Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКСИОСФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКСИОСФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКСИОСФЕРА / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКСИОСФЕРЫ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко О. В., Ильевич Т. П., Китикарь О. В.

В статье рассматривается проблема развития педагогической аксиосферы в условиях реализации непрерывного профессионального образования. Обоснованы ценностно-ориентированные категории, принципы и приоритеты непрерывного педагогического образования, изложены различные подходы к формированию и развитию профессиональных ценностей педагога, рассматривается герменевтическая система ценностей применительно к аксиологическим императивам педагогической профессии. Показано, что успешность компетентного педагога обусловлена не только оптимальным сочетанием методологических и методико-технологических компонентов профессиональной подготовки, а прежде всего, обеспечивается ценностными универсалиями процесса непрерывного профессионального образования. Рассматриваемые модели педагогической аксиосферы представлены как с учетом сохранения лучших традиций методологии российской педагогики, так и возникновения новых условий трансформации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в вузе. Представленные дидактические компоненты моделей развития профессиональной аксиосферы будущих педагогов сконструированы на основе ценностно-ориентированных проблемных задач. Результатом реализации аксиологического подхода в подготовке будущих педагогов стали компетентностные новообразования: знание концептов профессиональной аксиосферы педагога; умение выстраивать творческие стратегии и проекты на базе аксиологического конструкта; практические навыки профессионального анализа, оценки традиционного и инновационного педагогического опыта. Перспективами исследования выступает изучение и разработка технологических условий развития профессиональной аксиосферы педагога в цифровом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукаленко О. В., Ильевич Т. П., Китикарь О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL AXIOSPHERE OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problem of the development of the pedagogical axiosphere in the context of the implementation of continuous professional education. The value-oriented categories, principles and priorities of lifelong pedagogical education are substantiated, various approaches to the formation and development of the teacher’s professional values are outlined, the hermeneutic system of values is considered in relation to the axiological imperatives of the pedagogical profession. It is shown that the success of a competent teacher is due not only to the optimal combination of methodological, methodological and technological components ofvocational training, but, first of all, is provided by the value universals of the process of continuous vocational education. The considered models of the pedagogical axiosphere are presented both taking into account the preservation of the best traditions of the methodology of Russian pedagogy, and the emergence of new conditions for the transformation of the competence-oriented educational process in the university. The presented didactic components of the models for the development of the professional axiosphere of future teachers are constructed on the basis of value-oriented problem tasks. The result of the implementation of the axiological approach in the training of future teachers have become competence-based new formations: knowledge of the concepts of the teacher’s professional axiosphere; the ability to build creative strategies and projects based on an axiological construct; practical skills of professional analysis, assessment of traditional and innovative teaching experience. The research prospects are the study and development of technological conditions for the development of the professional axiosphere of the teacher in the digital educational space.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКСИОСФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

О. В. Гукаленко

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, Москка

E-mail: olga_gukalenko@mail.ru

Olga V. Gukalenko Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher of the Institute for Strategy education development of the Russian Academy of Education, Moscow

Т. П. Ильевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко», Тирасполь E-mail: astera7107@rambler.ru

Tatiana P. Ilyevich

PhD (Education), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Modern Educational Technology of the Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol

УДК 378.14 Б 01: 10.24412/2071-6427-2021-6-86-97

Развитие профессиональной аксиосферы будущих педагогов в системе непрерывного профессионального образования

В статье рассматривается проблема развития педагогической аксиосферы в условиях реализации непрерывного профессионального образования. Обоснованы ценностно-ориентированные категории, принципы и приоритеты непрерывного педагогического образования, изложены различные подходы к формированию и развитию профессиональных ценностей педагога, рассматривается герменевтическая система ценностей применительно к аксиологическим императивам педагогической профессии. Показано, что успешность компетентного педагога обусловлена не только оптимальным сочетанием методологических и методико-тех-нологических компонентов профессиональной подготовки, а прежде всего, обеспечивается ценностными универсалиями процесса непрерывного профессионального образования. Рассматриваемые модели педагогической аксиосферы представлены как с учетом сохранения лучших традиций методологии российской педагогики, так и возникновения новых условий трансформации компетентност-но-ориентированного образовательного процесса в вузе. Представленные дидактические компоненты моделей развития профессиональной аксиосферы будущих педагогов сконструированы на основе

Как цитировать статью: Гукаленко О. В., Ильевич Т. П., Китикарь О. В. Развитие профессиональной аксиосферы будущих педагогов в системе непрерывного профессионального образования // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С. 86-97.

