УДК 378.1+378.147 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-61-70
Поступила в редакцию / Received 21.10.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 16.11.2022 Принята к публикации / Accepted 07.12.2022
оригинальная статья
Инициативы Державинского университета в развитие системы непрерывного педагогического образования в Тамбовской области
Гущина Татьяна Ивановна ® © , Курин Андрей Юрьевич
Макарова Людмила Николаевна ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Аннотация. В контексте основных трендов педагогического образования - «цифровая педагогика: электронное обучение и электронная образовательная среда», «практико-ориенти-рованность подготовки», описываются инициативы Педагогического института Державинского университета в развитие системы непрерывного педагогического образования Тамбовской области. К особо значимым инициативам, описанным в статье, отнесены - формирование ассоциации непрерывного педагогического образования с целью развития региональной системы непрерывного педагогического образования посредством реализации вариативных образовательно-профессиональных треков становления молодых специалистов; корректировка учебных планов для апробации ядра педагогической подготовки; уточнение номенклатуры программ направлений подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями; открытие Педагогического технопарка как центра организации обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов, в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе кластера современных естественнонаучных лабораторий, научно-учебного центра в области биотехнологий, кластера высокотехнологичных лабораторий, специализирующихся на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники, студийного комплекса для творческой деятельности школьников; создание центра научно -методического сопровождения педагогов; проведение фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования по приоритетным направлениям развития науки и техники Тамбовского региона и интеграция результатов научных исследований в образовательную деятельность системы непрерывного педагогического образования Тамбовского региона - дошкольное образование, допрофессиональная педагогическая подготовка, высшее образование; постдипломное сопровождение молодых педагогов.
Ключевые слова: система непрерывного педагогического образования; тренды педагогического образования; инициативы; педагогический технопарк; центр научно-методического сопровождения педагогов; ассоциация непрерывного педагогического образования
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Гущина Т.И., Курин А.Ю., Макарова Л.Н. Инициативы Державинского университета в развитие системы непрерывного педагогического образования в Тамбовской области // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 61-70. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-61-70
© Гущина Т.И., Курин А.Ю., Макарова Л.Н., 2022
original article
Derzhavin University initiatives in system development of continuing pedagogical education in the Tambov Region
Tatyana I. Gushchina ® , Andrey Yu. Kurin
Lyudmila N. Makarova
Derzhavin Tambov State University 33 Internasionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
Abstract. In the context of the main trends of pedagogical education such as "digital pedagogy: e-learning and electronic educational environment", "practice-oriented training" we describe the initiatives of the Pedagogical Institute of Derzhavin University in the development of the system of continuing pedagogical education of the Tambov Region. The most significant initiatives described in the article include the formation of an association of continuing pedagogical education with the aim of developing a regional system of continuing pedagogical education through the implementation of variable educational and professional tracks for the formation of young professionals; adjustment of curricula for testing the core of pedagogical training; clarification of the nomenclature of programs of training areas "Pedagogical Education" with two profiles; the opening of a Pedagogical Technopark as a center for the organization of teaching students methods and technologies of teaching academic subjects, including for preparation for pedagogical activity on the basis of a cluster of modern natural science laboratories, a research and training center in biotechnology, a cluster of high-tech laboratories specializing in education, research and development in information technology and robotics, a studio complex for creative activity of schoolchildren; creation of a center for scientific and methodological support of teachers; conducting fundamental and applied research in education in priority areas of development of science and technology of the Tambov Region and integrating the results of scientific research into the educational activities of the system of continuing pedagogical education of the Tambov Region - preschool education, pre-professional pedagogical training, higher education; postgraduate support of young teachers.
Keywords: system of continuous pedagogical education; trends of pedagogical education; initiatives; pedagogical technopark; center for scientific and methodological support of teachers; association of continuous pedagogical education
There is no conflict of interest
For citation: Gushchina T.I., Kurin A.Yu., Makarova L.N. Derzhavin University initiatives in system development of continuing pedagogical education in the Tambov Region. Psikhologo-pedagogicheskiy
zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 4, pp. 6170. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-61-70
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость реагировать на глобальные вызовы современности, обусловленные, в том числе, развитием искусственного интеллекта, нового технологического уклада, ки-берсоциализацией и др., требует новых компетенций людей, и, как следствие, обусловливает потребность в новых видах педагогического действия, что актуализирует появление новой дидактики и форматов педагогического образования.
