1УДК 378.02:372.8 ББК 74.58
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
А. А. Затоненко, Н. А. Тарасюк
Статья посвящена проблеме обучения иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура». Авторы статьи детально останавливаются на специфике целей и задач процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура». В статье детально представлена номенклатура ведущих подходов и принципов, обеспечивающих эффективность предлагаемой методики. В качестве приоритетных подходов в исследовании представлены следующие: компетентностный подход, коммуникативный подход, интегративный подход. В качестве ведущих принципов выступают следующие: принцип коммуникативности, принцип целостности развивающейся личности, принцип системности, последовательности и преемственности, принцип личностно-ролевого общения, принцип коллективного взаимодействия. Подчеркивается, что эффективность результата обучения зависит от правильного сочетания всех данных подходов и принципов.
Ключевые слова: теоретические аспекты, обучение иноязычному общению, младшие школьники, интеграция, иностранный язык, физическая культура.
THEORETICAL ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF YOUNG LEARNERS ON THE INTEGRATION OF THE DISCIPLINES "FOREIGN LANGUAGE" AND "PHYSICAL CULTURE"
A. A. Zatonenko, N. A. Tarasuk
The article is devoted to the issue of teaching foreign language communication on the basis of integration of the disciplines "Foreign Language" and "Physical Culture". The authors single out the main goals and objectives of the communicative foreign language learning process on the integration of the given subjects. The main approaches according to the following system of teaching are: competence approach, communicative approach, integrative approach. The authors highlight the main principles determining the efficiency of teaching foreign language communication: the principle of communicativeness, the principle of integrity of the developing person, the principle of consistency, coherence and continuity, the principle of personal and role communication, the principle of collective interaction.. The authors underline that the efficiency of the results depends on a right combination of all the given approaches and principles.
Keywords: theoretical aspects, foreign language teaching, young learners, integration, foreign language, physical culture.
Одним из инновационных направлений в современном образовании является обучение иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура».
Процесс обучения иноязычному общению младших школьников на основе интеграции
дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» имеет характерную, отличную от других специфику и по предметному содержанию, и по методической реализации и является инновационным процессом. Обучение иноязычному общению на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая
культура» - это целенаправленный комплексный процесс обучения, развития, познания и воспитания личности ребенка средствами иностранного языка и средствами физической культуры. Обучение иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» предполагает овладение коммуникативной иноязычной культурой, необходимой для реализации коммуникации на иностранном языке в процессе спортивно-оздоровительной деятельности. Целью обучения иноязычному общению на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» является развитие обучающегося как индивидуальности в процессе реализации коммуникативной и спортивно-оздоровительной деятельности, развитие его духовных сил и способностей.
Интеграция дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» ведет к качественным изменениям как системы начального образования в частности, так и всей системы образования в целом. В результате функционирования данной формы интеграции повышается эффективность образовательного процесса в целом, что в дальнейшем счете ведет к формированию всесторонне развитой личности будущего гражданина. Представляется целесообразным обосновать интеграцию указанных дисциплин. В этой связи следует отметить, что младший школьный возраст предоставляет резервы, заключающиеся в использовании преимуществ сензитивного периода усвоения иностранного языка.
Следует также отметить, что интеграция представляет прекрасные возможности для построения процесса иноязычного общения в соответствии с психологическими закономерностями учащихся младшего школьного возраста, для которых свойственен высокий уровень физической активности и низкая степень сформированности процессов произвольности (7-9 лет).
Приоритетным положением предлагаемой методики обучения иноязычному общению учащихся младшего школьного возраста на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» является положение Л. В. Щербы, считавшего, что образовательное значе-
ние иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей учащихся, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка [1, с. 56]. Язык для ребенка - это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Сверхзадачей на начальной ступени обучения должно стать развитие личности младшего школьника средствами иностранного языка в процессе освоения спортивно-оздоровительной деятельности.
Мы полностью принимаем и разделяем точку зрения И. А. Зимней, согласно которой иностранный язык должен обеспечивать социальные, интеллектуальные и личностные функции человека, в том числе и в сфере физической деятельности. Иностранный язык на начальной ступени обучения рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей, как средство осознания собственного «Я» и самовыражения, как средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным опытом в различных сферах, одной из которых является физическая культура [2, с. 119].
Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя и таким образом овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычною образования на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура». Развитие на начальной ступени через интеграцию коммуникативной деятельности на иностранном языке и физической деятельности является более практичным, чем само владение языком, поскольку результаты данного процесса являются успешной предпосылкой развития ребенка в будущем в интеллектуальном и физическом планах.
В содержание обучения иноязычному общению на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» необходимо ввести следующие четыре аспекта: развивающий (приоритетный), воспитательный, познавательный и учебный. Цель обучения по всем этим аспектам может быть сформулирована следующим образом:
• развитие психических функций и физического потенциала ребенка через интеграцию
коммуникативной и спортивно-оздоровительной деятельности на занятиях по иностранному языку;
• удовлетворение познавательных и физических потребностей ребенка;
• создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком и физической культурой;
• воспитание гражданина, способного достойно представлять свою страну среди представителей отечественного и зарубежного общества;
• развитие и оздоровление личности ребенка;
• повышение результативности овладения языком.
