к работе с особыми детьми в условиях конкуренции, указывается, что разработка определенного комплекса знаний, умений, навыков специалистов, их личностных качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, должна осуществляться на основе компетентностного подхода, позволяющего системно оценить качество профессиональной подготовки [6].
Относительно профессиональной компетентности специалиста по АФК также существуют разные точки зрения. При этом следует отметить, что работ, посвященных обозначенной проблеме, не так уж и много: существуют лишь некоторые исследования. Так, например, В.Ф. Балашова и Н.Н. Чесноков в качестве составляющих профессиональной компетентности специалиста по АФК предлагают рассматривать группу специфических профессионально важных качеств его личности, к которым относят, прежде всего, ответственность, понимаемую достаточно широко: ответственность как стремление специалиста всегда и во всех профессиональных ситуациях соблюдать этические нормы поведения, ответственность как профессиональный долг, честь, самостоятельность, добросовестность [2]. Вторым профессионально важным качеством личности специалиста по АФК авторы предлагают рассматривать толерантность как способность принимать множество точек зрения, мнений, историй, взглядов. Поднимая вопрос о профессиональном выгорании специалиста по АФК, В.Ф. Балашова и Н.Н. Чесноков подчеркивают важную роль его оптимизма как в продуктивности его профессиональной деятельности, так и в профилактике развития негативных тенденций в профессиональной компетентности специалиста [2]. В.Ф. Балашова в структуре профессиональной компетентности специалиста по АФК предлагает рассматривать такие его качества, как способность к прогнозированию, эмпатию, толерантность, способность создавать ситуации успеха [2].
Н.Л. Литош посвящает свои исследования проблеме формирования у будущих специалистов по АФК когнитивных компетенций, под которыми понимает способность и готовность специалиста применять в практике своей деятельности творчество, мобильность и гибкость мышления [7]. О.А. Барабаш также изучает уровень развития у учителей физической культуры, работающих в специальных (коррекционных) образовательных организациях, гностических умений [3].
Помимо компетентностного подхода, проблема конкурентоспособности специалиста связана с поиском конкурентоспособных качеств его личности. Традиционно к таким качествам относят инновационность мышления, креативность, активность в поиске работы, ответственность, патриотизм и гражданственность, готовность к риску, толерантность к неопределенности, коммуникабельность и организованность, целеустремленность и настойчивость [4].
В нашем исследовании мы не ставили специальной задачи раскрытия сущностных характеристик конкурентоспособности специалиста по АФК. Как указывалось ранее, мы имели в виду способность лиц с инвалидностью и ОВЗ на равных конкурировать на рынке труда со специалистами, получившими то же образование без инвалидности и ОВЗ. Вместе с тем при разработке критериев и показателей профессиональной подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по АФК мы учитывали необходимость наличия у них определенных конкурентообеспечивающих качеств личности.
В качестве основных критериев целесообразно выделить теоретическую, практическую и личностную готовность лиц с инвалидностью и ОВЗ к осуществлению трудовых функций инспектора-методиста и преподавателя-тренера по АФК. В психологии готовность трактуется как системная характеристика личности, отражающая ее способность преодолевать трудности на пути достижения определенных профессиональных целей за счет использования приобретенных профессиональных знаний, умений и личностных качеств.
Теоретическая готовность специалиста по АФК предполагает не только наличие у него определенного объема знаний, но и развитые способности педагогически мыслить, анализировать педагогические ситуации, прогнозировать их развитие, а также способности в инновационно-проектной и научно-исследовательской деятельности.
В связи с этим теоретическая готовность специалиста по АФК понимается нами не только как совокупность общенаучных, экономических, общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний (знаниевый компонент), но и как теоретическая, или мыслительная, деятельность. Здесь следует отметить, что в основе профессиональной деятельности специалиста по АФК (как тренера, так и инструктора) лежит, прежде всего, педагогическая деятельность. Вследствие этого в его теоретической готовности можно выделить тот компонент, который отражает его готовность педагогически мыслить, анализировать, обобщать, систематизировать информацию о педагогических явлениях (когнитивный компонент). Когнитивный компонент теоретической готовности специалиста по АФК включает в себя развитые педагогические умения - аналитические, прогностические и проектировочные. Аналитические умения традиционно рассматривают в качестве основы педагогического мастерства. Аналитические умения в педагогической деятельности проявляются через умения выделять из педагогической ситуации те условия, причины, мотивы, которые ее создали, видеть и выявлять проблему, возникшую в той или иной ситуации профессионального взаимодействия, адекватно ее осмысливать, осознавать перспективы и возможные варианты ее развития, находить верные пути выхода из трудной ситуации педагогического взаимодействия.
