Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕСТ / ОЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Помогаева Надежда Сергеевна, Мох Александр Владимирович, Николаева Ольга Викторовна, Волкова Людмила Михайловна, Стригельская Ирина Юрьевна

В работе акцентируется внимание на аспекты адаптивной физической культуры (АФК), которая сегодня выходит на новый уровень развития, однако студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) части вузов не охвачены в полной мере физкультурной деятельностью. Актуальное направление АФК - разработка методических основ, включая критерии оценки физической подготовленности студентов-инвалидов. Практическая значимость - разработка и применение в учебном процессе разработанных для студентов с ОВЗ тестов физической подготовленности является мотивацией к здоровому образу жизни, способствует восстановлению и компенсации утраченных или нарушенных функций, повышению самооценки и формированию готовности к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Помогаева Надежда Сергеевна, Мох Александр Владимирович, Николаева Ольга Викторовна, Волкова Людмила Михайловна, Стригельская Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The article focuses on aspects of adaptive physical culture (AFC), which is now reaching the new level of development, but the students with disabilities (HIA) of some universities are not fully covered by physical education activities. The current direction of the AFC is the development of methodological foundations, including criteria for assessing the physical fitness of students with disabilities. Practical significance - the development and application in the educational process of physical fitness tests developed for students with disabilities is motivation for a healthy lifestyle, it contributes to the restoration and compensation of lost or impaired functions, promoting self-esteem and formation of readiness for future professional activity.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

2. Крысюк О.Б. Скандинавская ходьба в медицинской реабилитации пациентов пожилого возраста / О.Б. Крысюк, Р.К. Кантемирова, З.Д. Фидарова // Физическая и реабилитационная медицина. - 2019. - Т. 1, № 2. - С. 21-25.

3. Макарова И.Н. Программа физической реабилитации больных с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью на госпитальном этапе / И.Н. Макарова, С.М. Стариков, Д.Д. Болотов // Клиническая медицина. - 2016. - Т. 94, №. 1. - С. 36-38.

4. Никифорова Т.И. Инновационные технологии реабилитации сердечно-сосудистых больных / Т.И. Никифорова // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2015. - №. 1. -С. 86-90.

5. Ясинская Я.К. Использование скандинавской ходьбы в физической реабилитации лиц с рассеянным склерозом с целью улучшения физического состояния / Я.К. Ясинская, Л.А. Добрынина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11(201). - С. 546-551.

REFERENCES

1. Dokuchaeva, A.V., Kantyukova S.R. and Korotaeva M.Yu. (2017), "Scandinavian walking as one of the methods of physical therapy", Young scientist, No. 44 (178), pp. 183-186.

2. Krysyuk, O.B., Kantemirova R.K. and Fidarova Z.D. (2019), "Scandinavian walking in the medical rehabilitation of elderly patients", Physical and rehabilitation medicine, Vol. 1, No 2, pp. 21-25.

3. Makarova, I.N., Starikov S.M. and Bolotov D. D. (2016), "Program of physical rehabilitation of patients with coronary heart disease and hypertension at the hospital stage", Clinical medicine, Vol. 94, No 1, pp. 36-38.

4. Nikiforova, T.I. (2015), "Innovative technologies of rehabilitation of cardiovascular patients", Bulletin of neurology, psychiatry and neurosurgery, No 1, pp. 86-90.

5. Yasinskaya, Ya.K. and Dobrynina L.A. (2021), "Use of Nordic walking in the physical rehabilitation of people with multiple sclerosis to improve the physical condition", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No 11 (201), pp. 546-551.

