корректировки стоимости (в частности, на финансовое положение предприятия, на степень контроля, на ликвидность, качество менеджмента и степень диверсификации производства) и составляется отчет об оценке предприятия (бизнеса) [5, с. 50-55].
Список литературы / References
1. Оценка стоимости предприятия при реструктуризации Тускаева М.Р., Никифорова А.Ю. Гуманитарные и социально-экономические науки, 2016. № 3 (88). С. 182-183.
2. Система управления стоимостью компании Тускаева М.Р., Никифоров А.Н. Гуманитарные и социально-экономические науки, 2016. № 3 (88). С. 182-183.
3. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). // Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. ISBN 978-5-394-02368-2.
4. Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. Под общ. ред. В.И. Бусова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 382 с. (Бакалавр. Академический курс). ISBN 978-5534-00902-6.
5. Оценка бизнеса. Учебное пособие / Л.С. Васильева. Москва: КноРус, 2016. 668 с. ISBN 9785-406-04775-0.
THEORETICAL ASPECTS OF TAX REGULATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS Bakcheev E.S. (Russian Federation) Email: Bakcheev227@scientifictext.ru
Bakhcheev Egor Sergeevich — Student, DEPARTMENT OF ECONOMY AND FINANCE, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, ST. PETERSBURG
Abstract: as the title implies the article describes the theoretical aspects of tax regulation of small and medium business. The author analyses the tax policy of the government of subjects of small and medium business and define the goals of tax regulation of small and medium business in modern conditions. In the article indicated the main problems of small and medium business in tax regulation, and in examining these problems the author point out that the special tax regimes of this sector of the economy is necessary.
Keywords: small and medium business, tax regulation, special tax regimes.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Бахчеев Е.С. (Российская Федерация)
Бахчеев Егор Сергеевич — студент, кафедра экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Проходит анализ налоговой политики государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и выделяются цели налогового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях, также рассматриваются современные режимы налогообложения. В статье обозначены существующие и наиболее актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства, которые указывают на необходимость существования специальных налоговых режимов для данных субъектов экономики. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, налоговое регулирование, специальные налоговые режимы.
Налоговое регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) является наиболее эффективным и важным методом государственного регулирования МСП, так как состояние МСП значительно зависит от налогообложения.
Важной частью экономической политики государства является эффективная налоговая политика в отношении субъектов МСП. Налоговая политика является как экономическим, так и административным рычагом воздействия государства на развитие данного сектора.
Рассмотрение налогообложения как средства регулирования деятельности субъектов МСП требует анализа элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства [3, с. 174].
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности - это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения. Основным нормативно-правовым актом налогового регулирования субъектов МСП является Налоговой кодекс Российской Федерации.
Каждое государство, разрабатывая порядок налогообложения малого и среднего предпринимательства, ставит перед собой разные задачи. В число приоритетных задач налогового регулирования МСП в России следует отнести:
- вывод из тени субъектов МСП.
- стимулирование предпринимательской активности и привлечение капитала в экономику [5].
Налоговое регулирование деятельности субъектов МСП основано на общих принципах
налоговой системы Российской Федерации, установленных в Налоговом кодексе.
Налоговое законодательство России с одной стороны характеризуется обширным нормативным материалом, с другой - частым внесением всевозможных изменений и дополнений, то есть нестабильностью [6, с. 114].
Нестабильность налогового законодательства стала острой проблемой для субъектов МСП. Частая смена правил налогообложения и процедур взимания налогов приводит к нарушению принципа стабильности налоговой системы.
Налоговая политика государства в научной литературе делится на три типа: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
Фискальная политика государства нацелена на максимальное наполнение бюджета за счет налогов и сборов.
При реализации регулирующей политики государство стремится достичь баланса интересов между различными группами в обществе. При реализации регулирующей политики происходит перераспределение налогового бремени между субъектами экономики.
Стимулирующая политика предполагает ослабление налогового бремени для субъектов экономики. Обычно используется для стимулирования деятельности слабых и нестабильных субъектов экономики.
При выборе проведения той или иной политики налогообложения в отношении субъектов МСП необходимо, помнить, что, на сектор МСП влияют факторы, ограничивающих его деятельность.
Фискальная политика редко проводится в отношении субъектов МСП. Так как данный сектор играет важную роль в экономике страны, то государство заинтересованно в его развитии. Так как высокая налоговая нагрузка негативно влияет на субъекты МСП, то они лишаются возможности формировать необходимые оборотные средства.
