Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / занятия физической культурой / студенты с ограниченными возможностями здоровья / инклюзивное образование. / adaptive physical education / physical education / students with disabilities / inclusive education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минская Елена Витальевна

В данной статье рассматривается вопросы реализации дисциплины адаптивная физическая культура в рамках учебной дисциплины физическая культура в ВУЗе. Данный формат предполагает внедрение новых подходов к проведению занятий для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минская Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS WITH DISABLED HEALTH IN THE FRAMEWORK OF THE INCLUSIVE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The author of this article discusses the implementation of the discipline adaptive physical culture within the academic discipline physical culture in a university. This format involves the introduction of new approaches to conducting classes for students with disabilities.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 376.2- 796.011.3

DOI 10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_76

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Минская Елена Витальевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, ilinok@inbox.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопросы реализации дисциплины адаптивная физическая культура в рамках учебной дисциплины физическая культура в ВУЗе. Данный формат предполагает внедрение новых подходов к проведению занятий для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, занятия физической культурой, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS WITH DISABLED HEALTH IN THE FRAMEWORK OF THE INCLUSIVE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Minskaya Elena Vitalievna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education and Science "Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)", Teacher of Physical Education and Sports Department, ilinok@inbox.ru.

Abstract. The author of this article discusses the implementation of the discipline adaptive physical culture within the academic discipline physical culture in a university. This format involves the introduction of new approaches to conducting classes for students with disabilities.

Key words: adaptive physical education, physical education, students with disabilities, inclusive education.

Современное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) предполагает организацию условий для полного включения таких студентов в общий образовательный процесс, что соответствует целям инклюзивного образования. Основным методическим

вопросом инклюзивного образования является приспособление образовательного процесса под возможности и потребности студентов с нарушением здоровья, в обеспечении адаптации и социализации данных студентов, в объединении студенческого коллектива, в развитии когнитивных, интеллектуальных и профессиональных способностей данной категории обучающихся.

Инклюзивное образование предполагает не только интегрированную учебную среду, также и индивидуальный подход к обучающимся, который основан их индивидуальных способностях. Ранее, в начальной модели интеграции, предусматривалось, чтобы студент с ОВЗ выполнял стандартную учебную программу. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение того, чтобы студенты могли реализовать свой полный потенциал, а не только выполнить стандартизованные требования. Основной принцип инклюзии в том, что обучение должно быть адаптировано к индивидуальным потребностям студентов. Разработка новых адаптивных программ по физическому воспитанию расширяет возможности обучающихся с нарушениями здоровья. Очень важно максимальное вовлечение студентов с ОВЗ в интенсивные занятия адаптивной физической культурой (далее - АФК) и адаптивным спортом, а также в подготовку и сдачу нормативов ГТО. Само понятие «вовлечение» уже тесно связано с понятием «социализации» лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [1, с. 603].

Теоретические и практические основы адаптивного обучения лиц с нарушениями здоровья закреплены в законе «Об образовании в Российской Федерации». В нормативно-правовом акте указано, что «профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся» [2].

Профессор Евсеев С.П., исследуя дисциплину «Адаптивная физическая культура (АФК)», дает следующее определение АФК «по праву признается специфической, самостоятельной образовательной областью целостной сложноорганизованной педагогической системы и рассматривается как часть традиционной физической культуры, задачи, средства, методы, организационные формы и компоненты которой направлены на решение педагогических проблем с инвалидами и лицами, имеющими ограниченными возможностями здоровья» [3,с.11].

АФК, в рамках учебной дисциплины физическая культура, решает задачи восстановления и поддержания физических навыков, нормирует физические нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями студентов с нарушениями здоровья. Физическая культура - это учебная дисциплина, где студенты с ОВЗ могут заниматься вместе со всем коллективом обучающихся. Новый подход предполагает особый формат занятий физической культурой в рамках инклюзивного обучения.

На занятиях физической культурой возможно использование элементов инклюзивности из паралимпийских видов спорта, где в связке участвуют здоровые спортсмены и люди с нарушениями здоровья (например, тандемный велосипед, где спортсмен с ОВЗ и здоровый «пилот» соперничают с тандемным велосипедом или лыжные гонки, где «ведущий» - здоровым спортсмен и «ведомый» - лицом с ограничениями). Волейбол, сидя, как один из видов адаптивной физической активности, является примером инклюзивных возможностей. Такой волейбол может применяться на занятиях физической культуры. В игре участвуют команды, состоящие из студентов с нарушениями здоровья и их здоровых однокурсников. Некоторые студенты, в зависимости от диагноза, на занятиях в бассейне могут, наравне со здоровыми студентами, выполнять различные задания на воде. Зачастую, в водной среде физические ограничения здоровья проявляются в меньшей степени. Адаптивное плавание, это меры оздоровительного характера, которые способствуют не только скорейшему восстановлению утраченных функций, но и приводят эмоциональное состояние в норму. Возможно привлечение студентов с ОВЗ на совместные занятия с остальными студентами в тренажерном зале. Используя индивидуальный подход, студентам с ограниченными возможностями здоровья подбираются посильные тренажеры.

Не менее важно вовлечение здоровых студентов в жизнь их однокурсников с нарушениями здоровья. Нередко, на занятиях физической культурой, есть студенты, временно освобожденные от занятий. Возможно привлечение их к занятиям физической культурой, организованным для студентов с нарушениями здоровья, в качестве помощников, судей, волонтёров. И наоборот, привлечения для судейства соревнований и помощи преподавателям в проведении занятий физической культурой студентов с ограниченным здоровьем. Такие занятия повышают осведомленность здоровых студентов об инвалидности, развивают терпимость и толерантность, формируют неравнодушное отношение к лицам с ОВЗ.

Существует реальная потребность в предоставлении молодым людям с нарушениями здоровья возможностей для занятий физической активностью вместе со своими здоровыми сверстниками, в тех же спортивных условиях, с использование тех же спортивных тренажеров, того же спортивного инвентаря. Занятия совместной физической активностью благотворно влияют на молодых людей с ОВЗ, способствуя их жизненной адаптации и социальной интеграции, формируя понимание своей нужности обществу.

Применение новых форматов занятий по физической культуре требует значительных изменений в подготовке преподавателей, владеющих специальными навыками для работы со студентами с ОВЗ, соответствующее медицинское сопровождение занятий, наличие необходимой инфраструктуры в высших учебных заведениях, наличие на вузовских спортивных объектах специальных устройств, оборудования и механизмов для лиц с нарушениями здоровья, что не является легкой задачей и требует определённых вложений.

Библиографический список.

1. Сунагатова Л.В., Марченкова У.А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов. // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 603607. [Электронный документ]. - URL https://moluch.ru/archive/47/5856/ (дата обращения: 07.10.2021).

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 г.

3. Евсеев. С.П. Адаптивная физическая культура в реабилитации и социальной адаптации инвалидов. // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф., СГАФКСТ (сб. науч. ст.) Ч. 1 / под общ. ред. Г. Н. Греца. - Смоленск: СГАФКСТ, 2010. -С. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.