Научная статья на тему 'ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ'

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / THE CONCEPT OF A PERSONALIZED APPROACH / PERSONAL MEANINGS / PRINCIPLES OF PERSONALIZED APPROACH / TEACHER TRAINING SYSTEM / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко О. В., Китикарь О. В., Колоколова И. В.

В статье рассмотрена концепция персонифицированного подхода к подготовке педагога в современной образовательной среде. Определены научные концепции и принципы реализации персонифицированного подхода в ходе образовательного процесса вуза с учетом современных вызовов государства и общества к личности и компетенциям педагога в условиях внедрения в образовательную практику разных форм обучения, связанных с глобальной цифровизацией и быстрыми темпами социально-экономического и научно-технического развития общества. Выделен комплекс условий для реализации концепции персонифицированного подхода в педагогическом образовании с учетом личностных смыслов студентов будущей профессиональной деятельности и индивидуальной траектории развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукаленко О. В., Китикарь О. В., Колоколова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A PERSONALIZED APPROACH IN THE TEACHER TRAINING SYSTEM

The article explores the concept of a personalized approach to teacher training in a modern educational environment. Scientific concepts and principles of implementing a personalized approach during the educational process of the university are defined, taking into account the modern challenges of the state and society to the individual and competences of the teacher in the conditions of introduction into educational practice of different forms of education related to global digitalization and the rapid pace of socio-economic and scientific and technological development of society. A set of conditions has been set aside for the implementation of the concept of a personalized approach in pedagogical education, taking into account the personal meanings of students to future professional activities and individual trajectory of development.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ»

ДИДАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

В статье рассмотрена концепция персонифицированного подхода к подготовке педагога в современной образовательной среде. Определены научные концепции и принципы реализации персонифицированного подхода в ходе образовательного процесса вуза с учетом современных вызовов государства и общества к личности и компетенциям педагога в условиях внедрения в образовательную практику разных форм обучения, связанных с глобальной цифровизацией и быстрыми темпами социально-экономического и научно-технического развития общества. Выделен комплекс условий для реализации концепции персонифицированного подхода в педагогическом образовании с учетом личностных смыслов студентов будущей профессиональной деятельности и индивидуальной траектории развития.

Ключевые слова: концепция персонифицированного подхода, личностные смыслы, принципы персонифицированного подхода, система подготовки педагога, цифровая образовательная среда.

Современное педагогическое образование должно адекватно отвечать на серьезные вызовы цифровой эпохи и решать целевые задачи, сформулированные в ряде государственных документов. Кроме этого, на правительственных и научных площадках различного формата регулярно выдвигаются требования к личности педагогов, которые должны быть способны осуществлять учебный процесс на высоком, принципиально новом уровне

О. В. Гукаленко

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва

E-mail: olga_gukalenko@mail.ru

Olga V. Gukalenko

Dr. Sc. (Education), Professor, Correspondent Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Гукаленко О. В., Кити-карь О.В., Колоколова И. В. Персонифицированный подход в системе подготовки педагогов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 11-21.

О. В. Китикарь

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии спорта, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова E-mail: naboka.oxana@yandex.ru

Oxana V. Kitikar

PhD (Education), Assistant Professor at the Chair of Education and Sports Psychology, Transdniestrian State University, Tiraspol, Republic of Moldova

И. В. Колоколова

Кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, г. Москва

E-mail: ikolokolova75@mail.ru

Inna V. Kolokolova

PhD (Education), Associate Professor Moscow City University, Moscow, Russia

с использованием современных технологий и информационных систем.

Система образования Приднестровской Молдавской Республики находится в нормативном и информационном поле Российской Федерации. В Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко подготовка педагогов ведется согласно федеральному государственному образовательному стандарту 44.03.01 «Педагогическое образование».

Острота проблемы подготовки педагога связана, как и в Российской Федерации, да и во всем мире, со скоростью изменений жизненной среды в цифровую эпоху, с процессами глобализации, имеющими мощное влияние на человека, его когнитивные, психофизиологические и ценностные характеристики, на процесс формирования идентичности, особенности его социализации, а также на процесс разрушения традиционных ценностей и границ, на культурную индустрию и массовизацию сознания. Мир меняется парадигмально, меняются институт профессий и типы занятостей, меняется образ действий человека.

