Научная статья на тему 'Эволюция концепции и механизма управления конверсией в условиях переходной российской экономики'

Эволюция концепции и механизма управления конверсией в условиях переходной российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бендиков Михаил Абрамович, Хрусталев Евгений Юрьевич

Эмпирический, по существу ситуационный подход к осуществлению конверсии в России оказался крайне неэффективным. В статье показано: только четкая, политически и научно обоснованная концепция и экономический механизм управления конверсией, обеспечивающий синхронизацию мер государственной поддержки и выделения ресурсов на реструктуризацию оборонно-промышленного комплекса с нормативным правовым обеспечением и мерами социальной защиты работников, позволят реализовать поставленные цели, сохранить научно-производственный и кадровый потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бендиков Михаил Абрамович, Хрусталев Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Conversion Administration Concept and Mechanism in the Conditions of the Transitional Russian Economy

Empirical, indeed situation approach towards conversion implementation in turned out to be extremely ineffective. The article demonstrates, that only precise and scientifically substantiated conversion administration concept and economic mechanism, which ensure co-ordination of state support and allocation of resources for military-industrial complex reconstruction, normative legal support and social defence of employees, allows to fulfil the objects and to preserve the scientific, industrial and staff potential.

Текст научной работы на тему «Эволюция концепции и механизма управления конверсией в условиях переходной российской экономики»

Эволюция концепции и механизма управления конверсией в условиях переходной российской экономики*

М.А.Бендиков, Е.Ю.Хрусталев

Эмпирический, по существу ситуационный подход к осуществлению конверсии в России оказался крайне неэффективным. В статье показано: только четкая, политически и научно обоснованная концепция и экономический механизм управления конверсией, обеспечивающий синхронизацию мер государственной поддержки и выделения ресурсов на реструктуризацию оборонно-промышленного комплекса с нормативным правовым обеспечением и мерами социальной защиты работников, позволят реализовать поставленные цели, сохранить научно-производственный и кадровый потенциал.

Проблема конверсии, несмотря на затянувшийся характер ее решения, продолжает оставаться актуальной для большой группы российских предприятий и целых регионов - в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) в настоящее время продолжает числиться порядка 1700 крупных предприятий и около трех миллионов человек. От пра-

вильности этого решения зависят как эффективность реструктуризации российской экономики, так и тенденция развития (экономический рост, стагнация или деградация), устойчивость социально-экономического положения в стране в целом (краткую характеристику состояния ОПК см. в приложении, а также в работах [1-3]).

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект 98-06-80327)

Известно, что любая болезнь - это реакция организма на неспособность адаптироваться к внешним условиям. На фоне продолжительного системного кризиса российской экономики наиболее сложные проблемы (как с точки зрения эффективного использования созданного научно-производственного потенциала - основы будущего развития и экономической безопасности России, так и с точки зрения обеспечения социальной стабильности) возникли перед самым организованным, наукоемким, технологически развитым, значимым по масштабу и, вместе с тем, оказавшимся наименее восприимчивым к реалиям рынка ее сегментом - оборонно-промышленным. Научно-технический, производственный и кадровый потенциал ОПК, который и во время блокового противостояния не отвечал требованиям разумной достаточности (превышал их), в новой военно-политической и экономической обстановке, в условиях сжатия мирового рынка вооружений и резкого сокращения его российской доли стал еще более избыточным.

В большой степени эти проблемы обусловлены и тем, что предприятия ОПК не имели опыта выживания в конкурентной борьбе: при наличии конкурсных проектов правительство предпочитало избегать ее известных социальных последствий и, как правило, финансировало параллельное производство, постоянно расширяя видовой состав поставляемой в Вооруженные силы техники в ущерб ее унификации и стандартизации. Оборонная продукция никогда не имела свободного рынка, у нее всегда был один традиционный разработчик и производитель, только один заказчик, инвестор и покупатель - государство. С экономической точки зрения этот путь был неэффективным.

Таким образом, с позиции необходимости реформирования предприятий в условиях рынка и адаптации оборонно-промышленного потенциала к новым геополитическим, военно-стратегическим и экономическим реалиям самые трудноразрешимые задачи возникли именно у ОПК.

