УДК 373.1:802/809
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
© Евгения Александровна ФИЛАТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики; Курский государственный университет, г. Курск, ассистент кафедры методики преподавания иностранных языков, e-mail: evafilatova@mail.ru
Рассмотрено описание модели обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Представляются основные компоненты модели (цель, содержание, подходы, принципы, приемы, критерии оценки эффективности указанной модели), а также средства и условия, необходимые для ее реализации. В качестве ведущих принципов предлагаемой модели автор выделяет следующие: принцип индивидуализации, принцип интегратив-ности, принцип активности, принцип сознательности, принцип наглядности, принцип новизны, принцип целостности развивающейся личности, принцип сотрудничества и сотворчества, принцип проб-лемности. Приоритетным подходом применительно к данной модели избран проблемно-деятель-ностный. Особое место уделяется содержательной основе обучения иноязычному общению на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Освещается алгоритм обучения иноязычному общению младших школьников на основе указанных стратегий на начальной ступени, который включает в себя следующие обязательные этапы: мотивационно-стимулирующий, информационный, аналитический, актуализации, продуктивный, творческий, аналитико-оценочный. Также представлены наиболее значимые условия эффективности реализации предлагаемой модели: развитие познавательной активности учащихся; формирование различных видов мотивации; создание стимулирующей к общению и познанию образовательной среды; разработка специальной системы заданий.
Ключевые слова: обучение иноязычному общению, младшие школьники, интерактивные познавательные стратегии.
Одной из сфер методики обучения иностранным языкам является обучение младших школьников, которое призвано развить у учащихся интерес к языковому и культурному многообразию мира и всесторонне воздействовать на их речемыслительные способности. Между тем обучение иностранным языкам младших школьников не всегда приносит ожидаемые результаты из-за неразработанности теоретических и технологических аспектов методики, адекватной возрастным особенностям учащихся и направленной на развитие ведущих познавательных стратегий, определяющих успешность образовательного процесса на занятиях по иностранному языку.
Эффективность процесса обучения иностранному языку младших школьников обеспечивается умением учащихся использовать многообразие познавательных стратегий, среди которых приоритетная роль отводится интерактивным стратегиям, направленным на реализацию оптимального взаимодействия младших школьников с различными субъектами образовательного процесса
в коммуникативной образовательной среде. Интерактивные познавательные стратегии определяют не только успешность овладения коммуникативными умениями на иностранном языке, но и всестороннее развитие ребенка на данном возрастном этапе.
Анализ педагогической, методической и психологической литературы позволяет дать следующее определение понятия «стратегии младших школьников в процессе овладения иностранным языком»: стратегия - это способы и приемы выполнения задачи, которую младший школьник ставит перед собой в процессе коммуникации на иностранном языке [1]. В иноязычном образовании младших школьников стратегия нацелена на эффективное решение познавательных задач средствами иностранного языка в процессе взаимодействия с другими учащимися и учителем в специально созданной образовательной коммуникативной среде. Познавательные стратегии младших школьников отличаются интерактивным характером и направлены на решение учащимися образовательных задач на основе использования набора
операций и ресурсов, избираемых учащимися в соответствии с особенностями планируемой коммуникативно-познавательной деятельности. Стратегия имеет сложный, комплексный характер. Это целая группа действий, организованных специально для того, чтобы достичь конечной цели.
Применительно к специфике данного исследования познавательные стратегии рассматриваются как индивидуальная взаимосвязь мыслительных операций и действий, направленных на реализацию результата в познавательной учебной деятельности младших школьников в процессе коммуникации на иностранном языке [2].
Познавательные интерактивные стратегии основаны на комплексе мыслительных операций, осуществляемых обучаемым для кодификации нового языка. В процессе взаимодействия на иностранном языке учащиеся учатся отбирать, приобретать, организовывать и интегрировать новые знания для решения коммуникативных задач в специально созданной образовательной среде.
Для успешного построения процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий необходима разработка соответствующей методической модели, отражающей детальную структуру, свойства, основные составляющие, а также особенности функционирования данного процесса в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, предназначенных для начальной школы.
Процесс обучения иностранному языку младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий предусматривает организацию эффективного методического взаимодействия учителя и учащихся с целью всестороннего развития младшего школьника в образовательной коммуникативной среде. Разработка модели требует сформулировать цель, определить задачи, обосновать методические принципы, являющиеся основой эффективной реализации данного процесса, определить адекватные средства, приемы, методы, которые могут способствовать достижению положительного результата указанного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами, определить критерии и показатели эффективности указанного процесса.
