Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №3
О . В . Якушева
Психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья
(кафедра «Физическое воспитание» МГТУ имени Н. Э. Баумана; e-mail: oksanayakusheva@mail.ru)
В статье раскрывается актуальность психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В новом тысячелетии наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья населения. В большинстве зарубежных стран и России неуклонно растет количество студентов с ограниченными возможностями здоровья, связанного с ухудшающейся экологией, высоким уровнем заболеваемости и травматизма. Поэтому для социальной адаптации, реабилитации и абилитации студентов с ОВЗ в системе высшего профессионального образования требуются новые идеи. В связи с этим особое значение в высших учебных заведениях отводится занятиям по адаптивной физической культуре. Методы данных занятий позволяют каждому студенту с ОВЗ реализовать творческий потенциал в социальной среде, достигнуть определённых высот и осуществить свои желания. Интеграция студентов с ОВЗ в условиях высшей школы требует знаний о психологических особенностях адаптации в социуме, создании условий для успешности личности с учетом индивидуальных особенностей. В статье акцентируется внимание на внедрении психологических методов, которые необходимо применять комплексно как до, так и в процессе проведения адаптивного физического воспитания. В заключении отмечается значимость совместной деятельности АФК с психофизической подготовкой, психологической поддержкой студентов с ОВЗ, что способствует: быстрому достижению поставленных задач, адаптации их в образовательной среде, осуществлению теоретических и практических навыков, поведенческих функций в социуме, бинарного воздействия на занятиях и в повседневной жизни.
Ключевые слова: адаптация; социальная адаптация; психологическое сопровождение; психологическое консультирование; адаптивная физическая культура (АФК); цель, задачи, функции, виды адаптивной культуры; лечебная физическая культура; психофизическая подготовка; музыкальная терапия.
В настоящее время необходимо констатировать тот факт, что в вузах России растет число студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), связанного с ухудшающейся экологией, высоким уровнем заболеваемости и травматизма . Проблема здоровья и социальной адаптации, реабилитации и абилитации молодежи в обществе является чрезвычайно актуальной . Ибо, по утверждению Н . М . Амосова, Ю . П . Лисицына . , Л . П . Матвеева, Г . Б . Мейксона, Ю . А . Копылова, Р . Е . Мотылянской, Э . Я . Каплата, О . К . Величко, И . Н . Оверченко, Ю . А . Орешкина и др . , уровень физического развития и физической подготовленности как студентов
образовательных организаций, так и взрослого населения снижается весьма заметными темпами .
Образование и образованность студентов в области адаптивной физической культуры, утверждает Р . Р . Магомедов, является базисным фактором их физического воспитания и воспитанности, физического развития и физической подготовленности с кульминацией этих процессов - формированием и сформированностью физической культуры личности [7, с . 5]. Ежегодно, по утверждению А . А . Водопьяновой, около 14% студентов, поступивших в вузы России, оказываются в специальной медицинской группе, на основании поставленных врачами диагнозов [2, с . 5]. Система высшего профессионального образования в новом столетии нуждается в новых идеях, обеспечивающих её устойчивое развитие . Для их становления и повышения жизненного тонуса в образовательных организациях проводятся занятия по адаптивной физической культуре .
