Научная статья на тему 'Состояние и использование человеческого капитала в республике Беларусь'

Состояние и использование человеческого капитала в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1087
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Галина

Человеческий капитал это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) человека.Инвестирование в человеческий капитал важнейшая предпосылка его воспроизводства. Он создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в индивидуальном в смысле затрат времени и усилий на накопление личных знаний, навыков, опыта, которые неизбежно включаются в общественные, ибо их запас может быть реализован в обществе посредством активной деятельности их обладателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital state and employmentin the Republic of Belarus

The article considers the role of human capital in health care, education and science. It is concluded that human capital effectiveness is associated with a change in the Belarusian national strategy and tactics of innovative development.

Текст научной работы на тему «Состояние и использование человеческого капитала в республике Беларусь»

НАЦИОНАЛЬНАЯ МАКСИМА

Состояние и использование человеческого капитала

в Республике Беларусь

Галина Соколова,

завотделом экономической социологии Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор

Человеческий капитал -это сформированный

в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) человека [1].

Инвестирование в человеческий капитал - важнейшая предпосылка его воспроизводства. Он создается как в общественном секторе экономики -посредством рыночного механизма, так и в индивидуальном - в смысле затрат времени и усилий на накопление личных знаний, навыков, опыта, которые неизбежно включаются в общественные, ибо их запас может быть реализован в обществе посредством активной деятельности их обладателя [1].

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд отличий от других их видов. Отдача от них зависит непосредственно от срока жизни его носителя (продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают приносить плоды. Но нужно иметь в виду, что качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и долговременный эффект.

Человеческий капитал способен накапливаться и умножаться, но также подвержен и физическому и моральному износу, который определяется степенью естественного износа (старения) человеческого организма и уровнем морального износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования.

Циклический характер воспроизводства человеческого капитала проявляется в трех главных видах:

■ естественный оборот - обусловлен естественным выбыванием и заменой работников при завершении периода их трудовой деятельности;

■ экономический оборот - замена традиционно применяемых технологий и техники для поддержания непрерывного процесса воспроизводства сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне;

■ инновационный оборот - качественное обновление технологий и техники, совершенствование организации труда, сопровождаемые обучением работников новым специальностям, повышением их профессионального уровня, улучшением качества и ростом производительности их труда. Человеческий капитал находится одновременно в состоянии естественного и экономического оборотов.

Инновационный оборот имеет место в условиях качественного обновления всех видов капитала и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений научно-технического прогресса и новых научно-образовательных знаний. Для каждого типа оборота характерны своя длительность цикла, амортизационного периода и норма амортизации. Поскольку способы труда меняются во времени и пространстве циклически, воспроизводственное движение человеческого капитала осуществляется таким же образом [1].

Функциональный кругооборот человеческого капитала происходит посредством жизнедеятельности его носителя - личности, производительные силы которой принимают в процессе воспроизводственного движения различные функционально-логические формы. Существует семь его стадий: инвестирование в человека в виде конкретных вложений; накопление личностью необходимого творческого потенциала; его использование в процессе труда, ведущее к росту его производительности; рост доходов человека и достижение других эффектов; увеличение уровней потребления и качества жизни человека; повышение мотиваций, заинтересованности в новых инвестициях; умение человека инвестировать в самого себя. Повторяющийся и возобновляемый в каждом новом цикле функциональный оборот человеческого капитала называется общим оборотом индивидуального человеческого капитала. Интеграция нескольких из них в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала, который обеспечивает воспроизводство национального богатства страны, а также всех сфер человеческой жизнедеятельности [1].

На постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме интеллектуального капитала, представляющего собой сформированный в виде инвестиций и накопленный человеком определенный запас культуры и здоровья, научно-образовательных знаний и мотиваций, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности и качества труда, тем самым ведя к росту личного и общественного благосостояния.

Беларусь все больше интегрируется в цивилизационные мирохозяйственные связи, где ведущими тенденциями стали глобализация экономических отношений, либерализация международной торговли,экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального (информационного) общества. Данные закономерности подвели республику к необходимости создания такой парадигмы развития, где человек становится не просто средством экономического роста, но его главной целью и ценностью. Для ее реализации необходима кардинальная структурная перестройка экономики на основе новейших достижений научно-технического прогресса и эффективного использования интеллектуального потенциала нации. Здесь миссию фундамента цивилизацион-ного прогресса призваны выполнить отечественная наука и образовательная система, способные подготовить теоретико-методологическую и правовую базу для строительства новой открытой экономики [2]. В соответствии с поставленными целями назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостную оценку научно-технического и образовательного потенциалов с позиций эффектив-

ности задействования человеческого капитала и определить, в какой мере экономический оборот может быть переведен в инновационный в условиях развития в нашей стране экономики знаний.