Модель обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий включает в себя четыре основных блока: целевой, теоретический, технологический, оценочно-результативный. Обозначенные блоки представляют собой единство, взаимодействие указанных блоков обеспечивает эффективность достижения цели и решения поставленных задач. Обратимся к рассмотрению структурных компонентов указанных блоков:
- целевой блок: определенные и сформулированные цель и задачи моделируемого процесса;
- теоретический блок: подходы, принципы, содержание процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий;
- технологический блок: методы, приемы, средства, а также алгоритм обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий;
- оценочно-результативный блок: критерии и показатели оценивания, а также результат указанного процесса.
Все структурные компоненты, а также блоки модели представляют собой целостное единство, основанное на их взаимосвязи. Построение данной модели предусматривает тесную взаимосвязь аспектов иноязычного образования: развивающего, учебного, познавательного и воспитательного. В соответствии со спецификой данного исследования, а также поставленными в нем задачами целесообразно рассмотреть более подробно структурные компоненты обозначенной модели.
Процесс обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий - сложный и многогранный процесс, включенный в общую систему всестороннего развития личности, основанный на всеобщем взаимодействии всех субъектов иноязычного образования.
Цель обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий -это всестороннее развитие личности младшего школьника в процессе решения учебных, развивающих, воспитательных и познавательных задач в ходе коммуникации на ино-
странном языке в специально созданной интерактивной образовательной среде.
Процесс обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий позволяет решать следующие задачи:
- развивать необходимые коммуникативные умения на иностранном языке;
- формировать мотивацию к общению на иностранном языке;
- формировать у учащихся навыки и развивать умения самостоятельной работы;
- расширять общекультурный и лингвистический кругозор учащихся.
Для раскрытия сущности и основных особенностей процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий необходимо рассмотреть подходы, которые составили теоретическую основу разрабатываемой модели.
Приоритетным подходом в реализации предлагаемой модели является проблемно-деятельностный подход [3].
На основании проблемно-деятельност-ного подхода процесс обучения иноязычному общению младших школьников происходит в условиях выполнения «познавательных деятельностных заданий», построенных с учетом организации различных видов общения (игрового, имитационного, свободного) с целью решения познавательных задач средствами иностранного языка на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Особое значение в этом отношении приобретают задания творческого характера, которые способствуют эффективному применению способов и приемов выполнения познавательных задач на основе применения интерактивных познавательных стратегий, а также соответствующих образовательных ресурсов на иностранном языке. Например, учащиеся могут быть вовлечены в деятельность международного клуба охраны окружающей среды, где им предлагается подготовить проект на тему «Сохранение редких животных в национальных парках России и Америки» (на примере сравнения двух национальных парков: ЦентральноЧерноземного заповедника им. В.В. Алехина (Стрелецкая степь) и Yellowstone National Park). Учащиеся изучают информацию о Йеллоустоунском национальном парке и его обитателях, которая представляется учителем на основе американских аутентичных
источников с использованием соответствующих методических средств и аутентичных источников (видеопрезентации, телекоммуникационные ресурсы, американская энциклопедия "National Geographies", аутентичные детские журналы). В процессе иноязычного общения (индивидуального, группового, коллективного) происходит не только овладение необходимой лексикой и грамматикой, которая используется в предлагаемых текстах, но и расширение познавательного кругозора обучающихся и формирование мотивации к процессу изучения иностранного языка и его культуры. Особое место отводится использованию телекоммуникационных технологий (например, Scype), которые позволяют осуществлять общение со сверстниками в США с целью получения информации, необходимой для создания проекта «Сохранение редких видов животных в Yellowstone National Park». Дети выполняют познавательную деятельность по сбору материала о редких животных в Йел-лоустоунском парке и о способах их сохранения на основе использования источников как на русском, так и на английском языках. Овладев необходимым информационным материалом и лингвистическими средствами для его представления, учащиеся создают самостоятельно проект «Сохранение редких видов животных в Центрально-Черноземном заповеднике им. В.В. Алехина». Работа над созданием указанного проекта предполагает тесное взаимодействие учителя иностранного языка с учителями, преподающими такие дисциплины, как основы окружающего мира, рисование, музыка, технология и др. Подготовленный учащимися проект может быть представлен как на уроке, так и в процессе организации внеклассной деятельности, которая предполагает посещение ЦентральноЧерноземного заповедника им. В.В. Алехина, где учащиеся, выступая в роли экскурсоводов, рассказывают о редких видах животных и растений, характерных для данной среды обитания.
