Научная статья на тему 'Состояние и использование человеческого капитала в Беларуси'

Состояние и использование человеческого капитала в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Галина

В деле кардинальной структурной перестройки экономики на основе новейших достижений научно-технического прогресса и эффективного использования интеллектуального потенциала нации свою миссию фундамента цивилизационного прогресса призваны выполнить отечественная наука и образовательная система, способные подготовить теоретико-методологическую и правовую базу для строительства новой открытой экономики. В статье проводится инвентаризация и дается стоимостная оценка научно-технического и образовательного потенциалов с позиций эффективности использования человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status and use of human capital in Belarus

In the article the inventory and given the valuation of scientific, technical and educational capacities from the standpoint of efficient use of human capital.

Текст научной работы на тему «Состояние и использование человеческого капитала в Беларуси»

Состояние и использование человеческого капитала в Беларуси

Наша страна, все больше интегрируясь в цивилизационные мирохозяйственные отношения, неизбежно подходит к необходимости социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не просто средством, фактором экономического роста, но его главной целью и ценностью. Для реализации означенных принципов необходима кардинальная структурная перестройка экономики на основе новейших достижений научно-технического прогресса и эффективного использования интеллектуального потенциала нации. И здесь свою миссию фундамента цивилизаци-онного прогресса призваны выполнить отечественная наука и образовательная система, способные подготовить теоретико-методологическую и правовую базу для строительства новой открытой экономики [1]. В этой связи назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостною оценку научно-технического и образовательного потенциалов с позиций эффективности использования человеческого капитала.

СФЕРА НАУКИ

Состояние человеческого капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого исследованиями и др.), так и стоимостных, отражающих затраты на НИОКР, а также расходы промышленных предприятий на технологические инновации. По данным государственной статистики, среднегодовое количество научных работников уменьшилось с 1990 по 1998 г. в абсолютном значении в 2,5 раза, а после этого изме-

няется незначительно. Что касается соотношения исследователей, техников, вспомогательного персонала и прочих, то в 2008 г. оно составляло 58,6, 7,2, 20,5 и 13,7%, соответственно (табл. 1). Среди исследователей — 4% докторов и 16,8% кандидатов наук, 79,2% не имеют ученой степени [2].

Распределение численности научных работников показывает, что основная их часть (около 60%) сконцентрирована в технических науках (табл. 2). Вместе с тем обеспеченность их кадрами высшей квалификации наименьшая. К началу 2009 г. доля докторов наук в этой сфере составляла 1,8%, кандидатов наук — 8,6%, без степени — 89,6% [2]. Это тревожная тенденция, учитывая тот факт, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 г. №315 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь» исследования в данной области отнесены к приоритетным.

Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля затрат ВВП на научные исследования и разработки, составившая в 2000 г. 0,72%, в 2004 г. — 0,63%, в 2005 г. — 0,68%, в 2006 г. — 0,66%, в 2007 г. — 0,96%, в 2008 г. — 0,75% (табл. 3). Снизившись с 1990 г. по 2000 г. почти в 3 раза, доля расходов на НИОКР изменяется вплоть до нынешнего времени, скорее в режиме флуктуации, нежели активного роста. Как известно, наукоемкость ВВП в Великобритании и Франции составляет более 2%, а в США и Германии — около 3%.

Примерно на этом уровне он был в 1990 г. в Беларуси.

Важным стоимостным показателем является структура текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ (табл. 4). Она свидетельствует о том, что более половины средств направляется на создание новой продукции и технологий, проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических изысканий. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается от 1/6 до 1/5 выделяемого финансирования.

По удельному весу фундаментальных исследований в затратах на науку Беларусь приближается к уровню ведущих стран (США — 18%, Италия — 22%, Франция — 25%), но несколько уступает по соотношению расходов на фундаментальные и прикладные исследования, а также на разработки по всем наукам — в 2008 г. 1 : 1,5 по сравнению с мировым показателем 1 : 2.