Человеческий капитал в науке

Состояние совокупного человеческого капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, количество ученых по областям науки и др.), так и в стоимостных - отражающих затраты на науку, а также затраты организаций промышленного производства на технологические инновации по видам деятельности. По данным государственной статистики, среднегодовая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, с 1990 по 1998 г. уменьшилась в 2,5 раза, а начиная с 2000 г. изменяется незначительно. Соотношение исследователей, техников и вспомогательного персонала в 2015 г. составляло 63,4, 7,2, и 29,4% соответственно (табл. 1).

Среди исследователей лишь 4% докторов и 16,8% кандидатов наук, 79,2% не имеют ученой степени [3]. Обращает на себя внимание тот факт, что ученых почти в 10 раз больше, чем техников. Эти данные позволяют предположить, что первые либо перегружены техническими работами, либо их функции не выходят за рамки последних. И то и другое не присуще инновационным разработкам.

К концу 2015 г. в области технических наук было сосредоточено 59,5% исследователей, естественных - 19,7%, общественных - 7,2%, медицинских -5,2%, сельскохозяйственных - 6,4%, гуманитарных - 2,0% (табл. 2). Анализ показывает, что основная часть иссле-

НАЦИОНАЛЬНАЯ МАКСИМА

дователей сконцентрирована в технических науках - около 60% от общей численности в научных организациях и вузах республики. Вместе с тем их обеспеченность специалистами высшей квалификации наименьшая. Доля докторов наук технического профиля в 2015 г. составляла 1,8%, кандидатов наук - 8,6%, без степени - 89,6% [3].

Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП, составившая в 2000 г. 0,72%, в 2005 г.-0,68%, в 2010 г.- 0,69%, в 2015 г.- 0,67% (табл. 3). Расходы на науку, снизившись с 1990 по 2000 г. почти в 3 раза, вплоть до нынешнего времени находятся скорее в режиме флуктуации, нежели активного роста. Для сравнения укажем, что в Великобритании и Франции наукоемкость к ВВП составляет более 2%, в США и Германии - около 3%. Примерно такой же показатель был у нас в республике,

когда наука входила в число прио ритетов экономической политики.

Другим стоимостным показате лем, отражающим состояние науч ной сферы, выступает структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ (табл. 3). Она свидетельствует о том, что более половины денежных средств направляется на создание новой продукции и технологий, включая опытно-конструкторские (при создании изделий) и опытно-технологические (при разработке материалов, веществ, технологий). На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивалось от 15 до 20% выделяемых средств.

По удельному весу фундаментальных исследований в затратах на науку Беларусь приближается к уровню ведущих экономически развитых стран (США - 18 %, Италия -22%, Франция - 25%), но несколько уступает по соотношению расходов

Таблица 1. Численность Персонал 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2015 г.

персонала,занятого Исследователи 60,2 59,2 62,7 63,0 63,4

научными исследованиями и разработками, % Источник: [3] Техники 7,8 7,2 7,1 7,2 7,2

Вспомогательный персонал 32,0 33,6 30,2 29,8 29,4

Таблица 2. Численность исследователей по областям науки, %

Источник: [3]

Область наук

Год естественные технические медицинские сельско-хозяйственные общественные гуманитарные

2000 23,8 54,4 6,3 5,7 7,0 2,8

2005

22,4

56,8

4,6

6,9

6,6

2,7

2010 21,1 59,1 5,3 6,3 6,5 1,7

2011 19,5 60,8 5,2 6,1 6,4 2,0

2015 19,7 59,5 5,2 6,4 7,2 2,0

Таблица 3. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ, % Источник: [3]

Вид работ

Год фундаментальные научные исследования прикладные научные исследования экспериментальные разработки

2000 19,0 24,0 57,0

2005 20,4 29,0 50,6

2010 16,5 25,9 57,6

2011 15,8 31,1 53,1

2015 14,5 36,8 48,7

на фундаментальные и прикладные исследования (в 2000 г. оно составляло 1:1,3, в 2015 г. - 1:2,5; мировой показатель - 1:2).

