Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье изучены методологические аспекты аксиологического подхода в профессиональном педагогическом образовании, основные составляющие терминологического аппарата педагогической аксиологии, классификация педагогических ценностей. В исследовании рассмотрена сущностная взаимосвязь аксиологического подхода с гуманистическим и культурологическим, обосновано комплексное значение их применения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. В статье изложены функции аксиологического подхода в педагогическом образовании, условия его реализации в системе профессиональной подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическое образование, концептуальные основы профессионального образования, аксиологический подход, культурологический подход, гуманистический подход, педагогическая аксиология, ценности, ценностные ориентации, педагогические ценности, методология.
Annotation. The article deals with the methodological aspects of axiological approach in professional pedagogical education, the main components of the terminological apparatus of pedagogical axiology, the classification of pedagogical values. The study considers the essential relationship of axiological approach with humanistic and culturological, substantiates the complex value of their application in the system of professional training of future teachers. The article describes the functions of the axiological approach in pedagogical education, the conditions of its implementation in the system of professional training of future teachers.
Keywords: pedagogical education, conceptual bases of professional education, axiological approach, cultural approach, humanistic approach, pedagogical axiology, values, value orientations, pedagogical values, methodology.
Введение. Анализ тенденций развития системы педагогического образования на современном этапе позволяет говорить о смене концептуальной парадигмы его реализации. Данная тенденция обоснована пониманием теоретиками педагогической науки и представителями формирования и разработки направлений государственной образовательной политики новых требований к личности специалиста в области образования и поиском ими эффективных методологических основ реализации профессионального образования. В данном ключе Ш.Х. Кулиева уточняет, что современному отечественному обществу «необходим педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности и способный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения как для учащихся, так и для самого учителя» [6, с. 491.
По мнению Т.П. Жуйковой, «Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности» [5, с. 31.
Сущность педагогических ценностей и их формирование у будущих педагогов в контексте их профессиональной подготовки в высшей школе - это те проблемы, на решение которых направлен аксиологический подход в образовании. Реализация аксиологического подхода приобретает особую актуальность в современных условиях стремительных изменений ценностных ориентаций общества, в частности в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов аксиологического подхода в образовании и его методологии относительно применения в системе высшего профессионального педагогического образования.
Изложение основного материала статьи. Аксиологические аспекты современного образовательного процесса в высшей школе, в частности системы профессионального образования будущих педагогов, разработаны в трудах А.М. Булынина, Б.С. Гершунского, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и других современных ученых.
Прежде чем обратиться к изложению сущности методологических основ аксиологического подхода, стоит уточнить, что ряд исследователей отождествляют культурологический и аксиологический (ценностный) подходы, объясняя это общим концептуальным ядром - культурными ценностями. Так, К. Н. Ахвердиев в основе сущности культурологического подхода видит аксиологию как учение о ценностях и ценностной структуре мира [11. По словам автора, культурологический подход «обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры)» [1, с. 3091. Как видим, в основе культурологического подхода, по мнению автора, - ценности, что и позволяет ему соотносить данный подход с аксиологическим.
Ряд исследователей рассматривают аксиологический подход в тесной взаимосвязи с гуманистическим. Так, М.И. Боришевский считает, что «демонополизация системы ценностных ориентаций как основы демократизации обучения и воспитания - процесс, безусловно, сложный и долговременный, что придает последнему цивилизованного гуманистического направления» [3, с. 1451.
В данном исследовании мы исходим из того, что педагогическая наука считает, что культурологический подход не исключает других подходов и наоборот. Так, в системе профессиональной подготовки будущих специалистов не может применяться опосредованно лишь один образовательный подход в роли концептуальный основы. По нашему мнению, только комплексный учет положений образовательных подходов, признанных ведущими современной педагогической наукой, позволит сформировать педагога,
отвечающего современным государственным требованиям, вызовам современности и ожиданиям общественности.
