Научная статья на тему 'Аксиологическая основа профессиональной подготовки будущих педагогов в высшем образовании'

Аксиологическая основа профессиональной подготовки будущих педагогов в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AXIOLOGICAL APPROACH / PEDAGOGICAL VALUES / READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS / HUMANISTIC ORIENTATION OF EDUCATION / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Е. В.

В статье рассмотрена роль аксиологического подхода относительно реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. В работе проанализирована сущность ценностного подхода в образовании, определены его основные теоретические аспекты, рассмотрен процесс формирования общечеловеческих ценностей, ценностных ориентаций и педагогических ценностей будущего педагога в системе высшего образования, определена их роль в системе профессионализма учителя. Формирование профессионально-педагогических ценностей осуществляется в процессе реализации будущим педагогом различных ролей, статусных взаимоотношений, функций, отражающих жизненную активность личности, а также путем создания необходимого благоприятного климата для развития и саморазвития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATION

The article considers the role of axiological approach to the implementation of professional training of future teachers in higher education. The paper analyzes the basics of the value approach in education, identifies its main theoretical aspects, considers the process of formation of universal values, value orientations and pedagogical values of the future teacher in higher education, determines their role in the system of professionalism of the teacher. The formation of professional and pedagogical values is carried out in implementing the future teacher of the different roles of status relationships, functions, reflecting the vitality of the individual.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая основа профессиональной подготовки будущих педагогов в высшем образовании»

ясь от каждого естественности поведения, правдивости в передаче содержания песни, умения действовать и переживать в воображаемых предлагаемых обстоятельствах. Хормейстер ставит перед участниками хора исполнительские задачи и добивается их выполнения, а именно: согласованности, творческого самовыражения, сценической раскованности и свободы. При готовности песни хормейстер совместно с руководителем учебного хора находит произведению выигрышное место в концертной программе государственного экзамена.

Библиографический список

Таким образом, комплексная подготовка хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом, основанная на межпредметных связях, способствует подготовке компетентных профессионалов, готовых к самостоятельной и востребованной деятельности в учреждениях культуры и образования, обладающих знаниями и практическими умениями в области искусства народного хорового пения, способных сохранять, развивать, транслировать и популяризировать народное хоровое исполнительство.

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения». Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912

2. Межпредметные связи. Российская педагогическая энциклопедия. Под редакцией В.Г. Панова. Москва: Большая Российская Энциклопедия. 1993. Available at: https://pedagogicheskaya.academic.ru/

3. Щербакова О.С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая: учебное пособие: в 2 частях. Часть 1: учебное пособие. Барнаул: Издательство АЛтГАКИ, 2005.

4. Шамина Л.В. Школа народного пения. Москва: «Фольклорный центр «Русская песня», 1997.

5. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Гуманит. нар. центр ВЛАДОС, 2003: 136.

References

1. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 53.03.04 «Iskusstvo narodnogo peniya». Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912

2. Mezhpredmetnye svyazi. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Pod redakciej V.G. Panova. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'Enciklopediya. 1993. Available at: https://pedagogicheskaya.academic.ru/

3. Scherbakova O.S. Fol'klorno-'etnograficheskie i pesennye tradicii russkih Altaya: uchebnoe posobie: v 2 chastyah. Chast' 1: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2005.

4. Shamina L.V. Shkola narodnogo peniya. Moskva: «Fol'klornyj centr «Russkaya pesnya», 1997.

5. Zhivov V.L. Horovoe ispolnitel'stvo: Teoriya. Metodika. Praktika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Gumanit. nar. centr VLADOS, 2003: 136.

Статья поступила в редакцию 09.08.18

УДК 371

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

AXIOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATION. The article considers the role of axiological approach to the implementation of professional training of future teachers in higher education. The paper analyzes the basics of the value approach in education, identifies its main theoretical aspects, considers the process of formation of universal values, value orientations and pedagogical values of the future teacher in higher education, determines their role in the system of professionalism of the teacher. The formation of professional and pedagogical values is carried out in implementing the future teacher of the different roles of status relationships, functions, reflecting the vitality of the individual.

