Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №3
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
О . В . Гукаленко, О . В . Китикарь, Мэй ЮйХАНЬ (КНР) теоретические аспекты организации региональной системы непрерывного педагогического образования в цифровой образовательной среде
(Институт стратегии развития образования РАО, аспирантура факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
Российская система профессиональной подготовки педагогов на современном этапе перестала в полной мере удовлетворять запросы государства и общества, связанные с изменением формата и форм взаимодействия учеников с педагогами, глобальной цифровизацией и расширением открытости образовательного пространства. Система педагогического образования в Российской Федерации является многоступенчатой и построена на основе учета традиционных принципов и подходов к данному процессу. Однако, на современном этапе наблюдается цифровая трансформация общества, а также усиливается тенденция к поддержанию региональных особенностей и учёту местных кадровых потребностей, что предполагает создание обновленной региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды. В статье представлен взгляд на решение проблемы определения теоретических основ формирования и развития такой системы на базе инновационных методологических подходов и принципов проектирования содержания образования педагогов в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Выявлены и обоснованы теоретические аспекты сетевого взаимодействия и взаимовлияния субъектов региональной системы непрерывного педагогического образования с учетом специфики использования цифровых технологий и ресурсов и особенностей развития регионов.
Ключевые слова: региональная система педагогического образования; цифровая образовательная среда; теоретические подходы и принципы; непрерывная подготовка педагогов.
Система педагогического образования в России претерпевает существенные изменения, связанные не только с возрастающими требованиями государства и общества к качеству подготовки педагогов, но и со стремительно меняющимися условиями организации мирового и отечественного образовательного пространства . Масштабное развитие науки
и техники, активное формирование цифровой образовательной среды, изменение в связи с этим роли и функций субъектов образовательного пространства и его открытости оказывают значительное влияние на формирование российской стратегии развития государства, основанной на ценности человеческого капитала . Именно развитие личности является одной из основных задач образования, направленных на повышение конкурентоспособности страны в сфере экономики, производства и технологий [5].
В этих условиях фигура педагога в последнее время неизменно находится в центре обсуждения не только государства, общественности, родителей, но и педагогических сообществ . На научных и общественных площадках организуются дебаты по проблеме основных функций педагога, его необходимых компетенций, определения его роли в образовательном процессе, объема и уровня владения им цифровыми технологиями и ресурсами . В этом контексте обсуждаются также и вопросы процедур оценивания как образовательных результатов студентов педагогических вузов, так и результатов педагогической деятельности в рамках организации непрерывной системы педагогического образования в новых условиях цифровой трансформации общества . Кроме этого, остро стоит вопрос удовлетворения потребностей регионов - субъектов Российской Федерации в организации системы подготовки педагогов на основе учета этнических, национальных, культурных, языковых, демографических особенностей, уровня социально-экономического развития и географического расположения . При этом, важным условием выступает необходимость обеспечения непрерывного профессионального роста педагогических кадров в системе педагогического образования в едином образовательном пространстве России .
Актуальность поиска новых теоретико-методологических ориентиров при построении региональной системы педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды подкреплена результатами научных исследований [3; 4; 6] и требованиями практического опыта работы российских педагогов
Цифровые технологии являются инструментом взаимодействия субъектов образовательного процесса, они дают новые возможности обмена опытом в мире, где каждый человек имеет свою индивидуальность и свои взгляды . Необходимо помнить, что педагог или обучающийся, производя что-то в цифровой среде, навсегда оставляет «сетевой след» . Это накладывает особенную ответственность на государство в подготовке педагогических кадров [1].
Нормативно-правовой основой организации системы непрерывного педагогического образования является Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ряд подзаконных актов федерального уровня . Вместе с тем, регионам на конституциональном и законодательном уровнях
предоставлено право активного участия в развитии цифровой образовательной среды и формировании содержания педагогического образования, а также требований к качеству результатов подготовки педагогов .
