ЭКОНОМИЧЕСКАЯ социология
УДК 316.334.2(476)
Г. Н. СОКОЛОВА,
доктор философских наук, профессор,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Представлена концепция человеческого капитала как экономической категории современности. Показано, что в процессе воспроизводственного движения человеческий капитал совершает естественный оборот, охватывающий период трудовой деятельности; экономический - воспроизводство традиционных технологий и профессий; инновационный оборот, связанный с качественным обновлением названных компонентов. Рассмотрено состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь. Выявлены проблемы, которые препятствуют переходу экономического оборота к инновационному обороту человеческого капитала в Беларуси.
Ключевые слова: человеческий капитал, естественный оборот человеческого капитала, экономический оборот человеческого капитала, инновационный оборот человеческого капитала.
Человеческий капитал как экономическая категория современности
Концепция человеческого капитала явилась закономерным результатом генезиса мировой экономической и философской мысли. С тех пор как человечество стало осознавать свою творческую роль, свое значение по преобразованию окружающего мира, наиболее пытливые умы пытались познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, оценить, измерить и дать количественную интерпретацию. Создание теории человеческого капитала как самостоятельней научной концепции обусловлено изменениями, происшедшими в социальной и экономической жизни общества в эпоху научно-технической революции, когда человек стал решающей силой общественного прогресса и экономического роста, наиболее ценным ресурсом современного общества. Возникла общественная потребность в создании такой теории, которая, с одной стороны, учитывала бы радикальные изменения, происходящие под воздействием научно-технической революции, а с другой - адекватно освещала роль и значение человека в новых условиях и определяла направления рационального развития и использования его интеллектуального потенциала.
Теория человеческого капитала произвела известный переворот в экономике труда. Этому способствовали три наиболее принципиальных момента:
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 413
переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл (пожизненные заработки); выделение «капитальных» инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капитала получили объяснение структуры распределения личных доходов, возрастной динамики заработков, неравенства в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения [1, с. 649-652].
Человеческий капитал как экономическая категория наиболее полно раскрывается в рамках функционального подхода, реализация которого связана не только с анализом внутренней структуры явления, но и с анализом его функционального предназначения, конечного целевого использования. С этой точки зрения, человеческий капитал - не просто совокупность знаний, навыков, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас знаний, навыков, способностей. Во-вторых, это такой запас знаний и навыков, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного производства и способствует росту производительности его труда. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. В-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем инвестирования в образование и здоровье увеличивать, накапливать новый запас знаний, навыков и мотиваций, с тем, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. Отметим, что такой элемент человеческого капитала, как мотивация, является важным и необходимым для того, чтобы процесс воспроизводства (формирования, накопления, использования, инвестирования) человеческого капитала носил завершенный характер. Таким образом, с позиций функционального подхода к анализу экономических явлений, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) человека [2, с. 45-46].
Инвестирование в человеческий капитал - это важнейшая предпосылка его воспроизводства, но еще не само воспроизводство, которое осуществляется в процессе деятельности, где носитель этого капитала выступает либо субъектом, либо объектом воздействия. Человеческий капитал создается как в общественном секторе экономики - посредством рыночного механизма, так и индивидуальном - в смысле затрат времени и усилий на накопление личных знаний, навыков, опыта. Но личные затраты неизбежно включаются в общественные, ибо накопленный запас знаний и умений может быть реализован в обществе посредством активной деятельности их обладателя [2, с. 48].
414
Г Н. Соколова
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд отличий от других видов инвестиций. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и долговременный эффект. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться; износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма, а во-вторых, степенью морального износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования.
По мере накопления человеческого капитала, его доходность обычно повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем снижается. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект», состоящий в том, что в процессе обучения возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала, инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества [2, с. 50-51].