Качество знаний может свидетельствовать об эффективности процесса обучения только в единстве с достигнутым уровнем интеллектуального и физического развития обучаемых. В процессе приобретения языковых знаний ребенок должен достигать качественно нового уровня интеллектуального и физического развития.
В процессе обучения иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» педагог должен решать следующие задачи.
1. В развивающем аспекте - развивать: психические функции ребенка: внимание (произвольное/непроизвольное), память (произвольную/непроизвольную), мышление (наглядно-образное и логическое), воображение (репродуктивное и творческое); специальные способности, необходимые для обучения иноязычному общению: фонематический слух, звуковысотный слух, имитационные способности, способность к догадке, способность к различению.
2. В воспитательном аспекте - воспитывать: патриотизм, здоровый образ жизни, понимание, уважение и толерантность по отношению к другой культуре, чувство собственного достоинства, правильную оценку себя и других, уважительное отношение к людям, чувство справедливости, чувство товарищества, дружбы, гуманизма, культуру умственного груда, уважительное отношение к труду, навыки самостоятельности.
3. В познавательном аспекте - знакомить с особенностями организации физической деятельности, детскими национальными спортивными играми, спортивной терминологией, моделями общения.
4. В учебном аспекте - формировать: учебные умения; перцептивные навыки; речевые навыки; моторные навыки; умения вести себя в типовых ситуациях:
Все аспекты начального иноязычного образования тесно взаимодействуют, в результате чего обучение иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» вносит свой вклад в формирование личности учащегося, его моральных качеств, интеллектуальных и физических способностей [3, с. 37].
Рассмотрим основные подходы и принципы, обеспечивающие эффективность процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура».
Ведущим подходом в реализации обучения иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» является компетентностный подход.
В процессе обучения иноязычному общению на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура» у младших школьников формируются следующие виды компетенции:
• коммуникативная компетенция;
• социально-трудовые компетенции;
• компетенции личностного самосовершенствования.
Одним из ведущих подходов в данном исследовании является интегративный подход.
Интегративные знания, построенные на сочетании коммуникативной и спортивно-оздоровительной деятельности, дают многомерное понимание действительности и формируют у учащихся многоаспектное представление о роли языка, как элемента культуры. Они дают ребенку возможность получить целостное представление о мире, где он живет, о многообразии связей, существующих в нем [4, с. 11].
Следующим важнейшим подходом является коммуникативный подход. При коммуника-
тивном подходе происходит гармоничное сочетание и решение учебных, воспитательных, познавательных и развивающих задач, поскольку общение рассматривается как канал учения, воспитания, познания и развития младшего школьника [5, с. 78].
Указанные методологические подходы тесно связаны с системой принципов обучения иноязычному общению младших школьников на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Физическая культура»:
• принцип целостности развивающейся личности;
• принцип коммуникативности;
• принцип системности, последовательности и преемственности;
• принцип личностно-ролевого общения;
• принцип коллективного взаимодействия. Важно отметить, что все рассмотренные
принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стратегию обучения. Поэтому лишь соблюдение всех указанных принципов в системе может привести к желаемому результату.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе [Текст]: общие вопросы методики / Л. В. Щерба. - М.: Высшая школа, 1994. - 96 с.
2. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
3. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Г. В. Рогова. - М.: Просвещение, 2000. - 231 с.
4. Тарасюк, Н. А. Иностранный язык для дошкольников [Текст]: уроки общения (на примере английского языка) / Н. А. Тарасюк. -М.: Флинта: Наука, 1999. - 112 с.
5. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 277 с.
REFERENCES
1. Shcherba L. V. Prepodavanie inostrannykh yazykov v sredney shkole: Obshchie voprosy metodiki. Moscow: Vysshaya shkola, 1994. P. 96.
2. Zimnyaya I. A. Psikhologiya obucheniya in-ostrannym yazykam v shkole. Moscow: Pros-veshchenie, 1991. P. 222.
3. Rogova G. V. Metodika obucheniya angliys-komu yazyku na nachalnom etape v obshcheo-brazovatelnykh uchrezhdeniyakh. Moscow: Prosveshchenie, 2000. P. 231.
4. Tarasyuk N. A. Inostrannyy yazyk dlya doshkol-nikov: Uroki obshheniya (na primere angliysk-ogo yazyka). Moscow: Flinta: Nauka, 1999. P. 112.
5. Passov E. I. Osnovy kommunikativnoy metodiki obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu. Moscow: Russkiy yazyk, 1989. P. 277.
Затоненко Арсений Анатольевич, аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков Курского государственного университета e-mail: [email protected]
Zatonenko Arseniy A., Post-graduate Student, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University
e-mail: [email protected]
Тарасюк Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Курского государственного университета e-mail: [email protected]
Tarasuk Natalia A., ScD in Education, Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University
e-mail: [email protected]