УДК 378.147
Карпенко Виктория Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры восточных языков Тихоокеанского государственного университета https://orcid.org/0000-0002-9620-7297
АКСИОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ДИАЛОГА М. БУБЕРА
Аннотация:
В статье предпринята попытка с позиции философских идей диалога М. Бубера рассмотреть возможности аксиологического подхода как философ-ско-педагогической стратегии. Адаптация аксиологического подхода к педагогическим реалиям профессионального образования представляется автором через призму идей, взглядов на категорию «ценность» с доказательством существования особых ценностно-смысловых образований. С этих позиций возможность формализации ценностей в виде «аксиосфер» представляется очевидным фактом, что позволяет адресно определить их принадлежность и назначение в профессиональном образовании. Идея диалога, в котором ценностные ориентации приобретают сущностную личностную характеристику, диктует потребность в пересмотре технологий подготовки и переподготовки специалистов. Для этого обозначены перспективы использования идеи «аксиосфер» в инициации развития личности и совершенствования технологии профессиональной подготовки.
Ключевые слова:
аксиология, профессиональное образование, ак-сиосфера, профессиональное самоопределение, диалог, ценность, смысл
Karpenko Victoria Leonidovna
PhD in Educational Science, Associate Professor, Oriental Languages Department, Pacific National University https://orcid.org/0000-0002-9620-7297
AXIOLOGY OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF M. BUBER'S CONCEPT OF DIALOGUE
Summary:
The research aims to consider the possibilities of the axiological approach as a philosophical and pedagogical strategy from the standpoint of the philosophical concept of M. Buber's dialogue. The adaptation of the axiological approach to the pedagogical realities of vocational education is presented by the author through the prism of ideas, views on the category of "value" with evidence of the existence of special value-semantic formations. From these perspectives, the possibility of formalizing values in the form of "axiospheres" seems to be an obvious fact, which makes it possible to determine their belonging and purpose in vocational education. The notion of a dialogue, in which value orientations acquire an essential personal characteristic, dictates the need to revise the technologies for training and retraining specialists. For this purpose, the prospects of using the concept of "axiospheres" in the initiation of personality development and improvement of the technology of professional training are outlined.
Keywords:
axiology, professional education, axiosphere, professional self-determination, dialogue, value, meaning
Идеи аксиологического подхода, представленные в научных исследованиях Н.А. Асташо-вой, Л.В. Блинова, И.Ф. Исаева, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова и многих других, свидетельствуют об эффективности их использования в решении проблем профессионального становления личности на различных этапах развития. Исследования по педагогической аксиологии в профессиональном образовании отличаются друг от друга тем, что при их разработке реализуются различные идеи философского понимания ценности. Такие наиболее распространенные определения в отношении к ценности, как значения и смыслы, категории значимого и должного, идеала и нормы, моральный катехизис и катексис, установка и иное, совершенно не противоречат друг другу, так как их объединяет эмоциональное предпочтение индивидом в выборе объектов и явлений. Это позволяет сделать ряд значимых предположений:
- ценность - явление интегративное, ее многомерность обусловлена осмысленным синтезом объективного и субъективного при фиксации «значимости» в материальном и идеальном, рациональном и иррациональном; соответственно, ценность - это, прежде всего, мыслительная форма;
- источником формирования ценностей являются: мир физических объектов или физических состояний; мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний и, возможно, диспозиций к действию; мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей констатации наличия мира должного, являющегося вместилищем ценностей и отличающегося от мира сущего [1, с. 439-440], что обусловливает необходимость исследования закономерностей существования и развития этого мира с введением в круг исследования категории «аксиологический мир человека», выраженный в «аксиосферах» [2, с. 52-56].
Признание наличия аксиосферы как мыслительной формы позволяет выделить ее предметные характеристики должного, обусловливает понимание идеальной формы, которая легко схватывается человеком и в ряде аксиологических учений рассматривается как сама ценность.
Формализация аксиосфер связана с диалогом личности в социуме и с социумом, где, по мнению М. Бубера, диалог является необходимым условием развития вовлеченной в его сферу личности. Диалогичное отношение «Я - Ты» «...возможно не только к человеку, но и, например, к дереву: в этом случае вместо биологических или физических характеристик дерева я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой» [3, с. 243], что порождает два противоположных образа мира: «Я - Ты», «Я - ОНО».
Э. Олдемейер значительно расширяет поле диалога, руководствуясь тем, что предпочтительный выбор людьми определяется чувством, вызванным тем, что стоит над ними, перед ними и рядом с ними [4].