ценностно-ориентированных проблемных задач.

Результатом реализации аксиологического подхода в подготовке будущих педагогов стали компе-тентностные новообразования: знание концептов профессиональной аксиосферы педагога; умение выстраивать творческие стратегии и проекты на базе аксиологического конструкта; практические навыки профессионального анализа, оценки традиционного и инновационного педагогического опыта. Перспективами исследования выступает изучение и разработка технологических условий развития профессиональной аксиосферы педагога в цифровом образовательном пространстве.

Ключевые слова: педагогическое образование, непрерывное профессиональное образование, педагогическая аксиология, профессиональная аксиосфера, модель педагогической аксиосферы, ценностно-ориентированное проблемное задание.

О. В. Китикарь

Кандидат педагогических наук, докторант Института стратегии развития образования РАО, Москва

E-mail: naboka.oxana@yandex.ru

Oksana V. Kitikar

PhD (Education), Doctoral student, The Institute for Strategy education development of the Russian Academy of Education, Moscow E-mail: naboka.oxana@yandex.ru

Интерес к аксиологической проблематике в непрерывном профессиональном образовании связан с ключевыми задачами современной образовательной политики государства. В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» обозначены базовые ценностные ориентиры, на которые направлены все образовательные ресурсы: социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в российском обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства: патриотизм, гражданственность, бережное отношение к культурному наследию, природе и окружающей среде [14].

Особое внимание на ценностный подход как основу непрерывного педагогического образования обращено в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Бермуса, В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, И. В. Малыгиной, С. В. Пазухиной,

И. Л. Федотенко и др. Так, А. Г. Бермус отмечает, что образовательное пространство XXI века оказалось в условиях цифровой трансформации, что влечет за собой глубинное социально-культурное переосмысление потребностей и ценностей субъектов образовательных отношений. Наиболее значимыми проблемами при этом выдвигаются: формирование метакомпетенций педагогов, способствующих эффективной профессиональной деятельности в условиях смешанного обучения; развитие карьерного роста педагога, а также расширение возможностей саморазвития и самореализации в «новом» мире профессии [3].

В российской науке XX-XXI вв. аксиологические основы педагогического образования были рассмотрены в работах Е. В. Бондаревской,

A. А. Вербицкого, А. П. Владиславлевой, Е. Ф. Зеера, И. А. Зимней, С. И. Змеева, В. В. Краевского, А. Г. Каспаржак, Н. В. Кузьминой,

B. Л. Матросова, В. В. Серикова и др. Большой вклад в теоретическое понимание особенностей обновления системы подготовки будущих педагогов в новых социкультурных условиях внесли такие известные российские ученые как Н. В. Бордовская, В. В. Гриншкун, А. А. Орлов,

C. А. Писарева и др. Теоретические вопросы, касающиеся понимания непрерывности в системе подготовки будущих педагогов, раскрыты в исследованиях известных российских ученых С. Г. Вершловского, В. Ю. Кричевского, А. П. Тряпициной, Ю. Н. Кулюткина, Н. К. Сергеева, А. В. Хуторского, В. В. Юдина и др.

В настоящее время опубликовано несколько зарубежных и российских проектов концепций непрерывного образования, предлагающих перспективные стратегии развития педагога в профессии (Д. Ашурова, М. М. Джанбобоева, С. И. Змеев, Т. Ю. Ломакина, В. С. Садовская, Т. М. Чурекова, D. R. Garrison, A.C.M. Robles, K. M. Smith, J. Watson и пр.). М. К. Смит отмечает, что непрерывное обучение является процессом личного, социального и профессионального развития человека на протяжении всей его жизни. Однако базового образования сегодня недостаточно, чтобы избежать профессиональных и личных неудач, необходим постоянный процесс «образовательной социализации» на протяжении всей жизни человека [15].

Таким образом, можно отметить, что научно-теоретические и научно-практические работы по проблемам педагогического образования, как правило, затрагивают следующие аспекты: смысловая направленность педагогического процесса, которая может выражаться в парадигмаль-

ных установках и теоретических базовых императивах образовательной деятельности; содержание образования как дидактическое выражение значимого социально-профессионального и личностно-творческого опыта, позволяющего решать нравственные, познавательные, коммуникативные и жизненные проблемы обучаемых в условиях профессиональной среды; результативность образовательного процесса и технологии ее определения как качественной и количественной характеристики развития образовательных процессов и явлений.