В организациях промышленного производства основные объемы затрат (более 50%) идут на приобретение машин и оборудования, а на новые технологии и компьютерные программы — по 0,5%, обучение и подготовку персонала — всего 0,1%. В определенной мере это оправданно, так как, по данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001—2020 гг., 48,2% действующих технологий использовалось еще до 1985 г. Из эксплуатируемых предприятиями

Таблица 1. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (% )

Численность персонала Год

В том числе: 1998 2000 2004 2006 2008

исследователи II 59,0 60,2 59,2 60,5 58,6

техники 8,1 7,8 7,2 7,4 7,2

вспомогательный персонал II 20,5 20,5 20,3 18,7 20,5

прочий персонал 12,4 11,5 13,3 13,4 13,7

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 222.

Таблица 2. Численность исследователей по областям науки (% )

В том числе по областям науки

годы естественные технические медицинские сельскохозяйственные общественные гуманитарные

2000 23,8 54,4 6,3 5,7 7,0 2,8

2005 22,4 56,8 4,6 6,9 6,6 2,7

2006 21,1 59,1 5,3 6,3 6,5 1,7

2007 19,5 60,8 5,2 6,1 6,4 2,0

2008 19,7 59,5 5,2 6,4 7,2 2,0

Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). - Мн., 2009. С. 223.

Таблица 3. Затраты Республики Беларусь на научные исследования и разработки из всех источников финансирования

Затраты на научные исследования и разработки (млрд руб.) Годы

20001| 2004 || 2005 2006|| 2007 || 2008

в фактически действовавших ценах 66,0 313,7 441,5 523,7 934,8 962,4

в постоянных ценах 2000 г. 66,01| 75,2 || 89,0 |95,3|| 150,6 ¡¡128,6

В процентах к ВВП 0,72 0,63 0,68 0,66 0,96 0,75

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 224.

Таблица 4. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ (% )

Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 226.

Таблица 5. Структура образования в Республике Беларусь по уровням образования (%)

Всего учащихся, в том числе: 2000 2004 2005 2006 2007 2008

Обучающихся в дошкольных учреждениях 15,6 15,7 16,1 16,6 16,8 17,3

Учащихся общеобразовательных школ 61,7 56,5 54,9 53,3 52,3 50,9

Учащихся ПТУ 5,5 5,1 5,1 5,1 4,8 4,7

Учащихся ссузов 6,0 6,9 6,9 7,0 7,1 7,4

Учащихся вузов 11,2 15,8 17,0 18,0 19,0 19,7 Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 180—181.

13,2 тыс. передовых технологий 31,4% внедрены до 1994 г.; за 2002 г. создано 407, из которых новыми только в нашей стране являются 90% [3].

Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала в Беларуси, основанном на воспроизведении традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его активы, представляющие собой научно-технический потенциал, недостаточны, поскольку его инвестиционные показатели ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

Совокупный человеческий капитал в данной области определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным образованием, структура уровней образования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных, отражающих образовательную емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки — один из наиболее значимых индикаторов, характеризующих человеческий капитал в этой сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило по итогам переписи населения 10, в то время как в России — 10,3, а в ведущих странах мира — 14.

Чтожекасается образовательнойструк-туры человеческого капитала в республике, то в конце XX в. лиц с высшим образованием насчитывалось 14,1% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным — 22,6%, то есть в сумме 36,7% против 60% в США.

За истекшее десятилетие количество учащихся общеобразовательных школ

уменьшилась на 10,8%, а ПТУ — на 0,8%. В то же время доля обучающихся в дошкольных учреждениях возросла на 1,7%, в средних специальных учебных заведениях — на 1,4%, в высших — на 8,5% среди всех обучающихся (табл. 5). Таким образом, позитивная тенденция перестройки внутренней структуры в пользу высшей школы имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.

