Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ - НЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китикарь Оксана Васильевна, Ильевич Татьяна Петровна

Статья посвящена особенностям модернизации системы профессионального педагогического образования в аспекте использования информационных инструментов эффективного сопровождения деятельности педагогов. Рассматриваемые направления модернизации системы непрерывного педагогического образования представлены на нормативном и концептуальном уровне. Важными подходами реализации базовых задач совершенствования подготовки педагогов выступают персонифицированный и интегративный подходы к системе непрерывного педагогического образования. Сущность персонифицированного подхода к современной подготовке педагога заключается не только в формировании индивидуально-личностной составляющей будущего профессионала, но и в обучении универсальным стратегиям профессионально-педагогической деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Интегративный подход предполагает согласованность и синхронность теории и практики, традиционной и инновационной составляющей системы подготовки педагогов. Особенностью методической составляющей системы подготовки педагогов выступают информационные инструменты сопровождения индивидуальной педагогической деятельности, которые в качестве интегрированных ресурсов обладают определенным образовательным потенциалом, поскольку направлены на достижение эффекта при использовании актуальной информации субъектами образовательного процесса. Разнообразие информационных инструментов позволяет выделить их классификационные группы, среди которых: информационно-технологические, информационно-коммуникативные и профессионально-развивающие. Информационные инструменты, используемые в образовательном процессе могут также быть процедурными, многофункциональными и частными. В качестве условий сопровождения индивидуальной педагогической деятельности выступают методологические, информационно-методические и личностно-профессиональные стратегии поддержки профессионального становления педагога. Перспективой исследования выступает разработка методико-технологических механизмов реализации условий оптимального сопровождения педагогов, обладающих готовностью быть профессионально мобильными и компетентными, способными успешно решать профессиональные проблемы в информационно-образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китикарь Оксана Васильевна, Ильевич Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TOOLS TO SUPPORT INDIVIDUAL PEDAGOGICAL ACTIVITIES

The article is devoted to the peculiarities of modernization of the system of professional pedagogical education in the aspect of using information tools for efective support of teachers’ activities. The considered directions of modernization of the system of lifelong pedagogical education are presented at the normative and conceptual level. Personalized and integrative approaches to the system of lifelong pedagogical education are important approaches to the implementation of the basic tasks of improving teacher training. The essence of a personalized approach to modern teacher training is not only in the formation of an individual and personal component of the future professional, but also in teaching universal strategies for professional and pedagogical activities in an information and educational environment. The integrative approach presupposes consistency and synchronicity of theory and practice, the traditional and innovative component of the teacher training system. A feature of the methodological component of the teacher training system is the information tools for supporting individual pedagogical activities, which, as integrated resources, have a certain educational potential, since they are aimed at achieving an efect when using relevant information by the subjects of the educational process. The variety of information tools allows us to distinguish their classifcation groups, including: information technology, information and communication and professional development. Informational tools used in the educational process can also be procedural, multifunctional image/svg+xml and private. Methodological, informational- methodical and personal- professional strategies for supporting the professional development of a teacher are used as conditions for supporting individual pedagogical activities. The prospect of the research is the development of methodological and technological mechanisms for the implementation of conditions for optimal support of teachers who are willing to be professionally mobile and competent, capable of successfully solving professional problems in the information and educational environment.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №1

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

О. В. Китикарь, Т. П. Ильевич Информационные инструменты сопровождения индивидуальной педагогической деятельности

(Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко; e-mail: astera7107@rambler.ru)

Статья посвящена особенностям модернизации системы профессионального педагогического образования в аспекте использования информационных инструментов эффективного сопровождения деятельности педагогов. Рассматриваемые направления модернизации системы непрерывного педагогического образования представлены на нормативном и концептуальном уровне. Важными подходами реализации базовых задач совершенствования подготовки педагогов выступают персонифицированный и интегративный подходы к системе непрерывного педагогического образования. Сущность персонифицированного подхода к современной подготовке педагога заключается не только в формировании индивидуально-личностной составляющей будущего профессионала, но и в обучении универсальным стратегиям профессионально-педагогической деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Интегративный подход предполагает согласованность и синхронность теории и практики, традиционной и инновационной составляющей системы подготовки педагогов. Особенностью методической составляющей системы подготовки педагогов выступают информационные инструменты сопровождения индивидуальной педагогической деятельности, которые в качестве интегрированных ресурсов обладают определенным образовательным потенциалом, поскольку направлены на достижение эффекта при использовании актуальной информации субъектами образовательного процесса. Разнообразие информационных инструментов позволяет выделить их классификационные группы, среди которых: информационно-технологические, информационно-коммуникативные и профессионально-развивающие. Информационные инструменты, используемые в образовательном процессе могут также быть процедурными, многофункциональными и частными. В качестве условий сопровождения индивидуальной педагогической деятельности выступают методологические, информационно-методические и личностно-профессиональные стратегии поддержки профессионального становления педагога. Перспективой исследования выступает разработка методико-технологических механизмов реализации условий оптимального сопровождения педагогов, обладающих готовностью быть профессионально мобильными и компетентными, способными успешно решать профессиональные проблемы в информационно-образовательной среде.