Стратегические приоритеты, направления, цели и задачи развития педагогического
образования задаются рядом государственных документов РФ, ключевыми среди которых являются:
- Государственная программа РФ «Развитие образования до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3++ (сопряженные с профессиональными стандартами) по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
В 2021 г. Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования определили приоритетные направления развития педагогического образования: повышение образовательных результатов, создание современной образовательной цифровой среды, развитие системы непрерывного образования; совершенствование образовательной инфраструктуры в целом. По своей сути, «педагогическое образование в настоящее время должно обеспечить формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, способствовать социальной стабильности и развитию общества» [1].
Установки, обозначенные государственной политикой РФ в сфере образования и в направлении подготовки педагогических кадров, конкретизируются, в том числе на региональном уровне. Так, Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2030 г. связывает развитие человеческого капитала в Тамбовской области с развитием высокого уровня образования и науки1.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В рамках тематики статьи было проведено аналитическое осмысление научных публикаций, освещающих современные тренды развития педагогического образования. С использованием теоретических методов исследования: анализа, сопоставления, систематизации, обобщения, в рамках данных трендов определены ведущие направления инициатив Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в контексте развития непрерывного педагогического образования в Тамбовской области. В качестве материала исследования использован позитивный опыт трансформации образовательного процесса в университете, осуществляемого в рамках программы инновационного развития «Приоритет-2030». Метод
1 Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года. URL: https://www.tambov. gov.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-tambovskoj-oblasti-do-2035-goda.html (дата обращения: 03.10.2022).
прогнозирования применялся при формулировании ожидаемых результатов и эффектов от внедрения разработанных инициатив.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов, определяющих успешность и эффективность подготовки будущих педагогов, является выстроенная система непрерывного педагогического образования и наличие фундаментального ядра содержания педагогической подготовки ("Curriculum") - базовая идея осуществляющихся или планируемых реформ высшего образования. Реакцией на вызовы современности являются преобразования и реформы образования, поиск новых трендов педагогического образования.
Тренд 1. Цифровая педагогика: электронное обучение и электронная образовательная среда. Перед современным педагогическим сообществом стоит задача разработки новой системы взаимодействия учителя и ученика, базирующейся на элементах сотрудничества, сопровождения и наставничества. «Одной из важнейших задач становится создание концепта современного «цифрового» педагога, способного сформировать у обучающихся новую цифровую культуру и способность решать сложные многофункциональные задачи [2].
Одну из перспективных задач в данном направлении мы видим в создании электронного образовательного сервиса, обеспечивающего педагогическое образование и систему учительского роста цифровыми инструментами формирования, развития и контроля сформированности образцов, шаблонов профессионального поведения в различных образовательных ситуациях» [3].
Решение данной задачи видится в создании SD-симуляционной онлайн-среды для работы студента в роли учителя.
Симулятор урока учителя начальных классов позволит студенту:
- спроектировать урок (определить его этапы, задачи каждого этапа, его содержание) и «проиграть» его, посмотрев, как сработает его план в режиме реального времени;
- получить возможность закрепить свои знания, умения и навыки разрешения проблемных учебных ситуаций в виртуальном пространстве, под руководством опыт-
ных экспертов (преподаватели-методисты вуза), перед началом реальной педагогической практики;
- получить возможность для самоанализа.
На данном этапе создана виртуальная среда, имитирующая школьный класс с учениками и позволяющая управлять их поведением в классе.
На следующих этапах планируется подключить механизм распознавания речи студента-учителя для голосового управления различными анимированными ситуациями на виртуальном уроке. Кроме этого, планируется проработка и реализация более 60 мини-сценариев поведения виртуальных учеников в классе. С помощью этих мини-сценариев путем их комбинации модератору урока можно будет создавать неограниченное число макро-ситуаций в классе.
Окончание работы над данным проектом планируется в середине 2023 г. Далее будет осуществлена апробация созданного «симу-лятора урока» и внедрение его в учебный процесс.
