Научная статья на тему 'Теоретические аспекты научно-технического развития национального хозяйства'

Теоретические аспекты научно-технического развития национального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Ольга Дмитриевна

В теоретическом плане рассматриваются специфические особенности науки как производительной силы общества; приведены показатели оценки научного потенциала; статистически проиллюстрированы основные проблемы научно-технического развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of scientific and technical development of the national economy

The article theoretically represents specific features of science as a moving and productive force for the society. It also manifests the criteria for the estimation of science potentials. The major problems in scientific and technical development of economy are illustrated through the statistics.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты научно-технического развития национального хозяйства»

6. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ // Экономист, 1998. № 8.

7. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.

Поступила в редакцию 15.02.05

O.D. Golovina

Theoretical aspects of scientific and technical development of the national economy

The article theoretically represents specific features of science as a moving and productive force for the society. It also manifests the criteria for the estimation of science potentials. The major problems in scientific and technical development of economy are illustrated through the statistics.

Головина Ольга Дмитриевна

Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1, корп. 4.

Теоретические аспекты... 25

ЭКОНОМИКА 2005. №3

Таблица 3

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, тыс. чел.

Исследователи Техники Вспомогат. персонал Прочие

Год Всего В % к 1990 Всего В % к общ. числ.. Всего В % к общ. числ Всего В % к общ. числ. Всего В % к общ. числ.

1990 1934 100 992,6 51,1 234,8 12,1 512,5 26,4 203,5 10,5

1996 990,7 5,21 484,8 48,9 87,8 8,9 260 26,2 158,1 16,0

1997 934,6 48,3 455,1 48,7 80,3 8,6 244,9 26,2 154,3 16,5

1998 855,2 44,2 417,0 48,8 74,8 8,7 220,1 25,7 143,3 16,7

1999 872,4 45,1 420,2 48,2 72,4 8,3 235,8 27,0 143,9 16,5

2000 887,7 45,9 426,0 48,0 75,2 8,5 240,5 27,1 146,1 16,4

2001 885,6 45,8 422,2 47,7 75,4 8,5 238,9 27,0 149,0 16,8

2002 882,2 45,6 422,2 47,8 75,3 8,5 236,4 26,8 148,3 16,8

В экономически развитых странах мира проявляется тенденция ускоренного роста спроса на работников с высшей квалификацией во всех областях человеческой деятельности под влиянием значительного прогресса в развитии образования, науки, культуры и техники. В нашей стране деградация экономики связана с существенной недооценкой фактора «главной производительной силы» в социально-экономическом прогрессе.

В целом положительная динамика роста показателей научного потенциала говорит о том, что научно-технический прогресс представляет собой интенсивно развивающуюся систему общественного производства и материализации научных знаний, целевой функцией которой является увеличение производительной силы общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1.

3. Волков Г.К. Наука и общество. М.: Знание, 1967.

4. Оже П. Современные тенденции в научных исследованиях // Эффективность научных исследований. М.: Прогресс, 1968.

5. Фотин И. С. Экономика научно-технического прогресса. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993.

Продолжение табл. 2

Международная деятель- 26,7 2,6 17,6 59,1 10,9 23,8

ность, млрд.руб.

То же в % к ВВП 1,73 0,12 0,64 1,24 0,15 0,26

То же в % к расходам 12,20 0,99 6,95 11,60 1,13 1,63

Национальная оборона, 63,9 81,4 65,1 115,6 191,7 247,7

млрд.руб.

То же в % к ВВП 4,15 3,79 2,63 2,42 2,63 2,74

То же в % к расходам 29,2 31,0 25,7 22,7 19,9 16,9

Фундаментальные иссле- 5,7 8,8 6,2 11,6 17,1 23,0

дования и содействие

НТП, млрд.руб.

То же в % к ВВП 0,27 0,36 0,23 0,24 0,23 0,25

То же в % к расходам 1,60 2,02 1,32 1,74 1,66 1,74

При ясности вопроса о том, что основой качественных преобразований производства нематериальных благ является наука, фактически происходит разрушение этой сферы национальной экономики.

Официальная информация о сокращении численности персонала, занятого в России в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приведена в табл. 3.

Страны с явно выраженной социальной направленностью способны неограниченно привлекать таланты из других, менее развитых стран, учитывая, что их активное использование весьма перспективно с точки зрения усиления своего культурного и производственного потенциала. Особенно крупномасштабен такой «перелив» из России в другие страны, в которых социальные условия жизни оказались более предпочтительными. С 1990 г. Россию покинули 78-80 % и математиков, 50% физиков-теоретиков, работающих на мировом уровне. Сегодня в России около 8 тыс. ученых работает в более чем 40 научных программах, осуществляемых в интересах Пентагона и Министерства энергетики США. Это выливается в потери десятков миллиардов долларов в год для нашей страны [6].