Ключевые слова: модернизация образования; система подготовки педагогов; педагогическая деятельность; информационно-образовательная

среда; информационные инструменты; информационные образовательные ресурсы.

Система отечественного профессионального педагогического образования нуждается в реформировании и модернизации. Проблему повышения качества образования педагогов необходимо решать путем изменения образовательных стандартов и научных подходов к организации образовательного процесса в вузах.

Массовый вынужденный переход на дистанционную форму взаимодействия всех участников педагогического процесса в апреле 2020 г. вскрыл многие недостатки и пробелы в системе подготовки и повышения квалификации педагогов: их неготовность к трансформации системы общего образования в направлении цифровизации; низкое качество профессионального владения информационными технологиями и сервисами; неспособность работать в онлайн и смешанном режимах; неумение быстрой перестройки формата взаимодействия с учащимися и их родителями; низкая рефлексия собственной педагогической деятельности.

В условиях дистанта возможности прямого контроля резко ограничиваются, как за деятельностью учащихся со стороны учителя, так и за деятельностью самого педагога - со стороны администрации образовательного учреждения [1]. В этой ситуации педагоги, способные к самостоятельной постановке образовательных задач и выбору технологических инструментов их решения, оказываются в более выгодном положении, чем их коллеги, привыкшие следовать директивам и использовать традиционные способы обучения и воспитания в условиях традиционной классно-урочной системы. Следовательно, акцент в системе подготовки педагогов необходимо изменять с традиционного массового компетент-ностного подхода на формирование профессионально-личностных компетенций педагога в информационно-образовательной среде.

Компетентность, по мнению многих экспертов, - индикатор, который определяет готовность к активному участию в жизни общества и успешной работе в конкретной отрасли [7]. Компетентностная модель образования связана с приоритетом самостоятельности индивида в современном мире и обеспечивает укрепление общекультурного фундамента образования, умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения различных социально-значимых задач [6]. Однако в практике педагогического процесса сегодня наблюдается ситуация, когда за требованием к формированию компетенций теряется личность будущего педагога. Внимание направлено на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Сам замысел компетентностного подхода в образовании - это приоритетность развития личностного потенциала для будущей профессии. Педагогическая деятельность специфична по своей природе. По мнению В. В. Краевского, это «особая социально

детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества» [11].

Современный педагог, помимо традиционных требований, предъявляемых к нему со стороны государства и общества, должен понимать перспективу, умело соединять традиционный опыт в образовании и постоянно появляющиеся новые тенденции [8]. Педагогическое образование не может быть безликим и массовым, оно должно решать задачу по подготовке конкретной, высокообразованной личности, обладающей сформированными навыками для мира неопределенности. Возможность решения данной проблемы мы видим в двух направлениях. Первое направление связано с унификацией образовательных и профессиональных стандартов с целью согласования профессионально-личностных компетенций педагога, необходимых для его эффективной деятельности на протяжении всей карьеры. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» выделены общепрофессиональные и профессиональные компетенции и определены требования к педагогической, проектной и исследовательской деятельности [14]. В профессиональном стандарте «Педагог» описаны требования к трудовым действиям, знаниям и умениям педагога по обобщенным трудовым функциям [12]. Наблюдается значительная несогласованность и неопределенность требований к подготовке педагога в вузе и его непосредственной деятельности в образовательных учреждениях. По нашему мнению, в образовательном и профессиональном стандартах необходимо сформулировать единые профессионально-личностные компетенции, которые необходимы для осуществления качественной педагогической деятельности. Под профессионально-личностными компетенциями будем понимать конкретные свойства личности педагога, обеспечивающие эффективное решение задач профессиональной деятельности и личностное и профессиональное развитие. Данные компетенции необходимо разработать для трех основных направлений педагогической деятельности: образовательного (конкретные знания педагога), практического (профессиональные умения и навыки, в том числе методического и технологического обеспечения образовательного процесса) и личностного (мотивационные установки и личностный рост) [4; 10]. При этом обязательным требованием должно выступить требование к самообразованию и саморазвитию педагога в новой образовательной реальности, связанной с глобальной информатизацией общества.