В процессе воспроизводственного движения человеческий капитал совершает естественный, экономический и инновационный обороты. Циклический характер воспроизводства человеческого капитала проявляется в трех главных видах: 1) естественный оборот - обусловлен естественным выбытием и заменой работников при завершении периода их трудовой деятельности; 2) экономический оборот - заменой традиционно применяемой технологии, техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне; 3) инновационный оборот - качественным обновлением технологии и техники, совершенствованием организации труда и сопровождается обучением работников новым специальностям, повышением их профессионального уровня, улучшением качества и ростом производительности их труда.
Человеческий капитал находится одновременно в состоянии естественного и экономического оборотов; инновационный оборот имеет место в условиях качественного обновления физического, организационного и человеческого капиталов и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений научно-технического прогресса и новых научно-
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 415
образовательных знаний. Для каждого вида оборота характерны своя длительность цикла, амортизационного периода и норма амортизации. Поскольку смена способов труда происходит во времени и пространстве циклически, постольку воспроизводственное движение человеческого капитала осуществляется тоже циклически [2, с. 61-62].
Функциональный кругооборот человеческого капитала происходит посредством жизнедеятельности его носителя - человека, производительные силы которого принимают в процессе воспроизводственного движения различные функционально-логические формы. Существует семь стадий функционального кругооборота человеческого капитала: инвестирование в человека в виде конкретных вложений; накопление человеком необходимого творческого потенциала; использование накопленного потенциала в процессе труда, ведущее к росту производительности труда; рост доходов человека и достижение других эффектов; рост уровня потребления и повышение качества жизни человека; повышение мотиваций, заинтересованности в новых инвестициях; новое инвестирование в человека. Повторяющийся и возобновляемый в каждом новом цикле функциональный оборот человеческого капитала называется общим оборотом индивидуального человеческого капитала. Интеграция общих оборотов индивидуальных человеческих капиталов в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала. Общий оборот индивидуального и совокупного человеческого капитала обеспечивает воспроизводство национального богатства страны, а также воспроизводство и развитие общества, всех сфер человеческой жизнедеятельности [2, с. 62-63].
На постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме интеллектуального капитала, представляющего собой сформированный в виде инвестиций и накопленный человеком определенный запас культуры и здоровья, научно-образовательных знаний и мотиваций, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности и качества труда и тем самым ведет к росту личного и общественного благосостояния. Основным формам инвестиций в человека (расходам на науку, образование и здравоохранение) соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП, в современной трактовке - ИЧР), эти показатели используются ООН и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на четыре категории: с очень высоким, высоким, средним и низким уровнем Индекса человеческого развития (ИЧР). Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем, чтобы «развитие служило людям, а не люди - развитию». Таким образом, эмпири-
416
Г Н. Соколова
чески, с помощью теории человеческого капитала, в конце XX в. была создана и совершенствуется единая аналитическая рамка для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как вклад науки, образования и здравоохранения в современный экономический рост, выраженный в показателях Индекса человеческого развития и валового внутреннего продукта. Отметим, что по данным показателям Республика Беларусь в 2013 г. занимала 50-е место среди стран с высоким уровнем ИЧР, у России - 55-е место.
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь
Сегодня Беларусь все больше интегрируется в цивилизационные мирохозяйственные связи, где ведущими тенденциями стали глобализация экономических отношений, либерализация международной торговли, экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального (информационного) общества. Данные закономерности подвели республику к необходимости создания социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не просто средством, фактором экономического роста, но его главной целью и ценностью. Для реализации новой социально-экономической парадигмы в республике необходима кардинальная структурная перестройка экономики на основе новейших достижений научно-технического прогресса и эффективного использования интеллектуального потенциала нации. И здесь свою миссию «фундамента цивилизационного прогресса» призваны выполнить отечественная наука и образовательная система, способные подготовить теоретико-методологическую и правовую базу для строительства новой открытой экономики [3, с. 21-37]. В соответствии с поставленными целями в республике назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостною оценку научно-технического и образовательного потенциалов, с позиций эффективности использования человеческого капитала, и определить, в какой мере экономический оборот человеческого капитала может быть переведен в инновационный оборот в условиях поворота Республики Беларусь к развитию «экономики знаний».
