УДК 796.011.3
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Анатолий Андреевич Эльгайтаров, кандидат педагогических наук, доцент, Сабират Сайпудиновна Енокаева, кандидат педагогических наук, доцент, Кулистан Хаджи-
Даутовна Батчаева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация
Актуальность материалов статьи обусловлена поиском современных перспективных подходов к организации работы по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель исследования заключалась в определении, научном обосновании и апробации принципов проектирования и условий реализации образовательных и коррекционных технологий в адаптивной физической культуре студентов вузов. В качестве методов исследования использовались: системный анализ, анализ практики педагогического конструирования, контент-анализ текстов научных работ, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В контексте требований стандарта ФГОС 3+ осуществлялась разработка содержания дисциплины «Физическая культура и спорт» и индивидуальных маршрутов обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Учебный процесс реализовывался с учётом интересов, потребностей, мотивов, состояния здоровья и уровня доступности двигательных действий для студентов с ОВЗ. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту включали в себя компоненты содержания адаптивной физической культуры и реализовывались с учётом особенностей состояния здоровья студентов и образовательных возможностей технологий адаптивного физического воспитания.
Ключевые слова: образовательные технологии, адаптивное физическое воспитание, оздоровительно-рекреационная деятельность, принципы проектирования образовательных технологий.
PRINCIPLES OF DESIGNING AND CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF LEARNING TECHNOLOGIES IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF
STUDENTS
Anatoly Andreevich Elgaitarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sabirat Saipudinovna Enokaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kulistan Kha-dzhi-Dautovna Batchaeva, senior teacher, Karachay-Cherkess state University, Karachaevsk; Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban state University, Krasnodar
Annotation
The relevance of the article is due to the search for modern promising approaches to the organization of work on physical education with students with disabilities (HIA). The purpose of the study was to determine, scientifically substantiate and test the design principles and conditions for the implementation of educational and correctional technologies in adaptive physical education of university students. As research methods there were used: the system analysis, analysis of the practice of pedagogical design, content analysis of texts of scientific articles, observation, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. In the context of the requirements of the GEF 3+ standard, the contents of the discipline "Physical Culture and Sports" and individual training routes for the students with disabilities were developed. The educational process was implemented taking into account the interests, needs, motives, health status and the level of accessibility of the motor actions for the students with disabilities. Elective disciplines in the physical culture and sport included components of the content of the adaptive physical culture and were implemented taking into account the characteristics of the students' health status and the educational capabilities of adaptive physical education technologies.
Keywords: educational technologies, adaptive physical education, recreational activities, principles of educational technologies design.
ВВЕДЕНИЕ
Возросшие требования государства к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов ориентируют преподавателей вузов на формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, овладение студентами опытом профессиональной деятельности, являющиеся в совокупности основой для успешной самореализации личности в социуме и профессии. Процессы гуманизации высшего образования актуализируют поиски личностно-ориентированных подходов в работе со студентами с особыми образовательными потребностями - ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализ литературы показал, что на сегодняшний день нет чётко сформулированных классификаций многочисленных физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в сфере адаптивной физической культуры. В этой связи особый интерес представляют исследования, связанные с изучением возможности использования технологического подхода в работе с такой категорией студентов, определением принципов проектирования и условий реализации образовательных и коррекционно-развивающих технологий в сфере адаптивной физической культуры.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования заключалась в определении, научном обосновании и апробации принципов проектирования образовательных и коррекционно-развивающих технологий в адаптивной физической культуре студентов с ограниченными возможностями здоровья.
В исследовании проведённом в 2017-2019 учебных годах принимали участие студенты с проблемами здоровья группы «Б» Кубанского и Карачаево-Черкесского государственных университетов, всех направлений профессиональной подготовки в количестве - 176 чел., разделённых на две группы - контрольную и экспериментальную. В контексте требований стандарта ФГОС 3+ осуществлялась разработка индивидуальных маршрутов обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт» реализовывался с учётом их интересов, потребностей, мотивов, состояния здоровья и уровня доступности двигательных действий. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту включали в себя компоненты содержания адаптивной физической культуры и реализовывались с учётом особенностей состояния здоровья студентов и педагогических возможностей образовательных технологий в процессе адаптивного физического воспитания. Особое внимание было уделено исследованию педагогического потенциала технологии индивидуально-развивающего обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование особенностей организации процесса физического воспитания студентов с ОВЗ на основе использования средств адаптивной физической культуры позволило сделать заключение, что эффективность этого процесса может быть значительно улучшена посредством использования потенциала современных образовательных, личностно-развивающих и коррекционных технологий. Анализ литературы и сложившейся образовательной практики позволили определить принципы проектирования технологий адаптивной физической культуры в образовательном процессе вуза:
- системности, раскрывающий особенности построения и реализации технологии, в условиях образовательной системы вуза;
- воспроизводимости, предполагающий возможность использования технологии в широкой практике физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы в образовательных организациях различного типа и с различными категориями обучающихся;
- самоорганизации и саморегуляции субъектов адаптивной физической культуры;
- адаптации средств адаптивной физической культуры к индивидуальным особенностям личности студента его физическим и познавательным возможностям;
- принцип адекватности учебной-познавательной информации, создающий благоприятные условия для личностного и профессионального саморазвития;
- принцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания, реализуемый на основе учёта уровня развития двигательных возможностей студента [1].