Вместе с тем очевидно отставание системы педагогического образования от осмысления и понимания происходящих изменений как в социуме, техносфере, в ментальном мире современного человека, так и в практике подготовки кадров, качество которых не отвечает в полной мере ожиданиям и требованиям личности, семьи, общества, государства и современным процессам. Очевиден недостаток квалифицированных педагогических кадров, способных решать эти задачи и отвечать на вызовы, предъявляемые к системе образования в настоящее время [6; 9; 13; 15].

К педагогу с каждым годом выдвигаются новые требования, которые система профессионального

образования не всегда готова удовлетворить. В науке накоплен достаточно большой потенциал для разработки теоретико-методологических и практических аспектов усовершенствования системы подготовки педагогов в вузе. В начале 2000-х годов появилось огромное количество диссертаций, посвященных внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на разных уровнях и в разной степени. Сайт ВАК РФ перегружен диссертациями на трендовые темы о гуманитарных аспектах нанотехнологий, виртуальной реальности, реализации компетентностного подхода, однако в них не отражена специфика и концептуальные принципы подготовки педагогов, всесторонне готовых к реализации новых форм обучения в разных условиях на основе реализации личностных смыслов и детерминации личностного творческого потенциала личности педагога. Именно нереализованность данных подходов, по нашему мнению, приводит к недовольству уровнем профессиональной подготовки педагога обществом и государством, к неудовлетворению самих педагогов собственным социальным статусом и уровнем конкурентоспособности в профессиональной сфере.

Личностный смысл в психологии определяется как осознаваемая значимость для человека события, явления, деятельности. Данное понятие получило широкое освещение в работах Р. Мэя и В. Франкла. По мнению В. Франкла, в любой из жизненных ситуаций есть возможность найти жизненный смысл, что является основанием для реализации целостного подхода к рассмотрению личности. При этом он подчеркивал, что «ценностям нельзя научить, их нужно прожить» [14]. Выводы ученых подтверждает концепция становления личности отечественного психолога А. Н. Леонтьева, который считал личностный смысл одним из важнейших компонентов сознания [4]. По его мнению, личностный смысл и значение — это части сознания, тесно связанные между собой. Значение, которое воспринимается индивидуальным сознанием, имеет для человека особый смысл, поэтому в психологии приоритетное место отводится смыслообразующим мотивам — в отличие от мотивов-стимулов. Становление системы связных смыслов и является процессом становления личности.

Повышение качества педагогического образования неразрывно связано с детерминацией личностного роста студентов в процессе обучения в вузе. Необходима модернизация содержательной стороны педагогического образования со смещением акцентов с процесса формирования

компетенций как основы подготовки на значимую для будущих педагогов личностную и профессиональную систему ценностей, мотивов и целей.

В последнее время проблема важности личностного образования осознается не только учеными и педагогами-практиками, но и государством. Приоритетными условиями модернизации системы образования в Российской Федерации является реализация национального проекта «Образование», цель которого — «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [8].

Для развития личности педагога, способного к социальной ответственности за результаты своего труда в соответствии с ожиданиями общества и требованиями государства, к реализации педагогической деятельности в разных условиях и с разным контингентом обучающихся, необходимо изменение традиционных подходов к организации образовательного процесса в вузе. Одним из способов формирования у студентов личностных смыслов педагогической деятельности является внедрение в систему педагогического образования концепции персонифицированного подхода. В науке накоплен определенный опыт персонификации образования как дидактического принципа (Т. Э. Галкина, Е. И. Огарев, В. И. Слободчиков, А. Норт, К. Роджерс, Г. Шаррельман и др.) [5; 8]. Однако проблема научного применения персонифицированного подхода в подготовке педагогов в системе высшего образования может быть отнесена к наименее разработанной в педагогической науке.

Понятие «персонификация» (от лат. persona — «лицо», «личность» и facere — «делать») обозначает деятельность самой личности. Персонифицированный подход в системе подготовки педагогов ориентирован на формирование определенных условий, удовлетворяющих уровню подготовки студентов с учетом их интересов и личностных смыслов педагогической деятельности [3; 11; 12].

Подход как научная единица на методологическом уровне связан с научной парадигмой и в образовании опосредуется через нее. В педагогическом образовании персонифицированный подход реализуется в контексте следующих педагогических концепций:

• концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская);

• гуманистическая (феноменологическая) концепция (Ш. А. Амона-швили, Е. А. Ямбург);

• позиционно-дидактическая концепция (В. В. Сериков);

• функционалистическая концепция (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер).