Креативный компонент теоретической подготовки будущих специалистов по АФК, в том числе и лиц с инвалидностью и ОВЗ, отражает их творческие способности, способности творчески мыслить и проводить научные исследования. Основным содержанием креативного компонента теоретической подготовки является достаточный уровень развития у будущих специалистов по АФК, в том числе и у лиц с инвалидностью и ОВЗ, креативных способностей.
Структура практической готовности специалистов по АФК включает в себя три компонента: психофизическую подготовленность, методическую и технологическую. Одним из результатов практической подготовки будущих специалистов по АФК является, прежде всего, развитая психофизическую готовность, которая, как отмечалось выше, отражает способность и готовность будущих специалистов по АФК безукоризненно показывать и выполнять физические упражнения и предвидеть особенности их выполнения лицами с разными нарушениями, принадлежащими к разным нозологическим и возрастным группам. Психофизическая готовность означает развитие у будущих специалистов по АФК профессиональных двигательных умений и навыков, устойчивое функционирование систем их организма. Лица с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся по направлению подготовки 49.03.02, получают, прежде всего, физкультурное образование, выполняющее образовательную, воспитательную, оздоровительную и коррекционную функции. В процессе физкультурного образования развиваются двигательные способности, физические качества. Здесь необходимо отметить, что для инвалидов и лиц с ОВЗ двигательная активность и занятия АФК являются жизненно необходимыми. В связи с этим психофизическая подготовка лиц с инвалидностью и ОВЗ выполняет двойную роль: с одной стороны, она выступает необходимым условием практической подготовки студентов как будущих специалистов, а с другой - представляет собой метод и средство поддержания их общей работоспособности и жизнедеятельности. В процессе движений у лиц с инвалидностью и ОВЗ развиваются все зоны коры головного мозга, формируются двигательные взаимодействия, взаимосвязи анализаторных систем, повышается уровень развития психических познавательных процессов, происходит коррекция и компенсация недостатков в их психофизическом развитии.
Вторым, не менее важным, компонентом практической подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по АФК является методический компонент, содержанием которого выступают: высокий уровень овладения будущими специалистами приемами и средствами реализации методов адаптивного физического воспитания (АФВ); высокий уровень овладения будущими специалистами приемами и средствами реализации методологических принципов. Технологическая готовность специалистов по АФК предполагает владение ими определенными технологиями. В зависимости от вида профессиональной деятельности можно выделить разные технологии и
техники, овладение которыми обеспечивает успешную их реализацию в практической деятельности. Речь идет о технологиях образовательной, коррекционной, реабилитационной, воспитательной, развивающей, компенсаторной, профилактической и организационной-управленческой деятельности.
Личностная подготовка предполагает развитие в процессе профессионального образования определенных профессионально важных и конкурентообразующих личностных качеств. В структуре личностной готовности к профессиональной деятельности конкурентоспособных специалистов по АФК нами выделены три компонента:
- мотивационная готовность, или мотивационный компонент, который, как и указывалось выше, отражает систему мотивов и потребностей лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по АФК. Показателями данного критерия являются также профессиональная направленность, мотивация успеха, потребность в самосовершенствовании и самоактуализации;
- коммуникативно-перцептивный критерий, который оценивает степень выраженности у будущего специалиста по АФК качеств личности, необходимых ему для выстраивания профессионального взаимодействия с другими людьми: способность адекватно воспринимать людей с разными взглядами и потребностями, мнениями и убеждениями, устанавливать с ними контакт; доброжелательность, эмпатия, толерантность, оптимизм;
- регуляторно-волевой критерий, позволяющий судить об уровне развития у будущих специалистов по АФК таких качеств личности, которые обусловливают его конкурентоспособность на рынке труда: степень выраженности у будущих специалистов по АФК эмоциональной устойчивости, психической и физической выносливости, способности к постоянным волевым усилиям, нравственной надежности, ответственности, деловитости и предприимчивости.
