та. - 2022. - № 9 (211). - С. 235-238.
6. Семенов Е.Н. Особенности утомления при локальной работе / Е.Н. Семенов, В.П. Федоров, Н.П. Грачев // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе : сборник научных статей Всероссийской с междунар. участием. очно-заочной научно-практической конференции. - Воронеж : Научная книга, 2017 - С. 340-343.
7. Шуманский И.И. Скоростно-силовая подготовка курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в беге на короткие дистанции / И.И. Шуманский, А.В. Ежова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 373-376.
REFERENCES
1. Ezhova, A.V. and Akulova, V.A. (2019), "Features of training and improvement of technology in sports games", Olympism: Origins, Traditions and Modernity, collection of Articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Voronezh, рр. 224-230.
2. Kuznetsov, B.V. and Gostev, G.R. (2012), "The influence of professional-adaptive physical training on the development and improvement of physical qualities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Emergencies of Russia", Physical culture and health, Vol. 42, No. 6, pp. 53-56.
3. Nefedova, E.V., Kozlovtseva, E.A. and Yezhova, A.V. (2016), "Characteristics of the physical performance of VGASU students during classes, taking into account the constitutional features of those involved", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 169-173.
4. Sergatskikh, E.A., Kholodov, O.M., Stegantseva, T.S. and Orlov, S.V. (2016), "Problems of fatigue prevention", Medical, biological and pedagogical foundations of adaptation, sports activities and a healthy lifestyle, collection of scientific articles of the V All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference with International Participation, Voronezh, рр. 92-96.
5. Kuznetsov, B.V., Shutkin, S.N., Gnilomedov, R.A. and Efremov, M.A. (2022), "The results of the introduction of the methodology of professional-adaptive physical training in the system of physical education of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 211, No. 9, pp. 235-238.
6. Semenov, E.N., Fedorov, V.P. and Grachev, N.P. (2017), "Features of fatigue during local work", Physical culture, sport and health in modern society: collection of scientific articles of the All-Russian with international participation part-time scientific and practical conference, Voronezh, рр. 340-343.
7. Shumansky, I.I. and Ezhova, A.V. (2021), "Speed-strength training of cadets of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation in sprinting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 373-376.
Контактная информация: gonav@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.11.2022
УДК 378.016:796-056.24
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В ВОЛГОГРАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Сергей Олегович Никитин, старший преподаватель, Алексей Александрович Попович,
старший преподаватель, Татьяна Витальевна Гладкова, старший преподаватель, Виталий Владимирович Погибельный, преподаватель, Сергей Андреевич Чеусов, преподаватель Волгоградский государственный университет, Волгоград
Аннотация
Введение. Важнейшие условие интеграции в общество лиц с ОВЗ и инвалидов - возможность получения в вузах качественного и доступного образования. Цель исследования - обосновать необходимость проведения практических занятий в процессе реализации дисциплины «Прикладная физическая культура (адаптивная физическая культура)» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом ограничения их жизнедеятельности в Волгоградском государственном университете. Задачи - повышение физической подготовленности, развитие компенсаторных функций у студентов адаптивного отделения ВолГУ. Методика и организация исследования
- теоретический анализ и обобщение литературных данных, устный опрос, анкетирование, педагогические наблюдения. Результаты и их обсуждение. Анализируя выявленные проблемы в реализации универсальной компетенции УК-7 - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, формируемой в результате освоения дисциплины «Физическая культура и спорт (элективные дисциплины)» в полном объеме, пришли к выводу, что помимо теоретических и методико-практических занятий необходимо использовать в образовательном процессе по физической культуре практические занятия для студентов с ОВЗ и инвалидов с учетом ограничения жизнедеятельности. Выводы. В современном вузе для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов необходимо на весь период обучения выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с учетом образовательных потребностей, физических возможностей, личностных особенностей посредством освоение адаптированной образовательной программы по физической культуре
Ключевые слова: обучающиеся, образовательный процесс, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, адаптивная физическая культура, физическая культура, физическое здоровье.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p406-413
ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR PERSONS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABLED PEOPLE IN VOLGOGRAD