С учетом логики исследователей можно определить четыре значимые аксиосферы, в которых происходит формирование ценностных социально-профессиональных оснований личности: отношения «Я - Ты», «Мы - Вы»: ценности в области межличностных отношений; отношения «Я - Оно», «Мы - Оно»: ценности в области отношений «человек - природа»; отношения «Я -Я», «Я - Мы»: ценности, отражающие собственное «я»; отношения «Я - Мы - Сверх-Я», «Я - Сверх-Мы»: ценности, направленные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания [5, с. 52-56].
Системообразующим элементом, который определяет процессуальную и содержательную сторону аксиологически ориентированного образования, является «аксиосфера» - продукт диалога личности и социума; именно этот элемент обеспечивает разноуровневую иерархию ценностных установок личности.
Понимание, принятие, оценка себя и осмысление собственного «Я» осуществляются в процессе взаимодействия личности с окружающим миром и самим собой, ядром этого взаимодействия непосредственно или опосредованно выступает экзистенциальное «Я», активирующее формирование и эволюцию совокупного ценностного арсенала личности.
Возможность экстраполяции данных идей аксиологии в методологию и технологию профессионального образования составляет суть проблемы, разрешение которой открывает перспективы для определения концептуальной основы внедрения идей аксиологии в систему профессионального образования.
Предположение о существовании в социальном пространстве аксиосфер позволяет зафиксировать следующие их проявления.
1. Отношения «Я - Ты», «Мы - Вы» опредмечены значениями аксиосферы, сформированными в процессе межличностных взаимоотношений.
2. Отношения «Я - Оно», «Мы - Оно» формируют аксиосферу, ценностное содержание которой определяет характер взаимоотношений «человек - природа».
3. Отношения «Я - Я», «Я - Мы» предопределяются аксиосферой при фиксации собственного «Я» в контексте групповой идентификации с сохранением уникального личностного «Я».
4. Отношения «Я - Мы - Сверх-Я», «Я - Сверх-Мы» определены значениями аксиосферы, которые задают ориентиры на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания [6].
Каждая из аксиосфер имманентно определяет вектор развития личности, что должно быть учтено при моделировании процесса профессионального образования независимо от его направления.
Диалог («Я - Ты»), по мнению М. Бубера, является основополагающим для формирования ценностных «опор» [7], это позволяет говорить об их главенствующей роли в выборе самостоятельной профессиональной стратегии. «Значимый другой» в диалоге («Мы - Вы») зеркально подтверждает адекватность сделанного выбора в отношении действий личности в решении профессиональных задач на основе приобретенной оценки соответствия/несоответствия собственных действий эталонным образцам, представленным в профессиональной деятельности «значимого другого» [8]. Аксиосфера «Я - Мы» является потенциальным источником для формирования ценностей, определяющих профессиональную ментальность личности, ее принадлежность к микро-и в большей мере - к макропрофессиональной среде.
Саморазвитие, самореализацию обеспечивают ценности - регуляторы прогностических, коммуникативных, креативных, эмпатийных, интеллектуальных и интерактивных способностей личности. Соответственно, аксиосфера «Я - Я» направляет и корректирует процессы, связанные с профессиональной идентификацией личности [9].
Ценностная основа экологического компонента определяется содержанием аксиосферы «Я - Оно», «Мы - Оно». В одном случае экология как ценность выступает в качестве императива «Я - Оно», во втором - в качестве особой категории - экоцентрического сознания, которое фор-
мируется в результате интеграции физиологических, социокультурных и биологических факторов - ограничений, сосуществования в социальном и природном контекстах. В аксиосфере «Я -Мы - Сверх-Я», «Я - Сверх-Мы» происходят выявление и осознание всех значимых для облика обстоятельств, совокупности факторов, которые характеризуют профессиональность в целом.
Таким образом, представленный концептуальный аспект аксиологической направленности в профессиональном образовании, разработанный на основе идей М. Бубера, Дж. Мида, может быть экстраполирован в содержательную и процессуальную части профессионально-методической подготовки специалистов всех направлений. Обозначенные аспекты аксиологии профессионального образования инвариантны и обладают свойством широкого переноса. Общеметодологический аспект аксиологии профессионального образования не затрагивает предметную сторону каждого отдельно взятого направления, он может быть использован в качестве надстройки для сопровождения профессионально-личностного самоопределения в освоении конкретной профессиональной деятельности.