В наших планах, помимо образовательных тренажеров, стоит задача разработки цифровых коррекционных тренажеров. Речь идет об автоматизации ряда логопедических процессов. Современные технологии уже сейчас позволяют использовать сложные алгоритмы, распознающие лицевую мимику. В коррекционной работе с детьми, а в частности, для улучшения их речи, проведении артикуляционной гимнастики использование данных технологий может дать очень высокие результаты. Технология компьютерного зрения может математически отследить динамику изменений, таких как уровень подъема языка, наличие тремора и др. Все эти микропараметры можно измерять. Конечно, для этого необходима будет база данных и использование возможностей нейросетей.
Тренд 2. Практикоориентированность подготовки. Модель "Curriculum" - помимо расширения номенклатуры направлений подготовки предусматривается серьезная работа по изменению содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования. Учебные
планы построены таким образом, чтобы учитывать желание студента продолжить свое обучение по модели «2 + 2» [4]. Введены майноры - дополнительные профили обучения (возможность изучить дополнительный предмет для учителя-предметника), циклов дисциплин, изучаемых студентами на 2 и 3 курсах.
В настоящее время разработано 47 дополнительных общеразвивающих программ, основная цель которых - вовлечение школьников в работу над актуальными задачами российской науки и приоритетными технологиями региона, подготовка к участию в олимпиадах, чемпионатах и конкурсах всероссийского и международного уровней. Отличительной особенностью программ является их практикоориентированность и меж-дисциплинарность, что дает возможность активизировать способности каждого школьника, повысить интерес, прочность и качество знаний. Современное высокотехнологическое оборудование и компьютерный парк на базе площадки удовлетворяет всем потребностям образовательного процесса и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам в части реализации дополнительных программ. Кроме того, для реализации разработанных программ планируется использование еще более 40 инновационных лабораторий и Центров Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Перспективным, на наш взгляд, представляется формирование Ассоциации непрерывного педагогического образования с целью развития региональной системы непрерывного педагогического образования посредством реализации вариативных образовательно-профессиональных треков развития молодых специалистов. В следующем году мы планируем ввести модульные smart-программы дополнительного профессионального образования, программы опережающей подготовки («педагогический дизайн», «цифровая педагогика» и т. д.) - как результат, мы дадим возможность построения полноценного индивидуального профессионального образовательного маршрута для нашего студента.
Ожидаемые результаты и эффекты от данной инициативы:
1. Профессионализация педагога в системе среднее профессиональное образование -высшее образование:
- преемственность на качественном уровне (цели, результаты, содержание технологии), исключение «дублирования» подготовки;
- сопряженное содержание подготовки на основе соотнесения обозначенных в ФГОС СПО и ФГОС ВО компетенций и определение «вклада» каждой из них в формирование готовности выпускника к выполнению конкретного трудового действия профессионального стандарта.
2. Интеграция единого воспитательного пространства:
- единое пространство для формирования у будущих педагогов ценностных ориентиров профессиональной деятельности;
- формирование опыта межличностного взаимодействия студентов образовательных организаций разного уровня и расширение социальных и профессиональных связей;
- развитие компетенций в сфере командной работы и проектной деятельности;
- создание традиций профессиональных событий и мероприятий.
3. Интеграция кадровых ресурсов СПО и вуза:
- единый подход к подготовке педагога и организации образовательного процесса;
- системная командная работа преподавателей СПО и вуза;
- совместная подготовка методического обеспечения образовательного процесса, сборников научных и методических работ.
4. Совместные программы научных исследований в сфере «Образование и педагогические науки»:
- разработка актуальных проблем образования в проектных научно-исследовательских группах преподавателей вуза и СПО;
- проектирование новых дидактических решений подготовки будущих учителей;
- совместная подготовка грантовых заявок, проведение научных исследований, публикация сборников по результатам научной работы.
До 2024 г. планируется завершить создание MOOC-платформ в области педагогического образования (онлайн-педагогика) -создание цифрового учебного и просветительского контента, электронных информационно-образовательных сред и платформ, электронных учебных курсов, онлайн-мультимедийную библиотеку в области педагогического и психологического образования. Это будет своего рода модель построения персонализированных образовательных онлайн-курсов с учетом личностных и ней-ропсихологических особенностей обучающихся.