STATE UNIVERSITY
Sergey Olegovich Nikitin, the senior teacher, Aleksey Alexandrovich Popovich, the senior teacher, Tatyana Vitalievna Gladkova, the senior teacher, Vitaly Vladimirovich Pogibelny, the teacher, Sergei Andreevich Cheusov, the teacher, Volgograd State University, Volgograd
Abstract
Introduction. The most important condition for the integration of people with disabilities and people with disabilities into society is the possibility of obtaining high-quality and affordable education at universities. The purpose of the study is to substantiate the need for practical training in the process of implementing the discipline "Applied Physical Culture (Adaptive Physical Education)" for students with disabilities and the disabled, taking into account the limitation of their life activities at Volgograd State University. The tasks are to increase physical fitness, develop compensatory functions among students of the adaptive department of the Volgograd State University. Methodology and organization of the study - theoretical analysis and generalization of literary data, oral questioning, questioning, pedagogical observations. Results and its discussion. Analyzing the identified problems in the implementation of the universal competence of UK-7 - the ability to use the methods and means of physical culture to ensure a full-fledged social and professional activity, formed as a result of mastering the discipline "Physical culture and sports (elective disciplines)" in full, came to the conclusion that in addition to theoretical and methodological and practical classes, it is necessary to use practical classes for students with disabilities and disabled people in the educational process in physical culture, taking into account the limitation of life. Conclusions. In the modern university for the students with disabilities and disabled people, it is necessary to build up the individual educational route for the entire period of study, taking into account educational needs, physical abilities, personal characteristics through the development of the adapted educational program in physical culture.
Keywords: students, educational process, people with disabilities, people with disabilities, adaptive physical culture, physical culture, physical health.
ВВЕДЕНИЕ
В России, как и во всем мире, отмечается тенденция увеличения количества обучающихся, имеющих хронические заболевания, отклонения в состоянии здоровья, инвалидность [5]. У многих обучающихся наблюдается низкий уровень физического развития и функциональных возможностей организма [1, 5, 6].
Важнейшие условие интеграции в общество лиц с ОВЗ и инвалидов - возможность получения в вузах качественного и доступного образования [1, 6]. На сегодняшний день в России благодаря различным государственным программам для инвалидов и лиц с ОВЗ
доступно инклюзивное образование, занятия физической культурой, содействующие реализации физических и социальных потребностей, прав и желаний обучающихся с ОВЗ и инвалидов, помогающие адаптации в обществе и на рынке труда [1, 6]. В связи с этим особую значимость для вузов приобретает адаптивная физическая культура, позволяющая разрабатывать и внедрять в образовательный процесс эффективные здоровьесберегаю-щие технологии, оздоровительные программы, различные методики занятий физическими упражнениями [1, 2, 5, 8], так как от здоровьесберегающих технологий зависит качественное образование обучающихся с различными нозологиями [1, 7, 13].
Цель исследования - обосновать необходимость проведения практических занятий в процессе реализации дисциплины «Прикладная физическая культура (адаптивная физическая культура)» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом ограничения их жизнедеятельности в Волгоградском государственном университете.
Задачи: повышение физической подготовленности, развитие компенсаторных функций у студентов адаптивного отделения ВолГУ
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели нами был проведен теоретический анализ и обобщение литературных данных, устный опрос и анкетирование студентов первокурсников, имеющих ОВЗ и инвалидов, педагогические наблюдения за студентами, имеющими ОВЗ и инвалидами, занимающимися физической культурой в адаптивном отделении.
В последние годы в России увеличивается число лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, поступающих в высшие учебные заведения. В 2017/2018 учебном году на программы высшего образования поступили 6,9 тысяч студентов-инвалидов [9]. По данным Министерства науки и образования России и Министерства просвещения России в 2019 году в вузы страны было принято 7487 студентов с ОВЗ, в 2018 году - 6881, в 2017 году - 6087. Если в 2018 году численность студентов с ОВЗ составляла 21757 человек, то уже в 2019 году - 22893 человека [8]. Усложненные производственные процессы, ухудшение качества жизни населения, неблагоприятная экологическая обстановка, военные конфликты - факторы, влияющие на рост инвалидности среди студенческой молодежи [6,
7].
