Научная статья на тему 'Аксиологические основы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов'

Аксиологические основы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / VALUES / VALUE AND SEMANTIC ORIENTATIONS / EDUCATIONAL VALUES / PEDAGOGICAL VALUES / AXIOLOGICAL APPROACH / PEDAGOGICAL AXIOLOGY / VALUE ORIENTATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Статья посвящена обоснованию роли ценностной направленности профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. В исследовании изучаются основные теоретические аспекты аксиологического подхода в образовании, рассмотрено понятие ценностей с позиций ряда наук, в том числе с точки зрения педагогической аксиологии. Приведена классификация ценностей педагога начальных классов, включающая такие группы ценностей, как образовательные и педагогические, сущность которых проанализирована в статье. В работе обосновывается сущность аксиологических детерминант профессиональной подготовки педагогов начального образования в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

The article is devoted to the substantiation of the role of the value orientation of professional training of future primary school teachers. The study examines the main theoretical aspects of the axiological approach in education, the concept of values from the standpoint of a number of Sciences, including from the point of view of pedagogical axiology. A classification of the values of the teacher of initial classes, including such values as education and teaching, the essence of which is analyzed in the article. The article substantiates the essence of axiological determinants of professional training of primary education teachers in higher education.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию роли ценностной направленности профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. В исследовании изучаются основные теоретические аспекты аксиологического подхода в образовании, рассмотрено понятие ценностей с позиций ряда наук, в том числе с точки зрения педагогической аксиологии. Приведена классификация ценностей педагога начальных классов, включающая такие группы ценностей, как образовательные и педагогические, сущность которых проанализирована в статье. В работе обосновывается сущность аксиологических детерминант профессиональной подготовки педагогов начального образования в высшей школе.

Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловые ориентации, образовательные ценности, педагогические ценности, аксиологический подход, педагогическая аксиология, ценностная направленность образования, профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of the role of the value orientation of professional training of future primary school teachers. The study examines the main theoretical aspects of the axiological approach in education, the concept of values from the standpoint of a number of Sciences, including from the point of view of pedagogical axiology. A classification of the values of the teacher of initial classes, including such values as education and teaching, the essence of which is analyzed in the article. The article substantiates the essence of axiological determinants of professional training of primary education teachers in higher education.

Keywords: values, value and semantic orientations, educational values, pedagogical values, axiological approach, pedagogical axiology, value orientation of education, professional training of future primary school teachers.

Введение. Процессы стандартизации, модернизации, гуманизации образования и прочие вызывают сущностные изменения в плане отношения к педагогу со стороны государства и общества. Так, сегодня можно говорить об изменении требований к личности педагога и его профессиональному труду.

Ввиду соответствия новым требованиям со стороны государства и современного общества, в учреждениях высшего профессионального образования у будущих педагогов формируют различные компетенции, умения, готовность к инновационной работе с обучающимися, навыки применения новейших педагогических технологий и информационных технических средств обучения. Однако за всем этим в некотором плане теряется основной смысл подготовки будущего учителя - личности, которая завтра будет формировать мировоззрение будущего поколения.

Не стоит забывать о том, что профессиональная деятельность педагога - многоаспектная, она охватывает не только учебную, методическую, организаторскую, научно-поисковую работу, но и воспитательную, предусматривающую оказание благотворного педагогического влияния на подрастающую личность. Призвание учителя - не только обогатить обучающихся разноплановыми знаниями, а, прежде всего, помочь им найти себя в культурном пространстве, сформировать самосознание.

Исходя из сказанного, под основной функцией педагога начального образования в рамках данного исследования будем понимать оказание помощи ребенку в вопросе становления личности и реализации своих потенциальных возможностей, стремлений, способностей.

Подготовка учителя начальных классов, способного практически реализовывать вышеуказанную функцию, требует учета при разработке концептуальных содержательных аспектов профессионального образования будущих педагогов начального образования аксиологических аспектов формирования личности будущего специалиста.

Изложение основного материала статьи. Ценностное направление образования предполагает, прежде всего, сознательное восприятие и усвоение всеми участниками учебно-воспитательного процесса комплекса соответствующих знаний, формирование позитивных отношений к морально-этическим феноменам и проявление результатов этой работы в их моральных качествах и поведении, а также обретение ценностных ориентиров и ключевых жизненных компетенций. Реализация ценностного направления образования предполагает признание в качестве одной их ведущих методологических концепций его осуществления аксиологический подход.