Так, в контексте данного исследования стоит подчеркнуть, что мы не отождествляем указанные выше подходы, однако их взаимосвязь считаем природной и обоснованной, так как культурологический подход как методологическая основа профессионального образования предполагает рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания по отношению к окружающей природной и социальной среде. Это, прежде всего, гуманистическая позиция, которая признает человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Аксиологический же подход не только провозглашает человека в значении высшей ценности общества и самоцели общественного развития, но и позволяет анализировать педагогические явления с позиций заложенных в них возможностей удовлетворения общественных и личностных потребностей.
Мнение о интегративности концептуальных подходов в системе реализации профессионального образования будущих учителей разделяет и Т.П. Жуйкова, подчеркивая, что «ценностный подход в значительной мере реализуется в современной теории и практике высшего педагогического образования и тесным образом связан с профессионально-педагогическим, антрополого-гуманистическим, культурологическим подходами в построении концептуальных основ в подготовке учителя» [5, с. 4].
Определив место и роль аксиологического подхода в системе других концептуальных основ профессионального образования, обратимся к изучению его сущностных особенностей.
Методологические основы анализируемого в данном исследовании подхода разрабатываются в рамках педагогической аксиологии, представляющей собой «область педагогического знания, рассматривающую образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющую ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования [9, с. 99]. В основе изучения педагогической аксиологии - направленность образовательного процесса на ценностные ориентации личности: их изучение, выявление и формирование.
Аксиологический подход представляет собой одну из методологических основ гуманистически ориентированного педагогического образования, так как отличается направленностью на формирование у будущих педагогов гуманных профессионально-ценностных ориентаций [2]. В контексте педагогической науки аксиологический подход предполагает рассмотрение механизмов превращения ценностей культуры в мир личности, а также изучает воздействие развивающейся личности на изменения системы общественных ценностей, их культурных форм и типов.
Аксиологический подход рассматривает образование в качестве социально-педагогического феномена, находящего свое отражение в ключевых идеях педагогической аксиологии, среди которых:
- фундаментальность и универсальность гуманистических ценностей;
- единство целей и средств образования;
- приоритет идеи свободы личности.
Структура категориального аппарата педагогической аксиологии представлена следующими компонентами:
- ценности-цели;
- ценности-средства;
- аксиологическая характеристика личности как субъекта ценностных отношений, формирующихся в целостном образовательном процессе;
- аксиологические категории, которые отражают ценностные приоритеты процесса образования [5].
Смысловым ядром аксиологического подхода выступает понятие ценностей. По мнению
В.А. Сластенина, ценности в педагогике - это нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [8]. Как и в контексте других наук, изучающих систему ценностей (психология, культурология, философия, социология), педагогические ценности обладают синтагматическим характером, то есть они формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений [7].
Включение аксиологического подхода в систему концептуальных основ реализации профессионального образования будущих педагогов обосновано необходимостью формирования системы личностных, общечеловеческих, социальных, нравственных и социальных ценностей. По мнению Ш.Х. Кулиевой, «в структуре профессионально-педагогической подготовки учителя ценности занимают особое место, являясь основой, на которую опираются все остальные компоненты системы. Ценности здесь - это духовные феномены, имеющие личностный смысл и выступающие ориентирами человеческого поведения и формирования жизненных и профессиональных установок студентов, будущих учителей - воспитателей подрастающего поколения» [6, с. 50].
Исследователями В.А. Сластениным и Е.Н. Шияновым сформулированы группы ведущих ценностей педагогического образования. К ним ученые относят следующие группы ценностей:
- ценности, связанные с утверждением личности в социуме, в ближайшей социальной среде;
- ценности, связаны с удовлетворением личности потребности в общении;
- ценности, связанные с самосовершенствованием;
- ценности, связанные с самовыражением учителя;
- ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами отдельной личности и общества в целом [8].