Реализация проблемно-деятельностного подхода предполагает вовлечение учащихся в деятельность по решению познавательных задач средствами иностранного языка в процессе иноязычного общения [4]. Основным средством достижения проблемного характера иноязычного образования является противоречие, которое требует разрешения в процессе интерактивного взаимодействия при
создании исследовательского проекта. Для того чтобы достичь цели указанной деятельности, необходимо владеть средствами иностранного языка, которые представлены в аутентичных источниках с учетом необходимой адаптации к возрасту и интересам детей. Проблемно-деятельностный подход предполагает отказ от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием обучающихся и установкой на запоминание готовых знаний. Важным здесь является освобождение творческой энергии каждого обучающегося в процессе совместной продуктивной деятельности.
Тексты, предлагаемые учащимся, имеют проблемный характер. Проблемная ситуация может быть отражена как в предлагаемых текстах, так и в предлагаемых учащимся аутентичных опорах (фотографии, видеоматериалы). Важной особенностью процесса познавательной деятельности является не только то, что обучающиеся понимают проблемный характер возникшей ситуации, но и чувствуют его на эмоциональном уровне. С этой целью широко используются произведения родной и иностранной музыкальной культуры (например, песни «Беловежская пуща», «Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву» и американская песня "This is my land").
Проблемно-деятельностный подход в процессе обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий реализуется посредством специально созданных условий, в которых обучающиеся, опираясь на имеющийся у них нравственно-эстетический опыт, самостоятельно обнаруживают и осмысливают проблемную ситуацию, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
Построение указанной модели невозможно без реализации ведущих принципов, являющихся важнейшим компонентом теоретического блока реализации модели обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Наиболее приоритетными являются следующие принципы: индивидуализации, интегративности, активности, сознательности, наглядности, новизны, целостности развивающейся личности, сотрудничества и сотворчества, проблемности.
Важным структурным компонентом теоретического блока рассматриваемой модели
является содержание процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий. В качестве содержательной основы указанного процесса представляется возможным использование текстов, отражающих проблемные ситуации и стимулирующих познавательную активность обучающихся, песни, информационные и телекоммуникационные аутентичные источники, фотографии, рисунки, картины, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся.
Технологический блок разрабатываемой модели состоит из следующих структурных компонентов: методы, приемы, средства, методические условия, а также алгоритм эффективной реализации модели обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий.
Наиболее значимыми с точки зрения данного исследования являются следующие методы обучения иноязычному общению младших школьников: коммуникативный [5], игровой, активные методы обучения (метод проектов, дискуссия и др.).
Базисной основой технологического блока процесса обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий являются следующие приемы: упрощения (представление сложной информации в более доступной форме); пробуждения (активизирует речемыслительные и творческие способности учащихся); создания ярких ассоциаций (активизирует психологические процессы памяти, внимания, воображения, мышления и восприятия на основе аутентичного языкового материала); создания эмоций (обеспечивает позитивный эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса); ролевого общения (активизирует речевые возможности личности); объяснения (необходим для объяснения возможных лингвистических и познавательных затруднений); аналитического исследования проблемной ситуации (помогает осуществлять анализ проблем, ситуаций и категорий в процессе коммуникативно-познавательной деятельности).
Основу средств обучения иноязычному общению младших школьников с применением интерактивных познавательных стратегий составляет система заданий. В процессе деятельности обучающимся могут быть
предложены различные комплексы упражнений рецептивного, продуктивного и продуктивно-творческого характера.
Следующим важным компонентом технологического блока является разработка условий эффективной реализации обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование различных видов мотивации;
- создание стимулирующей к общению и познанию образовательной среды;
- разработка специальной системы заданий.
Алгоритм реализации модели обучения общения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий предусматривает последовательную реализацию следующих этапов: мотивационно-стимули-рующего, информационного, аналитического, актуализации, продуктивного, творческого, аналитико-оценочного.