Конверсия оборонного производства в СССР и затем в России совпала по времени с известными политическими и социально-экономическими катаклизмами глобального характера и масштаба. Нужно признать, что у российского правительства практически не было условий и времени для тщательной подготовки возможностей экономической и финансовой системы, органов управления, трудовых коллективов по приспособлению к меняющимся требованиям обеспечения обороноспособности страны с целью эффективной переориентации освобождающегося оборонно-промышленного потенциала и по предупреждению трансформационного экономического спада.

Внимание государства к проблеме конверсии определялось масштабами и ролью оборонной промышленности, количеством занятых в ней работников. Исторически сложилось так, что в СССР 50% промышленного производства относилось к оборонному комплексу. До 13% ВВП расходовалось на содержание ОПК, при этом обратно в бюджет он давал в 2,3 раза больше, обеспечивая 30% ВВП. Основной оборонно-промышленный потенциал СССР располагался в России - до 80% мощностей и 85% КБ и НИИ оборонной промышленности.

Выдержать нагрузку ОПК такого масштаба на государственный бюджет экономика России не смогла. Обострение политических, социально-экономических, технологических и экологических проблем, возникших

по

в России на рубеже 90-х годов в контексте развития всего мирового сообщества и, прежде всего, распада СССР и восточноевропейской интеграционной группировки и прекращения гонки вооружений, обусловили теоретический и практический поиск путей конверсии значительной части ее оборонного потенциала. Какой именно - предстояло определить, поскольку потребности России в продукции оборонного назначения достаточно значительны как в количественном, так и в видовом отношении.

Опыта радикальной конверсии, усложненной условиями смены социально-экономических формаций, у России не было. Конверсионные процессы в периоды 1945-1948 гг. и 1955-1958 гг. носили ограниченный характер, а столь резкого сокращения оборонного заказа, как это происходило в России, начиная с 1989 года, не знала ни одна страна.

В результате концепция конверсии, выработанная на рубеже 90-х годов и воплощавшаяся в российском ОПК на протяжении почти десяти лет в очень специфических, экстремальных условиях, оказалась недееспособной. Расчет был сделан главным образом на госбюджетное финансирование конверсионных инвестиционных проектов и дотации предприятиям в связи с конверсией, которых хронически было недостаточно или не выделялось совсем. Перманентность такого состояния конверсии ОПК свидетельствует о системной ошибочности способа ее реализации.

Представляется, что его слабая эффективность кроется прежде всего в том, что: (а) за все годы трансформации ОПК так и не удалось сформулировать правильную концепцию конверсии и создать действенный ме-

ханизм, с помощью которого Россия могла бы избежать серьезного экономического кризиса и осуществлять упорядоченное экономическое регулирование, позволяющее предотвратить тенденции экономического спада, минимизировать уровень безработицы, поощрять трансферт технологий, управленческих и производственный профессий, созданных в оборонном производстве, в реализацию конкретных проектов в гражданском секгоре экономики, а также (б) в недостатках учета и использования региональных возможностей и рыночных факторов развития. создания условий и стимуляции способности хозяйствующих субъектов к конкурентной самоорганизации выживания и саморазвития в условиях переходной и рыночной экономики.

Адаптация к происходящим изменениям первоначально реализовывалась системой специальных мер государственной поддержки на федеральном уровне, которые были закреплены в Федеральном законе «О конверсии оборонной промышленности Российской Федерации» (1992 г., в 1998 г. вступила в силу его новая редакция Ы60-ФЗ), Государственных программах конверсии на 1992-1994 гг. и на 1995-1997 гг.

Первый вариант конверсии ОПК

Первые попытки проведения конверсии в 1989-1991 гг. традиционными методами, то есть административными мерами «сверху», не подкрепленными созданием механизма упорядоченного экономического регулирования конверсии мощностей, технологий, кадрового состава из оборонного производства в гражданский сектор экономики, соответствующей финансовой поддержкой, различными преференциями и налоговыми

льготами, структурными и институциональными преобразованиями, закончились неудачей.