Формирование цифровой образовательной среды в регионах происходит под воздействием следующих факторов: глобальное и масштабное «разрастание» сети Интернет, распространение цифровых технологий, оказывающих существенное влияние на изменение традиционных образовательных целей; становление сетевой модели взаимодействия в обществе, влияющей на изменение роли субъектов образовательного процесса и их основных функций, на изменение основных ценностных ориентиров и мировоззрения молодого поколения; доминирование «цифрового поколения», для которого характерна определенная специфика в развитии когнитивной, эмоциональной и моральной личностной сферах; формирование «цифровой» экономики, для которой необходима подготовка кадров, обладающих новыми компетенциями, связанными с умениями работы с информацией и обладающих новыми специфическими умениями и навыками; специфика географического, демографического и социально-культурного развития субъектов РФ; различие «социально-экономической» дорожной карты развития регионов и их кадровых потребностей; формирование сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса, связанного не только с развитием цифровых технологий, но и с формированием нового этического формата взаимодействия участников образовательного процесса, расширением их функциональных возможностей и стиранием временных и пространственных границ [6]. Развитие непрерывной системы педагогического образования в регионе обусловлено не только вышеперечисленными факторами, но и потребностями российского общества в педагогах «нового типа», способных к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию, умеющих реагировать на быстро изменяющиеся условия педагогической деятельности и воспитанных на ценностях традиционной педагогики
Формирование цифровой образовательной среды в регионах и определение в ней места, содержания и функций педагогического образования является приоритетной государственной задачей, решение которой необходимо начинать с обоснования определенных теоретических аспектов . Концептуальной идеей при этом выступает необходимость определения целостной стратегии действий по следующим направлениям: обоснование системы научно-теоретических взглядов на организацию непрерывного педагогического образования в регионе, основанных на развитии единых форм связи образовательных процессов в подсистемах, в том числе с использованием цифровых технологий, и установлении в качестве основы личностно-ориентированной и персонифицированной направленности подготовки педагогов с учётом выявленных у них профессиональных
дефицитов [2]; использование системного и структурно-функционального подходов в качестве единой основы для проектирования модельного регионального стандарта педагогической деятельности; определение в качестве содержательной сущности формирования сетевого взаимодействия субъектов системы педагогического образования личностно-центрированных тенденций и доминирование горизонтальных (равноправных) связей над вертикальными во всех сферах образовательной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды [7]. В качестве системообразующего фактора форм взаимодействия разных институциональных уровней непрерывной подготовки педагогов выступает их социокультурная детерминированность, позволяющая использовать новые формы и функции цифровой образовательной среды, согласующиеся с традиционными образовательными программами и ведущими функциями педагогического образования, а именно: познавательной, обучающей, координирующей, интегрирующе-дифференцированной и стимулирующей . В разработке и обосновании современных теоретических подходов к трансформации педагогического образования важным является определение ведущей идеи человеко-центрированного характера цифровой образовательной среды, которая представляет собой сетевую среду формирования личностных и профессиональных качеств педагогов на основе интериоризации базовых педагогических и общечеловеческих ценностей, профессиональной самоидентификации и педагогической социализации, а также организация оценочных процедур результатов обучения и деятельности педагогов с обязательной обратной связью, с привлечением к оцениванию работодателей региона и использованием «больших данных» [4; 6].
Осмысление ведущих трендов педагогического образования и стратегии развития региональной системы подготовки педагогов в условиях цифровой образовательной среды требует разработки определенной методологии проектирования педагогического образования в контексте цифровой трансформации, опирающейся на следующие положения .
1. На различных уровнях организации системы непрерывного педагогического образования в регионах необходимо использовать различные теоретико-методологические подходы:
— на уровне проектирования - компетентностный подход, в рамках которого определяется содержание образования и требования к результатам освоения образовательных программ в вузе и в учреждениях дополнительного профессионального образования; системно-информационный подход, позволяющий обосновать векторы индивидуального развития педагогов и возможные виды новой деятельности для них, связанные с особенностями региона и появлением новых цифровых средств и условий их использования; социокультурный подход для использования
потенциала образовательных программ всех уровней образования и их взаимосвязи на основе этого; региональный подход, позволяющий формировать содержание педагогического образования в рамках единого образовательного пространства России с учетом особенностей билин-гвальной и поликультурной сред регионов;
— на уровне организации субъектного взаимодействия всех участников системы непрерывного педагогического образования: аксиологический подход для организации деятельности на основе осознания ценности каждого участника образовательных отношений; адаптационный, в рамках которой осуществляется деятельность появляющихся новых субъектов; коммуникативный подход для организации адекватного сетевого взаимодействия в рамках цифровой образовательной среды и формирования информационной безопасности каждого субъекта; системно-деятельностный подход, обусловливающий деятельность и взаимосвязь педагогов разных уровней профессиональной квалификации в системе профессионального сетевого сообщества; антропологический подход, подразумевающий обоснование педагогической деятельности в рамках инновационного развития цифровой образовательной среды
