способствует формированию физических и коммуникационных навыков, позволяет структурировать среду для взаимодействия и обратной связи, повышает мотивацию к сотрудничеству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусева, Н.Ю. Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад» / Н.Ю. Гусева // Аутизм и нарушения развития. - 2018. - Том 16.
- № 3. - С. 34-39.
2. Гусейнов, А.З. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А.З. Гусейнов, Г. Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия : Философия. Психология. Педагогика. - 2007. - № 1. - URL : https://cyberleninka.ru/article/nrazvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (дата обращения: 28.12.2018).
3. Красношлыкова, Т.С. Использование визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями с ОВЗ / Т.С. Красношлыкова, О.С. Косенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL : http://www.science-education.ru/article/view?id=26756 (дата обращения: 28.12.2018).
4. Дудьев, В.П. Психомоторика : словарь-справочник / В.П. Дудьев. - М. : ВЛАДОС, 2008.
- 366 с.
5. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7 (172). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiya-suschnost-ponyatiya-i-ego-rol-v-obuchenii-yazyku (дата обращения: 28.12.2018).
REFERENCES
1. Guseva, N. Yu. (2018), "The use of a visual schedule for children with ASD in the Good Garden, a long-term rehabilitation center for children", Autism and developmental disorders, Vol. 16, No. 3, pp. 34-39.
2. Guseynov, A.Z. and Turchin, G.D. (2007), "The development of the principle of clarity in the history of pedagogy", available: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki (accessed 28 December 2018).
3. Krasnoshlykova, T.S, and Kosenko, O.S (2017), "The use of visual support when working with verbal disorders with HVD", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.sci-ence-education.ru/article/view?id=26756
4. Dudev V.P. (2008), Psychomotor activity: Dictionary-reference book, VLADOS, Moscow.
5. Syrina, T. A. (2016), "Cognitive visualization: the essence of the concept and its role in language learning", Bulletin of the Tomsk state pedagogical university, No. 7 (172), available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiya-suschnost-ponyatiya-i-ego-rol-v-obuchenii-yazyku.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2019
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРОЕКТА «ОТ СТУДЗАЧЕТА К ЗНАКУ ОТЛИЧИЯ ГТО» ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Ивановна Пономарева, старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет, Николай Александрович Усачёв, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой,
Тольяттинская академия управления
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации и проведения, а также основная предпосылка физкультурно-оздоровительного мероприятия «От Студзачета к знаку отличия ГТО» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Исследованы нормативно-
правовые акты, регламентирующие этапы и порядок внедрения ВФСК «ГТО», в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: ВФСК «ГТО», Ассоциация студенческих спортивных клубов России (АССК России), лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, физкультурно-оздоровительное мероприятие.
FEATURES OF THE ORGANIZATION AND THE CONDUCT OF THE ALL-RUSSIAN YOUTH PROJECT "FROM STUDENT SCHEDULE TO SIGN RLD DIFFERENCE" FOR STUDENTS WITH REDUCED HEALTH
Dmitry Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Ivanovna Ponomareva, the senior teacher, Tolyatti State University, Nikolay Aleksandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, department chairman,
Tolyatti Academy of Management
Annotation
The article discusses the features of the organization and conduct, as well as the main prerequisite of the physical education and health event "From student schedule to sign RLD difference" for students with disabilities and disabled people. Regulatory and regulatory acts governing the stages and procedure for the implementation of the "RLD", including for disabled people and people with disabilities.
Keywords: "RLD", Association of Student Sports Clubs of Russia (ASSK of Russia), persons with disabilities, disabled people, health and fitness event.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, со Стратегией развития физической культуры и спорта (ФК и С) в Российской Федерации (РФ) на период до 2020 года, Государственной программой РФ «Развитие физической культуры и спорта» и с целью реализации постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 1165-р, утвердившего «План мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК «ГТО», а также согласно Методическим рекомендациям по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов (тестов) ВФСК ГТО и календарному плану физкультурно-спортивных мероприятий Ассоциации студенческих спортивных клубов (АССК) России в ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» организовано и проведено физкультурно-оздоровительное мероприятие в рамках молодежного проекта «От Студзачета к знаку отличия ГТО» для студентов с ОВЗ (инвалидов) [6].
В 2018 году АССК России совместно с Дирекцией спортивных и социальных проектов (Федеральный оператор комплекса ГТО) при поддержке Министерством образования и науки РФ, Министерством спорта РФ организует социально значимый Всероссийский молодежный физкультурно-оздоровительный проект «От Студзачета к знаку отличия ГТО». В данном проекте использованы адаптированные нормативы испытаний (тестов) ВФСК ГТО, утвержденные Приказом Министерства спорта РФ от 19.06.2017 № 542, вступившие в силу с 01 января 2018 года.
