Научная статья на тему 'РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДАМИ'

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Алена Алексеевна, Лукьянова Людмила Михайловна

Двигательная активность для здоровых детей - это всего лишь обычная потребность, которая реализуется повседневно. Для детей с ограниченными возможностями здоровья физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются наиболее эффективным средством, методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. В данной статье авторы рассматривают такое понятие как «адаптивная физическая культура», которая развивает двигательные и физические возможности, исправляет нарушения, улучшает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои общества. В статье также уделяется внимание появлению в процессе занятий адаптивной физической культурой у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, ведь для многих инвалидов и детей с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения и полноценные эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATION AND UPBRINGING OF CHILDREN WITH DISABILITIES AND PEOPLE WITH DISABILITIES

Motor activity for healthy children is just an ordinary need that is realized on a daily basis. For children with disabilities, physical exercises are vital, as they are the most effective means, method of physical, mental, and social adaptation at the same time. In this article, the authors consider such a concept as "adaptive physical culture", which develops motor and physical abilities, corrects disorders, improves health and promotes disabled people to other strata of society. The article also pays attention to the emergence in the process of adaptive physical education in children with disabilities of a conscious attitude to their strengths and confidence in them, because for many disabled people and children with developmental disabilities, adaptive physical culture is the only way to "break" a closed space, enter society, make friends, get the opportunity to communicate and full - fledged emotions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДАМИ»

УДК 796

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДАМИ

THE ROLE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATION AND UPBRINGING OF CHILDREN WITH DISABILITIES AND PEOPLE WITH DISABILITIES

Чернова Алена Алексеевна

студент

Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Chernova Alyona Alekseevna

student

Institute of russian language and lexicology Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of the physical culture Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. Двигательная активность для здоровых детей - это всего лишь обычная потребность, которая реализуется повседневно. Для детей с ограниченными возможностями здоровья физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются наиболее эффективным средством, методом одновременно физической, пси -хической, социальной адаптации. В данной статье авторы рассматривают такое понятие как «адаптивная физическая культура», которая развивает двигательные и физические возможности, исправляет нарушения, улучшает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои общества. В статье также уделяется внимание появлению в процессе занятий адаптивной физической культурой у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, ведь для многих инвалидов и детей с ограниченными возможностями в развитии адап-тивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения и полноценные эмоции.

Abstract. Motor activity for healthy children is just an ordinary need that is realized on a daily basis. For children with disabilities, physical exercises are vital, as they are the most effective means, method of physical, mental, and social adaptation at the same time. In this article, the

authors consider such a concept as "adaptive physical culture", which develops motor and physical abilities, corrects disorders, improves health and promotes disabled people to other strata of society. The article also pays attention to the emergence in the process of adaptive physical education in children with disabilities of a conscious attitude to their strengths and confidence in them, because for many disabled people and children with developmental disabilities, adaptive physical culture is the only way to "break" a closed space, enter society, make friends, get the opportunity to communicate and full-fledged emotions.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья; адаптивная физическая культура; социальная интеграция, двигательная активность; физические наг -рузки, физическое и психическое развитие, медицинская реабилитация

Keywords: persons with disabilities; adaptive physical culture; social integration; motor activity; physical activity; physical and mental development; medical rehabilitation

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2022 года в России зарегистрировано 11,3 млн. граждан, имеющих инвалидность. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.

В Декларации ООН о правах инвалидов сказано, что «инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства независимо от происхождения, характера и серьезности увечий... имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение, на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции».

Развивающиеся патологические процессы, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма детей с ОВЗ, с другой же -вызывают у них комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью и изолированностью, а зачастую и антисоциональными установками. Создание наиболее оптимальных условий для социальной интеграции жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, а также успешного лечения, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции таких людей в общество относится сегодня к числу первостепенных государственных задач.

Особенные дети большую часть своего времени проводят в образовательной организации, поэтому очень важен правильный подход в организации учебно-воспитательной деятельности. Повышение двигательной активности оказывает существенное воздействие на совершенствование процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Физическая культура и спортивные занятия, как наиболее способы двигательной деятельности, формируют самодостаточную и гармоничную личность, развивают его физически и духовно, обогащая его эмоцио-

нально, разряжая его напряженность, уводя его от проблем, переключая внимание на другие ценности, повышают престижность человека, его социальный статус в обществе, ставя лиц с ОВЗ в один ряд, а то и выше остальных членов общества, не имеющих серьезных нарушений здоровья [1, с. 603].