Второе направление ориентировано на сопровождение педагога, начиная со ступени подготовки в вузе и на протяжении его деятельности в учреждениях образования. Актуальность изучения данного вопроса подтверждают многочисленные научные труды: около 6% только докторских диссертаций по психологии и педагогике рассматривают различные

аспекты профессиональной подготовки педагогов в вузе [13]. Однако, изменчивость требований общества к личности человека настолько велика, что проблему педагогической подготовки необходимо решать комплексно и всесторонне. Для решения данного вопроса необходимо разработать механизмы индивидуального сопровождения педагогов в реальности его практической деятельности в цифровой среде.

На сегодняшний день техническая возможность для этого есть. В Российской Федерации разработаны и используются учителями: контент-ные проекты - образовательные платформы, основным предложением которых являются цифровые учебные материалы: электронные учебники, электронные конспекты, видео- и анимационные ролики, вебинары, мультимедийное программное обеспечение (13 проектов); тренажеры -образовательные платформы, которые содержат интерактивные задания с автоматической проверкой ответов (5 проектов); цифровые экстерна-ты - дистанционные школы полного цикла (3 проекта) [2; 3; 9]. Однако не определены научные и методические подходы по сопровождению педагога в цифровой образовательной среде, не обеспечено информационное сопровождение педагогической деятельности. Для индивидуального сопровождения педагогов можно выделить следующие научные подходы, которые необходимо соблюдать как на этапе подготовки, так и в процессе собственно педагогической деятельности: персонифицированный, интегративный, непрерывного образования.

Персонифицированный подход позволяет рассматривать образовательную деятельность как важную часть целостного мира личности, призванную стать средством для её самореализации [8]. Персонифицированный подход позволяет педагогам осознать личностный смысл педагогической профессии и рассматривать профессиональную деятельность в контексте целостной, динамической, многоуровневой, сложной системы, в которой необходимо соблюдать динамическое равновесие между традиционным и инновационным образованием и развивать способность к генерированию новых форм и способов обучения и воспитания, в том числе с учетом масштабного распространения онлайн-образования [9]. Для реализации данного подхода необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора вариантов образовательных программ и построения индивидуальных траекторий личностного роста в соответствии со способностями, потребностями и спецификой будущей образовательной отрасли на ступени получения образования. В процессе непосредственной педагогической деятельности данный подход будет реализован с учетом требований профессиональной самоидентификации на основе постоянного мониторинга «дефицитов» личностных смыслов и «точек роста» педагогов в условиях глобализации информационной среды [4].

Интегративный подход - ориентация подготовки педагогов на интеграцию традиционных и инновационных технологий. При этом необходима

также тесная интеграция теоретического и практического обучения, «погружение» обучающихся в будущую педагогическую деятельность, сотрудничество педагогов образовательных учреждений всех ступеней.

Непрерывность педагогической подготовки, как подход, предполагает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов подготовки педагога на разных образовательных ступенях: бакалавриат, магистратура, аспирантура и повышение квалификации педагогов: обучение с опорой на наличие опыта в области технологий; комплексное использование разных источников информации, технологий использования и интеграции обратных связей; принцип интерактивности в индивидуальном сопровождении; принцип детерминированного развития новых образовательных потребностей [3; 8].

Подготовка и сопровождение педагогов в современных реалиях должны быть построены с учетом специфики информационно-образовательной среды. Причем, специфику необходимо учитывать в двух направлениях: в вузе, когда будущий педагог является обучаемым, и в профессиональной деятельности, когда он выполняет роль учителя. Под информационно-образовательной средой будем понимать совокупность информационных и технических средств, образовательного контента, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе в разных форматах взаимодействия педагогов с обучаемыми (классно-урочный, онлайн, дистанционный, смешанный и др.) и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих качественное образование.