Целью статьи явилось рассмотрение некоторых методологических и практических аспектов педагогической аксиологии в ракурсе непрерывного педагогического образования.

Методами исследования выступили: методологический анализ концептуальных основ непрерывного педагогического образования, изучение опыта формирования профессиональной аксиосферы педагогов.

Анализируя содержательные компоненты концепций, трактующих ценностно-смысловые и ценностно-деятельностные аспекты общей и профессиональной подготовки обучающихся, можно выделить следующие концепты: «непрерывное образование как процесс личностного роста» образовательного потенциала человека на протяжении всей его жизни за счет использования системы государственных и общественных учреждений и в соответствии с потребностями личности и общества; «непрерывное образование как профессиональное образование» для выпускников общеобразовательных организаций и образования взрослых, которым создаются условия для непрерывного профессионального, карьерного и личностного роста на протяжении всей жизни; «взрослый обучаемый в системе непрерывного образования», рассматриваемый как субъект осознанного обучения, обладающий жизненным опытом, способный влиять на социально-культурные и профессионально-личностные процессы [7].

В работах исследователей утверждается, что организация системы непрерывного педагогического образования призвана осуществляться с учетом основных подходов: преемственности образовательных стандартов и программ на разных уровнях педагогического образования; возможности временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуального образовательного пути, повышения квалификации и переподготовки педагогов; минимизации «тупиковых» образовательных программ, образовательных маршрутов,

уровней и видов образования, которые не позволяют продвигаться на более высокий уровень образования или препятствуют освоению образовательной программы переподготовки [5].

Таким образом, среди характеристик непрерывного образования, которые необходимы для анализа развития ценностно-ориентированной профессиональной подготовки педагогов можно перечислить следующие: образовательная активность в течение всей жизни человека; интеграция «вертикальная» (преемственность между отдельными этапами, уровнями образования) и «горизонтальная» (образовательное взаимодействие компонентов образовательной среды); интеграция не институциональных и неформальных форм образования с общей системой образования; открытость и гибкость системы образования; возможность свободного выбора обучающимися форматов обучения; наличие культурных механизмов стимулирования не только социальной, но и личностной мотивации будущего педагога; адекватные условия образовательной среды для переноса и преемственности доминирующих в обществе культурных, духовных и нравственных ценностей.

При этом принципами реализации непрерывного педагогического образования выступают: культурологический, акмеологический, ком-петентностный и феноменологический. Аксиологический принцип, являясь подструктурой вышеуказанных принципов, был выделен в аксиологический подход. Контекст аксиологического подхода позволяет рассматривать непрерывное образование как оптимальную форму профессиональной подготовки будущего педагога. Именно в данном формате обеспечивается возможность ценностно-ориентированного видения педагогом профессионального смысла и миссии, которая реализуется в сложных системах: «человек-человек», «человек-природа-человек», «человек-культура-человек» и «человек-техника-человек».

В связи с вышеизложенными концептами, принципами и приоритетами непрерывного образования, актуализируются теоретические и методические аспекты развития педагогической аксиосферы, которые рассмотрим ниже.

Традиционно педагогическая аксиология рассматривается как наука о ценностях, принципах, нормах, канонах и идеалах образования; она изучает проблемы ценностей образования, их значение и весомость в образовательной сфере.

В. В. Краевский по отношению к образовательной методологии опре-

деляет ценность как «форму проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом», при этом осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему — ценностное отношение. Вместе с тем ценность как универсальное понятие представляет собой совокупность вещественно-предметных свойств явлений, психологических характеристик человека, явлений общественной жизни; является ориентиром деятельности и поведения человека [10].

Основными понятиями педагогической аксиологии являются: ценностное сознание (способ отражения объективной действительности, позволяющий субъекту обозначить, определить пространство своей жизнедеятельности как духовно-нравственное явление); ценностное отношение (субъективная позиция человека, отражающая значимость того или иного явления или объекта, во взаимосвязи личностного и общественного; соединение объективной и субъективной реальности); ценностное поведение (внешнее проявление действия целенаправленного характера, основой которого являются ценностные установки и ориентации); ценностная установка (направленность деятельности человека, соотносимо с его потребностями, направленными на выражение ценности); ценностная ориентация (важнейший компонент структуры личности, выражающий себя посредством направленности на материальные, духовные или культурные ценности) [1].