При сокращении за этот период производства оборонной продукции на 22% и при отсутствии целенаправленной программы и механизма конверсии, действенной нормативной и правовой базы, а также финансовой поддержки обнаружилась концептуальная и юридическая несостоятельность конверсии, прикрытая декларативными намерениями правительства. В результате спущенные свыше директивы выполнялись ведомствами и предприятиями только в части свертывания работ по оборонному заказу, на переориентацию и диверсификацию производства средств не было.

Масштабы и глубина конверсии потребовали разработки четкой концепции конверсии и комплексной системы мер по переориентации оборонно-промышленного потенциала в интересах структурной перестройки всей экономики и облегчения экономической адаптации предприятий и трудовых коллективов к сокращениям и изменениям оборонного заказа.

Такая концепция была сформулирована в упомянутых выше законах о конверсии, а система мер была закреплена в государственных программах конверсии, что повысило управляемость конверсией как сложным, многоаспектным процессом. Это был уже новый вариант конверсирования ОПК.

Второй вариант конверсии ОПК

Цели преемственных программ были направлены на сохранение рабочих мест, на осуществление модернизации, перепрофилирования и диверсификации высвобождающихся мощностей и научно-экспериментальной базы для организации разработки и

производства высокотехнологичной, конкурентоспособной, импортозамещающей продукции гражданского назначения; для технического перевооружения, повышения технического уровня и ресурсосбережения ряда ведущих отраслей экономики; для развития экспортного потенциала [4,5].

Концепция конверсии, послужившая основой планирования правительством конкретных мероприятий на том этапе экономических преобразований, состояла в сохранении, в основном, оборонно-промышленного потенциала предприятий путем стабильного госзаказа на современную военную технику и активизации ее экспорта, а также путем увеличения поставок оборонными предприятиями сложной, наукоемкой продукции гражданского применения (комплектные поставки машин и оборудования для ресурсодобывающих, перерабатывающих, транспортных и других отраслей); в трансферте новых технологий из военной в гражданскую сферу экономики; в увеличении выпуска дефицитных товаров народного потребления высокого технического уров-

ч

ня и т.д.

Предполагалось за счет главным образом государственных, а также иных финансовых источников осуществить постепенную структурную переориентацию ОПК на выпуск гражданской продукции и создание рыночной инфраструктуры предприятий.

Такой концептуальный подход в дальнейшем не был обеспечен, во-первых, соответствующим государственным финансированием изготовителей и потребителей этой продукции, во-вторых, действенными мероприятиями по улучшению ее качественных характеристик, и, в-третьих, серьезными маркетинговыми исследованиями спроса на отечественную продукцию в условиях

«шоковой» либерализации экономики, выразившейся в резком повышении цен на ресурсы, товары и услуги и столь же резком снижении покупательной способности населения, а также в снятии мер защиты отечественных товаропроизводителей в жесткой конкурентной борьбе с не всегда лучшей продукцией мирового рынка, имеющей хорошую маркетинговую и рекламную поддержку и опыт быстрого создания товаропроводящих сетей.

Общая тенденция к свертыванию производства из-за необеспеченности финансирования и резкого снижения государственного заказа привела к критическому уровню объемы выпуска продукции на всех технологических переделах, в результате чего стали разрываться кооперационно-технологи-ческих цепочки производства, а загрузка производственных мощностей и опытно-экспериментальной базы опустилась ниже проектных показателей и минимального уровня рентабельности. На предприятиях, поддерживающих выпуск такой продукции, резко возросли накладные расходы и, соответственно, цены на продукцию (во много раз), сделавшие ее неконкурентоспособной.

Социально-экономические последствия такого подхода к конверсии не замедлили проявить себя: замораживание сбыта, невозможность восполнения оборотных средств, простой мощностей, старение активной части основных производственных фондов, естественный отток наиболее квалифицированного персонала и сокращение оставшегося, невыплата заработной платы, взаимные неплатежи и финансовые долги, то есть фактическое банкротство и т.д.

Сокращение расходов на оборону и еще более резкое сокращение оборонного заказа, государственное финансирование конверсии

по известному своими последствиями остаточному принципу (10-20% от предусмотренного в бюджетах на 1992,..,1995 гг., да и то в конце финансового года, в 1996-1997 гг. еще меньше - всего 5% [6]), сковывание инициативы «снизу» путем принудительного удержания части предприятий в государственном секторе экономики, привели конверсионные мощности в состояние паралича, быстрому старению и снижению потенциальных возможностей.