Для индивидуального сопровождения педагогической деятельности в такой среде необходимо определить информационные инструменты. Действительно, информации стало так много, что педагогам невозможно обойтись без знания программ, алгоритмов и методик по её сбору, обработке, хранению и использованию в педагогической деятельности. Такие инструменты, задачей которых будет достижение эффекта при использовании информации для профессиональной деятельности педагога, назовем информационным инструментами. Классификацию информационных инструментов можно проводить по разным основаниям. По целевому назначению такие инструменты можно разделить исходя из требований к компетенциям педагогов в информационно-образовательной среде. Рассмотрим несколько групп информационных инструментов.

Первая группа объединяет информационные инструменты, ориентированные на поиск и работу с информацией: определение и выбор источников информации; структурирование и проверка качества информации, её визуализация и распространение. Важным элементом при этом будет создание единой информационной электронной образовательной профессиональной среды на основе электронного ресурса, разработанного с целью поддержки как обучающихся, так и профессиональных педагогов.

Данный ресурс должен содержать совокупность информации с учетом различных аспектов педагогической деятельности и в разном формате (текстовые данные, аудио-, видеоресурсы и др.).

Вторая группа информационных инструментов предполагает кооперацию и коммуникацию педагогов и студентов: создание открытого образовательного ресурса для того, чтобы накапливать определенные активы и использовать их в педагогической деятельности, для обмена опытом и включения в профессиональную деятельность интересных педагогических находок. При этом электронный ресурс должен быть создан с учетом интерактивного общения участников: обратной связи, для организации взаимодействия обучающихся между собой и с педагогами; возможности подготовки контента для оценивания образовательных результатов и результатов педагогической деятельности; использование элементов опроса по определенной проблеме и т.д. Погружение обучающихся и педагогов в двухсторонний процесс педагогической деятельности позволит познакомиться со сложностями и преимуществами разных сторон педагогического процесса.

Третья группа включает информационные инструменты, способствующие саморазвитию педагогов в условиях неопределенности: создание контента для открытых онлайн-курсов, структурированных таким образом, чтобы они были полезны как студентам, так и педагогам в рамках единого педагогического сценария. Важными элементами при этом будут умение работать самостоятельно с использованием средств цифровой среды и умение использовать технологии поиска информации, необходимой для решения той или иной педагогической проблемы.

Деятельность педагога в условиях информационной образовательной среды необходимо рассматривать в свете интеграции следующих функциональных звеньев: общепользовательские, общепедагогические и предметно-педагогические [10]. В связи с этим информационные инструменты индивидуального педагогического сопровождения можно разделить по видам профессиональных функций педагогов:

- процедурные инструменты: базовый уровень пользователя ПК; навыки поиска информации; знание этических и правовых норм использования информационно-коммуникационных технологий; навыки использования разных форматов информационного обеспечения обучающихся

[5];

- полноценные инструменты: использовать оболочки дистанционного (типа МооШе, Е^о^) и электронного обучения; создавать цифровые средства представления информации, средства визуализации; разрабатывать и интегрировать в цифровой формат разные формы и виды взаимодействия; использовать воспитательные технологии; собирать и обрабатывать данные об учебно-воспитательном процессе; владеть умениями формирующего оценивания; быстро реагировать на учебные

действия и результат обучающегося (как в виртуальной реальности компьютерных игр);

- частные инструменты: умение конструировать учебный материал в соответствии со спецификой цифровой среды: в виде небольших блоков (модулей) учебного материала (основано на феномене понятий «клипового мышления», «цифровых мигрантов» и «цифровых аборигенов»); организация обучения на основе проектных образовательных технологий.

Необходимо отметить, что применение информационных инструментов для поддержки педагогов в информационно-образовательной среде возможно на основе соблюдения определенных организационно-педагогических условий. Условия были нами разработаны с учетом специфики педагогической деятельности и определения самой среды:

1. Соблюдение следующих принципов организации взаимодействия всех участников информационно-образовательной среды: научности, систематичности, непрерывности, индивидуальности, интерактивности, целесообразности и адекватности применения цифровых образовательных технологий.

2. Погружение обучающихся и педагогов в разные формы образовательной среды с помощью организации сетевого взаимодействия на разных уровнях подготовки педагогов. Выполнение данного условия возможно на основе создания единого образовательного контента с соблюдением следующих принципов: верифицированность контента с сохранением персональных данных; многофункциональность предложенного контента.