важный стоимостный показатель состояния человеческого капитала в данной сфере—доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (табл. 6). С 2006 г. она начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, остается сопоставимой с мировыми показателями (Швеция — 7,8%, Франция — 5,8%, Германия — 4,6%, Канада — 5,5%, Польша — 5%), которые являются порогом эффективности, позволяющим обеспечивать экономический рост на инновационной основе.

вторым стоимостным показателем состояния человеческого капитала в области образования выступает структура затрат на различные его виды (табл. 7).

Анализ данных таблицы свидетельствует о постоянной тенденции роста доли расходов на высшее и среднее специальное образование: в 2008 г. она составляла 1/5 выделенных средств (при затратах на дошкольное и общее среднее — 2/3). К сожалению, это не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в инновационной деятельности. Эффективность инвестиций в образование может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры в пользу повышения доли востребованного высшего образования.

СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Состояние совокупного человеческого капитала в данной области определяется как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смертность населения по разным причинам, естественный прирост (убыль), масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение от ВВП, затраты на государственные (комплексные и целевые) программы. По данным ВОЗ, состояние здоровья на 49—53% определяется образом жизни человека и его личностным выбором в пользу благоприятных или неблагоприятных для

Таблица 6. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование

Расходы в процентах по отношению: 2000 2004 2005 2006 2007 2008

к ВВП 6,2 6,1 6,4 6,0 5,7 5,2

к общим расходам 17,4 13,713,012,311,510,7

Источник: Образование в Республике Беларусь (Стат. сб.), 2006. — Мн., 2006. С. 18; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009 (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 309, 499.

Таблица 7. Структура государственных расходов на образование (%)

Расходы на образование: 2000 2004 2006 2008

дошкольное 21,0 17,0 16,2 16,2

среднее общее 41,4 45,5 45,7 45,5

профессионально-техническое 7,6 6,8 6,6 6,5

среднее специальное 5,3 6,1 6,2 6,5

высшее 9,6 11,60 13,3 15,7

Прочие расходы 15,1 13,0 12,0 9,6

Рассчитано по: Образование в Республике Беларусь (Стат. сб.) — Мн., 2006. С. 18; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 180—181.

него альтернатив; на 18—22% — генетическими и биологическими факторами, на 17—20% — экологической средой; на 8—10% — качеством медицинской помощи и эффективностью профилактических мер.

Формирование человеческого капитала в Беларуси происходит на фоне снижения естественного прироста населения (-2,7 в 2008 г.), что в перспективе может оказать влияние на экономическое развитие республики. Отметим, что проблема состоит не только в том, как меняются общие показатели воспроизводства населения, но и в том, по каким причинам и какими темпами это происходит. Так, позитивное влияние на демографические процессы оказывают структурные факторы. В активном детородном возрасте находится значительная часть жителей республики, соотношение по полу и брачному состоянию благоприятно, пенсионного возраста достигают малочисленные когорты военных лет рождения. Однако возрастная структура в ближайшие годы изменится. В активный детородный период войдут те, кто родился в 1990-е гг., когда рождаемость была низкой, а на пенсию выйдут люди, родившиеся в послевоенные годы. Прогнозы по шести гипотетическим сценариям показали необходимость мер по улучшению демографической ситуации на государственном уровне [4].

Существенным проявлением неблагополучного демографического развития является не только низкий уровень рождаемости, характерный для многих стран-лидеров, но и прогрессирующий рост смертности, причем у наиболее трудоспособной части населения. В 1990—2005 гг. наблюдался довольно резкий спад показателя ожидаемой продолжительности жизни: в 2005 г. он составил 68,7 года, в 2007 г. — 69 лет; у мужчин — 62,9, а у женщин — 75,2 года. Выяснение причин такой ситуации имеет большое практическое значение, так как позволяет определить основные

Таблица 8. Рождаемость, смертность и естественный прирост (убыль) населения

На 1 тыс. человек

Годы родилось умерло естественный прирост, убыль (-)