Таким образом, разработанная критериально-оценочная система может стать основой для создания специального диагностического инструментария, позволяющего осуществлять педагогический мониторинг уровня профессиональной подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по АФК.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов / В.И. Байденко. - М., 2006.
2. Балашова В.Ф. Требования Госстандарта к результатам освоения основной образовательной программы «Адаптивная физическая культура» в компетентностном формате / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической ры. - 2009. - № 3. - С. 60-64.
3. Барабаш О.А. Педагогическая диагностика профессиональных и личностных качеств учителей физической культуры, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях для детей и подростков с умственной отсталостью / О.А. Барабаш // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 53-54.
4. Бахарев Ю.А. Модель личности специалиста по адаптивной физической культуре / Ю.А. Бахарев // Вестник Вятского государственного гуманитарного та. - 2010. - № 4 (3). - С. 51-55.
5. Гребенникова В.М. Анализ сущностных характеристик феномена «конкурентоспособность» в аспекте подготовки современного педагога / В.М. Гребенникова, А.Д. Рыбкин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 5-2. - С. 178-183. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183
6. Князева И.В. Конкуренция на рынке высшего профессионального образования / И.В. Князева // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 73-78.
7. Литош Н.Л. Определение состава профессиональных компетенций специалистов по адаптивной физической культуре / Н.Л. Литош // Научные труды: ежегодник. - Омск: СибГУФК, 2008. - С. 256-260.
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.; Воронеж, 2002.
9. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту / С.А. Хазова. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 216 с.
10. Shmeleva S.V., Yunusov F.A., Morozov Yu.S., Seselkin A.I., Zavalishina S.Yu. Modern approaches to prevention and correction of the attorney syndrome at sportsmen // Prensa Medica Argentina. - 2018. - T. 104. - № 2. - C. 1000281.
REFERENCES
1. Baydenko V.I. Identification of the composition of the competencies of university graduates. V.I. Baydenko. M., 2006.
2. Balashova V.F. The requirements of the Gosstandard to the results of mastering the main educational program "Adaptive Physical Culture" in the competence format. V.F. Balashov, N.N. Chesnokov. Theory and practice of physical culture. 2009. No.3. Pp. 60-64.
3. Barabash O.A. Pedagogical diagnostics of professional and personal qualities of physical education teachers working in special (correctional) institutions for children and adolescents with mental retardation. O.A. Barabash. Theory and practice of physical culture. 2006. No.9. Pp. 53-54.
4. Bakharev Yu.A. Personality model of a specialist in adaptive physical culture. Yu.A. Bakharev. Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University. 2010. No.4 (3). Pp. 51-55.
5. Grebennikova V.M., Rybkin A.D. Analysis of essential characteristics of phenomenon «competitiveness» in the aspect of preparing a contemporary teacher. Historical and social-educational idea. 2017;9(5/2):178-183. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183
6. Knyazeva I.V. Competition in the market of higher vocational education. I.V. Knyazev. Philosophy of Education. 2011. No.6 (39). Pp. 73-78.
7. Litosh N.L. Determining the composition of professional competencies of specialists in adaptive physical culture. N.L. Litosh. Scientific Works: Yearbook. Omsk: SibGUFK, 2008. p. 256-260.
8. Mitina L.M. Psychology of development of a competitive personality. L.M. Mitin. M.; Voronezh, 2002.
9. Khazova S.A. Competence of a competitive specialist in physical culture and sports. S.A. Khazov. M.: Academy of Natural Sciences, 2010. 216 p.
10. Shmeleva S.V., Yunusov F.A., Morozov YU.S., Seselkin A.I., Zavalishina S.Yu. MODERN APPROACHES TO PREVENTION AND CORRECTION OF THE ATTORNEY SYNDROME AT SPORTSMEN. Prensa Medica Argentina. 2018. T. 104. No.2. C. 1000281.
Информация об авторах:
Логачев Никита Вячеславович, аспирант, кафедра психологии и педагогики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Шмелёва Светлана Васильевна, доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии и педагогики профессионального образования, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, г. Москва, Россия [email protected]
Получена: 09.12.2018
Information about the authors:
Nikita V. Logachev, Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Svetlana V. Shmelyeva, Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Vocational Education, Moscow State University of Technology and Management named after KG Razumovsky, Moscow, Russia [email protected]
Received: 09.12.2018