УДК 372.881.111.1 ББК 74.4
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
Е.А. Филатова, Н.А.Тарасюк
52
Аннотация. Статья посвящена описанию модели обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Авторы статьи представляют основные компоненты модели (цель, задачи, подходы, принципы, критерии оценки эффективности указанной модели), а также условия, необходимые для ее реализации.
Ключевые слова: обучение иноязычному общению, магистры педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование»), интерактивные познавательные стратегии.
Summary. The article describes the main components of the model aimed at teaching undergraduate students communicative skills on the basis of interactive cognitive strategies. The authors describe the main aim of teaching, approaches, principles, criteria of the effectiveness and conditions of teaching.
Keywords: communicative skills, undergraduate students, interactive cognitive strategies.
Современная стратегия образования направлена на подготовку компетентных кадров, которые должны адекватно ориентироваться во всех аспектах иноязычного образования с целью формирования всесторонней личности будущих граждан России. Достижение данной цели требует разработки новых моделей образования, основанных
на учете специфики профессиональной деятельности будущих магистров в различных видах учреждений сферы иноязычного образования (лицеи, гимназии, среднее профессиональное образование, методические центры). Важнейшим компонентом профессиональной подготовки магистров педагогического образования (профиль подго-
товки «Языковое образование») является обучение профессионально-направленному иноязычному общению, призванному решать учебные, развивающие, познавательные и воспитательные задачи.
Модель обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») функцио-нируеткак системно-организованный и дифференцированный процесс, направленный на развитие индивидуальной образовательной траектории у обучающихся.
Важнейшая роль в реализации процесса обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») отводится интерактивным познавательным стратегиям, которые направлены на реализацию оптимального взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессионально-направленной коммуникативной образовательной среде в ходе решения профессионально-направленных познавательных задач. Интерактивные познавательные стратегии определяют не только успешность овладения коммуникативными умениями на иностранном языке, но и всестороннее развитие будущего магистра педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование»).
Интерактивные познавательные стратегии стратегия — это способы и приемы решения профессионально-направленной задачи, которую обучающийся ставит перед собой в процессе профессиональной коммуникации на иностранном языке в постоянно развивающейся образователь-
ной среде в условиях взаимодействия различных языков и культур.
В процессе взаимодействия на иностранном языке обучающиеся учатся отбирать, приобретать, организовывать и интегрировать новые знаниядлярешенияпрофессионально-направленных коммуникативных задач в специально созданной образовательной среде на основе реализации кооперативных, координативных и контрадактивных стратегий [1, с. 34].
Учитывая специфику деятельности будущих магистров, были выявлены следующие познавательные стратегии: осознание коммуникативной познавательной задачи; сопоставление и соотнесение коммуникативной познавательной задачи с ранее изученными с целью отбора коммуникативных средств и информационных источников; дифференциация коммуникативной познавательной задачи; идентификация коммуникативной познавательной задачи; планирование результатов коммуникативной познавательной деятельности; выделение опорных фактов, определяющих специфику коммуникативной познавательной задачи; анализ и отбор фактов, отражающих специфику коммуникативной познавательной задачи; конкретизация опорных фактов в определенной социокультурной ситуации; социокультурная интерпретация фактов в определенном познавательном контексте; использование информационных и телекоммуникационных источников для детализации коммуникативной познавательной задачи; анализ, оценка и отбор коммуникативных средств и форм представления информации, необходимой для решения коммуникативной познавательной задачи; со-
53
отнесение коммуникативной познавательной задачи с коммуникативными средствами и информационными источниками в определенном социокультурном контексте; сотрудничество с субъектами коммуникативной познавательной деятельности; координация деятельности субъектов образовательного процесса; перепроверка соответствия полученных результатов с целями конкретного проекта; запрос необходимой дополнительной информации; корректировка результатов коммуникативной познавательной деятельности и др.