Традиционное образование научило нас решать проблемы последовательно, разбивая их на выполнимые задачи. Но сейчас педагогам гораздо важнее обладать soft skills и self skills2 [5]. Развитие когнитивных, социальных и эмоциональных способностей требует совершенно нового подхода к обучению и преподаванию - и, соответственно, потребует формирования нового калибра учителей. Учителя становятся передовыми работниками экономики знания, которые одновременно способны к автономной работе и к эффективному сотрудничеству с учениками и коллегами.
Система образования должна поменяться, она должна быть основана на новых условиях, выполнение которых сейчас будет способствовать становлению нового этапа образовательной системы для учителей: новый дизайн образовательной среды.
Основной акцент в Педагогическом институте Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина при разработке новых бакалаврских и магистерских образовательных программ в ближайшие несколько лет будет делаться на увеличении объема научно-исследовательской работы, обогащении практики студентов в сетевом взаимодействии с партнерами - ведущими образовательными организациями высшего образования (Томский государственный университет, Воронежский государственный университет, Казанский (Приволжский) фе-
2 Self skills - самые важные навыки учителя в мире изменений URL: https://teacher.yandex.ru/posts/self-skills-samye-vazhnye-navyki-uchitelya-v-mire-izmeneniy (дата обращения: 04.10.2022).
деральный университет, Московский городской педагогический университет и др.), опору на основные элементы steam-образования, внедрение в учебный процесс современных подходов нейропедагогики и нейродидактики, создание виртуальных образовательных площадок на основе HTTP 2.0 и WEB 2.0 и т. д.
В соответствии с потребностями региона в профессионально-педагогических кадрах нами уточняется и расширяется номенклатура программ направлений подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями; вводятся новые профили в магистратуре -«Воспитательная работа с молодежью» и «Управление образовательными системами».
Осуществляется корректировка учебных планов для апробации ядра педагогической подготовки, предложенной в рекомендациях Министерства просвещения РФ и выявления проблемных аспектов его реализации. В учебный процесс включаются онлайн-курсы ведущих педагогических университетов, к реализации образовательного процесса привлекаются ведущие ученые и преподаватели, реализуются совместные научно-образовательные проекты.
Формируется практика «образовательного хедхантинга» (head-hunting). Для активного вовлечения в педагогическую профессию студентов при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области работает Школа-интенсив «Держава Education». Эта площадка готовит команду педагогов «под ключ» для строящейся в г. Тамбов школы на 2,5 тысячи человек и является экспериментальным образовательным островом по программе «Приоритет-2030».
В настоящее время в университете открыт Педагогический технопарк3 [6], основной миссией которого является качественное обновление системы педагогического образования.
О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования»): письмо Министерства просвещения РФ от 25 февраля 2022 г. № 08-341. URL: ' https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-25022022-n-08-341-o-napravlenii/ (дата обращения: 03.10.2022).
Основные направления работы:
- организация обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов с использованием современного оборудования, в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе кластера современных естественнонаучных лабораторий (центр «PhCheLa»), научно-учебного центра в области биотехнологий и микробиологии (центр «BЮtech»), кластера высокотехнологичных лабораторий, специализирующихся на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники (Центр «INFOtech»); студийного комплекса для творческой деятельности школьников (центр «1Т-Арт»);
- повышение квалификации педагогических работников.
В технопарке будут работать современные оснащенные лаборатории по следующим направлениям:
Центр «РЬСЬеЬа» - кластер современных естественнонаучных лабораторий, нацеленный на формирование и развитие у обучающихся компетенций в направлении фундаментальных и прикладных научных исследований. На базе предлагаемых лабораторий планируется проводить исследования в области квантовой физики, разрабатывать и изготавливать модели робототехнических механизмов, проводить физико-химический анализ объектов окружающей среды, решать экспериментальные задачи и др.
Центр «ВЮесЪ> - научно-учебный центр, деятельность которого направлена на повышение интереса у школьников в области биотехнологий и микробиологии. Многофункциональный характер оборудования данного центра позволяет проводить исследования в области микробиологии и биоиндикации окружающей среды, биофизики, проводить работы по изучению биологической индивидуальности человека, решать практические задачи по экологии и биологии. Особенностью организации исследовательских работ на базе Центра «ВЮеЛ» является привлечение в качестве консультантов и экспертов представителей предприятий химического кластера по программе «Приоритет-2030».