Государство проводит регулирующую или стимулирующую политику в отношении субъектов МСП в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. С помощью регулирования налоговых ставок государство не ставит цель увеличить налоговые поступления от субъектов МСП в бюджет страны, а оказывает поддержку субъектам МСП. Таким образом, в государстве для эффективности налогового регулирования деятельности субъектов МСП необходимо использовать смешанную политику налогообложения, так как каждый тип политики выполняет значимые функции.
Важный аспект налогового регулирования субъектов МСП - налоговое администрирование. Под налоговым администрированием понимается деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование предполагает организацию сборов налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщик.
Налоговое администрирование включает процедуру регистрации, приема и обработки отчетов, контроль над поступлением налогов и сборов, различные виды проверок, анализ
10
эффективности налогового администрирования на всех уровнях управления. Оно должно решать проблемы обременительных для субъектов МСП административных барьеров. А также проблему упрощения всех административных процедур. Решить данную проблему предлагается посредством специальных налоговых режимов для субъектов МСП.
Малые и средние предприятия неустойчивы относительно крупных предприятий. Для выравнивания условий деятельности крупных, средних и малых предприятий необходимо предоставлять субъектам МСП налоговые льготы, что также доказывает необходимость введения специальных налоговых режимов.
К тому же, практика показывает, что использования общего налогового режима в отношении МСП способствует скрытию доходов или уходу данного сектора в «тень». Зарубежная практика показывает, что при использовании льготных режимов налогообложения в отношении субъектов МСП в большинстве стран удается вывести из тени большую часть малых и средних предприятий.
Таким образом, как показано, специальные налоговые режимы являются необходимой мерой и направлены на поддержку МСП и, фактически, на облегчение налогового администрирования.
В связи с этим, в настоящее время для субъектов малых предприятий России действуют два вида режимов налогообложения:
1. общий, установленный для всех налоговых субъектов, в том числе и для субъектов МСП;
2. специальные режимы, введенные для субъектов МСП [4, с. 20].
При общей системе налогообложения предприниматель уплачивает налоги и сборы в зависимости от сферы деятельности.
Специальным налоговым режимом в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы заменяют часть налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения.
В России первые попытки создания специальных налоговых режимов можно отнести к концу восьмидесятых годов ХХ века, так как в этот период происходит отделение субъектов МСП от остальных субъектов экономики. Тогда вводились налоговые льготы для субъектов МСП, но фактически предприниматели отмечали сложность ведения учета и считали налоговые льготы недостаточными для формирования средств, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства и повышения конкурентоспособности их предприятий.
В результате различных изменений и уточнений начиная с 2002 года в Налоговом кодексе действует раздел о специальных налоговых режимах. Введение специальных налоговых режимов преследовало следующие цели: стимулирование субъектов МСП, упрощение ведения учета субъектами малого, вывод из тени субъектов данного сектора, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Но главной целью введения специальных налоговых режимов было снижение налоговой нагрузки субъектов МСП.
Введение специальных налоговых режимов действительно снизило налоговую нагрузку с данного сектора, упростило налоговое администрирование и поспособствовало его развитию и выходу из тени некоторых субъектов МСП.
Во второй части Налогового кодекса Российской Федерации выделены специальные налоговые режимы, предназначенные для субъектов малого предпринимательства: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и патентная система налогообложения.
Заключение.
Проведенный нами выше анализ позволяет сделать вывод, что государство оказывает реальную поддержку МСП с помощью налогового регулирования путем введения специальных налоговых режимов.
По-видимому, можно с большой долей уверенности констатировать, что для государства на современном этапе не является главной целью увеличить налоговые поступления в бюджет за счет субъектов МСП. Сейчас главной целью государственной политики в области налогообложения МСП является поддержка данных субъектов путем предоставления налоговых льгот. Также показано, что специальные налоговые режимы значительно снижают налоговую нагрузку с субъектов МСП, тем самым, предоставляя им возможность развиваться. А это, несомненно, оказывает положительное влияние на экономику страны в целом.
Список литературы / References
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ: [с изменениями от 28.12.2016] и часть II: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ: [с изменениями от 03.04.2017] // Правовой сервер «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.06.2017).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 - ФЗ: [с изменениями от 03.07.2016] // Правовой сервер «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.06.2017).
3. Косов М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: учебник / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н.Д. Эриашвили. М.: Юнити, 2012. С. 174.
4. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учебное пособие/ под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 20.
5. Яновский В.В. Туннельный эффект для барьеров инновационной экономики Управленческое консультирование. № 4, 2008. С. 84-94.
6. Гольдман И.Ю. Налогообложение малого и среднего бизнеса: от «налогового бремени» к «инструменту государственной поддержки // Российское предпринимательство, 2014. № 19 (265). С. 114.