Контактная информация: apoznak55@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.10.2022

УДК 796.011.3:338.28

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Надежда Сергеевна Помогаева, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург; Александр Владимирович Мох, преподаватель, Санкт-Петербургский университет ФСИН России, Санкт-Петербург; Ольга Викторовна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Ирина Юрьевна Стригельская, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, Санкт-Петербург

Аннотация

D работе акцентируется внимание на аспекты адаптивной физической культуры (АФК), которая сегодня выходит на новый уровень развития, однако студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) части вузов не охвачены в полной мере физкультурной деятельностью. Актуальное направление АФК - разработка методических основ, включая критерии оценки физической подготовленности студентов-инвалидов. Практическая значимость - разработка и применение в учебном процессе разработанных для студентов с ОВЗ тестов физической подготовленности является мотивацией к здоровому образу жизни, способствует восстановлению и компенсации утраченных или нарушенных функций, повышению самооценки и формированию готовности к будущей

профессиональной деятельности.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, тест, оценка, физическая подготовленность, студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p337-341

CRITERIA FOR ASSESSING THE PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS WITH

DISABILITIES

Nadezhda Sergeevna Pomogaeva, the candidate of medical sciences, docent, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Alexander Vladimirovich Mokh, the

teacher, St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia, Olga Viktorovna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lesgaft National State

University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Irina Yuryevna Strigelskayа, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexander Antonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg State University of Civil Aviation. Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov

Abstract

The article focuses on aspects of adaptive physical culture (AFC), which is now reaching the new level of development, but the students with disabilities (HIA) of some universities are not fully covered by physical education activities. The current direction of the AFC is the development of methodological foundations, including criteria for assessing the physical fitness of students with disabilities. Practical significance - the development and application in the educational process of physical fitness tests developed for students with disabilities is motivation for a healthy lifestyle, it contributes to the restoration and compensation of lost or impaired functions, promoting self-esteem and formation of readiness for future professional activity.

Keywords: adaptive physical culture, test, assessment, physical fitness, students.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы развития адаптивной физической культуры (АФК) среди студенческой молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всё чаще становятся предметом обсуждения, существенно меняется отношение общества к проблемам людей с ОВЗ, ставятся проблемы по их более широкой интеграции в социум через профессиональное образование [1, 3]. Сегодня нормативные документы высшей школы закрепляют включение инклюзивного образования на всех уровнях обучения [7], при этом одним из требований является обеспечение учебного процесса для студентов с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (ООП) специализированными образовательными программами по дисциплинам профиля, в том числе по дисциплине «Физическая культура и спорт» [2,

5].

АФК имеет неоценимое значение, однако студенты с ОВЗ большинства вузов не охвачены в полной мере физкультурно-спортивной деятельностью, что подтверждается рядом исследований [4, 6]. В последние годы АФК выходит на новый уровень развития и одним из важнейших направлений является разработка методических основ АФК, конкретизация задач, содержания, принципов, а также критериев оценки подготовленности студентов-инвалидов. Цель исследования - разработать критерии оценки физической подготовленности студентов с ОВЗ и ООП по дисциплине «Физическая культура и спорт».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научно-методической и нормативной литературы, изучение рабочих программ по физической культуре для студентов с ОВЗ, опрос, экспертная оценка, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского

госуниверситета гражданской авиации при участии специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербургского университета ФСИН России, университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. В исследовании участвовали студенты 1-4-х курсов с ОВЗ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ рабочих программ по физической культуре ряда вузов Санкт-Петербурга показал недостаточную обоснованность раздела оценки физической подготовленности студентов с ОВЗ. На базе рекомендаций ВФСК ГТО для инвалидов, фонда оценочных средств для студентов с ОВЗ по дисциплине «Физическая культура и спорт», авторами разработан алгоритм диагностики физической подготовленности с возможностью контроля динамики физического состояния, уровня реабилитации студентов с ОВЗ. Показатели подготовленности адаптированы для данной категории лиц, проводятся в форме тестирования с учетом особенностей развития студентов.

Непростым является вопрос применения абсолютных показателей тестов оценки физической подготовленности студентов со сложными дефектами развития, не поддающихся коррекции в процессе занятий (напр., ампутация, врожденные недоразвития конечностей, травмы позвоночника), что может продемонстрировать бесперспективность их достижения. В этой связи студентам с ОВЗ предоставлена возможность индивидуального выбора тестовых испытаний. Предварительное тестирование физической подготовленности студентов с ОВЗ в 2020/2021 учебном году позволило подтвердить их доступность, валидность и разработать критерии оценки по 5-ти балльной шкале (таблица).