Воспитание и обучение лиц с ОВЗ - это очень сложный, зависящий от мно-жества различных факторов, процесс, для осуществления которого необходимо наличие специальных средств и методов. Одним из таких является адаптивная физическая культура, которая включает в себя физические упражнения, а также соревновательную и игровую деятельность наиболее подходящие для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура - это область физической культуры для людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, с целью развития позитивных мор-фофункциональных сдвигов в организме человека (формирование необходимых двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма) [2].

Целью адаптивной физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации.

Отклонения в некоторых физических или психических функциях организма обучающихся с ОВЗ затрудняют освоение образовательных программ, поэтому такая категория детей нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Адаптивное физическое воспитание выступает неотъемлемым элементом общей системы учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Его целью считают адаптацию лиц с функциональными ограничениями к окружающей среде и социуму.

Для этого ставятся следующий комплекс взаимосвязанных задач:

- укреплять здоровья и благоприятствовать нормальному физическому развитию организма;

- формировать жизненно необходимые умения и навыки;

- развивать моторику организма;

- воспитывать желания и умения заниматься физическими упражнениями самостоятельно;

- воспитывать морально-волевые качества личности;

- уменьшить противоречия между потребностями человека с ОВЗ и психофизическими возможностями его организма [3, с. 428].

Достижение всех перечисленных задач способствует развитию двигательной активности у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и адаптации человека в окружающем социуме.

Педагогам следует обратить особое внимание на индивидуальный подход в организации образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ, выбор методических приемов, в зависимости от тяжести дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, а также возраста, физического и психического раз-

вития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опорно-двигательного аппарата, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и тому подобное.

Существуют достаточно разнообразные формы работы на занятиях физкуль-туры: систематические, индивидуальные и игровые. При развитии физических качеств и двигательных способностей рекомендуется:

- сочетание различных физических упражнений: стандартных, упрощенных и усложненных, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих и другие;

- вариативность техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, направления, амплитуды и тому подобное;

- разнообразие вербальных и невербальных методов и методических приемов, словесных, наглядных способов воздействия, музыки, внушения и тому подобное.

Наиболее эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей и эмоционально-волевой и психической сферы обучающихся с ОВЗ, является игровой метод. Именно игра имеет огромное значе-ние в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Психологической основой игры является преобладание у ребенка эмоциональных переживаний, свобода их выражения, искренний смех, восторг, то есть та эмоциональная сущность ребенка, которая выражается как в физической, так и в психической сфере.

Для большей адаптации обучающихся на занятиях по физической культуре целесообразно использовать различные подвижные игры с разной преимущественной направленностью, степенью интенсивности, игры на развитие познавательных спо-собностей и психических функций:

- подвижные игры с ходьбой, бегом и прыжками;

- подвижные игры с лазаньем, ползаньем, перелезанием;

- подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;

- подвижные игры с различными предметами;

- развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей;

- развитие координационных способностей;

- подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функций зрительного восприятия;

- подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действенные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным признакам.

Одним из любимых занятий учащихся с ОВЗ в школе является фитбол-гимнас-тика - это специальная гимнастика на надувных мячах разного диаметра. Такие упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями здоровья, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, суставов и связок, а также улучшению кровообращения и обмена веществ. Также такие физические нагрузки связаны с мыслительной деятельностью, эмоциями, укрепляют волю, тем самым, влияя на развитие личности. Подобные регулярные тренировки здоровья не только способствуют оздоровлению организма

школьников с ОВЗ, но и чрезвычайно благотворно воздействуют на психику, помогают увереннее чувствовать себя в обществе. Групповые же формы оздорови-тельной адаптивной физкультуры, такие как: массовые спортивные мероприятия, спортивные игры, ближний туризм применимы в период заключительного этапа выздоровления пациента и должны использоваться не столько с лечебной и реа-билитационной целью, сколько с профилактической [4].