Аксиологический (ценностный) подход в системе современного образования является актуальным и относится к проблемам мировоззренческого характера. В ситуации социокультурной и образовательной кризиса, ценностного вакуума наполнения содержания отечественного образования аксиологической основой чрезвычайно актуализируется.

Традиционно в педагогической науке аксиологический подход рассматривается в значении одной из методологических основ гуманистически ориентированного педагогического образования, ввиду своей направленности на формирование гуманных профессионально-ценностных ориентаций [11.

Е.В. Севба подчеркивает, что «аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики» [9, с. 421.

По мнению Т.П. Жуйковой, «одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме» [2, с. 31. На основе данного утверждения аксиологический подход можно рассматривать в значении мировоззренческого направления, в контексте которого образование понимается как универсальная ценность.

Аксиологический подход в решении проблем высшего профессионального образования будущих педагогов начальных классов предусматривает, прежде всего, воспитание гуманистического типа личности

студента. Важнейшим критерием гуманизации высшего образования становятся не столько приобретенные знания, умения и навыки, сколько осознание и принятие каждым студентом гуманистических идеалов, стремление к постоянному самосовершенствованию.

В основе аксиологического подхода - понятие ценностей. По словам Т.П. Жуйковой, «ценности, являясь одним из центральных личностных образований, выражают субъективное отношение человека к социальной действительности, определяют содержательную сторону его направленности, составляют основу субъективного отношения к другим людям, к самому себе, основу мотивации жизненной активности, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности субъекта, определяют восприятие индивидом социальной ситуации» [3, с. 6321.

Ценность как научная категория анализируется в различных областях знания: философии, психологии, социологии, педагогике и т.п.

Философское толкование ценностей сосредоточено вокруг этического содержания человеческого бытия. «Ценности обеспечивают человека жизненными ориентирами, определяют жизненно важные цели деятельности и, в конце концов, придают человеческой жизни полный смысл» [7, с. 2221. В философском контексте рассматривается противоречие между идеальным (духовные ценности) и материальным (материальные ценности).

С точки зрения социологии ценности рассматриваются в значении категорий, выступающих основой формирования социального капитала общества.

В психологии категория ценностей рассматривается во взаимосвязи с деятельностью, поведением, потребностями, мотивами, общением и тому подобное. Ценности в психологии связывают с познавательными процессами личности, с формированием ее эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая наука рассматривает ценности в связи с понятиями образование, обучение, воспитание, развитие личности.

Весь спектр сущностных аспектов понятия ценностей разрабатывает отрасль научного знания -аксиология, представляющая собой «философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценностного мира, их связи, обусловленности социальными и культурными факторами, структурой личности. Исторический опыт свидетельствует: проблема ценностей всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этнические устои общества подвергались дискриминации, начиналась постепенная их замена новыми идеалами и целями» [8, с. 87].

В контексте системы образования необходимо говорить о такой категории, как «педагогические ценности». Они представляют собой предмет научного познания такой отрасли знания, как педагогическая аксиология. Анализ теоретической литературы позволяет говорить о том, что в современной отечественной педагогике учеными формулируются различные точки зрения относительно сущности и содержания ценностей, обеспечивающих аксиологическую направленность педагогического взаимодействия.

По мнению Т.П. Жуйковой, ценности и ценностные ориентации обладают мотивирующим личностным потенциалом только в том случае, когда они выступают в качестве одного из смысловых образований сознания, смысловых компонентов мировоззрения [31. В этой связи нам импонирует подход Г.Е. Залесского, обосновывающего отождествление ценностных ориентаций и смыслов, использующего понятие «ценностно-смысловые ориентации» в неразрывном единстве ценностей и смыслов [4].

Анализ трудов специалистов в области педагогической аксиологии позволяет говорить, что аксиологические детерминанты профессиональные детерминанты подготовки будущих учителей начального образования включают две основные группы ценностей - образовательные и педагогические [5; 10].

Образовательные ценности понимаются в значении совокупности гуманистических приоритетов общества, системы гуманистических социальных ценностей, которые путем использования педагогических средств должны трансформироваться на уровень персональных ценностей каждой личности. К данной группе ценностей исследователи относят фундаментальные, базовые, общечеловеческие, национальные, гражданские, семейные и личностные ценности.

Педагогические ценности представляют собой систему социальных норм, образовательных средств, педагогического инструментария, обеспечивающих эффективную трансляцию образовательных ценностей на индивидуальный уровень отдельной личности путем формирования у нее ценностных ориентаций и приоритетов [10].