Третий вариант конверсии ОПК

Эмпирическая технология реализации концепции и стратегии конверсии привела к пониманию необходимости новых подходов к ее осуществлению. Это прежде всего:

1. Проведение реструктуризации ОПК с выделением двух частей: а) ядра этого комплекса, состоящего из передовых по технологическому и научно-техническому потенциалу предприятий и научно-конструкторских организаций и составляющее основу оборонно-промышленной мощи государства; б) предприятий и организаций, окончательно переходящих в гражданский сектор экономики с четким регламентом технологии этого перехода. В соответствии с этими подходами к конверсии предполагается перейти от концепции деления промышленного потенциала по ведомственному принципу (на оборонные и гражданские отрасли) к концепции создания высокотехнологичной промышленной базы, ориентированной на нужды национальной, в том числе и оборонной безопасности (подробнее об этом см. в [7]).

2. Технологическая перестройка реструктуризованного оборонно-промышленного потенциала и конверсионных производств. Конверсия может осуществляться различными способами: реже - путем ликвидации

оборонного производства; чаще - путем полного перепрофилирования производства с использованием новых и двойных технологий с передачей оборонного заказа другому производителю; путем уменьшения объема оборонного производства и соответствующего увеличения гражданского и т.д. Процессы диверсификации и конвергенции оборонных и гражданских предприятий в ходе конверсии тесно взаимосвязаны и в определенной степени детерминированы, а диверсификация является одним из способов поддержания потенциала оборонных производств в периоды снижения оборонных заказов.

Возникла реальная проблема необходимости концентрации и специализации производства для восстановления нормального технологического ритма, решение которой позволяло бы сократить накладные и прочие расходы и, как следствие эффекта концентрации и повышения серийности выпуска продукции, рационализировать использование производственных мощностей на каждом предприятии.

3. Повышение уровня государственной ответственности по финансовой и социальной поддержке конверсионных производств и их персонала в целях изменения специализации производства и его адаптации к рынку товаров, услуг, труда и капитала.

4. Перенесение центра тяжести конверсионных мероприятий на региональный уровень (конверсия «снизу») и создание условий для активизации процессов самоорганизации и запуска конверсионного адаптационного процесса усилиями прежде всего самих предприятий и регионов, в которых они расположены.

Именно на региональном уровне спад производства, сопровождающий конверсию,

8-1-6488

наиболее чувствительно сказывается на социально-экономическом положении коллективов предприятий и регионов в целом, поскольку ее осуществление прямо связано с проблемами экономической основы развития предприятий и регионов, занятости высококвалифицированных кадров, сохранения и создания новых рабочих мест, увеличения налогооблагаемой базы, наполнения местных бюджетов и т.д. Поэтому активизация усилий в оптимизации конверсионных мероприятий на региональном и межрегиональном уровнях представляется более актуальной и эффективной, нежели централизованное планирование за счет средств госбюджета - именно на местах ощутимее эффект конверсии, лучше известна конъюнктура рынка и производственные возможности конверсионных предприятий.

Еще раз подтвердилось, что государственная поддержка конверсии оборонных производств должна носить не общий, фронтальный, а селективный, целевой характер: по каждому отдельному конверсионному проекту и только в тех случаях, когда в результате серьезных технико-экономических обоснований, подтвержденных качественной экспертизой, предприятие доказывает невозможность запуска рыночного механизма своего товаропроизводства и конверсирования за счет собственных и внебюджетных средств.