Согласно пункту 6.5. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета: «Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья» [6]. Современные требования ФГОС 3++ направлены на формирование компетенций, определяющих полноценную физическую активность обучающихся, в частности, универсальная компетенция УК-7 - способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, что вызывает определенные сложности в реализации компетентностного подхода для лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющих сниженные функциональные резервы организма [11].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя выявленные проблемы в реализации универсальной компетенции УК-7 - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, формируемой в результате освоения дисциплины «Физическая культура и спорт (элективные дисциплины)» в полном объеме, пришли к выводу, что помимо теоретических и методико-практических занятий необходимо использовать в образовательном процессе по физической культуре прак-
тические занятия для студентов с ОВЗ и инвалидов с учетом ограничения жизнедеятельности.
В вузах России вариации освоения дисциплин (модулей) по физической культуре для студентов с ОВЗ и инвалидов различны, но в большинстве случаев сводятся к теоретическому изучению материала, как правило, это подготовка и защита реферативных работ [1, 6]. Это во многом обусловлено объективными причинами, такими как: нехватка профессиональных кадров, спортивного инвентаря и оборудования, специализированных спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений [1, 6].
При этом, как отмечают многие исследователи [1, 5, 6], у большинства студентов, имеющих ОВЗ и инвалидов, отсутствует мотивация к занятиям физической культурой, поскольку на протяжении многих лет в обществе и у самих инвалидов и лиц с ОВЗ сложился неверный стереотип о противопоказании для них любых физических нагрузок [6]. Как правило, такой стереотип закладывается из общеобразовательных учреждений, поскольку практические занятия по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу «Б», во многих общеобразовательных учреждениях страны не проводятся и данная категория учащихся автоматически освобождается от практических занятий физической культурой [6].
Недостаточное вовлечение в регулярные занятия адаптивной физической культурой является одной из причин снижения уровня качества жизни обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидов [6].
При поступлении в вуз большинство студентов, имеющих ОВЗ и инвалиды, имеют сформированное убеждение, что различные физические нагрузки для них противопоказаны [6]. Однако опыт применения в медицинской и педагогической практике физических нагрузок при серьёзных заболеваниях различных органов и систем доказывает эффективность занятий доступной двигательной деятельностью [1, 6].
Необходимо отметить, что система образовательного процесса, существующая в настоящее время в высших учебных заведениях, не решает проблему общего дефицита двигательной активности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физического развития. Для достижения средствами физической культуры определенного уровня развития человека необходима организация специализированного педагогического процесса. Такой подход в образовании для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является единственно правильным, поскольку отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности, а также многообразие нозологий и сопутствующих заболеваний требуют индивидуального подхода к обучающимся, и, как следствие, дифференциации и индивидуализации учебного процесса [1-3, 5].
В Волгоградском государственном университете (ВолГУ) также прослеживается тенденция увеличения числа лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидов. В 2018-2019 учебном году количество обучающихся в Волгоградском государственном университете, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидов составляло 69 человек, в 2019-2020 учебном году - 82 человека, 2020-2021 учебном году -94 человека, в 2022-2023 учебном году - 105 человек.
По данным медицинского обследования 2022 года - 31% студентов ВолГУ имеют заболевания сердечно-сосудистой системы (ВСД по гипотоническому и гипертоническому кардиальному типам, нейроциркулярная дистония), 38% - заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз), 14% - заболевания желудочно-кишечного тракта (холецистит, гастрит), 6 % - заболевания органов зрения (миопия, астенопия) , 6% - органов дыхания (хроническая обструктивная легочная болезнь, астма), 2% - заболевания органов слуха, 2% - нарушения обмена веществ (ожирение), 1% - аутиче-ский спектр.