Состояние и использование человеческого капитала в сфере науки
Состояние совокупного человеческого капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, численность исследователей по областям науки и др.), так и стоимостных показателях, отражающих затраты на научные исследования и разработки, а также затраты организаций промышленного производства на технологические инновации по видам инновационной деятельности. По данным государственной статистики, среднегодовая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками,
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 417
уменьшилась с 1990 по 1998 г. в абсолютном значении в 2,5 раза, а начиная с 2000 г. изменяется незначительно. Что касается соотношения исследователей, техников и вспомогательного персонала, то в 2012 г. оно составляло 63,4, 7,2 и 29,4 % соответственно (табл. 1).
Таблица 1. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками,
% к итогу
Персонал 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Численность персонала всего, в том числе: 100 100 100 100 100
исследователи 60,2 59,2 62,7 63,0 63,4
техники 7,8 7,2 7,1 7,2 7,2
вспомогательный персонал 32,0 33,6 30,2 29,8 29,4
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 414.
Среди исследователей - 4 % докторов и 16,8 % кандидатов наук, 79,2 % не имеют ученой степени [4, с. 415]. Обращает на себя внимание, что исследователей почти в 10 раз больше, чем техников. Это заставляет предположить, что исследователи либо перегружены техническими работами в ущерб научным, либо их функции не выходят за рамки технических работ. И то и другое не присуще инновационным разработкам.
К концу 2012 г. в области технических наук было сосредоточено 59,5 % исследователей, естественных наук - 19,7 %, общественных наук - 7,2 %, медицинских - 5,2 %, сельскохозяйственных - 6,4 %, гуманитарных наук - 2,0 % (табл. 2). Анализ распределения численности исследователей по областям науки показывает, что основная их часть сконцентрирована в области технических наук - около 60 % от общей численности в научных организациях и вузах республики. Вместе с тем обеспеченность этой области науки исследователями высшей квалификации наименьшая. Доля докторов наук в области технических наук составляла в 2012 г. 1,8 %, кандидатов наук - 8,6 %, без степени - 89,6 % [4, с. 415].
Таблица 2. Численность исследователей по областям науки, % к итогу
Годы Всего В том числе по областям науки:
естественные технические медицинские сельско- хозяйственные обществен- ные гуманитар- ные
2000 100 23,8 54,4 6,3 5,7 7,0 2,8
2005 100 22,4 56,8 4,6 6,9 6,6 2,7
2010 100 21,1 59,1 5,3 6,3 6,5 1,7
2011 100 19,5 60,8 5,2 6,1 6,4 2,0
2012 100 19,7 59,5 5,2 6,4 7,2 2,0
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 415.
418
Г Н. Соколова
Это тревожная тенденция, учитывая тот факт, что, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь» (06.07.2005 г., № 315), исследования в области технических наук отнесены к приоритетным направлениям научной деятельности. Это - ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции, новые материалы и новые источники энергии, информационные и телекоммуникационные технологии.
Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП, составившая в 2000 г. 0,72 %, в 2005 г. - 0,68 %, в 2010 г. - 0,69 %, в 2011 г. - 0,70 %, в 2012 г. - 0,67 % (табл. 3). Снизившись с 1990 по 2000 г. почти в 3 раза, доля расходов на науку находится, вплоть до нынешнего времени, скорее в режиме флуктуации, нежели - активного роста. Для сравнения укажем, что, по опубликованным данным, в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2 %, а в США и Германии - около 3 %. Примерно на этом уровне находились в 1990 г. и расходы на науку в Республике Беларусь, являясь одним из приоритетов экономической политики республики.
Таблица 3. Внутренние затраты на научные исследования и разработки из всех источников финансирования Республики Беларусь
Затраты на научные исследования и разработки 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
В фактически действовавших ценах (млрд руб.) 66,0 441,5 1 140,6 2 081,9 3 537,8
В процентах к ВВП 0,72 0,68 0,69 0,70 0,67
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 416.
Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения капитала. В экономически развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем вложения в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3 %. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки, по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны, принято считать равным 2 %. Из этого следует, что достигнутый в республике общий уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 419
и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на научные исследования и разработки составляет в Беларуси 0,4.
Другим стоимостным показателем, отражающим состояние научной сферы в республике, является структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ (табл. 4). Она свидетельствует о том, что более V затрат направляется на разработки (в частности, на создание новой продукции и технологий), включающие в себя проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается от 1/5 до 1/6 выделяемых средств.
Таблица 4. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки
по видам работ, % к итогу
Годы Внутренние текущие затраты - всего В том числе по видам работ:
фундаментальные научные исследования прикладные научные исследования экспериментальные разработки
2000 100 19,0 24,0 57,0
2005 100 20,4 29,0 50,6
2010 100 16,5 25,9 57,6
2011 100 15,8 31,1 53,1
2012 100 14,5 36,8 48,7
Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 417.
По удельному весу фундаментальных исследований в затратах на науку Беларусь приближается к уровню ведущих экономически развитых стран (США - 18 %, Италия - 22 %, Франция - 25 %), но несколько уступает по соотношению расходов на фундаментальные и прикладные исследования: в 2000 г. это соотношение составляло 1 : 1,3, в 2012 г. - 1 : 2,5, по сравнению с мировым показателем 1 : 2.
В организациях промышленного производства основные объемы затрат (66,2 %) идут на приобретение машин и оборудования; доля затрат на приобретение новых технологий и компьютерных программ составляет по 0,5 %, на обучение и подготовку персонала - всего 0,2 % (табл. 5). Истоки данной ситуации состоят в том, что, по данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг., 48,2 % действующих технологий использовалось еще до 1985 г. Из эксплуатируемых промышленными предприятиями 13,2 тыс. передовых технологий 31,4 % внедрены до 1994 г.; создано же за 2002 г. 407 передовых технологий, 90 % из которых являются новыми только в Беларуси [5, с. 45-46].
Анализ состояния и использования человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь приводит к выводу о том, что экономический оборот
420
Г Н. Соколова
Таблица 5. Затраты организаций промышленного производства на технологические инновации по видам инновационной деятельности, % к итогу
Статьи затрат 2012 г.
Все затраты на технологические инновации, в том числе на: 100
исследования и разработки 10,6
приобретение машин и оборудования 66,2
приобретение новых технологий 0,5
приобретение компьютерных программ 0,3
производственное проектирование 22,1
обучение и подготовка персонала 0,2
маркетинговые исследования 0,1
Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 420.
человеческого капитала за последнее десятилетие обусловлен обновлением устаревшей традиционно применяемой технологии и техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала, настроенном на обновление традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его научно-технический потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.
Состояние и использование человеческого капитала в сфере образования
Состояние совокупного человеческого капитала в сфере образования определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным образованием, структура уровней образования, число лет обучения и др.), так и стоимостных показателях, отражающих образовательную емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования разного уровня. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал в образовательной сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило, по итогам переписи населения 2009 г., 11,0 лет. В России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах к началу XXI в. подготовка рабочей силы достигала уровня 14 лет обучения.
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 421
Что же касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то (по данным переписи населения 2009 г.) лица с высшим образованием составляли 17,9 % от всего населения в возрасте от 10 лет и старше; со средним специальным - 25,6 %; с профессионально-техническим образованием - 10,5 %; со средним общим - 22,3 %; с базовым общим - 12,6 %; с начальным образованием - 11,1 % [6, с. 105]. Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляла в начале XXI в. 43,5 % от уровня образования населения в возрасте от 10 лет и старше. Между тем в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигала в то же время 60 %.