Для успешного построения процесса обучения иноязычному профессиональному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий необходима разработка соответствующей методической модели, отражающей детальную структуру, свойства, основные составляющие, а также особенности функционирования данного процесса в условиях реализации новых феде-54 ральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Модель обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий включает в себя четыре основных блока: целевой, теоретический, технологический, оценочно-результативный. Обозначенные блоки представляют собой единство, их взаимодействие обеспечивает эффективность достижения цели и решения поставленных задач. Все структурные компо-
ненты функционируют как единое целое. Построение данной модели предусматривает тесную взаимосвязь аспектов иноязычного образования: развивающего, учебного познавательного и воспитательного.
Процесс обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий — сложный и многогранный процесс, включенный в общую систему профессиональной подготовки, направленный на развитие компетентной творческой личности будущего магистра, призванного осуществлять образовательную деятельность в условиях взаимодействия различных языков и культур.
Цель обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование) — это всестороннее развитие личности будущего специалиста, способного самостоятельно развивать индивидуальную образовательную траекторию не только в период обучения в вузе, но и после его окончания. В качестве приоритетных задач обучения иноязычному общению на основе применения интерактивных познавательных стратегий выступают следующие:
• формирование профессиональной мотивации;
• овладение профессиональными стратегиями построения коммуникации с целью решения задач в сфере иноязычного образования;
• расширение профессионального и общекультурного кругозора будущих магистров;
• развитие профессионально-значимых способностей, определяющих
эффективность дальнейшей педагогической деятельности.
Для раскрытия сущности и основных особенностей процесса обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий необходимо рассмотреть подходы, которые составили теоретическую основу разрабатываемой модели.
Приоритетным подходом в реализации предлагаемой модели является проблемно-деятельностный подход. На основании проблемно-дея-тельностного подхода процесс обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») происходит в условиях выполнения познавательных профессионально-значимых задач построенных с учетом особенностей их профессиональной деятельности в различных видах учреждений.
Реализация проблемно-деятель-ностного подхода предполагает вовлечение обучающихся в деятельность по решению познавательных задач средствами иностранного языка в процессе иноязычного общения [2, с. 223-225]. Основным средством достижения проблемного характера иноязычного образования является противоречие, которое требует разрешения в процессе интерактивного взаимодействия при создании исследовательского проекта. Для того, чтобы достичь цели указанной деятельности, необходимо владеть средствами профессионального общения на иностранном языке, которые представлены в аутентичных источниках. Проблемно-деятельностный подход
предполагает отказ от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием обучающимися и установкой на запоминание готовых знаний. Важным здесь является освобождение творческой энергии каждого обучающегося в процессе совместной продуктивной деятельности.
Тексты, предлагаемые обучающимся, имеют проблемный характер. Проблемная ситуация может быть отражена как в предлагаемых текстах, так и в предлагаемых обучающимся аутентичных опорах (фотографии, видеоматериалы). Обучение профессионально-направленному общению на основе текстов, отражающих основные сферы деятельности будущих магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») должно быть направлено на овладение целостностью и связностью профессиональной речи [3].
Проблемно-деятельностный подход в процессе обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий реализуется посредством специально созданных условий, в которых обучающиеся, опираясь на имеющийся у них опыт, самостоятельно обнаруживают и осмысливают проблемную ситуацию, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
Проблемно-деятельностный подход тесно связан с коммуникативным подходом, в соответствии с которым процесс иноязычного образования должен учитывать законы
55
реального общения и отражать основные характеристики реальной коммуникации. При этом модель процесса общения предусматривает наличие таких существенных параметров общения как: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимопонимание и взаимодействие речевых партнеров, ситуации как формы функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств, эвристичность (новизна) общения [4, с. 34-40].
Процесс обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий невозможен без компетентностного подхода, отраженного в современных положениях Федерального образовательного стан-56 дарта высшего профессионального образования. Компетентностный подход в реализации предлагаемой модели направлен на формирование основных видов общекультурных и профессиональных компетенций у будущих магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование»).
Построение указанной модели невозможно без реализации ведущих принципов, являющихся важнейшим компонентом теоретического блока реализации модели обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на
основе применения интерактивных познавательных стратегий.
1) Принцип интегративности является одним из наиболее важных принципов предлагаемой модели. Одной из важнейших особенностей является организация взаимодействия всех образовательных дисциплин и модулей.