Оптимизация конверсионных мероприятий на региональном или корпоративном уровнях, на отдельных предприятиях требуют применения новых методов их реализации и технико-экономического обоснования в рыночных условиях. Ведь конверсия - это не только изменение пропорций в объемах производства оборонной и новой, конверсионной продукции, но и изменение эконо-

мической и социальной мотивации (основы) организации производства, то есть оптимизация ассортимента, себестоимости и качества продукции, модернизация применяемых и внедрение новых технологий, в том числе двойного назначения, изменение технологической и организационной структуры производства, приведение системы управления производством и его инфраструктурой в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Административное управление конверсией необходимо дополнить работающим механизмом и методами экономического регулирования адаптации той части промышленности, которая не востребована обороной страны. Кроме этого, необходимо создать условия для сочетания реформы промышленных предприятий, их структурно-функциональной сбалансированности с реструктуризацией всего ОПК и его региональных фрагментов с целью минимизации потерь накопленного научно-технического и производственного потенциала.

Московская региональная концепция и программа конверсии

Механизм и экономические методы адаптации наиболее адекватны сложившимся условиям при реализации концепции и программы конверсии предприятий московского региона. Большая часть оборонно-промышленного потенциала России расположена в ее центральных областях. В Москве и области сосредоточено более 30% научного и 15% промышленного потенциала всего российского ОПК, непосредственно в Москве к нему относится 460 предприятий и организаций, из которых 380 на конец 1997 г. признаны неплатежеспособными.

Предшествовавшие конверсионные программы несущественно сказались на улучшении положения этих предприятий. В 1997 г. продолжился общий спад выпуска ими продукции на 18,3%, сокращение объемов оборонной продукции составило 52.4%, а рентабельности с 16% в 1995 г. до 6% в 1997 г. Задолженность Минобороны за поставленную продукцию в 1997 г. по отношению к предыдущему году возросла более чем в три раза и достигла 18,3 млрд. новых рублей. 11а конверсионные мероприятия московским предприятиям в 1992-1996 гг. федеральным бюджетом выделено 161,5 млн. руб., а правительством Москвы 200 млн. руб. В 1997 г. государство на конверсию предприятий средств не выделяло, а из городского бюджета они были профинансированы на 48 млн. руб. [6,8].

Московская администрация выступила гарантом надежности негосударственных инвестиций, направляемых в этот сектор экономики города. Передача Москве значительной части (до 50%) государственных пакетов акций ряда крупных московских предприятий («Ильюшин», «Сухой», «Антей» и др.) позволит повысить эффективность управления и их инвестиционную привлекательность.

Московское и федеральное правительства предполагают отработать систему мер финансового оздоровления московских предприятий ОПК: погашение задолженности федерального бюджета за выполненный оборонный заказ, списание и реструктуризация задолженностей, определение объемов незавершенного производства оборонной продукции и их дальнейшее использование, поиск дополнительных источников и средств на проведение конверсии и др.

Финансирование конверсионных и инвестиционных проектов предполагается осуществить конкретно и адресно через залоги имущества предприятий. Этим проектам предоставляется ряд очень существенных экономических преференций:

• налоговые льготы на прибыль, направляемую на расширение и модернизацию производственной и научно-эксперимен-тальной базы;

• освобождение от налоговых платежей в местный бюджет;

• льготные условия кредитования под гарантии правительства Москвы;

• снижение на 50-90% коэффициента ставки арендной платы за использование земли и др.

Кроме того, предприятия смогут передать в собственность Москвы объекты социальной сферы, сняв с себя при этом весь объем накопленной задолженности.

Столичная администрация обратилась к федеральному правительству с предложением рассмотреть вопрос об освобождении на определенный период (до двух лет) предприятий ОПК от налогов и в федеральный бюджет.

Предпринимаемые меры ускорят и облегчат процесс экономической адаптации предприятий и трудовых коллективов к сокращениям и изменениям в государственном оборонном заказе.

В подкрепление своей концепции московское правительство разработало и начинает реализацию специальной целевой «Программы структурной перестройки и конверсии оборонной промышленности Москвы на 1998-2000 гг.», предусматривающей меры экономического регулирования конверсии оборонного производства. Наряду с мерами финансового оздоровления

предприятий ОПК, они предполагают создание нового эффективного механизма экономического регулирования конверсии на региональном уровне, которое должно обеспечивать трансферт оборонных технологий двойного применения, способствовать сохранению и созданию новых рабочих мест, препятствовать спаду производства.