Во многом, такие социальные факторы как: гипокинезия, несформированная культура здоровья, недостаточная эффективность здоровьеформирующих и здоровьесберега-ющих технологий в вузе влияют на специфику заболеваемости студентов [2]. Основной направленностью здоровьесберегающих технологий в вузе является получение студентами в процессе обучения знаний, навыков, умений по формированию и поддержанию здорового образа жизни с целью повышения жизненного потенциала и адаптации к социальной среде [2].
Двигательная активность для студентов с ОВЗ и инвалидов является одним из основных условий сохранения и укрепления здоровья [1, 3, 6]. После проведенного анкетирования студентов первокурсников, имеющих ОВЗ и инвалидов, было выявлено, что большинство из числа таких студентов испытывают потребность в практических занятиях физической культурой [6]. В целях удовлетворения потребностей данной категории обучающихся в доступной двигательной деятельности в 2017-2018 учебном году в Волгоградском государственном университете было открыто адаптивное отделение с функционирующим залом адаптивной физической культуры площадью 160 кв. м., оснащенного современным инвентарем и оборудованием (универсальный тренажер Бубновского, спортивная игра Бочче и т. д.).
Зачисление в адаптивное отделение происходит в начале учебного года, на основании личного заявления обучающегося заниматься доступной двигательной деятельностью. В зависимости от ограничения жизнедеятельности формируется численный состав групп адаптивного отделения от 5 до 8 обучающихся. В целях определения физического развития обучающихся адаптивного отделения медицинскими работниками вуза и специалистами по адаптивной физической культуре определялся уровень физического развития (масса тела, рост, скорость простой и сложной двигательной реакции, жизненная емкость легких и т. д.), по методике Г.Л. Апанасенко определялся уровень физического здоровья. Уровень физической работоспособности определялся с помощью метода индексов, в частности, индекс массы тела, силовой индекс, пробы Руфье и т.д. Для определения уровня физической подготовленности проводилось спортивно-педагогическое тестирование личностного уровня развития двигательных способностей и качеств обучающихся.
В 2017-2018 учебном году была разработана и внедрена в образовательный процесс для студентов с ОВЗ и инвалидов рабочая программа дисциплины «Прикладная физическая культура (адаптивная физическая культура)» в объеме 328 академических часов. Содержание рабочей программы дисциплины «Прикладная физическая культура (адаптивная физическая культура)» предусматривает следующие виды двигательной деятельности с учетом заболеваний обучающихся: занятия на свежем воздухе, дозированная ходьба, настольный теннис, бадминтон, оздоровительная аэробика, занятия в тренажерном зале [5], таким образом, происходит реализация дифференцированного подхода к каждому обучающемуся в педагогическом процессе [1]. С целью приобретения обучающимися индивидуальных рекомендаций (с учетом ограничения жизнедеятельности) при занятиях физической культурой и спортом программой предусмотрено проведение мето-дико-практических занятий [1], а при необходимости для обучающихся составляется индивидуальный учебный план с адаптированной программой.
На занятиях физической культурой, в соответствии с учетом ограничения жизнедеятельности и медицинскими рекомендациями, применялись физические упражнения, соответствующие характеру заболеваний и общим требованиям к методике проведения занятий с данной категорией обучающихся [1, 5]. Физические упражнения позволяют корректировать недостатки физического развития, поведения и психики, воздействовать на сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы [2].
На занятиях в адаптивном отделении обучающиеся с ОВЗ и инвалиды ведут дневник самоконтроля, отмечая такие показатели как: самочувствие, ЧСС, артериальное дав-
ление, пульс и другие. Как показало педагогическое наблюдение и опрос обучающихся, после занятий физической культурой 95 % обучающихся отмечали прилив сил, улучшение самочувствия и настроения, позитивный настрой на учебу.
Студенты адаптивного отделения наравне со своими здоровыми сверстниками принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях вуза, как в качестве судей и болельщиков, так и в качестве участников внутривузовских соревнований (шахматы, дартс, настольный теннис).