Существуют объективные и субъективные факторы, обусловливающие необходимость теоретического обоснования и практического применения персонифицированного подхода в образовательной системе профессиональной подготовки педагога. К объективным факторам можно отнести следующие:

— стратегическое развитие государства, направленное на формирование человеческого капитала, и связанные с этим потребности государства и общества в профессионалах высокого уровня и высокоразвитой системе государственного образования разных уровней;

— социальные факторы, связанные с запросами общества на современного педагога, способного к реализации образовательного процесса в разных условиях обучения (традиционное, смешанное, гибридное, удаленное и т.д.) и с разными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, би- и полилингвальные, дети-мигранты и т.д.);

— экономические факторы: повышение качества человеческого капитала; конкурентно-рыночные отношения в образовательной сфере;

— научно-технические: быстрый рост научных знаний и высокий темп возникновения и распространения технических средств; формирование глобальной «цифровой среды»;

— нормативные, связанные с изменением профессиональных и образовательных стандартов, дающих вузу право на вариативность в формировании содержания педагогического образования.

К субъективным факторам относится потребность личности в реализации интересов и способностей к педагогической деятельности, повышению собственной конкурентоспособности, формированию системы профессиональных компетенций.

Таким образом, необходимость персонифицированного подхода в педагогическом образовании связана с современными вызовами государства и общества и стремлением будущих педагогов к повышению собственного рейтинга в конкурентной профессиональной среде [7; 10; 14].

Персонифицированный подход позволяет студентам — будущим педагогам осознать личностный смысл будущей профессии и рассматривать

профессиональную деятельность в контексте целостной, динамической, многоуровневой, сложной системы, в которой педагогу необходимо соблюдать динамическое равновесие между традиционным и инновационным образованием и развивать способность к генерированию новых форм и способов обучения и воспитания, в том числе с учетом масштабного распространения онлайн-образования.

Для реализации данного подхода в практике педагогического образования необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора вариантов образовательных программ и построения индивидуальных траекторий личностного роста в соответствии со способностями, потребностями и спецификой будущей образовательной отрасли [16]. В условиях глобализации информационной среды концепция персонифицированного подхода должна быть реализована с учетом требований профессиональной самоидентификации [2; 8] на основе выявленных «дефицитов» личностных смыслов и «точек роста» будущих педагогов. Следовательно, ее необходимо выстраивать на основе следующих функций:

• диагностическая и самодиагностическая: выявление личностного потенциала студента и его самодиагностика с целью соотнесения собственных психофизиологических и функциональных характеристик с требованиями педагогической профессии и определения дефицитов;

• проектная: построение личностных образовательных маршрутов [1] и «точек роста», в том числе с учетом разных форм образования в вузе и подготовки к специфике образования в цифровой среде;

• конструктивная: конструирование образовательных программ с возможностью расширенного вариативного выбора учебных дисциплин и практик; конструирование содержания рабочих программ дисциплин с учетом результатов диагностики и самодиагностики;

• технологическая: выбор технологий обучения с учетом специфики среды вуза (социокультурной, поликультурной, смешанного обучения и т.д.);

• креативно-формирующая: развитие творческого потенциала студентов с учетом специфики педагогической деятельности и формирование способности к быстрому реагированию на смену условий внешний среды в образовании;

• акмеологическая: развитие индивидуального многопланового по-

тенциала студентов в области педагогической деятельности;

• аксиологическая: формирование системы личностных и профессионально значимых ценностей;

• адаптивная: создание условий для адаптации студента в развивающейся и изменяющейся педагогической образовательной среде с целью формирования компенсаторных механизмов будущей профессиональной деятельности, в том числе с учетом специфики онлайн-образования;

• рефлексивная: определение критериев и формы оценки сформированных компетенций будущей педагогической деятельности на основе личностных смыслов и построенных личностных образовательных маршрутов.