3. Профессиональная педагогическая поддержка на всех этапах подготовки педагогов с помощью психолого-педагогических и дидактических инструментов поддержки.

4. Оказание технологической помощи: создание электронных ресурсов разного уровня и формата (локальные, региональные, сетевые, онлайн-курсы, предоставление доступа к информации, умение работать с «цифровыми следами» и др.). Обеспечение возможности обучающимся контакта в виртуальной реальности позволит повысить уровень их цифровой грамотности.

5. Применение при подготовке педагогов технологий обучения, основанных на индивидуализации и персонализации. Без осознания будущими педагогами личностных смыслов профессиональной деятельности качество подготовки будет снижаться, несмотря на весь спектр методических и технологических решений.

Таким образом, для повышения качества системы подготовки педагогов необходима организация профессионального индивидуального сопровождения на протяжении всех этапов подготовки. Соблюдение при этом условий применения определенного комплекса информационных

инструментов позволит сформировать профессионально-личностные компетенции педагогов с целью развития у них способности к профессиональной мобильности и готовности осуществления качественного образования в разных, быстро меняющихся условиях информационно-образовательной среды.

Литература

1. Агапонов С. В. Выбор платформы для дистанционного обучения: проблемы и решения. // Телекоммуникация и информатизация образования. 2005. С. 48-55.

2. Андреев А. А. Педагогика информационного общества. // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 87-93.

3. Атанасян С. Л. Моделирование информационной образовательной среды педагогического вуза. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2008. № 2. С. 17-22.

4. Бережная И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2012. 45 с.

5. Беспалько В. П. Образование с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во МПСИ, 2002. 352 с.

6. Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

7. Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций. // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

8. Вайндорф-Сысоева М.Е. Инновационная составляющая многоуровневой подготовки педагогических кадров (с разным опытом работы) к профессиональной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 2. С. 171-178.

9. Дроботенко Ю. Б. Изменение профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации. Автореф-т дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2017. 42 с.

10. Китикарь О. В. Особенности понятийного аппарата в педагогической науке. // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 55-3. С. 80-89.

11. Краевский В. В. Научный статус педагогики и проблемы междисциплинарных исследований. // Междисциплинарные исследования в педа-

гогике. / Под ред. В. М. Полонского. М.: Изд-во Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. 229 с.

12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изм. от 5.08.2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (Дата обращения 15.09.2020)

13. Официальный сайт Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина [Электронный ресурс]. URL: http://diss.rsl.ru/ (Дата обращения 11.10.2020)

14. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru/ (Дата обращения 11.10.2020)

Сведения об авторах

Китикарь Оксана Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии спорта ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко». E-mail: naboka.oxana@yandex.ru Ильевич Татьяна Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко». E-mail: astera7107@rambler.ru

Information tools to support individual pedagogical activities O. V. Kitikar, T. P. Ilyevich

The article is devoted to the peculiarities of modernization of the system of professional pedagogical education in the aspect of using information tools for effective support of teachers' activities. The considered directions of modernization of the system of lifelong pedagogical education are presented at the normative and conceptual level. Personalized and integrative approaches to the system of lifelong pedagogical education are important approaches to the implementation of the basic tasks of improving teacher training. The essence of a personalized approach to modern teacher training is not only in the formation of an individual and personal component of the future professional, but also in teaching universal strategies for professional and pedagogical activities in an information and educational environment. The integrative approach presupposes consistency and synchronicity of theory and practice, the traditional and innovative component of the teacher training system. A feature of the methodological component of the teacher training system is the information tools for supporting individual pedagogical activities, which, as integrated resources, have a certain educational potential, since they are aimed at achieving an effect when using relevant information by the subjects of the educational process. The variety of information tools allows us to distinguish their classification groups, including: information technology, information and communication and professional development. Informational tools used in the educational process can also be procedural, multifunctional

and private. Methodological, informational-methodical and personalprofessional strategies for supporting the professional development of a teacher are used as conditions for supporting individual pedagogical activities. The prospect of the research is the development of methodological and technological mechanisms for the implementation of conditions for optimal support of teachers who are willing to be professionally mobile and competent, capable of successfully solving professional problems in the information and educational environment.

Key words: modernization of education; the system of training teachers; pedagogical activity; information and educational environment; information tools; information educational resources.

