Научная статья на тему 'Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза'

Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / AXIOLOGY / VALUES / VALUE SYSTEMS / VALUE CLASSIFICATION / PEDAGOGICAL AXIOLOGY / PEDAGOGICAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизганова Елена Юрьевна

В статье рассматривается проблема социальной обусловленности трансформации педагогических ценностей в сознании студентов вуза. Представлены основы аксиологического подхода в образовании, обозначены основные педагогические ценности, отражающие систему норм, целей и идеалов студента в современных условиях развития педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизганова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING VALUES TRANSFORMATION IN THE MODERN UNIVERSITY STUDENT’S MIND

In the paper the authors consider the problem of social conditioning of teaching values transformation in the minds of university students. They present the foundations of axiological approach in education, identify the main pedagogical values, reflecting a system of norms, goals and ideals of the student under the modern conditions of pedagogical education

Текст научной работы на тему «Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза»

УДК 37.013.73

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

© 2014 Е.Ю.Сизганова

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Орск

Статья поступила в редакцию 09.06.2014

В статье рассматривается проблема социальной обусловленности трансформации педагогических ценностей в сознании студентов вуза. Представлены основы аксиологического подхода в образовании, обозначены основные педагогические ценности, отражающие систему норм, целей и идеалов студента в современных условиях развития педагогического образования

Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные ориентации, классификация ценностей, педагогическая аксиология, педагогические ценности.

Современное российское общество, как и мировое общество в целом, находится в состоянии достаточно противоречивого и нестабильного функционирования. Вполне естественно, что эта ситуация, в свою очередь, отражается на состоянии всех социальных подсистем, среди которых одной из основополагающих является система образования. Судить объективно о реальном положении дел в сфере образования мешает весьма динамичная смена одновременного прогресса и регресса российского образования. Прогресс в данном случае, на наш взгляд, выражается в усилении процессов демократизации и реформирования в отечественном образовании, о регрессе же нам позволяют говорить результаты оценки качества образования, неоднократно отмеченные как одна из проблемных точек сегодняшней школы.

Безусловно, изменения в общественном сознании, порожденные сменой социального строя, структуры социума, изменением образа жизни россиян, влекут за собой неизбежную смену ценностных ориентаций, в особенности ценностей молодежи. Нас интересует именно этот вопрос, так как он непосредственно касается профессиональной подготовки студентов как будущих педагогов, у которых к моменту выпуска из вуза предполагается наличие определенным образом сложившейся системы общечеловеческих и педагогических ценностей как основы мировоззрения педагога. Рассмотрение данного вопроса следует начать, очевидно, с анализа основных положений аксиологии как науки о ценностях. Отправной точкой развития аксиологии в России в аспекте диалектико-материа-

Сизганова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования. E-mail: sizganov@rambler. ru

листического подхода А.В.Кирьякова1 считает разработку теории ценностей В.П.Тугариновым и О.Г.Дробницким. В исследованиях этого периода, как правило, выделяют три основных подхода к определению специфики исходных аксиологических категорий2: понимание ценности как значимости предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности (С.Ф.Анисимов, А.В.Здравомыс-лов); понимание ценности как высшего общественного идеала (Н.С.Нарский); ценность определяется как значимость и идеал одновременно (В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий). Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

М.С.Каган представляет свое понимание ценности как феномена, возникшего в объект-субъектном отношении3. Сама ценность и есть значение объекта для субъекта, а оценка - эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом. В этом случае проявляется различие между ценностью и предметом как носителем ценности. Ценности, по его мнению, соотносятся с субъектом в различных модификациях: конкретный человек (индивид, личность); небольшая контактная группа (семья и

1 Кирьякова А.В. Ценности как социальная доминанта ориентации // Ученые записки ОГУ. Вып. 1. - Оренбург: 2002. - С.27 - 28.

2 Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие: монография. - М.: 2002. - С. 10 - 11.

3 Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб: 1997- С. 98 - 117.

т.д.); большая неконтактная социокультурная группа (нация, сословие, класс и т.д.); человечество в целом. При этом конкретный человек всегда остается носителем всей пирамиды ценностей, которая выражает интересы и идеалы этой структуры субъекта. А.В.Кирьякова4 подчеркивает, что содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что ценности - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.