Представленный теоретико-методологический концепт может быть реализован в теории и практике профессионального образования. Это продиктовано необходимостью переориентации массово-репродуктивного образования на ценностно-смысловое обучение, направленное на формирование у обучающихся множества картин мира, в отличие от однозначных программных представлений, обеспечение творческой индивидуальности. В большей мере это касается организации профессиональной учебной деятельности как в академическом, так и в дополнительном образовании. В этом плане особо эффективными представляются технологии открытых самоорганизующихся систем, которые, по мнению В.А. Сластенина, позволяют (независимо от формы учебных занятий) организовывать процесс обучения по индивидуальным программам и обеспечивать его оптимальное протекание с разумным и экономичным использованием психических и физиологических возможностей личности [10]. При этом наряду с целесообразным отбором содержания подготовки появляется возможность одновременно предлагать соответствующие формы организации и методы самостоятельной работы, ориентированные на осознанное приобретение ценностно-смысловых установок на основе декомпозиции содержания аксиосфер. Выбор технологий в профессиональном образовании должен обеспечивать социокультурную нормировку деятельности, способствующую развитию функционально-деятельностных позиций, анализу ситуаций, осознанию личностью внутренних установок по отношению к окружающему миру, себе и другим людям.
Многогранность, беспредельная вариативность внешнего мира, выступающего источником ценностей, с одной стороны, и стремление личности к социальной идентичности посредством ассимиляции ценностей - с другой, определяют способы ориентации, в которых происходит согласование значений с условиями и обстоятельствами жизни, с настоящим и будущим личности [11]. Процесс профессиональной идентификации личности с определенной социально-профессиональной культурой - это, прежде всего, организация собственной активности в освоении профессиональной культуры, заложенной в аксиосферах, приспособление ко всему, с чем совладает воображение человека. Этот феномен самоорганизации обусловлен стремлением людей к порядку, поиску смысла, в котором означена реальность профессиональной культуры - индивидуальный опыт внутри коллективного опыта, соединяющий прошлое, настоящее и будущее. Основная функция смысловых образований, связанных с ценностью жизни человека, заключается в регуляции его жизнедеятельности, оценки, контроле и коррекции собственного поведения [12].
Так с позиции «аксиосфер» в общих чертах представляются содержательная и процессуальная стороны профессионального образования. Широкий ценностный спектр, представленный в содержании аксиосфер, избирательно формализованный в индивидуальной ценностно-смысловой структуре значимого опыта при включении его части в структуру мотивации, образует ценностное ядро профессиональности личности [13].
Таким образом, взятая за основу философская идея М. Бубера позволила представить аксиологический аспект профессионального образования как ценностно-смысловое поле личности, образованное в результате диалога реально существующих аксиосфер. В этом диалоге проявляются смысложизненные ориентации, составляющие аксиологический арсенал личности, формулируются профессионально ценностные ориентации, придавая ценностно-смысловое содержание личностно значимой профессиональной деятельности. Аксиосфера - это личностное приобретение. Ее сущность заключается в том, что это, прежде всего, мыслительная форма, возникающая в результате разнопланового диалога с миром и самим собой. Таково личностное назначение каждой из описанных аксиосфер.
В технологическом решении задач профессиональной подготовки аксиосферы могут быть реальными ориентирами для моделирования практико-ориентированных условий в профессио-
нальном образовании, основу которых наряду с предметными задачами могут составлять психогенные задачи, отражающие функциональное назначение аксиосфер, конкретно ориентированных на формирование ценностно-профессиональных установок личности.
Ссылки:
1. Поппер К. Логика и рост научного знания (избранные работы) / пер. с англ. ; под ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского. М, 1983. 605 с.
2. Блинов Л.В., Недорезова В.Л. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2008. № 1. С. 52-56.
3. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 464 с.
4. Oldemeyer E. Geschichtlicher Wertwandel [Электронный ресурс] / in F. Rapp (eds) // Technik und Philosophie. Technik und Kultur. Vol 1. Berlin; Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-642-95781-9_9.
5. Блинов Л.В., Недорезова В.Л. Указ. соч. С. 52-56.
6. Там же.
7. Бубер М. Указ. соч.
8. Кармадонов О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 3-12.
9. Блинов Л.В., Недорезова В.Л. Указ. соч.
10. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие. М., 2003. 192 с.
11. Равкин З.И. Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования - одно из направлений развития современной отечественной педагогической теории // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / под ред. З.И. Равкина. М., 1995. 631 с.
12. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998. 292 с.
13. Блинов Л.В., Недорезова В.Л. Указ. соч.
Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна