УДК 336.22
Л. А. Бурова
Забайкальский государственный университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
В статье обосновано наличие противоречий в становлении и развитии института современного российского малого предпринимательства, проявляющихся в неэффективном государственном регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства на фоне признания значимой роли этих субъектов в развитии рыночных отношений. Сделан акцент на необходимости совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства с использованием инструментарно-методиче-ских средств системного подхода к объекту управления. Рассмотрены особенности налоговой системы и основные проблемы оптимизации налоговых режимов, характерные для российской действительности. Выявлены причины уклонения от налогов малыми предприятиями. Проведен анализ применения идентичных налоговых режимов в международной практике. Предложены направления активизации деятельности субъектов малого предпринимательства с использованием налоговых льгот, внедрение которых должно учитывать переориентацию деятельности малых предприятий в официальный сектор экономики; их отраслевую специфику, имеющую региональную востребованность; инновационную направленность деятельности малых предприятий и социальную значимость для территории.
Ключевые слова: налоговая система; налоговые льготы; налоговое стимулирование; малое предпринимательство; уклонение от уплаты налогов.
L. A. Burova
Zabaikalsky State University
IMPROVING STATE REGULATION OF SMALL BUSINESSES ACTIVITIES ON ACOUNT OF BY OPTIMIZING TAX REGIMES
The article gives ground for presence of contradictions in formation and development of the Russian small business institution which show themselves in ineffective state regulation of small business activities against the background of recognition of these subjects in development of market relations. Emphasis is laid on necessity of improving state regulation of small businesses with use of instrumental and methodological means of system approach to the management object. Consideration is given to the features of the taxation system and main optimization problems of the tax regimes characteristic for the Russian reality. Identification is given for reason of tax evasions by small businesses. An analysis is carried out in respect of using identical tax regimes in international practice. The article proposes directions for activating small business activities with use of taxation benefits which introduction must consider reorientation of small businesses in to the official economic sector; their industry-based specificity in view of the regional demand; innovative orientation of small business activities and their social significance for the territory.
Keywords: tax system; tax benefits; tax incentives; small business; tax evasion.
В условиях переходной экономики развитие малого предпринимательства способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокраще-
© Л. А. Бурова, 2014
нию числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах, в том числе повышению жизненного уровня населения.
Основное противоречие становления и развития института современного российского малого предпринимательства (МП) проявляется в том, что, с одной стороны, государством признана значимая роль МП в развитии и становлении рыночной экономики, с другой стороны, государственная поддержка сектора МП является неэффективной и декларативной [2; 7]. Данный тезис подтверждают исследования проф. А. П. Киреенко, которая отмечает, что развитие малого предпринимательства — это реальный путь развития территорий. Владельцы и работники малых предприятий и предприниматели, в отличие от корпораций и холдингов, тесно связаны с городами и поселками, где они не только зарабатывают деньги, но и живут вместе со своими семьями, поэтому заинтересованы в развитии своих территорий. А вот территории в развитии малого бизнеса пока никак не заинтересованы [4; 8].
Особенно хочется отметить неэффективную налоговую политику в отношении субъектов МП, проявляющуюся, в том числе, в налоговых режимах и величине налоговых ставок (обязательные страховые взносы работодателей, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС)). Одной из проблем в данном аспекте является выбор решения предпринимателем при применении специальных налоговых режимов в случае перехода от одного режима налогообложения к другому.
На сегодняшний день основная задача, стоящая перед налоговой системой, включают в себя два, на первый взгляд, противоречивых аспекта: повышение собираемости налогов с одной стороны и ослабление налоговой нагрузки с другой.
Одной из главных экономических функций, присущих малым предприятиям при осуществлении ими предпринимательской деятельности, является «обслуживание крупных предприятий». Противоречие налоговой системы при этом проявляется в несоответствии в большинстве случаев налоговых режимов, применяемых крупными и малыми предприятиями: при общей системе налогообложения возникают обязательства по уплате НДС, чего нет при применении специальных налоговых режимов.
Большинство ученых и практиков считают, что одной из форм проявления неэффективной налоговой системы является уклонение от уплаты налогов [2; 5; 6; 8]. Данная позиция совпадает с исследованиями Д. Р. Песковой, которая считает, что весомой причиной ухода фирм в тень является несоответствие размера налоговых выплат количеству и качеству общественных благ, создаваемых государством. Многие участники теневого бизнеса согласились бы честно платить налоги при условии, что бюджетные средства будут использоваться по назначению, эти суммы пойдут на развитие страны, обеспечение социально незащищенных и слабозащищенных слоев населения, а не на содержание неоправданно громоздкого аппарата управления [6].