Аксиологический подход в изучении и раскрытии сущности педагогических процессов и явлений в XX веке достаточно широко представлен в исследованиях Д. В. Дементьевой, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, В. И. Сластенина, Л. С. Подымовой и др. В профессиональной педагогической деятельности сформировалось такое понятие как «профессиональная аксиосфера».

Проблемы развития профессиональной аксиосферы связаны с методологическим осмыслением теории и практики педагогического образования (Е. В. Бондаревская, Э.Ф Зеер, Н. К. Карпова, Н. В. Третьякова и др.). Авторы считают, что гуманно-личностная педагогика утвердила постулат — «человек является основной ценностью образования», что привело к установке важных приоритетов непрерывного образования: личностное развитие; возможность профессионального саморазвития и карьерного роста; свободное проявление индивидуально-личностных и профессиональных способностей на протяжении всей жизни.

Традиционный взгляд на систему профессиональных ценностей педагога (модель И. Ф. Исаева) предполагает классификацию таких ценностей, как: ценности-цели (значимые явления, объекты и смысл профессионально-педагогической деятельности педагога); ценности-средства (значимые способы и средства осуществления профессионально-педагогической деятельности); ценности-отношения (осмысление отношений как базового явления целостной педагогической деятельности); ценности-знания (осмысленные психолого-педагогические знания как значимый компонент осуществления педагогической деятельности); ценности-качества (личностные и профессиональные качества педагога, как основа субъектности педагога-профессионала, реализующего себя посредством творчества в пространстве профессии и культуры) [9].

С точки зрения непрерывного развития педагога возможно разделение ценностей на три группы: личностные ценности (вера, здоровье, работа, свобода, ребенок, материальное благополучие); групповые ценности (образование, профессиональный труд, педагогическая культура, справедливость, ответственность); социальные, общечеловеческие ценности (мир, истина, красота, доброта и пр.) [4].

Модель аксиосферы В. И. Сластенина включает два уровня: основной профессиональный, включающий социально-педагогические и личност-но-педагогические ценности; личностный уровень предполагает самодостаточные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания). Кроме того, аксиологическая модель предполагает взаимосвязь и синхронизацию ценностей различных уровней в единую систему «аксиологического богатства педагога», влияющего на его профессионально-личностные мотивы поведения, действия и мировоззрения [12].

Перспективным направлением в практике подготовки будущих педагогов считается технологический аспект реализации модели педагогической аксиосферы. Аксиологическая система относительно образовательного направления подготовки может быть разработана с учетом формирования системы отношений, деловых и ценностных параметров в системе профессиональной подготовки педагога. При этом профессиональные ценности являются ориентиром в формировании профессиональных действий будущего педагога, помогают психологически и духовно следовать позитивной жизненной стратегии всем участникам образовательных отношений [2].

Согласно ФГОС направления подготовки 44.03.02 «Педагогическое образование», общекультурная компетенция ОПК-4 на уровне бакалавриата рассматривается как способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, а на уровне магистратуры (направление подготовки 44.04.02) — способность создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей [11].

Исследователи в процессе формировании компетенции ОПК-4 предлагают применять в обучении будущих педагогов проблемно-образовательные ситуации, анализ которых соответствует конкретной ценностной позиции педагога. Процессуальный алгоритм данного процесса включает следующие этапы: выявление и анализ педагогической проблемы (изучение аксиологических вопросов личности и общества); педагогическое решение проблемы (аксиологический анализ); педагогический прогноз (ценностное прогнозирование); личностно-профессиональная рефлексия (осознание собственной позиции, «оформление» профессионального мнения в виде ценностных установок и гуманистических принципов); конструирование позитивных моделей педагогических ситуаций [6, 13].

В системе подготовки будущих педагогов (на базе факультета педагогики и психологии Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко) в период с 2019 по 2021 гг. была апробирована система ценностно-ориентированных проблемных заданий и задач, которые были сконструированы согласно таксономийной структуре развития познавательной сферы обучающихся (на уровне бакалавриата и магистратуры). Ценностно-ориентированное проблемное задание отличается от других групп учебно-педагогических задач (когнитивно-познавательных, социально-коммуникативных, диагностико-прогностических) целевой установкой на формирование метакомпетенций: выстраивать иерархию ценностей в учебно-воспитательном взаимодействии; давать оценку параметрам, условиям и явлениям учебно-воспитательной коммуникации; оценивать значимость и своевременность применяемых методов, приемов и форм учебно-воспитательной коммуникации [8].