Для повышения уровня управляемости конверсией в структуре правительства создается специальный департамент по реструктуризации и конверсии оборонной промышленности. Думается, что уровень департамента как органа управления столь масштабным и жизненно важным с точки зрения обеспечения социальной стабильности и экономической безопасности проектом, каким является конверсирование московских предприятий, недостаточен. Для эффективного управления необходим надведомствен-ный орган, каким мог бы стать Совет по экономическому регулированию конверсии, в который, помимо членов московского правительства, ответственных за бюджет, социальную сферу города, промышленность и транспорт, необходимо включить представителей академической науки, крупного бизнеса и профсоюзов. В качестве рабочего органа Совета, обеспечивающего его административную деятельность, должен выступать указанный департамент, наделенный соответствующими полномочиями, позволяющими Совету претворить в жизнь цели Программы.

В основные обязанности Совета можно включить следующие:

• заблаговременное получение информации о планах Минобороны и других ведомств по размещению государственного оборонного заказа;

• содействие разработке крупномасштабных проектов регионального или даже федерального значения, в реализации которых может быть задействован потенциал оборонного производства (мощности, технологии, научно-технические заделы, высвобожденный кадровый состав и т.д.);

• содействие организации и учреждению регионального инвестиционного фонда конверсии с определением источников его формирования, мер поддержки, процедур и правил проведения тендеров и т.д.;

• осуществление контроля занятости в интересах работников, увольняемых с сокращаемых оборонных производств, наполнения и расходования средств на пособия увольняемых;

• содействие разработке мер по профессиональной переподготовке и переориентации работников оборонных предприятий, по предотвращению эмиграции специалистов, по реорганизации этих предприятий и их переориентации на деятельность в гражданском секторе экономики;

• установление правил и процедур, необходимых для осуществления целей Программы, в том числе по реализации излишков собственности конверсируемых предприятий, по приватизации предприятий ОПК только на инвестиционных условиях и т.д.

Экономическая эффективность затрат на конверсионные мероприятия, по данным Минэкономики, высокая. Например, в 1995 году на 1 руб. конверсионных средств был обеспечен прирост мощностей гражданской продукции на 5,47 руб., что в 6-7 раз эффективнее создания мощностей за счет нового строительства [5]. Проблема заключается, во-первых, в практическом отсутствии этих конверсионных средств и, во-вторых, в созда-

нии условий, побуждающих и обеспечивающих возможность регионам, предприятиям, трудовым коллективам найти свое место на российском и внешнем рынках.

Заключение

Было бы логичнее, если бы конверсии ОПК предшествовали исследование и решение ряда принципиальных, стратегических проблем, относящихся к сфере военного строительства. Большинство из них в российской практике конверсии по разным причинам были проигнорированы или им было уделено недостаточное внимание. Главные из них, на наш взгляд, следующие.

1. Формирование стратегии военного строительства в России.

Ответом на эту проблему должна бьша стать военная доктрина, разработка которой должна предшествовать принятию решений по конверсии оборонного производства. На самом деле принятие ее запоздало, проект доктрины подготовлен правительством только в настоящее время. И только сейчас предполагается достичь взаимосогласованности реальных экономических возможностей государства и выделяемых финансовых ресурсов с задачами Вооруженных сил, планами и программами военного строительства [9].

2. Определение структуры и потенциала ОПК, необходимого России для реализации требований военной доктрины.

Критерием программы конверсии оборонной промышленности должно быть требование обеспечения национальной безопасности и глобальной стабильности. С одной стороны, сокращение вооружений способствует укреплению стабильности в мире. С другой, как отмечается, например, в [10], - «сохраняется проблема правильного выбо-

ра уровня достаточности военного потенциала: он не должен угрожать безопасности других государств, и в то же время должен быть соизмеримым с их военным потенциалом и обеспечивать защиту собственных национальных интересов. ...Наращивание военного потенциала или его значительное сокращение одной из сторон является индикатором возможного усиления военно-политической нестабильности».