Основной предпосылкой к организации и проведению в ПВГУС проекта «От Студ-зачета к знаку отличия ГТО» для студентов с ОВЗ (инвалидов) явилось противоречие, с одной стороны, между требованиями к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в период перехода к инклюзивному образованию, необходимостью увеличения количества занимающихся ФКиС лиц с ОВЗ и инвалидов, материально-техническому оснащению вуза для обеспечения педагогического процесса и отсутствие мероприятий физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности среди студентов с ОВЗ, с другой стороны.
Целью мероприятия является агитация, пропаганда и вовлечение студентов с ОВЗ (инвалидов) в подготовку и выполнение нормативов (тестов) адаптированного ВФСК «ГТО».
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Выявление наиболее подготовленных студентов с ОВЗ к выполнению нормативов (тестов) адаптированного ВФСК «ГТО» посредством проводимого мероприятия.
2. Определение уровня теоретических знаний по ведению здорового образа жизни.
3. Формирование у студентов с ОВЗ (инвалидов) устойчивой мотивации к занятиям адаптивной физической культурой и спортом (АФК и С), ведении здорового образа жизни.
Согласно Методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05 вн.; а также постановлению Правительства от 11 июня 2014 года №540, поэтапное внедрение комплекса ГТО в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагается начать в вузах с 2019 года.
Исходя из вышеперечисленных нормативно-правовых актов и приказу ректора ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» № 05 от 07.09.2018 составлен план мероприятий по внедрению в учебно-образовательный процесс дисциплины «Физическая культура и спорт (Элективная дисциплина)» спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на подготовку студентов с ОВЗ и инвалидов к сдаче нормативов (тестов) ВФСК ГТО.
В рамках реализации поставленного плана и руководствуясь календарем спортивных мероприятий ААСК России, 16.09.2018 г. в ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» было организовано и проведено спортивно - оздоровительное мероприятие «от Студзачета к знаку отличия ГТО», в котором были внедрены адаптированные нормативы (тесты) для лиц с ОВЗ и инвалидов (таблица 1.).
Таблица 1. Нормативы испытаний (тестов) физкультурно-оздоровительного мероприятия «От Студзачета к знаку отличия ГТО»_
№ п/п Нормативы (тесты) физической подготовленности для лиц без ограничений по состоянию здоровья Адаптированные нормативы (тесты) для лиц с ОВЗ и инвалидов
1 Челночный бег 3x10 (сек.) Бег на 30 м. (сек.)
2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (дев.) (кол-во раз) Подтягивание из виса на высокой перекладине (юн.) (кол-во раз) Сгибание разгибание рук в упоре лежа (юн.*, дев.) (кол-во раз)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (юн.) (кол-во раз)*
3 Поднимание туловища из исходного положения лежа на спине (кол-во раз за 60 сек)
4 Прыжок в длину с места (см) Метание мяча весом 150 г. (м)*
Прыжок в длину с места (см)*
5 Наклон вперед из исходного положения стоя (см) Наклон вперед из исходного положения сидя (см)
* - На выбор, в зависимости от нозологии.
Нормативы (тесты) были приняты с учетом проекта государственных требований Комплекса ГТО на 2018-2021 годы для лиц с учетом сенсорных, ментальных, а также двигательных нарушений, разработанного профессорско-преподавательским составом НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург под руководством Министерства спорта РФ. Исследования в рамках данного проекта вошли в структуру Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++) [1, 2, 3].
Помимо выполнения адаптированных нормативов (тестов) комплекса «От Студза-чета к знаку отличия ГТО» (оценка уровня физической подготовленности) студенты с ОВЗ проходили тестирование по оценке уровня физического развития (анализ индекса массы тела), силы кистей рук (кистевая динамометрия), а также уровня знаний по теме «Основы здорового образа жизни» посредством компьютерного тестирования.
В соответствии с положением проекта, на внутривузовском этапе допуск к прохождению тестирования осуществлялся на основании медицинского заключения в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 года №1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских
осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» [3].
В рамках поставленных задач и с целью реализации программ инклюзивного физ-культурно-рекреационного и оздоровительного движения, включения студентов ОВЗ в совместную физкультурно-рекреационную и досуговую деятельность по итогам проведенного мероприятия были разработаны следующие практические рекомендации:
1. Разработать и внедрить в учебный процесс программу адаптивного физического воспитания, состоящую из адаптированных упражнений для подготовки к сдаче нормативов (тестов) ГТО студентов ОВЗ и инвалидов. В лекционный блок необходимо включить темы, учитывающие организационные и методические особенности занятий физическими упражнениями (в т.ч. и самостоятельных) студентов-инвалидов.