На основе анализа идей концепции аксиологического подхода в образовании целесообразно выделить его основные культурно-гуманистические функции в контексте реализации профессиональной подготовки будущих специалистов образовательной сферы:
- развитие духовных сил, способностей и умений личности, позволяющих ей преодолевать жизненные трудности;
- формирование у будущих специалистов характера и моральной ответственности в ситуациях адаптации к социальной и профессиональной среде;
- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;
- способствование овладение будущими педагогами средствами для достижения свободы, личной автономии, ощущения полноты бытия;
- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.
Овладение ценностями и сформированность ценностных ориентаций будущих педагогов в рамках профессиональной подготовки в высшей школе возможно при условии выявления и создания преподавателями в контексте учебно-воспитательном процессе вуза таких психолого-педагогических условий, при которых ценности приобретают целостный, значимый, системный характер и оказывают регуляторное влияние на самостоятельность личности будущего специалиста [4]. Исходя из сказанного, особую актуальность приобретает организация профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов образовательной сферы посредством идей и педагогических технологий аксиологического подхода.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что в настоящее время стремительных изменений ценностных ориентиров представителей отечественного социума при реализации профессиональной подготовки будущих учителей важнейшим условием является определение концептуальных основ ее осуществления, соответствующих методологии актуальной парадигмы образования. Учитывая современную социокультурную ситуацию и систему требований к личности педагога, одним из ведущих подходов к реализации высшего профессионального педагогического образования должен являться аксиологический подход. На основе рассмотрения методологических аспектов аксиологического подхода в педагогическом образовании следует обобщить, что эффективность данного подхода не может быть достигнута путем обособленного использования его идей в системе профессиональной подготовки будущих специалистов образовательной сферы. Высокая результативность относительно освоения студентами системы личностных, общечеловеческих, социальных и профессиональных ценностей и сформированность объективно положительных ценностных ориентаций возможна, по нашему мнению, путем интегрированного использования идей аксиологического подхода в комплексе с положениями гуманистического, культурологического и компетентностного подходов.
Литература:
1. Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. - 2010. -№6. - С. 308-310. - URL https://moluch.ru/archive/17/1674/ (дата обращения: 06.02.2019).
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для Вузов. - СПб 2000. - 304 с.
3. Боришевский М. И. Духовные ценности в становлении личности-гражданина // Педагогика и психология. - 1997. - № 1. - С. 144-150.
4. Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Педагогика. - 2002. - № 4. -С. 43-56.
5. Жуйкова Т. П. Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 3-6. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2285/ (дата обращения: 06.02.2019).
6. Кулиева Ш.Х. Аксиологический подход в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 48-52.
7. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи и положения к разработке концепции исследования) // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХУП-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З.И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 6-7.
8. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Образование в 12-летней школе: аксиологические основания // Известия РАО. Под. ред. В.А.Сластенина - М.: 2000. - №4. - С. 80.
9. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. - М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006. - 191 с.
Педагогика
УДК 373.1
кандидат педагогических наук, доцент Дмитриченкова Светлана Владимировна
Инженерная академия, Российский университет дружбы народов (г. Москва);
старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Чаузова Вера Арнольдовна
Инженерная академия, Российский университет дружбы народов (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена особенностям изучения иностранного языка в условиях погружения в интегрированное обучение; приводится анализ понятий «интеграция», «интегрированное обучение», «междисциплинарная интеграция». Авторы статьи делают акцент на необходимости владения иностранным языком, что является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов независимо от уровня и профиля подготовки.
Ключевые слова: интегративный подход, профессиональное образование, иностранный язык, предметно-языковая интеграция.
Annotation. The article is devoted to the peculiarities of learning a foreign language in terms of immersion in integrated learning; the analysis of the concepts of "integration", "integrated learning", "interdisciplinary integration". The authors emphasize the need for foreign language skills, which is an integral part of professional training, regardless of the level and profile of training.
Keywords: integrative approach, professional education, foreign language, subject-language integration.