Накопленный в рамках проекта интеллектуальный и научный потенциал позволил от-
крыть на базе научно-образовательной площадки Центр «ЮТ01есЬ». Данный Центр -кластер высокотехнологичных лабораторий, специализирующихся на образовании, исследованиях и разработках в области информационных, космических технологий и робототехники. Занятия в лабораториях Центра «ЮТ01есЬ» позволяют популяризировать научно-техническое творчество и развивать у обучающихся навыки практического решения актуальных инженерно-технических задач. Современное профессиональное оборудование, заложенное в инфраструктуру Центра, обеспечивает возможность создания и конструирования аппаратно-приемных комплексов, решать практические задачи на базе данных дистанционного зондирования земли и космических снимков, программировать и проводить компьютеризированные эксперименты с робототехническими устройствами и квадрокоптерами.
На базе Центра обучающиеся имеют возможность реализовывать как индивидуальные, так и командные робототехнические проекты, проекты в сфере космических технологий, спутниковой метеорологии и мн. др. Отличительной особенностью Центра «ЮТ01еЛ» является развитая партнерская сеть, которую мы планируем привлечь для решения сложных технологических задач и продвижения разработанных идей и 1Т-продуктов в различные сферы.
Центр «1Т-Арт» - центр для креативной деятельности школьников, с использованием современных средств информационных технологий. В рамках занятий на базе студий обучающиеся освоят навыки дизайна и проектирования изделий промышленного и бытового назначения, познакомятся с основами профессиональных навыков в сфере рекламного дизайна и плакатной графики, научатся изготавливать архитектурные и интерьерные макеты с использованием 3D-печати и лазерной резки, примут участие в работе над «живыми» проектами по реальным брифам и кейсам региональных организаций.
В условиях цифровизации образования до 2023 г. в состав формируемых компетенций обучающихся педагогического и психологического направлений Педагогического института войдут такие компетенции (ПК), как владение технологиями педагогического
дизайна, образовательного инжиниринга, понимание методологии систем управления обучением (Learning Management System), навыки работы с цифровыми образовательными платформами, умение работать с большими массивами данных.
Ожидаемые результаты по основным показателям деятельности педагогического технопарка:
- создание интеллектуально-мотива-ционной образовательной среды, стимулирующей развитие функциональной грамотности, формирование научно-исследовательских компетенций и умений проводить метапред-метные исследования у участников образовательного процесса;
- построение модели интеллектуаль-но-мотивационной образовательной среды Тамбовского региона, обеспечивающего взаимодействие образовательных, научно-исследовательских, общественных, производственных организаций по созданию данной среды, стимулирующей формирование исследовательских компетенций всех участников образовательного процесса;
- создание новых дополнительных общеобразовательных программ по различным направлениям, предполагающих научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;
- представление и востребованность на уровне образовательной политики Тамбовского региона результатов научных и проектно-исследовательских работ обучающихся технопарка;
- создание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, занятых в научно-исследовательской и проектной деятельности педагогического технопарка;
- формирование опыта участия обучающихся в социально значимой деятельности;
- развитие надпрофессиональных умений и навыков, достаточных для правильного и осознанного выбора будущей профессии, возможности переквалификации по необходимости и др.
В качестве дополнительной функциональной надстройки/кластера деятельности технопарка в решении выделенных проблем мы видим создание центра научно-методи-
ческого сопровождения педагогов, функционал которого будет заключаться в:
- научно-методическом обеспечении «взращивания» новых образовательных практик педагогического образования;
- проектировании моделей и методик опережающего педагогического образования;
- продвижении и коммерциализации научных исследований в сфере образования;
- организации экспертизы инновационных педагогических и методических инициатив с целью выявления и оценки эффектов непрерывного опережающего профессионального развития современного педагога;
- проведении фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования по приоритетным направлениям развития науки и техники Тамбовского региона и интеграция результатов научных исследований в образовательную деятельность системы непрерывного педагогического образования (СНПО) Тамбовского региона.
СНПО:
Дошкольное образование. На данном уровне осуществляют свою научную и образовательную деятельность центры, созданные на базе университета. С центрами активно сотрудничают образовательные организации региона, у которых есть запросы на проведение исследований по следующим научным направлениям: формирование социальной успешности старших дошкольников, формирование социального опыта дошкольников в процессе взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка технологий коррекции развития детей с дислексией, дисграфией и др.
