УДК 376.1:796.5 ББК 74.3 С 69
Ю.А. Джаубаев
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]
Ф.Д. Джирикова
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]
Р.С. Джириков
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]
О.В. Мащенко
Преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]
Ю.В. Бессарабова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОГО ТУРИЗМА
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматриваются основные положения организации работы по социальной адаптации студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами адаптивного туризма. Данные педагогического эксперимента позволяют сделать вывод, что использование разработанной модели, программы и следование выявленным педагогическим условиям позволяют значительно повысить эффективность проводимой в вузе работы по адаптивному туризму со студентами с ОВЗ и способствуют успешности процесса их социальной адаптации и, как следствие, личностной и профессиональной социализации.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, социальная адапатция, адаптивный туризм, профессиональная подготовка студентов в вузе.
Yu.A. Dzhaubaev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Physical Culture, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
F.D. Dzhirikova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
R.S. Dzhirikov
Senior Teacher of Department of Physical Training, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
O.V. Maschenko
Teacher of Department of Physical Training, Karachay-Cherkess State
University; E-mail: [email protected]
Yu.V. Bessarabova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical
Training, Kuban State University; E-mail: [email protected]
SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH A PHYSICAL CONDITION BY MEANS OF ADAPTIVE TOURISM
Abstract. The paper discusses basic provisions of the organization of work at higher education institution on social adaptation of students with a physical condition by means of adaptive tourism. Data of a pedagogical experiment allow us to draw a conclusion that use of the developed model, program and pursuing the revealed pedagogical conditions make it possible to considerably increase efficiency of the work on adaptive tourism with students with a physical condition and promote success of process of their social adaptation and, as a result, personal and professional socialization.
Keywords: students with a physical condition, a social adaptation, adaptive tourism, vocational training of students in higher education institution.
В настоящее время социальная адаптации молодёжи к изменяющимся условиям жизнедеятельности является одной из актуальных психолого-педагогических проблем [1]. Одной из значимых задач высшей школы становится повышение качества жизни и содействие социальной адаптации студентов с проблемами здоровья, а использование возможностей адаптивного туризма может стать эффективным средством для полноценной личностной и профессиональной самореализации.
Различные аспекты адаптации молодёжи рассмотрены в ряде психологических (А.А. Алдаше-ва, М.Я. Басова, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова,
A.А. Реан, А.Г. Маклаков и др.), педагогических (О.Ф. Алексеева,
B.Г. Асеев, И.А. Баева, С.А. Егорова и др.) работ, а также в научных трудах в области физической культуры и спорта (О.Э. Аксёнова, С.Н. Беги-дова и др.) и адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, В.С. Дмитриев и др.). Анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что социальная адаптация студента вуза является интегративным понятием, включающим в себя сложившиеся
в науке и практике представления о возможностях приспособления обучающегося к особенностям профессионального обучения в вузе.
В ряде научных работ показано, что успешность адаптации студентов с ограниченным состоянием здоровья (ОВЗ) к обучению в вузе определяется состоянием их здоровья и способами организации жизнедеятельности. Арсенал имеющихся средств физической культуры и спорта до сих пор остается невостребованным в организации здорового образа жизни, профилактике заболеваний, повышении физической и умственной работоспособности. Несмотря на наличие большого количества концепций и технологий профессионального обучения и воспитания, вопросам социальной адаптации студентов к обучению в вузе на основе использования средств физической культуры уделено недостаточно внимания.
Адаптивный туризм является разновидностью адаптивной физической культуры. Он является видом менее экстремальным (по отношению к туризму в целом) и позволяет студентам с ОВЗ решать социальные, личностные и
профессиональные проблемы посредством включения их в активную туристскую деятельность, выполняющую функцию физической рекреации. Использование средств адаптивного туризма рассматривается нами как условие успешной социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Сопряжённость средств адаптивной физической культуры и адаптивного туризма очевидна, поскольку в качестве основных средств оздоровления используются физические упражнения, гигиенические средства и природные факторы [2].
Активное включение студента с ОВЗ в социокультурную и профессиональную среду вуза с использованием средств адаптивного туризма увеличивает его коммуникативные возможности и расширяет рамки жизненного пространства. Занятия адаптивным туризмом позволяют студентом развивать свои компенсаторные возможности и адекватно их оценить, пересмотреть отношение к своим ограничениям. Студент из опекаемого становится активным субъектом туристско-рекреацион-ной деятельности, что содействует процессу его «социального закаливания» [3].
В исследовании в качестве базового был избран средовый подход, позволяющий решать проблему адаптации студентов посредством создания в вузе физкультурно-спор-тивной и рекреационной среды, способствующей эффективной социализации студентов и активному отдыху и включению их в профессиональное сообщество. В ходе исследования установлено, что социальная адаптация студентов с ОВЗ средствами адаптивного туризма включает в себя:
- организацию доступной двигательной активности;
- развитие специфичной коммуникативной среды;
- формирование адаптационного потенциала личности.
Ряд исследователей критерии адаптации классифицирует на следующие группы:
1. По уровню сформированности компонентов адаптации (признаки: надобность, обстановка, потенциал).
2. По характеру и динамике развития личности: развитие по всем направлениям личности, повышенная мотивация на развитие, отрицания невозможного.
3. По результативности деятельности: увеличение количества участников к общему количеству определённого контингента, участвующих в исследовании.
В структуре критериев оценки социальной адаптации следующие показатели:
- внешние (адекватность поведения, компетентность, эффективность);
- внутренние (самовыражение, сохранение энергопотенциала, самоактуализация) [4-6].