Все население

1990 14,0 10,8 3,2

1995 9,9 13,1 - 3,2

2000 9,4 13,5 -4,1

2005 9,2 14,5 -5,3

2006 9,9 14,2 -4,3

2007 10,7 13,7 -3,0

2008 11,1 13,8 -2,7

Городское население

1990 15,1 7,5 7,6

1995 10,1 9,6 0,5

2000 9,8 10,0 -0,2

2005 9,4 10,8 -1,4

2006 10,1 10,7 -0,6

2007 10,9 10,4 0,5

2008 11,5 10,6 -0,1

Сельское население

1990 11,7 17,3 -5,6

1995 9,6 20,6 -11,0

2000 8,5 21,6 -13,1

2005 8,9 24,1 -15,2

2006 9,6 23,6 -14,0

2007 10,1 22,6 -12,5

2008 10,3 22,9 -12,6

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 70—72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направления демографической политики, которые буду способствовать сокращению преждевременной смертности населения [4].

Данные республиканского социологического мониторинга Института социологии HAH Беларуси (2002-2009 гг.) свидетельствуют о том, что значимость здоровья как ресурса и капитала возрастает в ситуациях социально-экономической нестабильности, когда людям приходится активизировать свою трудовую и экономическую активность для сохранения и поддержания уровня и качес-

тва жизни (для этого как минимум нужно быть здоровым и трудоспособным). Вместе с тем актуальной для Беларуси остается проблема табакокурения, алкоголизма, нарко- и токсикомании, крайне негативно влияющих на здоровье людей, а следовательно, на качество человеческого капитала и возможности его воспроизводства. Очевидно, что общество нуждается в утверждении новых ценностных приоритетов в отношении здоровья, и значимая роль здесь принадлежит государству.

Еще одним стоимостным показателем состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП: 5% в 2000 г., 4,9 - в 2005 г., 4,8 - в 2006 г., 5,6 - в 2007 г., 5% в 2008 г. Снижение средней продолжительности жизни населения (при практически неизменной доле затрат на здравоохранение, физическую культуру и спорт из консолидированного бюджета) во многом объясняется уменьшением доходов людей при повышении цен на лекарственные препараты, а также пренебрежительным отношением к стандартам здорового образа жизни. На преодоление негативных тенденций нацелены национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007—2010 гг., Государственная программа по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики, а также ряд целевых программ, направленных на преодоление вредных привычек.

Таким образом, анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей свидетельствует о сохранении экономического оборота человеческого капитала в сферах науки и образования, а также об отрицательной динамике естественного оборота в сфере здравоохранения, за счет снижения продолжительности жизни населения нашей страны. Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изме-

нением стратегии и тактики инновационного развития нашей страны. В сфере науки — это увеличение расходов на НИОКР до 2% ВВП и формирование кадрового потенциала по приоритетным направлениям научно-технического развития. В области образования — привлечение инвестиций в среднее специальное и высшее образование в соответствии с запросами формирующегося инновационного рынка труда. В сфере здравоохранения — реализация социальных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни, расширение медицинских услуг. Действия, предпринимаемые в этом направлении, имеют стратегической целью создание соответствующих мировым стандартам систем научной деятельности, образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и сохранения человеческого капитала в Беларуси.

Галина СОКОЛОВА, заведующая отделом экономической социологии и социальной демографии Института социологии НАН Беларуси доктор философских наук, профессор

Литература

1. Мясникович М.В. Проблемы модернизации экономики Беларуси в контексте цивилизационного процесса // Общество и экономика. №6, 2003. С. 21—37.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. сб.). — Мн., 2009. С. 223.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Мн., 2004. С. 45—46.

4. Человеческий потенциал Республики Беларусь / С.Ю. Солодовников [и др.]; науч. ред. П.Г. Ни-китенко; Ин-т экономики НАн Беларуси. — Мн., 2009. С. 388—575, 400—412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.