Таблица - Оценка физической подготовленности студентов с ОВЗ и ООП

№ Тесты Пол Оценка (баллы)

5 4 3 2 1

1 12 мин. бег-ходьба (км) м 2,4 2,2 2,0 1,8 1,6

ж 2,1 1,9 1,7 1,5 1,3

2 Кросс (без учета времени) (км) м 2,0 1,7 1,5 1,3 1,0

ж 1,8 1,5 1,3 1,0 0,8

3 Пешеходный 2 км тест (усл.ед.) м,ж 112 95 80 64 50

4 Скандинавская ходьба (без учета времени) (км) м 2,3 2,0 1,7 1,4 1,2

ж 2,0 1,8 1,5 1,3 1,0

5 Плавание без учета времени (м) м,ж 150 125 100 75 50

6 Бег на 30 м (с) м 5,2 5,5 5,8 6,1 6,5

ж 5,6 5,9 6,2 6,6 7,1

7 Бег на 60 м (с) м 9,6 10,2 10,8 11,4 12,0

ж 10,0 10,8 11,8 12,8 13,0

8 Плавание на 25 м (с) м 0,30 0,35 0,40 0,48 0,52

ж 0,35 0,41 0,48 0,51 0,58

9 Метание мяча в цель с 6 м (к-во попаданий) м 8 7 6 4 2

ж 7 6 5 3 1

10 Наклон вперед из положения сидя с прямыми ногами (см) м +8 +5 +6 +3 0

ж +10 +8 +5 +4 +2

11 Выкрут прямых рук с гимн. палкой вперед-назад (см) м,ж 35 50 60 67 70

12 Поднимание туловища из положения лежа на спине (к-во раз за 1 мин.) м 35 29 25 20 16

ж 33 27 24 19 15

13 Поднимание ног из положения лежа на спине (к-во раз за 1 мин.) м 45 39 35 30 26

ж 43 37 34 29 25

14 Удержание ног, согнутых в коленях, в висе на гимн. стенке (с) м 20 15 10 7 5

ж 15 12 9 6 3

15 Приседание на правой (левой) ноге с опорой о стенку (к-во раз) м 10 8 7 5 3

ж 8 7 5 3 2

16 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (к-во раз) м 30 25 20 15 10

ж 15 13 10 7 4

17 Прыжок в длину с места (см) м 155 145 135 125 115

ж 140 130 120 110 100

№ Тесты Пол Оценка (баллы)

5 4 3 2 1

18 Прыжок вверх с места (см) м 40 28 22 18 14

ж 35 25 20 15 10

19 Прыжки со скакалкой (кол-во раз за 30 с) м 48 42 38 32 27

ж 52 48 42 36 30

Дополнительно студентам для оценки их физической подготовленности начислялись баллы за участие в спортивных соревнованиях, выполнение норм ВФСК ГТО (для инвалидов), самостоятельную разработку и выполнение комплексов: а) профессионально-прикладной физической подготовки; б) в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии здоровья; в) зарядки и восстановительных процедур; г) ведение дневника самоконтроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение в учебном процессе вуза разработанных для студентов с ОВЗ критериев оценки физической подготовленности отражает сущность интересующего нас состояния и является хорошим мотиватором к здоровому образу жизни (без скидок на статус инвалида), способствует восстановлению/компенсации утраченных или нарушенных функций, повышению самооценки и формированию готовности к будущей профессиональной деятельности. На следующем этапе исследования предполагаем разработку критериев оценки функциональных резервов организма и профессиональных компетенций студентов с ОВЗ и ООП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки унта Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

2. Евсеев С.П. Классификация тестов, норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов как предпосылка научного обоснования компонентов обеспечения для них доступности Центров тестирования ВФСК ГТО / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 58-66.

3. Огурцов И.В. Интеграция педагогических подходов в обучении / И.В. Огурцов, А.В. Мох // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 4. - С. 274-275.

4. Помогаева Н.С. Оценка эффективности модели физической подготовки для курсантов вузов ФСИН России / Н.С. Помогаева, В.И. Авраменко, И.И. Кушнирчук // Известия Российской ВМА. - 2020. - Т. 39. - № S2. - С. 187-188.