Концепция персонифицированного подхода в системе образования педагогов базируется на следующих принципах:

• принцип диффузности (основан на распределении будущих педагогических ролей, связанных с изменением внешней среды);

• принцип «смыслового обучения» (смысловая подготовка каждого обучающегося);

• принцип междисциплинарности (изменение содержания учебных дисциплин и развитие их интеграции на основе конвергенциональ-ного подхода);

• принцип вариативности (выбор дисциплин и форм обучения); принцип детерминации (основан на устойчивости традиционных закономерностей и принципов обучения и воспитания);

• принцип педагогической поддержки (оказание обучающимся необходимой помощи на всех образовательных ступенях и обеспечение комфортной эмоциональной среды);

• проективный принцип (приоритет в изучении проектных технологий, основанных на учете специфики будущей профессиональной деятельности);

• принцип субъектности (основан на приоритете субъектной позиции студента в образовательном процессе);

• принцип интерактивности (доминирование интерактивного обучения и воспитания в открытой образовательной среде вуза);

• компенсаторный принцип (основан на компенсации и взаимозаменяемости способов взаимодействия педагогов и обучающихся в разной среде обучения (онлайн, смешанной и т.д.));

• принцип целостности (формирование целостной личности будущего педагога на основе интеграции и взаимопроникновения компетенций);

• принцип модульности (составление образовательных модулей по разным типам связи учебных дисциплин образовательной программы: горизонтальные и вертикальные);

• принцип программированного обучения (основан на учете уровня развития критического мышления, креативности, эмоционального интеллекта, способности к обучению на протяжении всей жизни);

• принцип взаимообучения (с целью формирования профессионального мышления);

• принцип адекватности (уместность и эффективность использования интернет- и дистанционных технологий согласно требованиям образовательных систем);

• принцип сетевого сообщества (основан на учете взаимодействия сетевых сообществ в виртуальной среде с целью подготовки к профессиональной онлайн-деятельности).

Для реализации персонифицированного подхода в системе подготовки педагога в вузе к будущей профессиональной деятельности нами был разработан комплекс условий.

I. Нормативно-управленческие условия, связанные с модернизацией существующей системы подготовки педагога в вузе на основе персонифицированного подхода (нормативные документы, образовательные программы, учебные программы дисциплин и практик, регламентирующие образовательный процесс в вузе с учетом подходов и принципов персонификации).

II. Образовательные условия (изменение содержания образовательных программ, форм и способов взаимодействия внутри образовательной среды вуза для реализации принципов персонифицированного подхода).

III. Технологические условия (выбор адаптивных, практико-ори-ентированных и гибких образовательных систем для формирования личностных смыслов и умения саморазвития в профессиональной деятельности).

IV. Условия единой цифровой образовательной среды (создание виртуальной образовательной среды вуза для формирования цифровой культуры каждого студента).

Перечисленные методологические основы, принципы и условия реа-

лизации персонифицированного подхода в системе подготовки педагога позволят модернизировать существующую систему педагогического образования в вузе. Персонифицированный подход, на наш взгляд, решит проблему формирования устойчивой личностной системы ценностей педагогической деятельности, эмоциональной устойчивости и адаптационных умений будущих педагогов к разным условиям и формам взаимодействия с обучающимися, профессиональной самоидентификации, развития способности и стремления к постоянному профессиональному росту; будет способствовать устранению разрывов между педагогической наукой, педагогическим образованием и педагогической практикой.

Литература

1. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 17-25.

2. Гунчина В. А. Феномен профессиональной самоидентификации // Молодой ученый. 2017. № 15.2. С. 59-64.

3. Калашникова Е. М. Методологическая значимость понятия «самоидентификация» в социальных исследованиях // Вестник Вятского государственного университета. 2014. № 1. С. 6-9.

4. Капшутарь М. А. Личностные смыслы гуманитарного образования // Фундаментальные исследования. 2006. № 11. С. 59-60.

5. Коваленко В. И., Курганский С. И., Соколова О. А. Факторы развития образовательной системы вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27343 (дата обращения: 17.09.2020).

6. Молодые педагоги: проект адресной методической поддержки педагогических работников со стажем работы не более 5 лет [Электронный ресурс]. URL: http://www. kriro.ru/proekty/ molodye_pedagogi/ (дата обращения: 10.09.2020).

7. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ national-project (дата обращения: 16.09.2020).

8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/ (дата обращения: 05.09.2020).

9. Об образовании: Закон Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-obrazovaniya-kuljturi-sporta-molodejnoy-politiki-sredstv-massovoy-informatsii-a-takje-v-sfere-realizatsii-politicheskih-prav-i-svobod-grajdan/ zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ob-obrazovanii.html (дата обращения: 16.09.2020).

10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 16.09.2020).

11. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Персонификация образования // Энциклопедия профессионального образования / под ред. С. Я. Батышева. В 3-х т. Т. 2. М.: АПО, 1999. С. 246-247.