Среди причин уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие:
- ухудшение финансового положения бизнеса и населения в связи с экономическим кризисом, характерным для современной российской экономики (падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капиталов за границу);
- особенности налоговой политики и налоговой системы, выражающиеся в их несовершенстве, в том числе в чрезмерной налоговой нагрузке;
- отсутствие условий для обеспечения конкурентоспособности, в связи с чем уклонение от уплаты налогов превратилось в важнейший фактор конкурентоспособности [5].
Рассмотрим более подробно особенности налоговой системы. В настоящее время согласно действующему законодательству в налогообложении МП наряду с общей системой могут применяться специальные налоговые режимы.
Специальный налоговый режим — это особый механизм формирования и исполнения налоговых обязательств, установленный для определенных категорий налогоплательщиков, действие которого направлено на сочетание целей налогового стимулирования приоритетных видов деятельности и обеспечения налогового контроля. Специальный налоговый режим основан на принципах специфичности состава уплачиваемых налогов, замещения ряда налогов одним (единым) налогом, усеченного порядка, ведения и предоставления учета и отчетности, сокращения форм и сроков предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, особыми организационно-правовыми и экономическими требованиями к субъектам малого бизнеса при его применении.
Из пяти специальных налоговых режимов наиболее востребованными являются: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения (для ИПБОЮЛ) и уплата единого вмененного налога по отдельным видам деятельности.
Особенно хочется отметить несогласованность интересов государства и предпринимателей при переориентации последних на патентную систему налогообложения, проявляющуюся с одной стороны усилением контроля над доходами предпринимателей государством и неэффективной, громоздкой системой учета и отчетностью, связанной с обязательным представлением предпринимателями книги учета и доходов при использовании патентной системы налогообложения.
Исследования предпочтений предпринимателей по использованию той или иной системы показали, что большинство предпринимателей платят налоги по общей системе налогообложения (около 45 %). Из специальных налоговых режимов предпочтение отдается: при розничной торговле — единый налог на вмененный доход, при оптовой торговле, аренде, посреднических услугах — упрощенной системе. Патентная система является узкоспециализированной, сложной, что привело к ее невостребованности среди представителей малого бизнеса.
Анализ применения идентичных налоговых режимов в развитых и некоторых развивающихся странах показывает, что в последнее время наблюдается тенденция к отказу от использования специальных режимов, однако в ряде стран с целью минимизации последствий уклонения от налогообложения используют альтернативные минимальные налоги. Это означает, что налог является минимальным (переносимым на будущее в счет налоговых обязательств по основному налогу), но при определенных условиях может быть выбран предприятием в качестве альтернативного.
Минимальный альтернативный налог — налог, который применяется к корпорациям или предпринимательскому сектору в целом. Базой для минимального альтернативного налога могут быть валовые активы, бухгалтерская прибыль, оборот или некоторая их комбинация.
В Северной Америке и Европе, например, в США, Канаде, Дании и Норвегии, минимальный альтернативный налог определяется исходя из пересчета вычетов из дохода, т. е. определения вычетов по правилам, отличающимся от действующих при определении базы налога на доходы корпораций. В США минимальный альтернативный налог рассчитывается посредством некоторых корректировок и прибавления определенных налоговых льгот к доходу. В Латинской Америке — а именно в Аргентине, Эквадоре, Мексике и Перу —
использовался минимальный альтернативный налог, который определяется исходя из величины валовых активов. В некоторых случаях он был отменен, например, в Перу в 1999 г. его заменили схемой минимальных авансовых платежей по налогам на доход, определяющихся как большее из прогрессивного налога на чистые активы и налога по плоской ставке, применяемой к прибыли предыдущего года [10].
Важнейшим фактором изменения налоговой политики, проводимой в настоящее время, является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы в контексте стимулирования активности развития сектора МП, в том числе через механизм налоговых льгот. В зависимости от направления государственного воздействия, с целью стимулирования развития малого предпринимательства, представляется логичным выделение двух категорий инструментов: налоговые льготы и налоговые стимулы. Определение понятия «налоговая льгота» закреплено в налоговом законодательстве России (ст. 56 Налогового кодекса РФ1).
Общность целей введения и механизма воздействия на поведение налогоплательщика позволяет отождествлять экономические льготы с разновидностью налоговых стимулов в виде поощрений. Общее между понятием сущности налоговых льгот и налоговых стимулов состоит в том, что их предоставление приводит к прямым сокращениям доходов государственного бюджета. Учет потерь или дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней позволяет анализировать эффективность применения инструментов налогового стимулирования и налоговых льгот для малых предприятий и осуществлять оценку по группам стимулов и льгот в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей.
Система налоговых стимулов, направленных на поощрение создания рисковых фирм, значительно различается по странам. Общим для всех государств является освобождение таких фирм от налогов в течение первых лет существования и значительные налоговые скидки в дальнейшем.
Так, во Франции, где сложившаяся система стимулов, направленных на развитие рисковых предприятий, считается наиболее сложной, существует специальная программа, по которой предприниматели могут получить кредит, необходимый для открытия собственных фирм, по специальной льготной процентной ставке. Проценты по ссудам освобождаются от налогообложения. Есть также специальные скидки для стимулирования инвестиционного поведения [11].
По нашему мнению, налоговое стимулирование и поддержка малого бизнеса должны сопровождаться комплексом следующих результирующих эффектов:
- социальный — обеспечение занятости части населения, создание новых рабочих мест;
- рост доли экономически активного населения, улучшение условий жизни за счет предпринимательских доходов;
- сглаживание диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;
- финансовый — самообеспечение предпринимательства и членов их семей, оплата труда наемных работников;
- бюджетный — поступление налогов и платежей в бюджетную систему, обеспечение собственной доходной базой субфедеральных и местных бюджетов;
1 Налоговый кодекс РФ : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
- экономико-стимулирующий — увеличение числа собственников, конкурентный отбор эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития;
- создание конкурентной среды для других форм бизнеса;
- инновационно-инвестиционный — разработка и внедрение технологических, технических и организационных нововведений и инноваций;
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний посредством освоения новых рынков.
Налоговые льготы должны применяться в том числе и с целью стимулирования переориентации теневой деятельности в официальный сектор экономики субъектами МП. По мнению А. Е. Кальсина: «Система налоговой мотивации (стимулирования), как активности личного фактора выступает как бы общей основой развития, выявления и использования источников экономического развития, поскольку именно человеческий фактор имеет здесь решающее значение. Система налоговой мотивации должна быть настолько гибкой и действенной, чтобы улавливать изменения в материальном и нематериальном производстве, соответственно самосовершенствоваться и оказывать стимулирующее воздействие на экономический рост через взаимоувязанную систему экономических интересов» [3, с. 50].
Оптимизация налогооблагаемой базы, уровня налоговой нагрузки, доходов бюджета от деятельности малых предприятий должна учитывать интересы и государства, и предпринимателей.
Проблемным остается вопрос государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе с использованием механизма налогового стимулирования. Так, В. Ю. Буров считает, что «Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства предполагает обоснование теоретико-методологических подходов к его регулированию, включающих формирование концептуальных основ и механизма их практической реализации в целях придания предпринимательству нового импульса в его развитии, ...подкрепленного мерами государственного регулирования с использованием инструментарно-методических средств системного подхода к объекту управления» [1].
У исследователей существуют различные подходы решения данной проблемы. Например, Б. М. Широков предлагает использовать современные рыночные модели многократным использованием стандартных методов решения задач линейного программирования, что связано с необходимостью автономной вариации налоговой ставки на прибыль от реализации определенного вида продукции [9, с. 312].
В контексте рассматриваемых проблем предлагаем следующие подходы по созданию адекватных экономических условий субъектам МП:
1. Формирование научно-методологической базы по исследованию состояния сектора МП, учитывающей специфику региона и отрасли, с применением математических моделей.
2. Проведение на постоянной основе исследований, мониторинга, экспертных оценок состояния и проблем развития сектора МП.
3. Снижение маргинальных ставок налогов на основе модели Лаффера и оплаченной цены доступа.
4. Реформирование системы налогообложения, применяемой малыми предприятиями: совершенствование специальных налоговых режимов; внедрение механизма оптимизации НДС при работе с крупными предприятиями.
5. Оптимизация величины единых страховых взносов и НДФЛ для малых предприятий.
6. Минимизация издержек функционирования деятельности малых предприятий в официальном секторе экономики.
При этом внедрение мотивированного механизма льготного налогообложения для малых предприятий с целью стимулирования развития сектора МП должно учитывать:
- переориентацию деятельности малых предприятий в официальный сектор экономики;
- отраслевую специфику, имеющую региональную востребованность;
- инновационную направленность деятельности малых предприятий;
- социальную значимость для территории.
Список использованной литературы
1. Буров В. Ю. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности региона / В. Ю. Буров, В. И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 242 с.