В современном обществе происходит переосмысление системы ценностей. В связи с этим встает вопрос о классификации ценностей как основных аксиологических категорий. Этот вопрос является одним из проблемных вопросов аксиологии. Рассмотрим основные подходы к решению данной проблемы. Общепринятым считается подход, согласно которому философия ценностей классифицирует ценности на объективные, субъективные, абсолютные (Г.А.Мелекесов)5. Объективные ценности - это природные богатства, стихийные бедствия, общественные явления, поведение, деятельность людей. К субъективным ценностям можно отнести общественные установки и оценки, концепции, выраженные в форме нормативных представлений: о добре и зле, благе и счастье, справедливости и несправедливости и т.д. Абсолютные ценности неизменны, сохраняют для людей значение безусловных ценностей (жизнь, здоровье, прогресс, знание, гуманность). Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности. Трансцендентные ценности, в свою очередь, рассматриваются как предельные, исторически не локализуемые. Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны. Анализ процесса формирования ценностей человечества позволяет утверждать, что система ценностей представляет собой общественное сознание, характеризующее определенную культурную среду, рассматриваемое как результат духовной работы социума.

Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между

4 Кирьякова А.В. Ценности как социальная доминанта ориентации // Ученые записки ОГУ. Вып. 1. - Оренбург: 2002. - С.18 - 19.

5 Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности

будущего педагога: становление и развитие: Монография. - М.: 2002. - С. 21 - 23.

духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. И все же, система ценностей, характеризующая систему данного общества или определенную культурную среду, представляет собою результат той духовной работы, которая осуществляется всем обществом. В обществе непрерывно и параллельно друг другу происходят два процесса: создание новых ценностей и передача культурного наследия от одного поколения к другому. В связи с этим ценности, в синтезе их общечеловеческих, культурных, социальных форм, объективно оказываются включенными в содержание образования.

Современный этап развития российского образования как одной из самых важных и обширных сфер социальной жизни характеризуется направленностью преобразований, которая может быть охарактеризована как поворот к человеку, как признание его высшей ценностью в обществе. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие цивилизации и человека, либо способствовать ему.

Рассмотренный выше категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогическая аксиология определяется Н.А.Асташовой как наука о ценностях образования (их природе, взаимосвязях), выполняющая смыслообразующую, оценивающую, нормативную, регулирующую и контролирующую функции в процессе развития культуры отношений личности6. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. Гуманистические параметры деятельности педагога вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают мировоззренческое самоопределение педагога.

Педагогические, как и другие ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и педагогической практики. По определению В.А.Слас-тенина, педагогические ценности представляют

6 Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. - 2002. - № 8. - С.8 - 13.

собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога7. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит осознание, принятие и дальнейшая реализация ценностей в профессиональной деятельности. Ценности учителя Н.А.Асташова определяет как внутренний регулятор деятельности педагога, определяющий его отношение к миру, себе, к профессиональной деятельности8.

Анализ научной литературы показывает наличие различных точек зрения ученых относительно классификации педагогических ценностей. Выделяют социально-педагогические ценности (отражают характер и содержание ценностей определенного социума), групповые ценности (совокупность ценностных ориентаций общества в сфере образования) и личностные ценности (система ценностных ориентаций личности педагога)9. Существует также деление на: ценности-отношения (отражают взаимозависимость между субъектами ценностной системы), ценности-цели (определяют направленность личности педагога на достижение значимого для нее результата деятельности), ценности-принципы (рассматриваются как основополагающие утверждения), ценности-идеалы (отражают совершенный образ педагогической деятельности)10.

Эволюция ценностей общества происходит постоянно, изменяя приоритеты и иерархию, обесценивая одни ценности и выдвигая другие. Система социальных ценностей обуславливает процесс становления ценностных ориентиров отдельных личностей, проецируется в их, сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей поколения.

Первичный анализ проблемы формирования личностных, субъективных ценностей в системе взглядов студентов педагогического вуза дал основание утверждать, что их трансформация имеет социально обусловленный характер, то есть непосредственно связана с преобразованиями в нашем обществе11. Основой для таких

7 Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. для вузов. -М.: 2002. - С. 121 - 124.

8 Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии .... - С.8 - 13.

9 Сластенин В.А. и др. Педагогика..- С. 125 - 129.

10 Асташова Н.А. Концептуальные основы..- С.8 - 13.

11 Сизганова Е.Ю. Педагогические ценности как про-

дукт развития современного общества // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всеросс. научно-методич.