2) Принцип новизны предполагает использование материалов, которые вызывают позитивные профессиональные изменения в познавательной активности обучающихся благодаря содержащейся в них новой профессионально-значимой информации. Кроме того, новизна должна пронизывать формы и методы учебно-воспитательного процесса, условия, способы и средства его осуществления, а также вариативность задач и проблемных ситуаций, речевых высказываний, необходимых для организации общения в процессе совместной деятельности обучающихся.
3) Принцип целостности развивающейся личности обучающегося.
Процесс обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий предусматривает формирование целостной личности обучающегося, ее целостного мировоззрения и миропонимания.
4) Принцип сотрудничества и сотворчества в процессе коммуникации.
Реализация данного принципа связана с коллективным взаимодействием всех участников процесса обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое обра-
зование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Данный принцип подразумевает организацию продуктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса [5].
5) Принцип проблемности предусматривает включение магистрантов педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») в решение профессиональных проблемных ситуаций средствами иностранного языка на основе использования интерактивных познавательных стратегий в определенном социокультурном контексте.
Технологический блок разрабатываемой модели состоит из следующих структурных компонентов: методы, приемы, средства, методические условия, а также алгоритм эффективной реализации модели обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий.
Наиболее значимыми с точки зрения данного исследования являются следующие методы обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование»): коммуникативный метод, игровой метод, активные методы обучения (метод проектов, дискуссия, и др.), метод активизации психических возможностей личности и др.
Следующим важным компонентом технологического блока является разработка условий эффективной реализации обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки
«Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий:
— развитие познавательной активности магистрантов в процессе организации аудиторной, самостоятельной и научно-исследовательской деятельности;
— формирование профессионально-направленной мотивации;
— создание стимулирующей к общению и познанию образовательной среды на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
— разработка специальной системы заданий, отражающих специфику деятельности магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») в различных видах учебных учреждений при работе с различными категориями обучающихся.
Алгоритм реализации модели обучения общения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий предусматривает последовательную реализацию следующих этапов: мотивационно-стимулирующего, информационного, аналитического, актуализации, продуктивного, творческого, аналитико-оценочного.
Оценочно-результативный блок включает в себя критерии и показатели эффективной реализации указанной модели:
• мотивационно ценностный критерий (показатели: развитие мотивации к осуществлению профессионального общения в сфере иноязычного образования; развитие ценност-
57
ных ориентаций к осуществлению образовательной инновационной деятельности в сфере иноязычного образования);
• аналитический критерий (показатели: умение анализировать проблемные профессиональные ситуации; умение анализировать адекватность применения средств обучения в сфере иноязычного образования);
• операционно-деятельностный критерий (показатели: умение использовать лингвистические средства в процессе реализации задач иноязычного образования на различных ступенях; умение использовать познавательные стратегии в процессе реализации задач иноязычного образования на различных ступенях).
Результатом обучения иноязычному общению магистров педагогического образования (профиль подготовки «Языковое образование») на основе применения интерактивных познавательных стратегий является формирование профессиональной готовности будущего магистра к осу-1-п ществлению деятельности в различ-58 ных видах образовательных учреждений при работе с различными категориями обучающихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.В. Щепилова. М. : ВЛАДОС, 2005.
2. Ефимова, Ю.А. Проблемно-деятельност-ный подход как основа создания дискурса на английском языке у студентов медицинского университета / Ю.А. Ефимова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск, 2011. - № 2 (18). - С. 223-225 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/019-028pdf (дата обращения: 18.01.2014).
3. Умеренков, С.Ю. Обучение целостности и связности речи будущего учителя иностранного языка. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / С.Ю. Умеренков. -М., 2009.
4. Пассов, Е.И. 40 лет спустя или 100 и одна методическая идея [Текст] / Е.И. Пассов. - М. : Глосса-Пресс, 2006. - 240 с.
5. Китайгородская, Г.А. Метод активизации возможностей личности и коллектива [Текст] / Г.А. Китайгородская. - М. : НОЦ «Школа Китайгородской», 2000. -240 с. ■