5. Рябцев С.М. Оценка физической подготовленности студентов с сенсорными нарушениями по зрению в процессе адаптивного физического воспитания в вузе / С.М. Рябцев, М.С. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28097 (дата обращения: 01.10.2022)..

6. Стригельская И.Ю. Организация внеаудиторной самостоятельной работы на основе личностно-развивающей модели / И.Ю. Стригельская, А.А. Слепов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2014. - № 3 (31). - С. 131-138.

7. Хаертдинов, И.М. Основные проблемы и стратегии совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов авиационной отрасли/ И.М. Хаертдинов // Вестник Екатерининского института. - 2015. - № 4 (32). - С. 101-106.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

2. Evseev, S.P. Evseeva, O.E. and Aksenov, A.V. (2017), "Classification of tests, norms and methods of assessing the physical fitness of disabled people as a prerequisite for the scientific justification of the components of ensuring accessibility of the Testing Centers of the VFSK TRP for them", Uchenye

zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (149), pp. 58-66.

3. Ogurtsov, I.V. and Mokh, A.V. (2021), "Integration of pedagogical approaches in teaching", Education. The science. Scientific personnel, No. 4, pp. 274-275.

4. Pomogaeva, N.S., Avramenko, V.I. and Kushnirchuk, I.I. (2020), "Evaluation of the effectiveness of the model of physical training for cadets of universities of the FPService of Russia", Izvestiya Rossiiskaya VMA,, V. 39, No.S2, pp.187-188.

5. Ryabtsev, S.M. and Goncharova, M.S. (2018), "Assessment of physical fitness of students with sensory visual impairments in the process of adaptive physical education at the university", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28097 (date accessed: 10/01/2022)..

6. Strigelskaya, I.Yu. and Slepov A.A. (2014), "Organization of extracurricular independent work based on a personality-developing model", Problems of risk management in the technosphere, No. 3 (31), pp. 131-138.

7. Khaertdinov, I.M. (2015), "The main problems and strategies for improving the training of competitive specialists in the aviation industry", Bulletin of the Catherine Institute, No. 4 (32), pp. 101106.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 796.332

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ФУТБОЛИСТОВ

Дмитрий Александрович Пономарев, преподаватель, Юрий Андреевич Черноусое,

преподаватель, Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж; Елена Владимировна Семенова, кандидат технических наук, доцент, Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж; Александр Викторович Серищев, преподаватель, Воронежский Государственный Лесотехнический Университет, г. Воронеж

Аннотация

Изучалась эффективность отдельных методов тренировки (переменного, повторного, интер-вально-серийного) и их сочетания в упражнениях различной физиологической направленности. Определена эффективность отдельных методов тренировки и их сочетания в однонаправленных тренировочных занятиях при совершенствовании двигательных качеств футболистов. Разработана модель тренировочных микроциклов соревновательного периода с учетом использования рационального сочетания методов в рамках краткосрочных этапов подготовки, характерных для тренировочного процесса высококвалифицированных футболистов. Установлено, что при совершенствовании двигательных качеств наиболее эффективными являются: в занятиях аэробной направленности - переменный метод тренировки; в занятиях анаэробной алактатной направленности - интерваль-но-серийный метод; в занятиях анаэробной гликолитической направленности - интервально-серийный метод с постоянными интервалами отдыха; в занятиях аэробно-анаэробной (смешанной) направленности - повторный метод тренировки.

Ключевые слова: футбол, этап подготовки, метод тренировки, методика тренировки, специальная физическая подготовка, тренировочный микроцикл, соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p341-345

METHODS OF IMPROVING THE PHYSICAL QUALITIES OF FOOTBALL

PLAYERS

Dmitry Alexandrovich Ponomarev, the teacher, Yuri Andreevich Chernousov, the teacher, Voronezh State Institute of Physical Education, Voronezh; Elena Vladimirovna Semenova, the

candidate of technical sciences, docent, Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh; Alexander Viktorovich Serishchev, the teacher, Voronezh State Forestry Engineering Univer-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.