Многими исследователями [1-4, 5, 6, 11], научно подтвержден тот факт, что в процессе занятий физической культурой улучшается физическое и функциональное состояние обучающихся с ОВЗ и инвалидов. В 2019-2020 учебном году специалистами по адаптивной физической культуре было проведено анкетирование обучающихся вуза, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с целью выявить эффективность проводимых занятий, а также отношение обучающихся к занятиям физической культурой в адаптивном отделении. Как показал проведенный опрос, большинство обучающихся (91 %), имеющих ОВЗ и инвалидов, положительно относятся к занятиям физической культурой и считают их эффективными и только 9 % респондентов негативно относятся к занятиям физической культурой, считая их не эффективными и даже вредными для состояния здоровья.
Теоретический анализ научной литературы [1, 3, 5-7] и опыт применения занятий адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ОВЗ и инвалидов, показал, что практическая реализация средствами адаптивной физической культуры личностно-ориентированной программы оздоровления способствует поддержанию и улучшению здоровья данного контингента обучающихся, что подтверждается положительной динамикой морфофункциональных показателей обучающихся, в частности, снижением ЧСС, ростом жизненного индекса, силовых показателей, ЖЕЛ, временем восстановления пульса после физической нагрузки.
Занятия адаптивной физической культурой стимулируют в организме обучающихся положительные морфофункциональные сдвиги, повышая физическую подготовленность и развивая физические качества, вырабатывая необходимые двигательные способности, способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что положительно сказывается на личности обучающихся в целом, поскольку на занятиях студенты, имеющие ОВЗ и инвалиды, вырабатывают способность к преодолению психологических барьеров, адаптации в социуме [1, 6, 10].
Таким образом, адаптивная физическая культура в вузе повышает навыки физической подготовки, улучшает функциональное состояние организма, качество и уровень жизни, социализирует студентов [6]. Привлечение студентов с ОВЗ и инвалидов к участию в спортивно-массовых мероприятиях вуза дарит позитивное эмоциональное состояние, развивает самостоятельность, повышает самооценку, помогает преодолению многих психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценности и социальной значимости [6].
ВЫВОДЫ
В современном вузе для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов необходимо на весь период обучения выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с учетом образовательных потребностей, физических возможностей, личностных особенностей посредством освоение адаптированной образовательной программы по физической культуре [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Адырхаев, С.Г. К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / С.Г. Адырхаев // Молодой ученый. - 2014. - № 1 (60). - С. 459-465. - URL: https://moluch.ru/archive/60/8889/ (дата обращения: 15.10.2021).
2. Власова, В.П. Физическая реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях педагогического вуза / В.П. Власова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27864 (дата обращения: 15.10.2022).
3. Гареев Д.Р. Занятия физической культурой в вузах для студентов с ограниченными возможностями и студентов специальных групп / Д.Р. Гареев, Т.Е. Могилевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С.73-78.
4. Роль адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном процессе на примере РЭУ им.Г.В. Плеханова / Д.В. Грачева, А.А. Михайлов, Д.Р. Саетгалиева, Д.А. Фарзалиев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт - 2018. - № 4. -С.20-26.
5. Майорова М.П. Влияние адаптивной физической культуры на физическое состояние студентов АГНИ / М.П. Майорова, Г.Ф. Нуриахметова, М.К. Болгарова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы V Международной научно-методической конференции. - Казань, 2019. - С. 166-168.
6. Новичихина Е.В. Эффективность практических занятий физической культурой со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках освоения дисциплины «Элективная дисциплина по физической культуре и спорту» / Е.В. Новичихина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 1 (2). - С. 113-126.
7. Овчинникова Н.А. Биомеханические особенности выполнения физических упражнений у студентов с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Овчинникова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Сургут, 2017. - С. 368-371.
8. Савельева О.В. Актуальность адаптивной физической культуры на современном этапе обучения в вузе / О.В. Савельева, А.Э. Сергеева, С.В. Каримова // OlymPlus. Гуманитарная версия. -2020. - № 2 (11). - С. 56-58.
9. Склярова И.В. Физическая культура как фактор успешной адаптации лиц с ограниченными возможностями у обучению в вузе / И.В. Склярова // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2019. - С. 349-351.
10. Стародубцев М.П. Особенности физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях инновационной образовательной среды вуза / М.П.Стародубцев, Т.В. Сапсаева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 4 (30). - С. 92-102.