2. Теоретико-методологический аспект проектирования региональной системы непрерывного педагогического образования в контексте цифровой трансформации призван отвечать следующим принципам:
• этический принцип взаимодействия всех участников цифровой образовательной среды, основанный на базовых национальных ценностях российского общества, регулирующий педагогическую деятельность в условиях сетевого профессионального общества и обеспечивающий информационную безопасность всех субъектов региональной системы образования;
• принцип использования дидактического потенциала цифровых технологий и ресурсов, основанный на интеграции информационного объема учебного материала, возможностей его цифровизации и адекватности использования в подготовке педагогов в региональных условиях (учет этнических, культурных, демографических, национальных и языковых особенностей, уровня технологического развития цифровой экономики, направлений кадровой политики и кадрового потенциала);
• субъектный принцип, основанный на осознании роли каждого участника системы педагогического образования в цифровой образовательной среде с учетом возможностей реализации основных стратегических задач государства;
• конвергентный принцип взаимосвязи традиционной и цифровой образовательных сред, основанный на интеграции социально-гуманитарных и технико-технологических аспектов и предполагающий
образование профессиональной образовательной сети педагогов региона;
• принцип междисциплинарности и многоуровневости образовательных программ учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, направленный на обеспечение непрерывного профессионального роста педагогов и требования к формированию у них многопрофильных компетенций;
• принцип социально-профессиональной самоидентификации педагогов на основе учета приоритетной деятельности в цифровой образовательной среде
3. Теоретический и методологический контексты построения региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды должен рассматриваться в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации . Основной целью при этом является создание гибкой образовательной системы, направленной на удовлетворение запросов всех её субъектов, способной к адаптации в быстро изменяющихся внешних условиях, учитывающей особенности региона, направления и темпы его развития и обеспечивающей максимальное использование дидактического потенциала цифровых технологий и ресурсов при подготовке педагогов .
Таким образом, теоретические основы построения обновленной региональной системы педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды концептуально обоснованы: внутренней структурой процесса подготовки педагогических кадров, т . е . взаимосвязью образовательных процессов на разных институциональных уровнях высшего и дополнительного профессионального образования педагогов в рамках отдельно взятого региона, интегрированного в единую систему непрерывного педагогического образования; характерными особенностями построения цифровой образовательной среды, основанной на использовании дидактического потенциала цифровых технологий и ресурсов и направленной на формирование профессиональной сетевой среды педагогов региона в рамках единого государственного образовательного пространства; качественными изменениями структурно-содержательных компонентов образовательного процесса подготовки педагогов в системе непрерывного образования в зависимости от целей разных ступеней и уровней педагогического образования, целей профессионального саморазвития самих педагогов, институциональных, технико-технологических особенностей, кадровых потребностей региона и возможностей цифровых ресурсов для этого [8].
Наряду с вышесказанным особое внимание в подготовке педагогических кадров должно быть уделено особенностям формирования горизонтальных и вертикальных связей между субъектами системы педагогического образованиях, их взаимовлиянием в рамках профессионального
сообщества и единого открытого образовательного пространства, а также формирования в его границах обновленных региональных образовательных сред, основанных на конвергенции традиционных педагогических и цифровых технологий, с учетом возможности и специфики образуемого сетевого внутрирегионального и межрегионального взаимодействия образовательных учреждений и педагогов
Литература
1 . Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н., Панова Л. Д. Безопасность молодежи в информационном поликультурном образовательном пространстве . В кн . : С . В . Иванова (ред . ) Образовательное пространство в информационную эпоху: Материалы международной научно-практической конференции (05-06 июня 2018 г.). М.: Изд-во ИСРО РАО . С. 220-227.
2. Гукаленко О. В., Иванова С. В., Селиванова Н. Л., Пустовойтов В. Н. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего . В кн .: Ю . П . Зинченко (ред ) Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 231-257
3 . Дроботенко Ю. Б., Чекалева Н. В. Изменение практики подготовки будущих педагогов в вузе В кн : Ю П Зинченко (ред ) Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 263-268
4 . Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / науч . ред . А. П . Глухов . Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 106 с .
5 . О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. Указ президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant, ru/hotlaw/ federal/1195467/ (Дата обращения: 15.08.2021)
6 Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / В . И . Блинов, И . С. Сергеев, Е. Ю . Есенина, П . Н. Биленко, М . В. Дулинов, А. М. Кондаков; под науч . ред . В. И . Блинова. М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2020.112 с.
7 . Ли Хунтянь, Хуан Чжэнпин. Лю Сюедун Подготовка педагогов в Китае . В кн . Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI веке: сравнительный анализ / Отв . Ред . В. П . Борисенков, Мэй Ханьчэн. М . : Наука, 2019 С 460-483
8 . Гукаленко О. В., Ткач Л. Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования / Отечественная и зарубежная педагогика, 2021, С 8-21.