Адаптивная физическая культура (АФК) - комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, нацеленных, прежде всего, на реабилитацию и адаптацию к стандартной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических преград, тормозящих ощущение полноценной жизни, а также препятствующих пониманию потребности своего личностного вклада в социальное развитие общества [2, с . 5]. АФК - вид общей физической культуры для лиц с ОВЗ . Основной целью данной дисциплины является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [7, с . 62]. Термин «адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 г . в стенах академии им . П . Ф . Лесгафта и рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры [5, с . 4]. По определению С . П . Евсеева, Л . В . Шап-ковой, адаптивная физическая культура - это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества, а также деятельность и её результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности [4, с . 7-8]. Методы АФК позволяют каждому человеку с ограниченными возможностями в социальной среде реализовать творческий потенциал, достигнуть определённых высот и осуществить свои желания
Из истории можно привести немало примеров, которые доказывают, что различные нарушения или ограничения здоровья не мешают волевым и целеустремленным людям достичь больших высот . Так, Франклин Рузвельт вновь стал ходить, благодаря вере в себя, не смотря на
полиомиелит [3, с . 13]. Теорией адаптивной физической культуры создается теоретико-методологическая база для осуществления действительного общего высшего образования в области физической культуры . Немецкий врач Х . Линдеман в XIX в . выделил основные критерии различия между лечебной физической культурой и адаптивной физической культурой, и адаптивным спортом . Ученый отмечал различия между лечебной гимнастикой и адаптивной физической культурой, и адаптивным спортом [9, с . 12]. Американский врач Р . Мак-Кензи в середине ХХ в . в своей практике сочетал физические упражнения лечебной направленности со спортивными нагрузками, что приводило к полному или частичному восстановлению трудоспособности у более половины обратившихся к нему клиентов . Ученым были заложены основы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые позволяют людям с ограниченными физическими возможностями становиться полноправными членами общества [9, с . 13]. Таким образом, интеграция студентов с ОВЗ в условиях высшей школы требует знаний о психологических особенностях адаптации в социуме .
Во многих странах мира нет единого стандартизованного подхода к понятиям «адаптивная физическая культура» (Adapted Physical Education) и «адаптивный спорт» . Выделяя общую особенность, характерную для данных понятий, отметим следующие концептуальные моменты . Во-первых, для обоих понятий схожим является единый предмет исследования -двигательная активность человека во всех его проявлениях . Во-вторых, субъектами исследования являются лица с нарушением здоровья . В-третьих, оба понятия включают в себя адаптивное физическое воспитание, интегрированное в окружающий социум [6, c . 17]. Цель адаптивной физической культуры - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [4, с . 14]. АФК вбирает в себя, как минимум, три значимых области знания: физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику. Все это приводит к различным трактовкам сущностных особенностей адаптивной физической культуры, а это, в свою очередь, предопределяет научные предпочтения и предшествующий опыт работы педагогов и ученых [10].
Э . О . Аксенова и С . П . Евсеев заявляют, что адаптивная физическая культура является не только повышением навыков физической подготовки, но и социализацией студента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, улучшением качества жизни личности, а также наполнение их существования новыми эмоциями, знакомствами и общением [1].
Рис. 1. Виды адаптивной физической культуры
Задачи адаптивной физической культуры делятся на две группы . Первую группу задач составляют коррекционные, компенсаторные, профилактические, которые следуют из особенностей, занимающихся (лиц с отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидов). Вторую группу составляют образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи, которые наиболее традиционны для физической культуры .
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер . К ним относятся: педагогические и социальные функции (См . Рис . 2) [11].
По определению Л . П . Матвеева, «функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности, в них раскрывается истинное содержание физической культуры . Являясь отражением её сущности, функции раскрывают не только двигательную сферу человека, но и все уровни его организации -анатомо-физиологический, психологический, социальный, мировоззренческий, личностный [7, с . 25]. Функции АФК, вытекая из сущности адаптивной физической культуры, отображают её структуру. Внедрение программы АФК во многих вузах России проходит примерно по одному сценарию. Программа «Адаптированная физическая культура» для студентов с ОВЗ направлена на восстановление, укрепление, поддержку здоровья, а также личностное развитие, самореализацию физических и духовных сил, в целях улучшения качества жизни, социализацию и интеграцию в общество .
Проанализировав материалы ведущих ученых по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что не в полной мере раскрыто взаимодействие психологического сопровождения и психофизической подготовки с методами АФК в работе со студентами с ОВЗ . Необходимо, на наш взгляд, акцентировать внимание на внедрение следующих
Функции адаптивной физической культуры
Педагогический функции Социальные функции
Коррекционно~ компенсаторная Лечебно-восстановительная гуманистическая
Профилактическая Профессионально-подготовительная социализирующая
- Образовательная Творческая интерактивная
Развивающая * Рекреативно -оздоровительная Коммуникативная
Воспитательная Гедоничеекая Зрелищная и эстетическая
Ценностно-ориентационная Спортивная и соревновательная
Рис.2. Функции адаптивной физической культуры
психологических методов: психологическое сопровождение и консультацию, психофизическую подготовку, музыкальную терапию.