Допрофессиональная педагогическая подготовка. С 2018 г. университет стал активным участником реализации регионального проекта «Формирование новых моделей педагогических классов». Данные модели педагогических классов реализуются при поддержке администрации Тамбовской области, Управления образования и науки Тамбовской области. Совместно со школами г. Тамбова и Тамбовской области проводится ряд перспективных научных исследований: разработка теоретико-методического обеспечения деятельности классов психолого-педагогической направленности, изучение педагогической одаренности и др.
Высшее образование. Начал работу региональный центр педагогических компетенций, ориентированный на научно-методическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями профессионального стандарта и социально-экономическими и культурными потребностями региона. На этом уровне проводится ряд перспективных научных исследований: социально-психологические факторы удержания учителя в профессии; концептуальные основы непрерывного образования учителя начальных классов современной школы; индивидуальные траектории развития преподавателя и студента на основе ней-ропедагогики; организация конструктивного взаимодействия педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде.
Постдипломное сопровождение молодых педагогов как одно из важнейших звеньев в системе поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель». Серьезный акцент, совместно с партнерами, на этом уровне делается на проведение исследований по следующим научным направлениям: научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов; разработка концепции формирования профессионального имиджа педагога; технологии удержания учителя в профессии; персонификация образовательных траекторий педагога разных профессиональных групп; психологические аспекты работы молодого учителя в условиях дистанционного обучения; самоопределение педагога в условиях неопределенности и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, развитие системы непрерывного педагогического образования связано с интеграцией образовательной, научно-исследовательской, инновационной деятельности. Университет с позиций предложенных инициатив можно будет рассматривать как центр образовательного и научно-технологического превосходства, характеризующийся высоким качеством воспроизводства педагогических кадров и максимальной результативностью научно-исследовательской деятельности в области непрерывного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнаутов В.В. Теория и практика становления учебно-научно-инновационного комплекса как региональной системы непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2002. 44 с.
2. Герлах И.В., Егизарьянц М.Н., Твелова И.А. Непрерывное педагогическое образование в условиях цифровой трансформации // Технолого-экономическое образование. 2021. № 16. С. 32-37.
3. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Тренды педагогического образования - основные направления развития Педагогического института // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 187. С. 7-14. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-7-14
4. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Модель непрерывного педагогического образования в регионе: опыт реализации и перспективы развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 181. С. 7-16. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-7-16
5. Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 2 (27). С. 99-106.
6. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250.
REFERENCES
1. Arnautov V.V. Theory and Practice of the Formation of the Educational, Scientific and Innovative Complex as a Regional System of Continuous Pedagogical Education. Dr. ped. sci. diss. thesis. Volgograd, 2002, 44 p. (In Russian).
2. Gerlakh I.V., Egizar'yants M.N., Tvelova I.A. Continuing pedagogical education in the context of digital transformation. Tekhnologo-ekonomicheskoe obrazovanie, 2021, no. 16, pp. 32-37. (In Russian).
3. Gushchina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Yu. Trends of pedagogical education - main directions of development of Pedagogical Institute. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 7-14. (In Russian). DOI 10.20310/18100201-2020-25-187-7-14
4. Gushchina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Yu. Model of continuing pedagogical education in the region: implementation experience and development prospects. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 181, pp. 7-16. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-7-16
5. Shaykhutdinova Kh.A. Sharpening soft skills in training students for efficient teaching. Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik, 2020, vol. 8, no. 2 (27), pp. 99-106. (In Russian).
6. Fedorov I.M. Transition from the educational environment to the educational ecosystem. Molodoy uchenyy = Young Scientist, 2019, no. 28 (266), pp. 246-250. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Гущина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: tguasot@gmail. com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9105-6821 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, корректировка текста статьи.
Курин Андрей Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-7005 Вклад в статью: анализ и обобщение литературных источников и педагогического опыта, написание текста статьи.
Макарова Людмила Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е -mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185 Вклад в статью: формулировка цели и задач исследования, написание и оформление текста статьи.
Tatyana I. Gushchina - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9105-6821 Contribution: research issue statement, article text correction.
Andrey Yu. Kurin - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-7005 Contribution: literature sources and pedagogical experience analysis and evaluation, article text writing.
Lyudmila N. Makarova - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185 Contribution: research purpose and objectives formulation, research purpose formulation, article text writing and design.