При организации занятий физкультуры программа нагрузок имеет упрощенный вид для сложно координационных упражнений. Такие практически упражнения не используются в работе с особыми детьми в силу их умственных способностей, так как такие дети просто не смогут выполнить данные упражнения, либо будут выполнять их неправильно, что может впоследствии привести к травматизму.

Занятия по адаптивной физкультуре строятся с учетом состояния здоровья и физического развития обучающегося. Учитель должен хорошо знать данные врачебного контроля, медицинских осмотров, а также состояние учащегося на каждом уроке. Учитель адаптивной физической культуры может решить, стоящие перед ним, задачи только в том случае, если будет вести занятия со строгим учетом структуры дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и недостатков. [5, с. 4].

На самом деле адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

Так, с помощью занятий адаптивной физической культурой можно адапти-ровать обучающихся к умеренным нагрузкам и, при этом, улучшить их психическое состояние. Адаптивная физическая культура играет огромную роль в структуре реабилитационных и коррекционных мероприятий, так как по специфике действия

влияет не только на физическое и психическое состояние человека, но и на расши-

В и ^ ■ ^ ^

процессе занятий адаптивной физической культурой у детей с ОВЗ появляется осознанное отношение к своим силам и уверенности в них, возни-кает потребность в систематических занятиях физической культурой и даже в ведении здорового образа жизни. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, дети с нарушением зрения начинают уверенно ориентироваться в прост-ранстве, дети с тяжелыми последствиями того или иного заболевания или травмы, впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалид-ной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта. Достаточно вспомнить такие имена, как: Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Ольга Скороходова и многие другие. А ведь первой ступенью на пути этих и других людей является адаптивная физическая культура, позволяющая

приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

Литература

1. Синагатова Л. В., Марченко У. А. Влияние адаптивной физической культуры и спорта на социальную адаптацию лиц с ОВЗ// Молодой ученый. 2019. №1. С. 602-606. URL https://moluch.ru/archive/56/5126/ (дата обращения 20.09.2019).

2. Черкасова К. М., Березовская О. Е., Проскурина Е. Ф. Адаптивная физическая культура // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 291-293.

3. Межман И. Ф., Мухина Н. В. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры // Молодой ученый. 2018. № 8. С. 427-429. URL https://moluch.ru/archive/ 89/19116/ (дата обращения 21.09.2019).

4. Войтус Л. В., Войтус Н. Г. Особенности организации занятий АФК для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, обучающихся на дому // Теоре-тические и практические проблемы физической культуры и спорта: пути развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию факультета физической культуры и спорта БГПУ. (г. Благовещенск, 08 ноября 2018 года). Благовещенск : Благовещенский государственный педагогический университет, 2018. С. 87-92.

References

1. Sinagatova L. V., Marchenko U. A. Vliyanie adaptivnoy fizicheskoy kul'tury i sporta na sotsial'nuyu adaptatsiyu lits s OVZ [The influence of adaptive physical culture and sports on the social adaptation of persons with disabilities]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2019, no. 1, pp. 602-606. Available at: https://moluch.ru/archive/56/5126/ (accessed 20.09.2019).

2. Cherkasova K. M., Berezovskaya O. E., Proskurina E. F. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. Pedagogika i psikhologiya: aktual'nye voprosy teorii i praktiki -Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice, 2017, no. 1 (10), pp. 291-293.

3. Mezhman I. F., Mukhina N. V. Aktual'nye voprosy adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Actual issues of adaptive physical culture]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2018, no. 8, pp. 427-429. Available at: https://moluch.ru/archive/89/19116/ (accessed 21.09.2019).

Voitus L. V., Voitus N. G. [Features of the organization of AFC classes for children with severe and multiple developmental disabilities, home-schooled]. Teoreticheskie i prakticheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: puti razvitiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchas-tiem, posvyashchennoy 65-letiyu fakul'teta fizicheskoy kul'tury i sporta BGPU. (g. Bla-goveshchensk, 08 noyabrya 2018 g.) [Theoretical and practical problems of physical culture and sports: ways of development. Materials of the All-Russian scientific and Practical conference with international participation dedicated to the 65th anniversary of the Faculty of Physical Culture and Sports of BSPU. (Blagoveshchensk, November 08, 2018)]. Blagoveshchensk, Blagoveshchensk State Pedagogical University Publ., 2018, pp. 8792. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.