преобразований являются культурные, идеологические, политические и экономические изменения. Они повлекли за собой настолько сильную трансформацию общественного сознания, что это не могло не сказаться на системах образования и воспитания в обществе в целом, а также в каждой конкретной семье как единице целого. Следствием чего, в свою очередь, стала иная система личностных ценностей молодежи. С целью выявления степени преобразования субъективных ценностей в сознании студента педагогического вуза нами было проведено исследование, основанное на сравнительном анализе системы личностных ценностей студентов, поступивших в вуз в различное время.

В ходе исследования использовались диагностические материалы, направленные на выявление значимых для студента на данный момент педагогических ценностей (в основу была положена классификация ценностей, предложенная В.А.Сластениным)12. Результаты проведенной работы показали, что системы личностных педагогических ценностей сложившиеся у студентов, начавших обучение в разные периоды времени, имеют некоторые изменения. А именно, студентами практически не обозначаются в качестве личностно значимых ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде, такие как: общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением. Преобладают ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг. Например, общение с детьми, коллегами, значимыми людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями явились ведущими мотивами для студентов более поздних лет обучения (57 % респондентов). Слабо выражено наличие ценностей, ориентирующих на саморазвитие творческой индивидуальности - возможности развития профессионально-творческих способностей (15 % студентов последних лет обучения и 35 % полученных ранее), приобщение к мировой культуре (8 % и 19 % соответственно), постоянное самосовершенствование (21 % и 43 % соответственно). Ценности, позволяющие осуществить самореализацию, находятся в промежуточном положении: творческий, вариативный характер труда педагога отмечают сегодня 34 % испытуемых, в отличие от 58 % опрошенных ранее; романтичность и увлекательность педагогической профессии - 12 % и 45% соот-

конф. - Оренбург: 2012. - С. 2602 - 2608 [Электронный ресурс] URL: http:/ /conference.osu.ru /archive/publications.html (28.05.2014). 12 Сластенин В.А. и др. Педагогика..- С. 125 - 129.

ветственно; однако возможность помощи социально неблагополучным детям - 33 % и 32 % соответственно. Превалируют ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.). При этом следует учесть, что ценностные ориентации студента обусловлены многими факторами, как социальными (семья, друзья, образ жизни, финансовое положение и социальный статус), так и личностными (пол, характер, потребности, мотивы и т.п.). Необходимо отметить также невысокие показатели познавательной самостоятельности, недостаточную развитость рефлексивных и коммуникативных умений в совокупности достаточно распространенной среди студентов ориентации на творческую деятельность.

Приведенные выше данные нельзя считать однозначно верными и распространяющимися на всю субгруппу студентов педагогического направления подготовки, однако, они позволили сформулировать некоторые выводы.

Педагогические ценности находят свое обобщенное выражение в мотивационно-цен-ностном отношении к педагогической деятель-

ности, которое является показателем гуманистической направленности личности. Сложившиеся ценностные ориентации студента определяют характер его будущей профессиональной деятельности, стремление и готовность к осуществлению процесса воспитания и обучения, обеспечивая тем самым гуманизацию процесса образования, ценностное отношение к педагогической деятельности.

Система ценностей не остается стабильной и неизменной, так как она является действенной стороной общественного сознания, взятого в совокупности всех его форм. Система ценностей представляет собой основу культуры общества, объединяющую все отрасли духовного производства, все формы общественного сознания, а потому трансформация субъективных ценностей в мировоззрении студентов педагогического вуза социально обусловлена.

Важнейшей задачей в условиях социальных перемен является задача формирования у студентов нравственных ориентиров жизнедеятельности, ценностных ориентации, которые в своем единстве определяют направленность их на гуманистически ориентированную педагогическую деятельность.

TEACHING VALUES TRANSFORMATION IN THE MODERN UNIVERSITY

STUDENT'S MIND

© 2014 E.Yu.Sizganova"

Orsk Humanities and Technology Institute (branch) FSEI HPE «Orenburg State University». Orsk

In the paper the authors consider the problem of social conditioning of teaching values transformation in the minds of university students. They present the foundations of axiological approach in education, identify the main pedagogical values, reflecting a system of norms, goals and ideals of the student under the modern conditions of pedagogical education

Keywords: axiology, values, value systems, value classification, pedagogical axiology, pedagogical values.

Elena Yuryevna Sizganova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Pedagogics and Preschool and Primary Education Methodology. E-mail: sizganov@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.