Анализ состояния и использования человеческого капитала в сфере отечественной науки свидетельствует о том, что его экономический оборот за последнее десятилетие обусловлен обновлением устаревших традиционно применяемых технологий и техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития говорит об экономическом обороте человеческого капитала, настроенном на обновление. Для инновационного развития его потенциал представляется недостаточным, поскольку его показатели ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.

Человеческий капитал в образовании

Состояние совокупного человеческого капитала в образовательной сфере определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным образованием, структура его уровней, число лет обучения и др.), так и в стоимостных, отражающих образовательную емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования разного уровня. Общеобразовательная и специальная подготовка - одни из наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал в этой сфере. По итогам переписи населения, среднее число лет обучения в Беларуси составило 11 (в России - 10,3 года) и тенденциозно сни-

Учреждение образования Число обучающихся

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2015 г.

Дошкольные учреждения 15,6 16,1 16,6 16,8 17,3

Общеобразовательные школы 61,7 54,9 53,3 52,3 50,9

ПТУ 5,5 5,1 5,1 4,8 4,7

Среднеспециальные учебные 6 0 заведения 6,9 7,0 7,1 7,4

Вузы 11,2 17,0 18,0 19,0 19,7

Расходы консолидированного бюджета на образование 2000 г . 2005 г . 2010 г. 2011 г. 2015 г.

% к ВВП 6,2 6,4 6,0 5,7 5,2

% от общих расходов 174 консолидированного бюджета 13,3 16,8 18,1 17,5

Вид образования 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2015 г.

Дошкольное 21,0 15,8 19,0 21,1 21,4

Среднее общее 41,4 48,7 46,9 46,7 46,2

Профессионально-техническое 7,6 6,5 6,4 6,1 5,9

Среднее специальное 5,3 6,0 4,5 4,8 4,9

Высшее 9,6 11,9 12,6 12,5 13,0

Прочие расходы 15,1 11,1 10,6 8,8 8,6

жается. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах к началу XXI в. средняя подготовка рабочей силы достигала 14 лет обучения.

В образовательной структуре человеческого капитала в нашей республике лица с высшим образованием составляли 17,9%; со средним специальным - 25,6%; с профессионально-техническим - 10,5%; со средним общим - 22,3%; с базовым общим -12,6%; с начальным - 11,1 % [4]. Таким образом, доля людей с высшим и средним специальным образованием в начале XXI в. составляла 43,5%. Между тем в США, например, этот показатель достигал 60%.

За 2000-2015 гг. доля учащихся общеобразовательных школ уменьшилась на 10,8 %, ПТУ - на 0,8 %. В то же время число обучающихся в дошкольных учреждениях возросло на 1,7%, учащихся средних специальных учебных заведений - на 1,4%, вузов - на 8,5% (табл. 4). Таким образом, позитивная тенденция к перестройке внутренней структуры в пользу высшего образования имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос его востребованности в инновационно реформируемой экономике.

Одним из главных стоимостных показателей состояния человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов на образование в ВВП республики. Государство, несмотря на сложные экономические условия, стремится сохранять ее в пределах имеющихся ресурсных возможностей (табл. 5).

Анализ структуры затрат на различные виды образования (табл. 6) свидетельствует о стремлении сохранить расходы на дошкольное образование. Вместе с тем наблюдает-

ся постоянная тенденция к их росту на высшее и среднее специальное образование: в 2015 г. в сумме они составляли 17,9%. Получается, что затраты на дошкольное и общее среднее образование в республике составляли 2/3 (67,6%), а на высшее и среднее специальное - менее 1/5, что не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в сферах инновационной деятельности.

Эффективность инвестиций в образование может быть увеличена за счет перестройки ее внутренней структуры в пользу повышения востребованности выпускников высшей школы.

Человеческий капитал в здравоохранении

Состояние совокупного человеческого капитала в сфере здравоохранения определяется как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смертность, естественный прирост (убыль) населения и др.),

Таблица 4. Структура образования в Республике Беларусь, %

Источник: [3]

Таблица 5. Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование Источник: [3,4]

Таблица 6. Структура государственных расходов на образование, %

Источник: [4]

так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на эту сферу от ВВП, фиксирование госпрограмм, профилактических мероприятий и пропаганды здорового образа жизни. По данным ВОЗ, состояние здоровья на 49-53% зависит от образа жизни человека; на 18-22% -от генетических и биологических факторов; на 17-20% - от экологической среды; на 8-10% - от качества медицинской помощи и эффективности профилактических мер.