Key words: axiological approach, pedagogical values, readiness for pedagogical activity, professional training of teachers, humanistic orientation of education.

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрена роль аксиологического подхода относительно реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. В работе проанализирована сущность ценностного подхода в образовании, определены его основные теоретические аспекты, рассмотрен процесс формирования общечеловеческих ценностей, ценностных ориентаций и педагогических ценностей будущего педагога в системе высшего образования, определена их роль в системе профессионализма учителя. Формирование профессионально-педагогических ценностей осуществляется в процессе реализации будущим педагогом различных ролей, статусных взаимоотношений, функций, отражающих жизненную активность личности, а также путем создания необходимого благоприятного климата для развития и саморазвития личности.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценностный подход, педагогические ценности, готовность к педагогической деятельности, профессиональная подготовка педагогов, гуманистическая направленность образования.

Социокультурные, экономические и политические изменения в современном мире и отечественном социуме обосновывают в качестве одной из приоритетных проблем современного образования - формирование высококультурной, интеллектуальной, творческой личности, способной обеспечить культурный и технологический прогресс, способствовать повышению культурного уровня общества. Как представителю культуры педагогу, прежде всего, предстоит решение указанной проблемы, так как именно он формирует общечеловеческие ценности и особое отношение к ним у своих воспитанников, составляющих основу будущего поколения государства. Обосновав проблему, отметим, что решение указанных целей и задач общества органично связано с переосмыслением значения роли педагога в современном

мире и требует пересмотра содержания профессиональной подготовки будущего педагога. Данное утверждение обосновывает потребность в модернизации и реформировании традиционной системы подготовки педагогических кадров в высшей школе. Совершенствование системы высшего профессионального образования предусматривает новый подход к подготовке будущих педагогов. Для обучения специалистов, способных к утверждению ценностей человеческой жизни, реализации воспитания и обучения на основе принципа гуманизма и педагогической деятельности в целом, целесообразным является переход к гуманизации педагогического образования, которое должно стать основным фактором развития сознания, то есть развития культуры мышления и культуры чувств личности будущего педагога.

Формирование личности педагога в контексте очерченных характеристик зависит не только от уровня и содержания профессиональной подготовки, но и от осознания им сущности моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека. В этой связи одной из задач высшей школы на современном этапе выступает мотивация студента - будущего педагога к освоению общечеловеческих и профессиональных ценностей и ценностных ориентаций, формированию собственной системы объективно значимых ценностей. Так, на основе вышесказанного подчеркнем, что ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение к миру в совокупности выступают основой содержания и направленности отечественной стратегии развития и реализации профессионального педагогического образования.

Вышеизложенное обосновывает целесообразность применения аксиологического подхода наряду с другими концепциями образования в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. По мнению В.Л. Ершова, «ценностный подход как система гуманистических принципов является сущностным для антропологически ориентированного образования», целью которого является не столько усвоение понятий, сколько формирование способа видения и понимания вещей, организация внутреннего мира в соответствии с высшими духовными ценностями, постижение как мироздания, так и самого себя не на поверхностном, а на смысловом уровне [1, с. 107].

«Применение аксиологического подхода играет важную роль в методологии исторического познания и позволяет использовать ценностно-оценочный принцип, поскольку ценность - это особая определенность предметов и явлений, отличающая их от природного факта» [2, с. 44].

С точки зрения философской науки, аксиология определяется как «философское исследование природы ценностей»; как «философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих основ человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» [3, с. 11].

По мнению исследователей Д.В Шамсутдиновой и РИ. Турхановой, «аксиология рассматривает процесс воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая - адаптация человека в обществе в процессе его воспитания» [4, с. 44].