При проведении практических занятий по учебным дисциплинам педагогического цикла («Инновационные образовательные технологии», «Инновационные практики непрерывного образования», «Технология проектировании воспитательной среды», «Технологии профессиональ-

но-ориентированного образования») применялись следующие дидактические формы: задачные тренинги, коллоквиумы, исследовательские проекты и проблемно-практические кейсы. Наиболее оптимальной дидактической формой был определен проблемно-практический кейс, как комбинированная методика анализа, оценки и моделирования проблемной педагогической ситуации. Проблемно-практический кейс направлен не только на формирование профессиональной аксиосферы обучающегося, но и на формирование метакомпетенций и включает, как правило, следующие компоненты: психолого-педагогический, де-онтологический, методический, диагностический и проектно-прогно-стический. В ходе решения ценностно-ориентированных проблемных задач обучающиеся имели возможность: проанализировать и оценить варианты диссеминации инновационного педагогического опыта, моделировать творческие стратегии и проекты на основе аксиологического конструкта, а также расширить представления о профессиональной аксиосфере педагога-новатора.

Таким образом, в теории и практике педагогического образования система ценностных универсалий влияет на целостную многоуровневую структуру образовательной деятельности, способствуя синергетиче-ской синхронизации общества, культуры и образования. Несомненно и то, что ценности педагогического образования носят выраженный общественный и социокультурный характер, являясь при этом результатом интеграции гуманитарной и техногенной культуры общества. Ценностный императив непрерывного педагогического образования встраивается на концептах: целостное развитие личности педагога-профессионала, его творческая выраженность и реализация высокой миссии педагогического труда. Аксиологизация как стратегия непрерывного образования в целом предполагает насыщение ценностного содержания образования и развитие ценностного мира педагога-профессионала, закладывает фундамент для развития его профессионализма, достижения вершин профессионального мастерства. Сама система непрерывного педагогического образования является благоприятной платформой для формирования метакомпетенций, необходимых для выполнения разнообразных видов профессиональной педагогической деятельности. В целом, аксиологизация педагогического образования способствует оптимальному повышению креативности, независимости и конкурентоспособности педагога в мире профессии.

Литература

1. Анищенко В. А., Барсукова Д. Ф. Ценностное педагогическое взаимодействие как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста: монография. Кумертау: ОГУ, 2013. 124 с.

2. Асташова Н. А., Ерещенко Ю. В. Аксиологический подход в педагогике и определение образовательных приоритетов / В Кн.: Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики: монография. М: МПСУ, 2020. С. 117-124.

3. Бермус А. Г. Актуальные проблемы становления отечественной системы непрерывного педагогического образования // Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику. Псков, 2021. С. 89-94.

4. Болотова Ж. А., Кострикова Ю. В., Радченко Е. А. [и др.] Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. С. 257-259.

5. Галанин В. П., Лобанов Н. А. (ред.) Непрерывное образование: новые реальности: монография. СПб.: СПбГЭУ, 2020. 197 с.

6. Гукаленко О. В., Иванова С. В., Селиванова Н. Л. [и др.] Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего / В Кн.: Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография. Ростов-на-Дону-Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 192-215.

7. Змеев С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24). С. 99-101.

8. Ильевич Т. П. Категориальный аппарат теории задачного обучения в современной дидактике: методологические противоречия // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 11. С. 119-123.

9. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № . 3. С. 44-53.

10. КраевскийВ. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: Новый этап. М.: Академия, 2006. 400 с.

11. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/ 151/150/ 24/94 (дата обращения: 10.09.2021).

12. Сластенин В. А. [и др.] Педагогическое наследие В. А. Сластенина: Горизонты будущего: монография. М.: МПГУ, 2015. 204 с.

13. Ульянова И. В., Евсеева И. Г., Борисова Е. В. Подготовка будущих социальных педагогов к пониманию и анализу гуманистических ценностей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 192-196.

14. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 Ш73-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://zakonobobrazovanii.ru (дата обращения: 01.06.2021).

15. SmithM.K. From lifelong education to lifelong learning [Электронный ресурс]. URL.: http://infed.org/mobi/lifelong-learning/ (дата обращения: 15.05.2021).

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL AXIOSPHERE OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problem of the development of the pedagogical axiosphere in the context of the implementation of continuous professional education. The value-oriented categories, principles and priorities of lifelong pedagogical education are substantiated, various approaches to the formation and development of the teacher's professional values are outlined, the hermeneutic system of values is considered in relation to the axiological imperatives of the pedagogical profession. It is shown that the success of a competent teacher is due not only to the optimal combination of methodological, methodological and technological components ofvocational training, but, first of all, is provided by the value universals of the process of continuous vocational education. The considered models of the pedagogical axiosphere are presented both taking into account the preservation of the best traditions of the methodology of Russian pedagogy, and the emergence of new conditions for the transformation of the competence-oriented educational process in the university. The presented didactic components of the models for the development of the professional axiosphere of future teachers are constructed on the basis of value-oriented problem tasks.