За истекшее время (2000-2012 гг.) доля учащихся общеобразовательных школ уменьшилась на 10,8 %, а доля учащихся ПТУ - на 0,8 %. В то же время доля обучающихся в дошкольных учреждениях возросла на 1,7 %, доля учащихся средних специальных учебных заведений - на 1,4 %, а учащихся высших учебных заведений - на 8,5 % среди всех обучающихся (табл. 6). Таким образом, позитивная тенденция перестройки внутренней структуры в пользу высшего образования имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.
Таблица 6. Структура образования в Республике Беларусь по уровням образования
Структура образования 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Число дошкольных учреждений 44 230 4150 4135 4109 4087
В них детей, тыс. 390,8 366,7 365,6 365,3 367,7
Число общеобразовательных школ 4772 4187 4063 3927 3821
В них учащихся, тыс. 1547,6 1240,9 1179,3 1134,9 1083,2
Число профессионально-технических учебных заведений 248 230 228 225 224
В них учащихся, тыс. 137,7 114,6 114,4 105,1 99,0
Число средних специальных учебных заведений 156 204 205 204 206
В них учащихся, тыс. 150,3 154,1 152,5 155,0 157,3
Число высших учебных заведений 57 55 55 53 53
В них студентов, тыс. 281,7 383,0 396,9 413,7 420,7
В процентах к итогу
Всего учащихся, в том числе: 100 100 100 100 100
обучающихся в дошкольных учреждениях 15,6 16,1 16,6 16,8 17,3
учащихся общеобразовательных школ 61,7 54,9 53,3 52,3 50,9
учащихся ПТУ 5,5 5,1 5,1 4,8 4,7
учащихся ссузов 6,0 6,9 7,0 7,1 7,4
учащихся вузов 11,2 17,0 18,0 19,0 19,7
Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 172, 174, 181, 184, 187.
422
Г Н. Соколова
Одним из главных стоимостных показателей состояния человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (табл. 7). Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей сохранять долю государственных расходов на развитие образования.
Начиная с 2005 г. эта доля начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, она остается сопоставимой с мировыми показателями (Швеция - 7,8 %, Франция - 5,8 %, Германия - 4,6 %, Канада - 5,5 %, Польша - 5,0 %). Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе. Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной экономикой.
Таблица 7. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь
на образование, %
Расходы бюджета 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Расходы консолидированного бюджета на образование, в % к ВВП 6,2 6,4 6,0 5,7 5,2
Расходы консолидированного бюджета на образование, в % от общих расходов консолидированного бюджета 17,4 13,3 16,8 18,1 17,5
Рассчитано по: Образование в Республике Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 18; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 256, 449.
Другим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в образовательной сфере выступает структура затрат на различные виды образования (табл. 8).
Таблица 8. Структура государственных расходов на образование, % к итогу
Структура расходов 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Всего расходов на образование, в том числе по видам: 100 100 100 100 100
дошкольное 21,0 15,8 19,0 21,1 21,4
среднее общее 41,4 48,7 46,9 46,7 46,2
профессионально-техническое 7,6 6,5 6,4 6,1 5,9
среднее специальное 5,3 6,0 4,5 4,8 4,9
высшее 9,6 11,9 12,6 12,5 13,0
прочие расходы 15,1 11,1 10,6 8,8 8,6
Источник: Образование в Республике Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 18.
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 423
Анализ данных таблицы свидетельствует о стремлении сохранить государственные расходы на дошкольное образование. Вместе с тем наблюдается постоянная тенденция роста доли расходов на высшее и среднее специальное образование, так что в сумме они составляли в 2012 г. 17,9 % выделенных средств. Получается, что в 2012 г. затраты на дошкольное и общее среднее образование составили в республике 2/3 (67,6 %), а затраты на высшее и среднее специальное - менее 1/5 всех затрат на образование, что не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в сферах инновационной деятельности. Эффективность инвестиций в сферу образования может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры этой сферы в пользу повышения доли востребованного высшего образования.