2. Буров В. Ю. Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления несовершенства налоговой системы / В. Ю. Буров, Л. А. Бурова // Бюджетная политика сбалансированного регионального развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. г. Волгоград, 23-27 мая 2013 г. — Волгоград : Изд-во ВолГУ,2013. — 272 с.
3. Кальсин А. Е. Экономические интересы и налоговая мотивация в системе государственного регулирования экономики / А. Е. Кальсин // Теоретическая экономика. — 2012. — № 1. — C. 46-54.
4. Киреенко А. П. Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов / А. П. Киреенко // Налоги и финансовое право. —2012. — № 9. — С. 164-171.
5. Кучеров И. И. Налоговое право России / И. И. Кучеров. — М. : ЮрИнфоР, 2006. — 448 с.
6. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике : материалы Всерос. науч. конф. — М. : Научный эксперт, 2007. — С. 360-374.
7. Санина Л. В. Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства иркутской области / Л. В. Санина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2014. — № 1. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18738.
8. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 383 с. — (Сер. «Magister»).
9. Широков Б. М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства / Б. М. Широков. — М. : Финансы и статистика, 2010. —496 с.
10. Шкребела Е. В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения / Е. В. Шкребела ; под ред. С. Г. Синельникова-Мурылева, И. В. Труни-на. — М. : Изд-во ИЭПП, 2008. — 163 с.
11. Юшкова О. О. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / О. О. Юшкова, Н. И. Малис // Аудит и финансовый анализ. — 2002. — № 1. — URL : http://www.auditfin.eom/fin/2002/1/ryushkova/ryushkova.asp.
References
1. Burov V. Yu., Samarukha V. I. Tenevaya ekonomika v sisteme predprinimatelskoi deyatelnosti regiona [Shadow economy in the region's entrepreneurship system]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 242 p.
2. Burov V. Yu., Burova L. A. Evasion of taxes by small businesses as a form of imperfection appearance in the taxation system. Byudzhetnaya politika sbalansirovannogo re-gionalnogo razvitiya. Materialy Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya g. Volgograd, 23-27 maya 2013 g. [Budgetary policy of the balanced regional development. Materials of International Research and Practice Conference, Volgograd, 23-27 May, 2013]. Volgograd, VolGU Publ., 2013. 272 p.
3. Kalsin A. E. Economic interests and tax motivation in the system of state regulation of economy. Teoreticheskaya ekonomika - Theoretical Economics, 2012, no. 1, pp. 46-54 (in Russian).
4. Kireenko A. P. Difference and interrelation of the shadow economy and tax evasions. Nalogi i finansovoe pravo - Taxes and Financial Law, 2012, no. 9, pp. 164-171 (in Russian).
5. Kucherov I. I. Nalogovoe pravo Rossii [Taxation Law of Russia]. Moscow, YurlnfoR Publ., 2006. 448 p.
6. Peskova D. R. Shadow economy and economic growth — mutual interaction directions. Gosudarstvennaya politika protivodeistviya korruptsii i tenevoi ekonomike. Mate-rialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Government anti-corruption policy and shadow economy. Materials of All-Russian Scientific Conference]. Moscow, Scientific Expert Publ., 2007. Pp. 360-374 (in Russian).
7. Sanina L. V. Problems and prospects of financial support for small and medium business in Irkutsk oblast. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki iprava) (elektronnyy zhurnal) - Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2014, no. 1. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx-?id=18738 (in Russian).
8. Maiburov I. A., Kireenko A. P., Ivanov Yu. B. (ed.) Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax Evasion. Problems and Descisions]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2013. 383 p.
9. Shirokov B. M. Malyi biznes: finansovaya sreda predprinimatelstva [Small Business: Financial Environment of Entrepreneurship]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2010. 496 p.
10. Shkrebela E. V., Sinelikov-Murylev S. G., Trunin I. V. (eds) Nalogooblozhenie malo-go biznesa v Rossii: problemy i perspektivy resheniya [Taxation of Small Businesses in Russia: Problems and Decision Prospects]. Moscow, IEPP Publ., 2008. 163 p.
11. Yushkova O. O., Malis N. I. Taxation of small businesses. Audit i finansovyi analiz - Audit and Financial Analysis, 2002, no. 1. Available at: http://www.auditfin. com/fin/2002/1/ryushkova/ryushkova.asp (in Russian).
Информация об авторе
Бурова Лидия Александровна — старший преподаватель, кафедра экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, e-mail: [email protected].
Author
Lidiya A. Burova — Senior Lecturer, Chair of Economics and Accounting, Zabai-kalsky State University, 30 Aleksandro-Zavodskaya Str., 67039, Chita, Russia, e-mail: [email protected].