2. С целью вовлечения студентов в адаптивный спорт необходимо систематизировать информацию о существующих в городе физкультурно-спортивных движениях для инвалидов и лиц с ОВЗ, что и способствовать привлечению студентов к спортивной деятельности (в соответствии с нозологией).
3. Выйти с предложениями к организаторам Всероссийского молодежного физкультурного проекта «От Студзачета к знаку отличия ГТО» о возможности изменения Положения и внедрения на внутривузовских, региональных и федеральном этапах адаптированных нормативов (тестов) для лиц с ОВЗ и инвалидов [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев, С.П. Анализ литературных данных по проблеме внедрения Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов / С.П. Евсеев, А.В. Аксенов, И.Г. Крюков // VIII Международный Конгресс «Спорт, человек, здоровье». 12-14 октября 2017 г, Санкт-Петербург, Россия : материалы Конгресса / под ред. В.А. Таймазова. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. - С. 417-418.
2. Евсеев, С.П. Научное обоснование и экспериментальная проверка Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, М.В. Томилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 60-64.
3. Порядок выполнения нормативов, испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата / С.П. Евсеев, А.В. Аксенов, И.Г. Крюков, С.С. Матвеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 85-88.
4. Евсеева, О.Э. Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО / О.Э. Евсеева. - СПб. : [б.и.], 2016. - 84 с.
5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса : утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн // URL : http://base.garant.ru/70680520/. - Дата обращения: 01.10.2018.
6. Приказ №175 «ОД» «Об апробации и внедрении Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // URL: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/175(1).pdf. - Дата обращения: 14.01.2019.
7. Усачев, Н.А. Вопросы повышения эффективности физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин, Л.С. Чемпалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 259-263.
REFERENCES
1. Evseev, S.P., Aksenov, A.V. and Kryukov, I.G. (2017), "Literature review dedicated to the implementation problem of All-Russian sports complex 'Ready for Labor and Defense' (GTO) for people with disabilities", VIII International Congress Sport, People and Health, conference information package, pp. 417-418.
2. Evseev, S.P., Evseeva, O.E. and Tomilova, M.V. (2016), "Scientific substantiation and experimental verification of the All-Russian sports complex 'Ready for Labour and Defense' (GTO) for people with disabilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 60-64.
3. Evseev S.P., Aksenov A.V., Kryukov I.G., Matveeva S.S. (2018), "The order of performance of standards, tests (tests) of the All-Russian sports and sports complex "Ready for Labor and Defense" for persons with a lesion of the musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol.163, pp. 85-88.
4. Evseeva O.E. (2016), Methodological recommendations on the establishment of state requirements for the level of physical preparedness of disabled people when fulfilling the standards of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense", St. Petersburg.
5. Methodological recommendations on the organization of the educational process for the education of people with disabilities and persons with disabilities in educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process" (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 08/04/2014 N AK-44 / 05vn), available at: http://base.garant.ru/70680520/.
6. Order No. 175 "OD" On Approbation and Implementation of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense", available at: https://edu.tatar.ru/upload/images /files/175(1).pdf.
7. Usachev, N.A., Surnin, D.I. and Chempalova, L.S. (2017), "Issues of improving the efficiency of physical education of students with disabilities", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 259-263.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2019
УДК 615.825.1
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПРИ ОПЕРАТИВНОМ ЛЕЧЕНИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА
Владимир Дмитриевич Сячин, доктор педагогических наук, профессор,
Татьяна Владимировна Новикова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Статья посвящена описанию основных методологических принципов физической реабилитации спортсменов при оперативном лечении повреждений плечевого сустава, а также анализу методик, применяющихся в настоящее время в комплексном восстановительном лечении спортсменов. В заключении нами представлены главные компоненты методических рекомендаций, необходимых для эффективного применения данной методики.
Ключевые слова: физическая реабилитация, повреждения плечевого сустава, оперативное лечение, восстановление спортсменов, средства и методы физической реабилитации.
MEANS AND METHODS OF PHYSICAL REHABILITATION OF ATHLETES AT
OPERATIONAL TREATMENT OF DAMAGE OF SHOULDER JOINT
Vladimir Dmitrievich Syachin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Vladimirovna Novikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The article is devoted to the description of the basic methodological principles of physical rehabilitation of athletes in the surgical treatment of injuries of the shoulder joint, as well as the analysis of the methods currently used in the complex rehabilitation treatment of athletes. In conclusion, we present the main components of the methodological recommendations necessary for the effective application of this methodology.
Keywords: physical rehabilitation, damage to the shoulder joint, surgical treatment, recovery of athletes, means and methods of physical rehabilitation.