Пока Россия за счет своих стратегических (около половины всего ядерного оружия мира) и обычных вооружений обладает потенциалом сдерживания на всех направлениях гипотетических военных угроз. Но по мере роста расходов на военные цели ряда ведущих стран мира (США - 263,5 млрд. долл. в середине 90-х годов, Великобритания - 34,0, Германия - 36,6, Франция - 42,7, Китай - 56,2, Япония - 41,7, Южная Корея -11,9, Турция - 7,1 млрд.долл. [11]) России будет все труднее поддерживать симметрию (паритет) своего потенциала. Необходимо будет отдать стратегический приоритет исследованиям и разработкам в области оборонных технологий как гарантии против непредсказуемых разработок в других странах, что потребует увеличения военных расходов. Для этого необходимо будет увеличивать не только долю оборонных расходов в ВВП, но и обеспечивать высокие темпы экономического роста, укреплять военно-экономическую интеграцию стран СНГ.

3. Обоснование объемов средств, необходимых на развитие ОГ1К и поддержание национальной обороны.

Современная доля расходов на оборону в ВВП России (2,63% - в 1997 г. и 3,5% - в 1998-2000 гг.) не будет достаточна для обеспечения паритета с соседними странами уже в 2002-2005 гг. Для поддержания надежно-

го баланса сил России мало только наращивать экономическую базу, после 2002 г. ей придется значительно увеличить долю расходов на оборону в ВВП - примерно до 5-

6%.

Сейчас на 2,63% ВВП страна с огромным трудом реформирует Вооруженные силы и ОПК. Расходы на содержание армии будут увеличиваться: фактически выделяемых средств не хватает на боевую подготовку, почти полностью прекращена серийная закупка вооружения и военной техники (В и ВТ), оплата НИОКР и т.д. Доля НИОКР и В и ВТ в оборонных расходах в США достигает 40%, у нас в 1991 году была 62,3%, а в 1996 г. снизилась до 24,5%, причем серийных поставок В и ВТ в армию не было. В будущем средства на все это стране выделять придется, что неизбежно увеличит оборонные расходы России. Тем более, что предполагаемая остановка серийного производства до 2003 г. впоследствии потребует дополнительных затрат на восстановление физически устаревших основных производственных фондов, научно-технического и производственного потенциала предприятий.

За семь лет трансформации российской экономики в ее системе управления, структуре и институциональной основе произошли радикальные изменения. По мере преобразований она становилась все более рыноч-ной. Поэтому и концепция конверсии перманентно отражала все меньшую ее зависимость от централизованного управления, планирования, финансирования, налогового регулирования.

Регионы и предприятия сейчас имеют значительную экономическую самостоятельность, что позволяет им самим, но при определенной под держке федерального прави-

тельства, формировать региональную концепцию, стратегию и методы экономической адаптации ОПК к новым условиям в зависимости от состояния экономики региона, удельного веса в ней ОПК, степени сокращения оборонных заказов, конъюнктуры рынка, политической воли и владения искусством экономического регулирования со стороны региональных органов управления, местного крупного бизнеса и профсоюзов.

Задача состоит в том, чтобы синхронизировать объединение усилий федеральных

и региональных властей в создании механизма экономического регулирования конверсии ОПК и его нормативного и правового обеспечения, в определении своих финансовых возможностей, в дифференциации приоритетов и льгот для реформирования ОПК на региональном и федеральных уровнях, в создании системы социальной защиты коллективов и работников ОПК, их переквалификации и трудоустройства.

Приложение

Характеристика состояния российского ОПК

В составе ОПК насчитывается порядка 1700 производственных и научно-конструк-торских предприятий ракетно-космической, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности вооружения, спецхимии и боеприпасов, средств связи, радиопромышленности. На них работает около 3 млн. человек.

Выпуск продукции в российской оборонной промышленности за шесть лет (1992-1997 гг.) снизилась в 11 раз, а экспорт оружия - в 4 раза.

На заводах ОПК выпускается свыше 25% объема машиностроения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля гражданской продукции на оборонных предприятиях в 1997 г. составила 60%, В и ВТ - 40%.

Экспортные заказы нестабильны и обеспечивают загрузку мощностей на 10-20%.

Задолженность государства оборонным предприятиям за госзаказ 1997 г. составляет 19,9 млрд.руб. Долг по зарплате «оборонке» составляет 4,5 млрд.руб.

Госзаказ на 1998 г. составляет 26 млрд.руб.