11. Хромина С.И. Адаптивная физическая культура в вузе: педагогические подходы и принципы / С.И. Хромова, А.А. Тоболов // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : материалы международной научно-практической конференции (Тюменский индустриальный университет). - Тюмень, 2016. - С. 225-231.
REFERENCES
1. Adyrkhaev, S.G. (2014), "On the problem of physical education of students with disabilities", Young scientist, No. 1 (60), pp. 459-465.
2. Vlasova, V.P. (2018), "Physical rehabilitation of students with disabilities and disabled people in a pedagogical university", Modern problems of science and education, No. 4, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27864.
3. Gareev, D.R. and Mogilevskaya T.E. (2019), "Physical education classes in universities for students with disabilities and students of special groups", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 73-78.
4. Gracheva, D.V., Mikhailov A.A., Saetgalieva D.R. and Farzaliev D.A. (2018), "The role of adaptive physical culture in the inclusive educational process on the example of the Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov", Proceedings of the Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 4, pp. 20-26.
5. Mayorova, M.P., Nuriahmetova, G.F. and Bolgarova, M.K. (2019), "Influence of adaptive physical culture on the physical condition of students of the State Scientific and Technical Institute", Physical education and student sport through the eyes of students, materials of the V International Scientific and Methodological Conference, Kazan, pp. 166-168.
6. Novichikhina, E.V. (2019), "Efficiency of practical physical culture lessons with students with limited health and disability within the framework of mastering the discipline "Elective discipline in physical culture and sport", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No. 1 (2), pp. 113-126.
7. Ovchinnikova, N.A. (2017), "Biomechanical features of physical exercise performance among students with health limitations", Improving the system of physical education, sports training, tourism and health improvement of various categories of the population, materials of the XVI All-Russian scientific and practical conference with international participation, Surgut, pp. 368-371.
8. Savelyeva, O.V., Sergeeva, A.E. and Karimova, S.V. (2020), "The relevance of adaptive physical culture at the present stage of education at the university", OlymPlus. Humanitarian version, No. 2 (11), pp. 56-58.
9. Sklyarova, I.V. (2019), "Physical culture as a factor in the successful adaptation of persons with disabilities to higher education", Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and development prospects, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, pp. 349-351.
10. Starodubtsev, M.P. and Sapsaeva T.V. (2019), "Features of physical education of students with health limitations and disabled people in the conditions of the innovative educational environment of the university", Physical education and sports training, No. 4 (30), pp. 92-102.
11. Khromina, S.I. and Tobolov, A.A. (2016), "Adaptive physical culture at the university: pedagogical approaches and principles", Strategy for the development of mass sports work with students, materials of the international scientific and practical conference (Tyumen Industrial University), Tyumen, pp. 225-231.
Контактная информация: zhegalova_mn@volsu.ru
Статья поступила в редакцию 25.11.2022
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Пермь; Владислав Владимирович Вари-нов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Новокузнецк; Илья Кимович Шивит-Хуурак, кандидат педагогических наук, доцент, Тувинский государственный университет, г. Кызыл; Дмитрий Николаевич Воробьев, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир; Дмитрий Андреевич Гущин, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
Аннотация
В жизни современных студентов существует множества проблем, которые, так или иначе, влияют на их физическое состояние и качество обучения в образовательных организациях. Одной из проблем является - гиподинамия, это связанно с малоподвижным образом жизни в период обучения, а так же с наполнением общества гаджетами и современными цифровыми услугами. Например, сейчас не обязательно ходить в магазин или готовить еду это можно сделать через приложения в смартфоне и т.д. В статье представлено исследование по влиянию суточной двигательной активности на организм современного студента. Педагогический эксперимент позволил выявить положительный эффект увеличения суточной двигательной активности на основе самоконтроля количества шагов в сутки. У студентов экспериментальной группы наблюдались улучшения функционального и физического состояния организма, а также проявился интерес к самопознанию и саморазвитию.
Ключевые слова: студент, физическая подготовленность, гиподинамия, функциональное состояние, двигательная активность.