Состояние и использование человеческого капитала в сфере здравоохранения
Состояние совокупного человеческого капитала в сфере здравоохранения определяется как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смертность населения по разным причинам, естественный прирост (убыль) населения, масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение от ВВП, расходы на профилактические мероприятия и пропаганду здорового образа жизни, расходы на государственные (комплексные и целевые) программы. По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья на 49-53 % определяется образом жизни человека и его личностным выбором в пользу благоприятных или неблагоприятных для здоровья альтернатив; на 18-22 % - генетическими и биологическими факторами, на 17-20 % - экологической средой; на 8-10 % - качеством медицинской помощи и эффективностью профилактических мер.
Основные натуральные показатели, отражающие уровень и качество жизни населения Беларуси, представлены в табл. 9.
Таблица 9. Основные показатели здравоохранения в Республике Беларусь
Показатели 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет), все население, в том числе: 68,8 70,4 70,6 72,2 72,6
мужчины 62,9 64,6 64,7 66,6 67,3
женщины 75,1 76,5 76,7 77,6 77,9
Общий коэффициент рождаемости, на 1000 чел. 9,4 11,4 11,5 12,2 12,5
Общий коэффициент смертности, на 1000 чел. 14,7 14,4 14,3 13,4 13,2
Общий коэффициент естественного движения -5,3 -3,0 -2,8 -1,2 -0,7
Источник: Здоровье населения Республики Беларусь, 2014 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2014. - С. 16.
Проблема повышения общего коэффициента естественного движения состоит не только в том, как меняются общие показатели воспроизводства на-
424
Г Н. Соколова
селения, но и в том, за счет каких причин и какими темпами это происходит. Так, в настоящее время позитивное влияние на демографические процессы (следовательно, на естественное воспроизводство человеческого капитала) оказывают структурные факторы. В активном детородном возрасте находится значительная часть населения, соотношение по полу и брачному состоянию благоприятно, в пенсионный возраст выходят малочисленные когорты военных лет рождения. Однако возрастная структура в ближайшие годы изменится и будет оказывать негативное влияние на демографические процессы. В активный детородный период войдут те, кто родился в 1990-е гг., когда рождаемость была низкой, а на пенсию выйдут многочисленные когорты родившихся в послевоенные годы. Прогнозы, проведенные Л. П. Шахотько по шести гипотетическим сценариям, показали необходимость мер по улучшению демографической ситуации на государственном уровне [7, с. 330-358].
В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни у мужчин на 10-15 лет, а у женщин - на 5-10 лет ниже, чем в наиболее развитых странах мира, но несколько выше, чем в других странах СНГ. По оценкам ведущих отечественных и зарубежных демографов, биологическая разница в продолжительности жизни женщин и мужчин не должна превышать 2-3 года. Выяснение причин сверхсмертности мужчин имеет большое практическое значение, так как позволяет определить основные направления демографической политики, которые будут способствовать сокращению преждевременной смертности населения.
Анализ коэффициентов смертности по основным классам причин смерти городского и сельского населения показывает, что на первом месте - болезни системы кровообращения, на втором - новообразования, на третьем - внешние причины смерти. У сельского населения коэффициенты смертности из-за болезней кровообращения и органов дыхания вдвое выше, чем у городского населения, что свидетельствует о недостаточном качестве медицинских услуг в сельских местностях.
Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате инвестиций в здоровье самого человека и общества. Данные республиканского социологического мониторинга Института социологии НАН Беларуси (20022013 гг.) свидетельствуют о том, что значимость здоровья как ресурса и капитала возрастает в ситуациях социально-экономической нестабильности, когда многие другие ресурсы (накопленные ранее сбережения, профессиональный статус, позиция на рынке труда и др.) начинают обесцениваться или становятся неустойчивыми, и людям приходится активизировать свою трудовую и экономическую активность для сохранения и поддержания уровня и качества жизни (для этого, как минимум, нужно быть здоровым и трудоспособным). Вместе с тем актуальной для Беларуси остается проблема табакокурения, алкоголизма, нарко- и токсикомании, крайне негативно влияющих на здоровье человека, а следовательно, на качество человеческого капитала и возможности
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 425
его воспроизводства. Очевидно, что общество нуждается в утверждении новых ценностных приоритетов по отношению к жизни и здоровью своих граждан, и значимая роль здесь принадлежит государству.