Теоретические аспекты... 23

ЭКОНОМИКА 2005. №3

Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета США

Показатели 1997 г. факт Расчетные данные

% 1999 г. % 2000 г. %

Расходы, всего, млн. $ 1601 100 1733 100 1945 100

В том числе Национальная оборона 270 16,9 265 15,3 289 14,9

Международные проблемы 15 0,9 14 0,8 16 0,8

Наука, космос, техника 17 1,1 18 1 19 1

Природные ресурсы и окружающая среда 21 1,3 23 1,3 24 1,23

Образование, обучение рабочей силы, занятость и социальные услуги 53 3,3 59 3,4 66 3,4

Здравоохранение 314 19,6 348 20 439 22,6

Социальное страхование 365 22,8 396 22,9 471 24,2

Отправление правосудия 20 1,2 26 1,5 26 1,3

Расчеты на основании табл. 2 показывают, что расходы на фундаментальные исследования в 2001 г. составляли 0.25% к объему ВВП и менее 2% к расходам федерального бюджета.

Таблица 2

Динамика показателей доходов и расходов федерального бюджета РФ

Показатели 1996г. 1997г. 1998г. 1999 г. 2000г. 2001г.

Доходы всего, млрд.руб. 281,9 343,4 325,9 615,5 1132,1 1594,0

Расходы, млрд. руб., 218,7 262,6 253,3 509,7 964,8 1460,4

из них

Государственное управ- 5,4 10,1 10,9 14,8 25,0 42,0

ление и местное само-

управление, млрд. руб.

То же в % к ВВП 0,35 0,48 0,40 0,31 0,34 0,46

То же в % к расходам 2,47 4,61 4,30 2,9 2,59 2,88

довательно, при самых обыкновенных условиях она... растет в геометрической прогрессии» [2. С.568].

В тот же период замечено, что сумма научных исследований, а также число ученых в индустриально развитых странах удваивается каждое десятилетие. Если такие темпы развития научного потенциала сохранятся, то через 250 лет в науке будет занято все население земного шара [3]. Указанная закономерность является экспоненциальной.

Усиление науки в роли производительной силы требует возрастающих материальных и трудовых ресурсов. Экспоненциальный рост численности научных кадров и объема научной информации вызывает увеличение затрат того же порядка.

Наука развивается в определенном ограниченном человеческом пространстве. Вся деятельность людей, не относящихся к науке, можно считать, удваивалась каждые 40 лет; наука же развивается гораздо быстрее. Такое различие в темпах развития не может оставаться неизменным и должно изменяться [4].

Наука по своей природе является общественным производством [5]. Ей присущи такие особенности, как всеобщий, противоречивый, прогнозирующий и совместный характер, причинно-следственный характер развития, вероятностный характер ожидаемых результатов, неопределенность времени использования научных достижений, стадийность развития, эволюционная и революционная формы развития, функциональная многозначность научных знаний.

Обобщающим показателем при планировании и оценке развития науки становится научный потенциал. Он характеризуется несколькими параметрами, определяющими его масштабы и качественный уровень. Важнейшими из них являются:

- сумма затрат на науку и ее доля в национальном доходе;

- численность научных работников и работников в научном обслуживании, уровень их квалификации;

- распределение затрат и числа занятых по стадиям (фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы);

- количество открытий, изобретений и публикаций;

- количество научных учреждений, лабораторий, институтов.

С помощью этих показателей можно изучать динамику научного потенциала, проводить сопоставления, чтобы обоснованно прогнозировать изменения темпов роста и пропорций развития науки и техники, степень опережения отдельных ее звеньев.

Показательны в этом плане данные о структуре расходов федерального бюджета США (табл. 1.) [6] и России (табл. 2).

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

21

УДК 330.34.014,2(045) О.Д. Головина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В теоретическом плане рассматриваются специфические особенности науки как производительной силы общества; приведены показатели оценки научного потенциала; статистически проиллюстрированы основные проблемы научно-технического развития экономики.

Ключевые слова: наука, производительные силы, национальное хозяйство, проблемы развития науки.

Основой развития производительных сил общества при любой форме собственности является его экономический потенциал, который определяется, прежде всего, уровнем развития фундаментальной и прикладной науки, интеллектуального знания, действующей техники и технологии. Именно эти составляющие обеспечили и обеспечивают в настоящее время экономический прогресс в развитых странах.

Единый четко отлаженный механизм создания и распространения научно-технических новшеств является инструментом роста эффективности общественного производства. Первостепенная роль в этом процессе принадлежит научно-техническому знанию.

Практическое применение научных знаний считается производительной силой общества со времени классического определения производительной силы труда, данное в работах классиков экономической теории: «Производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями» [1. С. 397].

Наука как общественное производство знаний - естественно-историческое явление, которое имеет свои законы развития. Известно, например, чем шире теоретический задел в науке, тем больше возможность проявлений новых знаний. Эта закономерность развития науки замечена Энгельсом и сформулирована в математической формуле: «наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, сле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.