Сведения об авторах
Гукаленко Ольга Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». E-mail: [email protected]
Китикарь Оксана Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, докторант ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Email: [email protected]
Мэй Юйхань (КНР) - аспирантка 2 курса факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. Научный руководитель О. В. Гукаленко. E-mail: [email protected]
Theoretical aspects of the organization of the regional system of continuous pedagogical education in the digital educational environment
O. V. Gukalenko, O. V. Kitikar, Mei Yuhan (China)
The Russian system of professional training of teachers at the present stage has ceased to fully satisfy the needs of the state and society related to changes in the format and forms of interaction between students and teachers, global digitalization and openness of the educational space. The system of teacher training in the Russian Federation is multi-stage and is built on the basis of taking into account traditional approaches and principles to this process. However, at the present stage, there is a digital transformation of society and the tendency to comply with regional characteristics and personnel needs is strengthening, which implies the creation of an updated regional system of continuous pedagogical education in the digital educational environment. The article presents a look at solving the problem of determining the methodological foundations of the formation and development of such a system based on the definition of innovative methodological approaches and principles for designing the content of education of teachers in institutions of higher and additional professional education. Methodological aspects of network interaction and mutual influence of subjects of the regional system of continuous pedagogical education are revealed and substantiated, taking into account the specifics of the use of digital technologies and resources and the peculiarities of regional development.
Keywords: regional system of pedagogical education; digital educational environment; methodological approaches and principles; continuous training of teachers.
References
1 . Borisenkov V . P ., Gukalenko O. V ., Pustovoitov V . N . Bezopasnost' molodezhi v informatsionnom polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [Safety of youth in the information multicultural educational space]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Obrazovatel'noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu" . Ed. S . V . Ivanova (05-06 june 2018) [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Educational space in the information age"]. Moscow: Izd-vo ISRO RAO, 2018 . pp . 220-227.
2 . Gukalenko O . V ., Ivanova S . V ., Selivanova N . L. Sotsial'no-vospitatel'noe prostranstvo pedagogicheskogo obrazovaniya: opyt stanovleniya i proektirovanie budushchego [Socio-educational space of pedagogical education: experience of formation and design of the future] Ed. Yu. P . Zinchenko Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoi Rossii: strategicheskie orientiry razvitiya [Teacher Education in Modern Russia: Strategic Guidelines for Development]. Rostov-na-Donu: Izd-vo YuFU, 2020. pp . 231-257.
3. Drobotenko Yu. B . Chekaleva N . V . Izmenenie praktiki podgotovki budushchikh pedagogov v vuze [Changing the practice of training future teachers at the university] Ed Yu P Zinchenko Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoi Rossii: strategicheskie orientiry razvitiya [Teacher Education in Modern Russia: Strategic Guidelines for Development]. Rostov-na-Donu: Izd-vo YuFU, 2020. pp . 263-268.
4 . Glukhov A . P . Kul'tura setevykh kommunikatsii i tsifrovaya gramotnost' [Networking Culture and Digital Literacy]. Tomsk: Izdatel'skii Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019. 106 p.
5 . O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz prezidenta RF ot 07 maya 2018 g. № 204 [Elektronnyi resurs]. URL: https://www . garant . ru/hotlaw/federal/1195467/ (Accessed 15.08.2021)
6 . Blinov V . I . , Sergeev I . S. , Esenina E. Yu. , Bilenko P . N . , Dulinov M . V . , Kondakov A M Pedagogicheskaya kontseptsiya tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya: monografiya . Ed. V . I . Blinov . [Pedagogical concept of digital vocational education and training]. Moscow: Izd. dom «Delo» RANKhiGS, 2020 112 p
7 . Li Khuntyan', Khuan Chzhenpin, Lyu Syuedun Podgotovka pedagogov v Kitae [Training of teachers in China]. Ed . V . P . Borisenkov, Mei Khan'chen . Rossiya - Kitai: tendentsii razvitiya obrazovaniya v XXI veke: sravnitel'nyi analiz [Russia - China: Trends in the Development of Education in the XXI Century: A Comparative Analysis]. Moscow: Nauka, 2019 . pp. 460-483.
8. Gukalenko O. V. , Tkach L . T. Organizatsionnye formy realizatsii polikul'turnogo soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya [Organizational forms of implementation of multicultural content of pedagogical education]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2021, no.1 pp . 8-21. (In Russ., abstr. in Engl .)
About the Authors
Gukalenko Olga V. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher at the Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected] Kitikar Oksana V.- Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, doctoral student at ISRO RAO, Moscow, Russia. E-mail: naboka.oxana@ yandex.ru
Mei Yuhan (China) - Postgraduate student of the 2nd course of the Faculty of Education, M. V. Lomonosov Moscow State University. Scientific adviser O. V. Gukalenko. E-mail: [email protected]