В данном контексте, вслед за Т.П. Жуйковой, систему ценностных ориентации учителя начальных классов будем рассматривать в значении одного из структурных образований его профессионального и личностного самосознания [3].

Сущность ценностных ориентаций личности заключается в выявлении того особенного, индивидуального, которое личность берет из общественного сознания. Ценностные ориентации составляют один из критериев социализации личности. Они рассматриваются в педагогической науке как процесс и как результат. Ориентация как процесс - это проектирование действия от замысла до результата: правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действий согласно планам и жизненным целям. Ориентация на результат определяется свободным владением широким кругом знаний и умений в определенной области [11].

По мнению А.В. Кирьяковой, ценностные ориентации образуются путем углубления ценностных отношений. Со временем ценностные ориентации могут стать убеждениями личности и характеризовать ее направленность. Структурными элементами ценностных ориентаций выступают три подсистемы:

- когнитивная (знания, суждения, убеждения об объекте);

- эмотивная (чувства, эмоциональная оценка объекта);

- поведенческая (определенные действия, поведение по отношению к объекту) [6].

Процесс овладения ценностями и формирования ценностных ориентаций личности в учебно-воспитательном процессе возможен при условии выявления и создания педагогом таких психолого-педагогических условий, при которых ценности приобретают целостный, значимый, системный характер и оказывают регуляторное влияние на самостоятельность личности.

В свою очередь, показателем педагогической ценности деятельности учителя начальных классов являются сформированные ценностные ориентации воспитанников.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе развития профессионального педагогического образования, одной из концептуальных основ его реализации в высшей школе должен быть признан аксиологический подход как обязательное условие становления гуманистической парадигмы образования.

Содержательным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей начального образования должна выступать реализация ценностной направленности учебно-воспитательного процесса.

Педагогический аспект ценностной направленности профессиональной подготовки педагогов начального образования заключается в том, чтобы объективные ценности (гуманистические, общечеловеческие ценности) стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами, ценностными ориентациями будущих специалистов.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для Вузов. - СПб 2000. - 304 с.

2. Жуйкова Т.П. Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 3-6.

3. Жуйкова Т.П. Идеи ценностей, их развитие в общей аксиологии // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 632-634.

4. Залесский Г.Е. Психология мирвозрения и убеждения личности. - М.; 1994. - С. 42

5. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М.; Белгород, 1993.

6. Кирьякова А.В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: [монография] / [под. ред. д. пед. н., проф. А.В. Кирьяковой]. - М. Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2000. - 240 с.

7. Лукьянов В.Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе ХХ1 века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Матер. междунар. научн. конф. - СПБ: Санкт-Петербургское философское искусство, 2001. - С. 221-224.

8. Равкин З.И. Развитие образования России: Новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. - № 5. - С. 87

9. Севба Е.В. Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 42-44.

10. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

11. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Образование в 12-летней школе: аксиологические основания // Известия РАО. Под. ред. В.А. Сластенина - М.: 2000. - №4. - С. 80.

Педагогика

УДК: 378.2

доктор педагогических наук, профессор Везиров Тимур Гаджиевич

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала), Дагестанский институт развития образования (г. Махачкала); старший преподаватель Эльмурзаева Мадина Эмильхановна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. В статье рассматривается некоторые педагогические аспекты организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в подготовке бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» в Чеченском государственном университете. Одной из составляющей данного процесса является использование информационно-образовательной среды 4portfolio.ru, которая позволяет организовать проектную деятельность студентов через студенческое сообщество с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, подготовка бакалавров, информационно-образовательная среда 4portfolio.ru, студенческое сообщество, проектная деятельность.

Annotation. The article discusses some pedagogical aspects of the organization of e-learning with the use of distance learning technologies in the preparation of bachelors in the field of "Applied Mathematics and Computer Science" at Chechen State University. One of the components of this process is the use of information-educational environment 4portfolio.ru, which allows you to organize project activities of students through the student community using distance learning technologies.

Keywords: e-learning, distance learning technologies, bachelor's training, information-educational environment 4portfolio.ru, student community, project activities.

Введение. В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста [1, 2, 3].

В настоящее время отечественная система высшего образования стала ориентироваться на требования современного постиндустриального общества, предполагающие высокий уровень сформированности профессиональной компетентности, академическую мобильность и готовность будущих бакалавров к самообразованию и самосовершенствованию.

Современные средства информатизации, массовой коммуникации и глобализации образования предоставляют неограниченные технические возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема, и содержания. В этих условиях важную роль могут сыграть дистанционные образовательные технологии (ДОТ), под которыми в Федеральном законе «Об

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.