Оценочно-результативный блок включает в себя критерии и показатели эффективной реализации указанной модели:
1) мотивационно ценностный критерий (показатели: развитие мотивации к осуществлению общения на иностранном языке; развитие ценностных ориентаций, необходимых для успешной реализации общения на иностранном языке);
2) аналитический критерий (показатели: умение анализировать проблемные ситуации; умение анализировать адекватность применения средств обучения для реализации интерактивных познавательных стратегий);
3) операционно-деятельностный критерий (показатели: умение использовать лингвистические средства в процессе реализации интерактивных познавательных стратегий; умение использовать социокультурные знания в процессе реализации интерактивных познавательных стратегий).
Результатом обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения интерактивных познавательных стратегий является формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося в процессе коммуникации на иностранном языке.
1. Филатова Е.А. Проблема учета особенностей познавательных характеристик учеников при обучении иностранным языкам // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник материалов 3 Всероссийской научно-практической конференции, 11-13 мая 2010 г. / отв. ред. У.Г. Баянкина. Курск, 2010. С. 177-181.
2. Плигин А.А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009.
3. Ефимова Ю.А. Проблемно-деятельностный подход как основа создания дискурса на английском языке у студентов медицинского университета // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 2 (18). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/019-028pdf. Загл. с экрана.
4. Тарасюк Н.А. Формирование эвристических умений в процессе подготовки магистров педагогического образования на основе проблемно-деятельностного подхода (на примере магистерской программы «Языковое образование (иностранные языки)») // Педагогическое образование: вызовы XXI в.: материалы 3 научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Сластенина. Курск, 2012. С. 165-169.
5. Пассов Е.И. 40 лет спустя, или 100 и одна методическая идея. М., 2006.
1. Filatova E.A. Problema ucheta osobennostey poznavatel'nykh kharakteristik uchenikov pri obuchenii inostrannym yazykam // Yazyk dlya spetsial'nykh tseley: sistema, funktsii, sreda: sbornik materialov 3 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 11-13 maya 2010 g. / otv. red. U.G. Bayankina. Kursk, 2010. S. 177181.
2. Pligin A.A. Psikhologiya poznavatel'nykh strategiy shkol'nikov v individualizatsii obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. M., 2009.
3. Efimova Yu.A. Problemno-deyatel'nostnyy podkhod kak osnova sozdaniya diskursa na angliyskom yazyke u studentov meditsinskogo universiteta // Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 2 (18). URL: http://www. scientific-notes.ru/pdf/019-028pdf. Zagl. s ekrana.
4. Tarasyuk N.A. Formirovanie evristicheskikh umeniy v protsesse podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya na osnove problemno-deyatel'nostnogo podkhoda (na primere magisterskoy programmy "Yazykovoe obrazovanie (inostrannye yazyki)") //
Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI v.: materialy 3 nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati V.A. Slastenina. Kursk, 2012. S. 165-169.
5. Passov E.I. 40 let spustya, ili 100 i odna metodicheskaya ideya. M., 2006.
nocrynHna b pega^uro 3.12.2013 r.
UDC 373.1:802/809
MODEL OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN TEACHING OF FOREIGN COMMUNICATION ON THE BASIS OF INTERACTIVE TECHNOLOGY USAGE
Evgeniya Aleksandrovna FILATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student. Linguistics and Linguodidactics Department; Kursk State University, Kursk, Assistant of Foreign Languages Teaching Department, e-mail: evafilatova@mail.ru
The main components of the model aimed at teaching young learners communicative skills on the basis of interactive cognitive strategies are described. The main aims and contents of teaching, approaches, principles, devices, criteria of the effectiveness, means and conditions of teaching are considered. As the leading principles of the proposed model the following are scrutinized: individualization, integration, consciousness, visualization, novelty, integrity of developing personality, principle of cooperation and co-creation, problem orientation. Problem-solving approach is chosen to be the priority approach with reference to this model. The special attention is paid to the contents of teaching based on the represented model. The article contains algorithm of applying cognitive strategies and possible ways of attaining foreign language education goals at the primary stage which includes the following necessary phases: motivation-stimulating, informational, analytical, actualization, productive, creative, analytical-estimated. The main conditions that determine the effectiveness of the implementation of the model are the following: development of cognitive activity of students; formation of different types of motivation; creation of the educational environment enabling communication and cognition; development of a special system of tasks. Key words: foreign communication teaching; young learners; interactive cognitive strategies.