Согласно программе реструктуризации ОПК, которая должна начаться с июля, число предприятий оборонного комплекса должно сократиться с 1700 до 670. На реализацию программы потребуется 25,5 млрд.руб.: 13 млрд.руб. - из федерального бюджета, 12,5 млрд.руб. - из внебюджетных источников, из них 8,4 млрд.руб. составят частные инвестиции.

Только десятая часть заводов ОПК на плаву, в основном за счет экспорта.

Производство по госзаказу финансируется не более чем на 30%.

Заказы МО занимают 37% от общей загрузки предприятий.

Общий спад производства в 1997 г. составил более 16%.

Быстро устаревают основные фонды производственной и научно-экспериметальной баз - около половины партка технологического оборудования эксплуатируется более 20 лет. Средств на реновацию нет. Степень обновления ОПФ не превышает одного про-

цента, она в 10-15 раз ниже темпов их обновления в доконверсионный период.

Резко снизился (до 25-30%) уровень использования производственных площадей, главным образом, вследствие сокращения численности рабочих и специалистов.

Оплата труда ниже средней по стране и по промышленности, по этой причине наука и промышленность ОПК потеряли до половины квалифицированного кадрового состава.

Объем российского экспорта ВиВТ (млрд. долл.): 1994 г.- 1,71, 1995 г.- 3,07, 1996 г.-3,56, 1997 г.-2,2-2,6.

В странах - экспортерах военной продукции экспорт, как правило, составляет 10-20% общего объема произведенной военной техники. В России эта цифра приблизилась к 60-70%.

Доля Москвы и области в ОПК: промышленность -15%, наука - 30%. Непосредственно в Москве расположены 460 предприятий и организаций, из которых на конец 1997 г. признаны неплатежеспособными 380.

Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 1998 год» предусматривает расходы:

Национальная оборона - 81,8 млрд.руб. (13,6 млрд.долл.)

Закупка В и ВТ - 15,1 млрд.руб. ( 2,5 млрд.долл.)

Оплата НИОКР - 10,8 млрд.руб. ( 1,8 млрд.долл.)

Конверсия оборонной промышленности (дотации предприятиям в связи с конверсией) - 1,48 млрд.руб.

Государственные инвестиции в финансирование проектов государственного фонда конверсии - 0,87 млрд.руб.

Для сравнения: В 1998-1999 финансовом году администрация США планирует израсходовать 19% своего военного бюджета (257 млрд.долл.) на закупку В и ВТ и 14% на военные НИОКР.

В структуре российского оборонного бюджета 1998 г. эти показатели равняются 18.5% и 13,2% соответственно. Пропорции удивительным образом совпадают, абсолютные цифры несопоставимы.

В связи с финансовыми проблемами федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности в 1995 г. была выполнена на 25%, в 1996 г. - на 11%, а в 1997 г. на ее реализацию финансовые средства не выделялись.

Государство владеет 370 пакетами акций предприятий ОПК, остальные приватизированы на 100%.

Литература

1. Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Как сохранить и приумножить оборонно-промышленный потенциал? // Российский экономический журнал, 1997, N1.

2. Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. О методах повышения эффективности конверсионных программ наукоемкого машиностроения //Экономика и мат. методы, 1998, т.34, вып.1.

3. Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Российская космическая промышленность: состояние и перспективы развития // Экономист, 1997, N9.

4. Котов В.Г. Экономические проблемы конверсии военного производства // Конверсия в машиностроении, 1996, N1.

5: Сало В.В. О ходе реализации Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 гг. II Конверсия в машиностроении. 1996, N3.

6. Шулунов А. Системный кризис «оборонки» / / «Независимое военное обозрение», 1998, N2.

7. Пименов В.В. Новые подходы к конверсии военного производства на современном этапе развития реформ в России // Конверсия, 1996 , N5.

8. «Финансовые известия», 1998, N2.

9. «Независимое военное обозрение», 1998, N6.

10. Варшавский А. Определение уровня расходов на оборону России с учетом фактора стабильности//Вопросы экономики, 1996, N11.

11. Рогов СМ. Российско-американские отношения: итоги и перспективы//США: экономика, политика, идеология, 1996. N 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.