В контексте ислледования в качестве критериев оценки успешности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного туризма были определены:
- наличие у студента индивидуального маршрута по дисциплине «Физическая культура и спорт»;
- коммуникативность в образовательной среде вуза и группы;
- позитивная динамика развития двигательного потенциала (физические качества);
- развитие морально-волевых качеств личности;
- мотивационные установки на совершенствование двигательных возможностей и физического здоровья;
- уменьшение количества студентов из группы с риском «Б»;
- увеличение количества мероприятий, в которых эта категория студентов может принимать участие.
Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья, её механизмы обусловлены
целенаправленными регулятивами. В нашем исследовании мы руководствуемся двумя подходами, способствующими социальной адаптации студентов с проблемами здоровья, один подход раскрывает механизмы развития личностного потенциала социальной адаптации, а другой подход оптимизирует способы выбора средств, методов и форм успешной адаптации в социокультурном пространстве вуза и социума и в профессиональном сообществе.
Рассматривая средства адаптивного туризма как ключевые ориентиры для социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить особенности организации работы с такой категорией студентов. Эти особенности реализуются в следующих функциях, направленных на оптимизацию социальной адаптации студентов с ОВЗ: социокультурной, компенсаторно-коррекционной и социально-психологической.
Покольку характерные особенности студентов с ОВЗ проявляются в психосоматических и физических нарушениях, то при организации их оптимальной социальной адаптации средствами адаптивного туризма необходимо предусмотреть возможность соответствующего социально-психологического сопровождения.
По нашему мнению, социально-психологическое сопровождение социальной адаптации может стать эффективным средством социализации студентов и окажет помощь в выборе рациональной жизнедеятельности, активизируя коммуникативные механизмы взаимоотношений в студенческой группе и с представителями профессионального сообщества.
Разработанная модель социальной адаптации студентов с ОВЗ в вузе средствами адаптивного туризма содержит следующие блоки: цели и задачи, мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный, рефлексивный, корреционный, которые
взаимосвязаны между собой и соподчинены. Модель отражает особенности реализации этапов социальной адаптации студентов: пропедевтический, организационный, процессуальный и оценочно-рефлексивный.
Содержание опытно-экспериментальной работы реализовывалось посредством внедренной программы по социальной адаптации студентов с ОВЗ, которая отражает систему разнообразных форм, средств и методов организации работы по адаптивному туризму.
В ходе экспериментальной работы установлено, что эффективность процесса социальной адаптации студентов с ОВЗ в вузе средствами адаптивного туризма обеспечивается реализацией комплекса следующих педагогических условий:
- организации продуктивного педагогического взаимодействия преподавателей физической культуры, тренеров, кураторов студенческих групп, специалистов медицинских и психологических служб вуза в процессе социальной адаптации студентов с ОВЗ;
- реализации программы по адаптивному туризму для студентов с ОВЗ и разработку её методического обеспечения;
- организации социального партнёрства с учреждениями системы дополнительного образования спортивной направленности по адаптивному туризму для студентов с ОВЗ;
- учета индивидуальных особенностей, психофизических возможностей интересов и потребностей студентов,
- создания комфортной обстановки, доброжелательной атмосферы в процессе учебной деятельности и секционной работе по адаптивному туризму;
- осуществления комплесного педагогического, медицинского и социально-психологического контроля;
- анализа, рефлексии и коррекции процесса социальной адаптации студентов с ОВЗ.
Проведённый на базе Карачаево-Черкесского и Кубанского государственных университетов в 2015-2018 гг. педагогический эксперимент показал, что реализация разработанной модели и программы с учётом выявленных функций адаптивного туризма и педагогических условий позволяет значительно повысить эффективность проводимой в вузе физкуль-турно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности со студентами с ОВЗ, способствует успешности процесса их социальной адаптации, общей и профессиональной социализации. Это проявляется в позитивной динамике развития показателей отношения студентов к
физкультурно-спортивной, профессиональной деятельности, процессу самореализации, самовоспитания и самосовершенствования; развития ряда личностно и социально значимых качеств будущего специалиста: толерантности, эмпатии, оптимизма, формирования позитивного морально-психологического климата в студенческой среде.
Проведенное исследование не позволило полностью решить комплекс проблем, связанных с социальной адаптацией студентов с ОВЗ, анализ полученных результатов позволил наметить перспективы использования средств адаптивного туризма в работе со студентами с ОВЗ в вузе.
Примечания:
1. Дёмкина Е.В. Ментальные характеристики современного российского студенчества. Новосибирск, 2013.
2. Джирикова Ф.Д., Халамлиев М.И. Образовательный туризм в структуре профессиональной компетентности бакалавра туризма // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 2 (198). С. 118-123.
3. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 4(146). С. 22-27.
4. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2015. Вып. 4(169). С. 94-99.
5. Balissander О. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots // International journal of physical education. 1987. № 3. P. 29-31.
6. Петьков В.А., Бессарабова Ю.В. Технология физического воспитания студентов с ограниченными возможностями и инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 139-141.
References:
1. Demkina E.V. Mental characteristics of modern Russian students. Novosibirsk, 2013.
2. Dzhirikova F.D., Khalamliev M.I. Educational tourism in the structure of professional competence of the bachelor of tourism // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 2 (198). P. 118-123.
3. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. Recreational environment as a means of formation of readiness of students with disabilities to vital activity // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4 (146). P. 22-27.
4. Technology of design of recreational and health improving activities in an educational institution / Yu.A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. Lundin [et al.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.
5. Balissander O. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots // International journal of physical education. 1987. No. 3. P. 29-31.
6. Petkov V.A., Bessarabova Yu.V. Technology of physical education of students with disabilities and handicapped people // Theory and practice of social development. 2015. No. 5. P. 139-141.