References

1. Agaponov S. V. Vybor platformy dlya distantsionnogo obucheniya: problemy i resheniya [Choosing a platform for distance learning: problems and solutions]. Telekommunikatsiya i informatizatsiya obrazovaniya [Telecommunication and informatization of education]. 2005. № 1. pp. 48-55. (In Russ., abstr. in Engl.).

2. Andreev A. A. Pedagogika informatsionnogo obshchestva [Information Society Pedagogy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Moscow University Bulletin. Series 20. Teachers Education]. 2013. № 1. pp. 87-93. (In Russ., abstr. in Engl.).

3. Atanasyan S. L. Modelirovaniye informatsionnoy obrazovatel'noy sredy pedagogicheskogo vuza [Modeling the educational information environment of a pedagogical university]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education]. 2008. № 2. pp. 17-22.

4. Berezhnaya I. F. Pedagogicheskoye proyektirovaniye individual'noy trayektorii professional'nogo razvitiya budushchego spetsialista: Avtoref. diss. dokt. ped. nauk. [Pedagogical design of an individual trajectory of professional development of a future specialist. Ph. D. (Pedagogy) Thesis]. Moscow, 2012. 45 p.

5. Bespalko V. P. Obrazovaniye s uchastiyem komp'yuterov (pedagogika tret'yego tysyacheletiya) [Computer-assisted education (pedagogy of the third millennium)]. Moscow: Publ. MPSI, 2002. 352 p.

6. Bolotov V.A., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme [Competence model: from idea to educational program]. Pedagogika [Pedagogy]. 2003. № 10. pp. 8-14. (In Russ., abstr. in Engl.).

7. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S. V. Paradigmal'nyy podkhod k razrabotke soderzhaniya klyuchevykh pedagogicheskikh kompetentsiy. [A paradigm approach to developing the content of key pedagogical competencies]. Pedagogika [Pedagogy]. 2004. № 10. pp. 23-31. (In Russ., abstr. in Engl.).

8. Weindorf-Sysoeva M. E. Innovatsionnaya sostavlyayushchaya mnogourovnevoy podgotovki pedagogicheskikh kadrov (s raznym opytom raboty) k professional'noy deyatel'nosti s ispol'zovaniyem virtual'noy obrazovatel'noy

sredy [An innovative component of multilevel training of teaching staff (with different work experience) for professional activities using a virtual educational environment]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy]. 2009. № 2. pp. 171-178. (In Russ., abstr. in Engl.).

9. Drobotenko Y. B. Izmeneniye professional'noy podgotovki studentov pedagogicheskikh vuzov v usloviyakh modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii: Avtoref.diss. dokt. ped. nauk. [Changes in the professional training of students of pedagogical universities in the context of modernization of pedagogical education in the Russian Federation. Ph. D. (Pedagogy) Thesis]. Moscow, 2017. 42 p.

10. Kitikar O. V. Osobennosti ponyatiynogo apparata v pedagogicheskoy nauke [Features of the conceptual apparatus in pedagogical science]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogy and Psychology]. 2017. № 55-3. pp. 80-89.

11. Kraevsky V. V. Nauchnyy status pedagogiki i problemy mezhdistsiplinarnykh issledovaniy [Scientific status of pedagogy and problems of interdisciplinary research]. In Polonsky V. M. (eds.). Mezhdistsiplinarnyye issledovaniya v pedagogike [Interdisciplinary research in pedagogy]. Moscow: Publ. of the Institute for Theoretical Pedagogy and International Studies in Education, Russian Academy of Education, 1994. 229 p.

12. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') (s izm. ot 5.08.2020 g.) [Elektronnyy resurs] [Order of the Ministry of Labor of Russia dated 10/18/2013 № 544n «On the approval of the professional standard "Teacher" (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)» (as amended on 08.05.2016)]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (Accessed 15.09.2020).

13. Ofitsial'nyy sayt Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki im. V. I. Lenina [Elektronnyy resurs] [Official site of the Russian State Library IN AND. Lenin]. URL: http://diss.rsl.ru/ (Accessed 11.10.2020).

14. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov [Elektronnyy resurs] [Portal of Federal State Educational Standards]. URL: http://www.fgosvo.ru/ (Accessed 11.10.2020).

About the Authors

Kitikar Oksana Vasilyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Education and Sports Psychology of the Pridnestrovian Shevchenko State University. E-mail: naboka.oxana@yandex.ru Ilyevich Tatiana Petrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Modern Educational Technology of the Pridnestrovian Shevchenko State University. E-mail: astera7107@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.