Результаты анализа опытно-экспериментальной работы позволили прийти к заключению, что выявленные и сформулированные принципы могут быть успешно реализованы при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- учёта особенностей личностно и коррекционно-развивающего потенциала учебно-воспитательной среды вуза;
- определения содержания процесса адаптивного физического воспитания студентов с ОВЗ в вузе;
- построение индивидуальных маршрутов обучения студентов с ОВЗ на основе познавательных и культурных ценностей адаптивной физической культуры;
- выявления специфичных форм и методов организации физического воспитания и самостоятельной работы студентов с ОВЗ в вузе;
- обеспечения методической готовности преподавателей физической культуры вуза к эффективной реализации средств адаптивной физической культуры в работе со студентами с ОВЗ.
В ходе исследования нами было установлено, что процесс проектирования образовательной технологии предполагает конструирование преподавателем содержания учебной дисциплины, выбор соответствующих форм, методов и приёмов организации учебного процесса. Процесс проектирования образовательной технологии и её использование в адаптивной физической культуре целесообразно осуществлять на пяти уровнях: стратегическом; предметном; модульном; учебного занятия. Реализация этого вида технологии может быть эффективна, если учитывается уровни готовности студентов с ОВЗ к обучению, которые включает в себя:
- уровень первоначальной мотивации к оздоровительно-рекреационной и коррекционно-развивающей деятельности;
- уровень ознакомления и овладения методиками самоорганизации физкультурно-рекреационной и коррекционно-развивающей деятельности;
- уровень диагностики и самооценки сформированности готовности студентов к преодолению трудностей в экстремальных ситуациях;
- уровень рефлексии;
- уровень коррекции.
В качестве показателей эффективности опытно-экспериментальной работы нами были определены: комфортность обучения в вузе, физическая подготовленность, готовность студентов к самоорганизации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Анализ показателей комфортности обучения студентов с ОВЗ в вузе позволил сделать вывод о значительном снижении проявления личностной (на 14,2%) и ситуационной тревожности (на 15,1%) в процессе реализации технологий в работе со студентами экспериментальной группы. В контрольной группе было зафиксировано снижение личностной (на 5,1%) и ситуационной тревожности (на 4,9%).
Анализ результатов физической подготовленности студентов с ОВЗ за период исследования показал достоверные позитивные изменения в шести из десяти тестовых заданий и увеличение показателей функциональной подготовленности (пятипроцентный уровень значимости) у студентов экспериментальной группы.
Установлено, что готовность к самоорганизации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности этой категории студентов не всегда является успешной, поэтому использование средств адаптивной физической культуры было нацелено на обеспечение их готовности к обучению в вузе. Уровни сформированности готовности студентов с ОВЗ к самоорганизации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели готовности студентов с ОВЗ к самоорганизации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности в %_
Готовность к самоорганизации физкультурно- Уровни сформированности в %
Низкий Средний Высокий
Э.Г. К.Г. Э.Г. К.Г. Э.Г. К. Г.
до эксперимента 68,9 69,2 16,6 16,5 14,5 14,3
после эксперимента 11,0 55,2 61,1 29,7 27,9 15,1
Данные таблицы свидетельствуют о более значительном увеличении уровневых показателей сформированности готовности студентов с ОВЗ экспериментальной группы к самоорганизации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности по сравнению с показателями студентов контрольной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что в ходе педагогического эксперимента доказана эффективность предложенного авторами подхода к проектированию образовательных и коррекционно-развивающих технологий в физическом воспитании студентов с ОВЗ, построенного на основе разработанных принципов и организационно-педагогических условий их реализации. Выявленный образовательно-развивающий потенциал этих технологий позволил определить перспективные направления их внедрения в широкую педагогическую практику организации физического воспитания студентов вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джаубаев, Ю.А. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2015. - № 4 (169). - С. 94-99.
2. Петьков, В.А. Технология физического воспитания студентов с ограниченными возможностями и инвалидов / В.А. Петьков, Ю.В. Бессарабова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 5. - С. 139-141.
3. Садовников, Е.С. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий / Е.С. Садовников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 7 (101). - С. 121-127.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Се-левко. - М. : Народное образование, 1998. - 215 с.
REFERENCES
1. Dzhaubaev, Yu.A., Balba, R.V., and Petkov, V.A. (2015), "Technology for designing recreational activities in an educational institution", Bulletin of the Adygea State University. Series 3, No. 4, (169), рр. 94-99.
2. Petkov, V.A. and Bessarabova, Yu.V. (2015), "Technology of physical education of students with disabilities and disabled", Theory and practice of social development, No. 5, рр.139-141.
3. Sadovnikov, E.S. (2013), "Systemic mechanisms for the design of fitness technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (101), рр. 121-127.
4. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies: textbook, Public education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2019