Основные натуральные показатели, отражающие уровень и качество жизни населения Беларуси, представлены в табл. 7.

Состояние здоровья человека -это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате инвестиций в него. Данные республиканского социологического мониторинга Института социологии НАН Беларуси (2002-2016 гг.) свидетельствуют о том, что значимость здоровья возрастает во время социально-

НАЦИОНАЛЬНАЯ МАКСИМА

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2015 г.

Ожидаемая

продолжительность жизни

при рождении, лет

все население 68,8 70,4 70,6 72,2 72,6

мужчины 62,9 64,6 64,7 66,6 67,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

женщины 75,1 76,5 76,7 77,6 77,9

Общий коэффициент рождаемости, на 1000 чел. 9,4 11,4 11,5 12,2 12,5

Общий коэффициент смертности, на 1000 чел. 14,7 14,4 14,3 13,4 13,2

Общий коэффициент естественного движения -5,3 -3,0 -2,8 -1,2 -0,7

Показатель

Расходы консолидированного бюджета, % к ВВП

республиканского бюджета местных бюджетов

2000 г.

5,0

2010 г.

4,9

В том числе:

1,2 1,1

3,8 3,8

2011 г.

4,8

1,1

3,7

2012 г.

5,6

1,4 4,2

2015 г.

5,0

1,2 3,8

Таблица 7. Основные показатели здравоохранения в Республике Беларусь Источник: [5]

Таблица 8. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на здравоохранение, физическую культуру и спорт, % к ВВП Источник: [3]

экономической нестабильности, когда другие ресурсы (накопленные ранее сбережения, профессиональный статус, позиция на рынке труда и др.) начинают обесцениваться или становятся неустойчивыми, и людям приходится активизировать свою трудовую и экономическую активность для сохранения и поддержания уровня и качества жизни, для чего как минимум нужно быть здоровым и трудоспособным. Вместе с тем актуальной для Беларуси остается проблема табакокурения, алкоголизма, нарко- и токсикомании, крайне негативно влияющих на здоровье человека, а следовательно, на качество человеческого капитала и возможности его воспроизводства. Очевидно, что общество нуждается в утверждении новых ценностных приоритетов по отношению к жизни и здоровью своих граждан, и значимая роль здесь принадлежит государству.

Важнейшим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля госрасходов на здравоохранение страны, составляющая примерно 5% расходов консолидированного бюджета от ВВП (табл. 8).

Приоритетными направлениями развития охраны здоровья становятся формирование здорового образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях успешно реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2016-2020 гг., а также Концепция лекарственного обеспечения. В рамках Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» разработана Госпрограмма по реорганизации первичной медицинской помощи населению, а также целевые программы, направленные на преодоление вредных привычек.

Таким образом, анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей свидетельствует о сохранении экономического оборота человеческого капитала в сферах науки и образования при положительной динамике естественного обо-

рота в отечественном здравоохранении. Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития страны, суть которого состоит в разработке механизмов новых технологических укладов и модернизации научно-технической сферы. В объективном плане - приведение его структуры в соответствие с современными потребностями; более динамичное обновление научного производства (сейчас приборный парк пополняется на 3-4% ежегодно, тогда как требуется 15-20 %); научное обеспечение жизненно важных для республики промышленных производств. В субъективном плане - поддержка через госпрограммы и мотивация носителей человеческого капитала к более активным инвестициям в собственное образование и здоровье, исходя из новой политики приоритетов, диктуемой инновационным развитием. Предпринимаемые действия стратегически важны для создания нормальных по мировым стандартам систем научной деятельности, образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и сохранения человеческого капитала в Республике Беларусь. СЗ

гджя^ http://innosfera.by/2018/01/human_capital

ЛИТЕРАТУРА

1. Добрынин А.И.,Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования.- СПб., 1999.

2. Мясникович М.В. Проблемы модернизации экономики Беларуси в контексте цивилизационного процесса // Общество и экономика. 2003, №6. С. 21-37.

3. Статистический ежегодник Республики Беларусь.- Минск, 2016 г.

4. Образование в Республике Беларусь: стат. сб.- Минск, 2016.

5. Здоровье населения Республики Беларусь: стат. сб.- Минск, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.