В качестве приоритетной функции образования педагогическая аксиология обосновывает аксиологическую функцию, отражающую подходы и к содержанию, организации, управлению процессами в системе образования [4]. В аксиологии центральным понятием выступают ценности. В контексте педагогики это позволяет рассматривать содержание и структуру педагогического образования как сферу субъект-объектных и межсубъектных отношений, где знания, преподаватель и студенты объединяются ценностным отношением к действительности [5]. Педагогическая наука определяет ценности как основные составляющие структуры личности, определяющие направленность, активность, деятельность, волю, духовность, отражающиеся в личностных установках, свойствах, качествах через отношение личности к социуму, природе, к самому себе как части Мира.

Библиографический список

Понятийный аспект ценностей занимает важное место в сознании личности. Ценностный аспект личности выступает в роли регулятивного механизма, который стимулирует применение широкого диапазона мотивов и направленности практических действий человека. Ценностные ориентации позволяют личности разграничивать значимое и незначимое посредством способности к избирательности [6].

В системе профессиональной подготовки педагогов формирование ценностных ориентаций приобретает особое значение. В контексте вопроса профессионализма ценностные ориентации представляют собой вершину иерархии сознания, выступают важнейшим элементом внутренней структуры личности специалиста, концентрирующим жизненный опыт, представляющим систему переживаний, позволяющим определять приоритеты, фиксировать и обобщать социальный и индивидуальный опыт. Ценностные ориентации отражают активность субъекта, его мышление и поведенческие проявления.

Исходя из того, что в широком смысле целью профессионального педагогического образования является подготовка будущего специалиста к реализации педагогической деятельности, готовность его к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ценностями представляет собой открытое системное качество личности. Педагог с высоким уровнем сфор-мированности указанной готовности отличается осознанными ценностями, представленными гуманистической профессиональной направленностью, устойчивым интересом к активизации процесса личностного развития обучающихся, комплексом теоретических и прикладных знаний о сущности и структуры процесса личностно-ориентированного педагогического воздействия, наличием умений проектирования и реализации деятельности, направленной на аксиологическое, интеллектуальное, эстетическое и физического развитие воспитанников. На основе вышеизложенного, заключим, что в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе значимым компонентом содержания образования является формирование не только общечеловеческих нравственных ценностей, но и специальных педагогических ценностей и ценностных ориентаций. К приоритетным педагогическим ценностям исследователи относят такие, которые связаны с осознанием личностью объективной необходимости и значимости для общества профессии педагога:

- личность обучающегося (воспитанника);

- знания;

- коммуникативность;

- саморазвитие;

- гуманность;

- творчество [6].

Процесс присвоения педагогических ценностей зависит в определенной степени от уровня сформированности профессионального сознания будущего специалиста. Данный процесс является социальным по свой природе и тесно связанным с характером педагогической деятельности, представляющей собой межличностное субъект-субъектное взаимодействие. Формирование профессионально-педагогических ценностей осуществляется в процессе реализации будущим педагогом различных ролей, статусных взаимоотношений, отражающих жизненную активность личности.

1. Ершов В.Л. Философские основы аксиологического подхода в образовании. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2011; 3: 107 - 111.

2. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования. Педагогика. 1997; 5: 3.

3. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Москва, 1987.

4. Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Аксиологическая функция дополнительного образования. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013; 4-2: 42 - 44.

5. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. Москва, 2000.

6. Бодалев А.А. Психология личности. Москва, 1988.

References

1. Ershov V.L. Filosofskie osnovy aksiologicheskogo podhoda v obrazovanii. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. 2011; 3: 107 - 111.

2. Zinchenko V. P. O celyah i cennostyah obrazovaniya. Pedagogika. 1997; 5: 3.

3. Filosofskij slovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva, 1987.

4. Shamsutdinova D.V., Turhanova R.I. Aksiologicheskaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; 4-2: 42 - 44.

5. Astashova N.A. Uchitel': problema vybora i formirovanie cennostej. Moskva, 2000.

6. Bodalev A.A. Psihologiya lichnosti. Moskva, 1988.

Статья поступила в редакцию 26.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.