Данные психологические методы необходимо применять комплексно как до, так и в процессе проведения АФК, для достижения комфортного состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при выполнении ими физических нагрузок .
На Рис . 3 мы отразили комплексное взаимодействие адаптивной физической культуры с психофизической подготовкой, психологической поддержкой и консультированием (далее - психологическое сопровождение) студентов с общими физическими заболеваниями . Работа по психологическому обеспечению учебного процесса с лицами, имеющими отклонения в развитии, описана И . В . Пятибратовой и М . К . Худышевой [8, с . 25]. Мы утверждаем, что взаимодействие адаптивной физической культуры с психофизической подготовкой и психологической поддержкой, дает положительный эффект, выраженный в комфортном состоянии студентов с ОВЗ и достигается следующими психологическими методами: аутотренингом, дыхательными упражнениями, тестированием, консультацией, самовнушением, аффирмацией, убеждением, установкой и музыкальной терапией.
Рис. 3. Взаимодействие адаптивной физической культуры с психофизической подготовкой и психологической поддержкой студентов
с ОВЗ
Практика показывает, что систематические занятия психофизической подготовкой, психологическим сопровождением, консультированием, занятиями музыкальной терапией, использование психологических тренингов, значительно расширяют спектр функциональных возможностей студентов с ОВЗ, повышают психофизический потенциал, развивают активность, внимание, волю и память, формируют самообладание и адекватную реакцию на раздражители . Всё это делается с целью адаптации психики студентов с ОВЗ к социуму, т.е . способности к позитивному переходу от уровня «приспособления» к уровню «восходящего равновесия» . Таким образом, соединение АФК с психофизической подготовкой, психологической поддержкой студентов с ОВЗ, способствует быстрому достижению поставленных задач, адаптации их в образовательной среде, совершенствованию теоретических и практических навыков, поведенческих функций в социуме .
Литература
1 . Аксенова О. Э., Евсеева С. П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Учебное пособие . М. : Советский спорт . 2004. 296 с .
2 . Водопьянова А. А. Адаптивная физическая культура для студентов ограниченными возможностями здоровья // Студенческий научный форум 2018 / Актуальные вопросы оздоровительно-реабилитационной физической культуры . URL: https://scienceforum. ru/2018/article/2018006839 (Дата обращения: 27.04.2021).
3 . Выдрин В. М. Методические проблемы теории физической культуры . // Теория и практика физической культуры . 2000, № 6 . С . 10-12 .
4. Евсеев Л. В. Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. М. : Советский спорт, 2000. 240с.
5 . Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура в России - становление, развитие, перспективы // Ученые записки университета имени П . Ф . Лесгаф-та. 2006, Т. 19. С. 15-21.
6. Евсеев С. П. Страницы истории адаптивной физической культуры в России . / Адаптивная физическая культура в России . 2009, № 4(40). С . 4-10 .
7. Литвина Г. А., Кульчицкий В.Е, Агеев А. В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации // Мир науки, культуры, образования. 2016, № 3(58). С. 61-63.
8 . Пятибратова И. В., Худышева М. К. Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии в МГТУ им . Н . Э . Баумана . // Живая психология . 2020, № 7(1). С . 59-63.
9. Развитие адаптационной физической культуры и адаптивного спорта за рубежом // Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры / Учебное пособие . Под общ. ред . Р . Р . Магомедова . Казань, 2017. C.11-29.
10. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры / Учебное пособие . Под общей редакцией Р . Р. Магомедова . Казань, 2017 476 с
11. Функции адаптивной физической культуры . [Электронный ресурс] URL: https://infopedia . su/1x43d2 . html (Дата обращения: 17.05.2021)
Сведения об авторе
Якушева Оксана Владимировна - преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Московского государственного технического университета (национальный исследовательский университет) имени Н. Э. Баумана. Email: oksanayakusheva@mail.ru
PYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABLED
o. v . yakusheva
The article reveals the relevance of psychological support for students with disabilities and disabled people. In the new millennium, there is a trend towards a deterioration in the health status of the population. In most foreign countries and Russia, the number of students with disabilities and people with disabilities is steadily growing due to the deteriorating environment, a high level of morbidity and injuries. Therefore, for the social adaptation, rehabilitation and habilitation of students with disabilities in the system of higher professional education, new searches for ideas are required. In this regard, classes in adaptive physical culture are of particular importance in higher educational institutions. The methods of these lessons allow each student with a disability in a social environment to realize their creative potential, reach certain heights and fulfill their desires. The integration of students with disabilities in a higher
school requires knowledge about the psychological characteristics of adaptation in society, the creation of conditions for the success of the individual, taking into account their individual characteristics. The work focuses on the introduction of psychological methods, which must be applied in a comprehensive manner, both before and in the process of conducting adaptive physical education. In conclusion, the importance of the joint activity of the AFK with psychophysical training, psychological support of students with disabilities is noted, which contributes to: the rapid achievement of the tasks set, their adaptation in the educational environment, the implementation of theoretical and practical skills, behavioral functions in society, binary influence in the classroom and in everyday life.
Keywords: adaptation; social adaptation; psychological support; psychological counseling; adaptive physical culture (AFC); purpose, tasks, functions, types of adaptive culture; therapeutic physical culture; psychological support for students; music therapy.
References
1 . Aksenova O . E ., Evseeva S . P . Technologies of physical culture and sports activity in adaptive physical culture . Textbook. Moscow: Soviet sport . 2004. 296 p . (In Russ .)
2 . Vodopyanova A . A. Adaptive physical culture for students with disabilities. Student Scientific Forum - 2018. Topical issues of health-improving and rehabilitation physical culture. URL: https://scienceforum. ru/2018/ article/2018006839 (Accessed 27.04.2021). (In Russ. )
3 . Vydrin V. M . Methodical problems of the theory of physical culture . Theory and practice of physical culture . 2000, vol .6 . pp . 10-12 . (In Russ .)
4 . Evseev L V . Shapkova L. V. Adaptive physical culture: Textbook. Moscow: Soviet sport, 2000. 240 p. (In Russ .)
5 . Evseev S . P . Adaptive physical culture in Russia - formation, development, prospects . Scientific notes of the University named after P . F . Lesgaft . 2006, vol . 19 . pp . 15-21. (In Russ. )
6 . Evseev S. P . Pages of the history of adaptive physical culture in Russia . Adaptive physical culture in Russia . 2009, vol .4(40). pp. 4-10. (In Russ .)
7 . Litvina G . A . , Kulchitsky V . E . , Ageev A . V . Adaptive physical culture as a means of physical rehabilitation and social adaptation . World of Science, Culture, Education. 2016. No .3(58) pp. 61-63. (In Russ. )
8. Pyatibratova I . V. , Khudysheva M . K. Health-saving and rehabilitation technologies in MSTU N. E. Bauman. Living psychology. 2020, vol. 7(1). pp .5963 (In Russ )
9 . Development of adaptive physical culture and adaptive sports abroad . Physical culture and sport with elements of adaptive physical culture . Ed . of R. R. Magomedov. Kazan, 2017. pp. 11-29. (In Russ. )
10 . Physical culture and sport with elements of adaptive physical culture . Ed . Magomedov R. R. Kazan, 2017. 476 p. (In Russ . )
11. Functions of adaptive physical culture . URL: https://infopedia . su/1x43d2 . html (Accessed 17.05.2021) (In Russ . )
About the Author
Yakusheva Oksana V.- Lecturer, Department of Physical Education, Moscow State Technical University (National Research University) named after N. E. Bauman, Moscow, Russia. E-mail: oksanayakusheva@mail.ru