The result of the implementation of the axiological approach in the training of future teachers have become competence-based new formations: knowledge of the concepts of the teacher's professional axiosphere; the ability to build creative strategies and projects based on an axiological construct; practical skills of professional analysis, assessment of traditional and innovative teaching experience. The research prospects are the study and development of technological conditions for the development of the professional axiosphere of the teacher in the digital educational space.

Keywords: pedagogical education, continuing professional education, pedagogical axiology, professional axiosphere, model of pedagogical axiosphere, value-oriented problem task.

References

• Anishchenko V.A., Barsukova D. F. Tsennostnoye pedagogicheskoye vzaimodeystviye kak professional'noy kompetentnosti budushchego spetsialista: monografiya. Kumertau: OGU, 2013. 124 s. [In Rus].

• Astashova N. A., Yereshchenko YU.V. Aksiologicheskiy podkhod v pedagogike

i obrazovatel'nykh prioritetov V Kn .: Podgotovka professionala XXI veka: teoreticheskiye poiski i effektivnyye praktiki: monografiya. M: MPSU, 2020. S. 117-124. [In Rus].

• Bermus A. G. Aktual'nyye problemy stanovleniya otechestvennoy sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Obrazovaniye v izmenyayushchemsya obshchestvo: novyy vzglyad na teoriyu i praktiku. Pskov, 2021. S. 89-94. [In Rus].

• Bolotova ZH.A., Kostrikova YU.V., Radchenko Ye.A. [i dr.] Tsennosti pedagogicheskoy deyatel'nosti // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy.

2016. № 1. S. 257-259. [In Rus].

• Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 N273-FZ [Elektronnyy resurs]. URL: http://zakonobobrazovanii.ru (data obrashcheniya: 01.06.2021). [In Rus].

• Galanin V. P., Lobanov N. A. (red.) Nepreryvnoye obrazovaniye: novyye real'nosti: monografiya. SPb .: SPbGEU, 2020. 197 s. [In Rus].

• Gukalenko O. V., Ivanova S. V., Selivanova N. L. [i dr.] Sotsial'no-vospitatel'noye pros-transtvo pedagogicheskogo obrazovaniya: opyt stanovleniya i proyektirovaniye budu-shchego V Kn .: Pedagogicheskoye obrazovaniye v sovremennoy Rossii: strategicheskiye oriyentiry razvitiya: monografiya. Rostov-na-Donu — Taganrog: Izd-vo YUFU, 2020. S.192-215. [In Rus].

• Il'yevich T. P. Kategorial'nyy apparat teorii zadachnogo obucheniya v sovremennoy dida-ktike: metodologicheskiye protivorechiya // Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii.

2017. № 11. S. 119-123. [In Rus].

• Isayev I. F., Yeroshenkova Ye. I. Professional'no-tsennostnaya ustanovka budushchego spetsialista: ot sushchnosti k tekhnologii formirovaniya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2011. № . 3. S. 44-53. [In Rus].

• Krayevskiy V. V., Berezhnova Ye. V. Metodologiya pedagogiki: Novyy etap. M .: Akademiya, 2006. 400 s. [In Rus].

• Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obra-zovaniya [Elektronnyy resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (data obrashcheniya: 10.09.2021). [In Rus].

• Slastenin V. A. [i dr.] Pedagogicheskoye naslediye V. A. Slastenina: Gorizonty budushchego: monografiya. M .: MPGU, 2015. 204 s. [In Rus].

• SmithM.K. From lifelong education to lifelong learning [Elektronnyy resurs]. URL.: http://infed.org/mobi/lifelong-learning/ (data obrashcheniya: 15.05.2021).

• UlyanovaI.V., YevseyevaI. G., Borisova Ye. V. Podgotovka budushchikh sotsial'nykh ped-agogov k ponimaniyu i analizu gumanisticheskikh tsennostey // Sovremennyye naukoy-emkiye tekhnologii. 2016. № 1. S. 192-196. [In Rus].

• Zmeyev S. I. Obrazovaniye i andragogika realizatsii v kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015. № 3 (24). S. 99-101. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.