Важнейшим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь, составляющая примерно пять процентов расходов консолидированного бюджета от ВВП (табл. 10).
Приоритетным направлением развития охраны здоровья становится формирование здорового образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях успешно реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, а также Концепция лекарственного обеспечения республики. В рамках Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» разработана и успешно реализуется Государственная программа по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики, а также целевые программы, направленные на преодоление вредных привычек.
Таблица 10. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на здравоохранение, физическую культуру и спорт, % к ВВП
Расходы бюджета 2000 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт, % к ВВП, в том числе: 5,0 4,9 4,8 5,6 5,0
республиканского бюджета 1,2 1,1 1,1 1,4 1,2
местных бюджетов 3,8 3,8 3,7 4,2 3,8
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013 г. - С. 256, 454.
Для наиболее полного удовлетворения потребностей населения и лечебных учреждений в лекарственных препаратах, расширяется их производство на основе технического перевооружения имеющихся производств, создания новых предприятий с максимальным использованием местной сырьевой базы. Реализуется ряд инвестиционных проектов, что позволит увеличить номенклатуру лекарственных средств, выпускаемых отечественной промышленностью, почти в два раза и соответственно - обеспечить устойчивый доступ практически всего населения к этим средствам.
Таким образом, анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей свидетельствует о сохранении экономического оборота человеческого капитала в сферах науки и образования, при некоторой положительной дина-
426
Г Н. Соколова
мике естественного оборота человеческого капитала в сфере здравоохранения населения Беларуси. Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развития новых технологических укладов производства и модернизации научно-технической сферы. В объективном плане - это приведение структуры научно-технического потенциала в соответствие с потребностями современного социального и научно-технического развития; более динамичное обновление научного производства (сейчас обновляется 3-4 % в год, тогда как требуется ежегодно обновлять 15-20 % приборного парка науки); научное обеспечение жизненно важных для республики промышленных производств. В субъективном плане - это поддержка через государственные программы и мотивация носителей человеческого капитала к более активным инвестициям в собственное образование и здоровье исходя из новой политики приоритетов, диктуемой инновационным развитием. Действия, предпринимаемые в этом направлении, имеют стратегической целью создание нормальных по мировым стандартам систем научной деятельности, образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и сохранения человеческого капитала в Республике Беларусь.
Литература
1. Капелюшников, Р. И. Послесловие. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию / Р. И. Капелюшников // Беккер, Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории : пер. с англ. ; сост., науч. ред., послесл. Р. И. Капелюшников; предисл. М. И. Левин. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - С. 649-652.
2. Добрынин, А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренкова. -СПб. : Наука, 1999. - С. 45-46.
3. Мясникович, М. В. Проблемы модернизации экономики Беларуси в контексте цивилизационного процесса / М. В. Мясникович // Общество и экономика. - 2003. - № 6. - С. 21-37.
4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - С. 415.
5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. // Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь / редкол. : Я. М. Александрович [и др.]. - Минск : Юнипак, 2004. - С. 45-46.
6. Образование в Республике Беларусь, 2013 : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013.
7. Шахотько, Л. П. Модель демографического развития Республики Беларусь / Л. П. Ша-хотько ; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. - Минск : Беларус. навука, 2009. - С. 330358.
Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь 427
G. N. SOKOLOVA
CONDITION AND USING OF HUMAN CAPITAL IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Summary
The concept of human capital as an economic category of modernity is presented. It is shown, that in process of reproducing movement human capital makes natural turn, covering period of labor activity; economic one - reproduction of traditional technologies and trades; innovative turn, connected with qualitative updating of the named components. The condition and use of human capital in the Republic of Belarus is considered. The problems which prevent transition from economic turn to innovative turn of human capital in Belarus are revealed.
Keywords: human capital, natural turn of human capital, economic turn of human capital, innovative turn of human capital.
Поступила 01.10.2014 г.