12. Попова О. В. Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности // Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности и экономике. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2006. С. 6-10.

13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н // Гарант: информационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 21.08.2020).

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

15. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 16.09.2020).

16. McGill Peterson P. A global framework: Liberal education in the undergraduate curriculum // Confronting challenges to the liberal arts curriculum / Ed. by P. McGill Peterson. N. Y.: Routledge, 2012. P. 1-23.

THE CONCEPT OF A PERSONALIZED APPROACH IN THE TEACHER TRAINING SYSTEM

The article explores the concept of a personalized approach to teacher training in a modern educational environment. Scientific concepts and principles of implementing a personalized approach during the educational process of the university are defined, taking into account the modern challenges of the state and society to the individual and competences of the teacher in the conditions of introduction into educational practice of different forms of education related to global digitalization and the rapid pace of socio-economic and scientific and technological development of society. A set of conditions has been set aside for the implementation of the concept of a personalized approach in pedagogical education, taking into account the personal meanings of students to future professional activities and individual trajectory of development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: the concept of a personalized approach, personal meanings, principles of personalized approach; teacher training system, digital educational environment.

References

• Bajborodova L. V., Gruzdev M. V., Harisova I. G. Podgotovka budushchih pedagogov k vospitatel'noj deyatel'nosti // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 2. S. 17-25. [In Rus].

• Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M.: Progress, 1990. 368 s. [In Rus].

• Gunchina V. A. Fenomen professional'noj samoidentifikacii // Molodoj uchenyj. 2017. № 15.2. S. 5964. [In Rus].

• Hutorskoj A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij // Ejdos. 2005 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm (data obrashcheniya: 16.09.2020). [In Rus].

• Kalashnikova E. M. Metodologicheskaya znachimost' ponyatiya «samoidentifikaciya» v social'nyh issledovaniyah // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1. S. 6-9. [In Rus].

• Kapshutar M. A. Lichnostnye smysly gumanitarnogo obrazovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2006. № 11. S. 59-60. [In Rus].

• Kovalenko V. I., Kurganskij S. I., Sokolova O. A. Faktory razvitiya obrazovatel'noj sistemy vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. № 6. [Elektronnyj resurs]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27343 (data obrashcheniya: 17.09.2020). [In Rus].

• McGill Peterson P. A global framework: Liberal education in the undergraduate curriculum // Confronting challenges to the liberal arts curriculum / Ed. by P. McGill Peterson. N. Y.: Routledge, 2012. P. 1-23.

• Molodye pedagogi: proekt adresnoj metodicheskoj podderzhki pedagogicheskih rabotnikov so stazhem raboty ne bolee 5 let [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. kriro.ru/proekty/molodye_peda-gogi/ (data obrashcheniya: 10.09.2020). [In Rus].

• Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashcheniya: 16.09.2020). [In Rus].

• O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz prezidenta RF ot 07 maya 2018 g. № 204 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant. ru/hotlaw/federal/1195467/ (data obrashcheniya: 05.09.2020). [In Rus].

• Ob obrazovanii: Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki (tekushchaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavs-koy-respubliki-v-sfere-obrazovaniya-kuljturi-sporta-molodejnoy-politiki-sredstv-massovoy-infor-matsii-a-takje-v-sfere-realizatsii-politicheskih-prav-i-svobod-grajdan/zakon-pridnestrovskoy-mol-davskoy-respubliki-ob-obrazovanii.html (data obrashcheniya: 16.09.2020). [In Rus].

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF № 273-FZ ot 29.12.2012 g. [Elektronnyj resurs]. URL: base.garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya: 16.09.2020). [In Rus].

• Onushkin V. G., Ogarev E. I. Personifikaciya obrazovaniya // Enciklopediya professional'nogo obra-zovaniya / pod red. S. Ya. Batysheva. V 3-h t. T. 2. M.: APO, 1999. S. 246-247. [In Rus].

• Popova O. V. Personificirovannye informacionnye tekhnologii v processah socializacii lichnosti // Personificirovannye informacionnye tekhnologii v processah socializacii lichnosti i ekonomike. Novosibirsk: Izd-vo Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, 2006. S. 6-10. [In Rus].

• Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obsh-chem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')». Utverzhden pri-kazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n // Garant: informacionno-pravovoe obespechenie [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant. ru/70535556/ (data obrashcheniya: 21.08.2020). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.